Главная » 2013 » Ноябрь » 8 » Красота – это страшная сила (Надежда КАХАНОВА)
21:21
Красота – это страшная сила (Надежда КАХАНОВА)
В интернете, в городских СМИ и просто на улицах города постоянно идет активное обсуждение того, как преображается Степногорск накануне своего 50-летнего юбилея. Долгое время умы наших горожан занимало качество нового дорожного покрытия, но в последние дни у них появился не менее интересный предмет для обсуждения - фонтаны. Мнения высказываются самые разные, но большинство все-таки сходится в одном: фонтаны выглядят слишком помпезно, громоздко и являются абсолютно чужеродными элементами для нашего города.
Предвижу реакцию городских властей: вот, дескать, сколько ни делай хорошего для города – все равно все и всем недовольны. Да нет – мы довольны. Довольны тем, что дороги приводятся в порядок (об их качестве мы сейчас не говорим), тем, что тротуары и места отдыха появляются. Только нам, горожанам, хотелось бы, чтобы при этом сохранялось уважение к истории нашего города, чтобы новое не уродовало уже существующее. Я, например, совсем не разделяю восторга некоторых городских СМИ по поводу «великолепия» взлетающих фламинго. В чем тут великолепие? Во-первых, тяжеловесная, серая скульптурная композиция не имеет ничего общего с красотой и изяществом этих птиц. А во-вторых, какое отношение фламинго и пеликаны имеют к площади, где с правой стороны находится торговый центр под названием «Казахстан», а с левой – гостиница «Степногорск»? Ведь если вспомнить историю этой площади, то первоначально круглый ресторан именовался «Лотос» и фонтан перед ним тоже был сделан в виде лепестков лотоса. Позже цветок разобрали и заменили на нейтральные шары. С одной стороны, это выглядело простовато, а с другой – простенько, но со вкусом. Во всяком случае, куда лучше той кучи металла, что загромождает сейчас маленькую и такую уютную прежде площадь. Правда, авторы обещают, что красоты фонтану добавит подсветка плюс особый рисунок, созданный струями воды. Возможно, подсветка, действительно, исправит ситуацию в вечернее время, но вот днем смотреть на это, с позволения сказать, произведение современного искусства как-то не очень хочется.
Ну, хорошо, я, как и подавляющее большинство наших горожан, человек далекий от премудростей архитектуры. Может быть, мы что-то и не понимаем. Так давайте спросим об этих занимательных элементах в отделке Степногорска настоящего профессионала - бывшего главного архитектора города, члена Союза архитекторов Казахстана – Анатолия Николаевича Рыльцева.
Наш разговор о новых фонтанах постепенно ушел глубоко в историю Степногорска. Анатолий Николаевич с ностальгией вспоминал о том, какое отношение к строительству существовало в нашем городе прежде. Тон всему задавал прочный творческий союз: единый генеральный проектировщик, единый генеральный подрядчик и единый генеральный застройщик. Все, что имеет город – от здания акимата до монумента Победы в парке, разрабатывали новосибирские проектировщики. Причем, строительство города велось комплексно. Это означает, что в каждый квадратный метр жилья изначально закладывались расходы на транспортные и коммуникационные системы, на объекты соцкультбыта и декоративно-прикладные сооружения. Благоустройство увязывалось с застройкой так, чтобы соблюсти гармонию в решении всего комплекса. Поэтому ничего в нашем городе не появлялось случайно. Даже каскадные фонтаны – один вдоль гостиницы «Степногорск», другой в сквере «Легенда степей» должны были выполнять не только эстетические функции, но и экологические. При их создании в зонах отдыха горожан в расчет брался наш не очень благоприятный климат. С той же целью делали и так называемые «разрывы» в асфальте, то есть, цветочные клумбы на площади, которые недавно благополучно были погребены под брусчаткой. Практика застройки Степногорска была настолько уникальна, что изучалась на республиканском творческом семинаре по градостроительству Союза архитекторов Казахстана. Известные казахстанские художники и скульпторы называли облик нашего города «высокохудожественным». А в 80-е годы целый ряд людей, причастных к созданию этого самого облика, получили золотые и серебряные медали главного комитета ВДНХ СССР.
Анатолий Николаевич рассказал о том, как бережно и вдумчиво проектировщики подходили к украшению Степногорска произведениями декоративно-прикладного искусства. Как известно, в конце 70-ых годов по приглашению того же новосибирского проектного бюро в наш город приехала Наталья Вяткина - известный московский скульптор, член союза художников СССР. Прежде чем приступить к работе, Наталья Николаевна не один день просидела в библиотеке, изучая историю края, знакомясь с казахскими легендами и поэзией. Все свои эскизы она согласовывала с проектировщиками, стараясь «вписать» свои творения в уже созданный ими образ города. Так рядом с кинотеатром «Юность» (ныне ДК «Мирас») появилась скульптурная группа, олицетворяющая юность, а сквер за гостиницей «Степногорск» украсила скульптурная композиция «Легенда степей», созданная по национальным мотивам. Это же имя получил и сам сквер. Была еще одна скульптура под названием «Степь», установленная в 1985 году за ДК «Горняк». Неизвестно, кому она помешала (а может, наоборот, понравилась), но скульптура, изображавшая девушку, лежащую посреди ковыльной степи (степногорцы в шутку называли ее «Женщина в камышах»), как-то тихо и незаметно перекочевала в район кинотеатра «Айгуль», а потом и вовсе исчезла в неизвестном направлении.
Кстати, в связи с этими скульптурами хотелось бы сказать вот о чем. Похоже, что «Степь» утеряна для Степногорска навсегда, но ведь «Легенда степей» и «Юность» по-прежнему являются достопримечательностью нашего города. А между тем, разработчики нового генерального плана развития Степногорска заявили: «Памятников архитектуры на территории Степногорской городской администрации нет». Выдающихся зданий в Степногорске, может быть, и нет, но чем не угодили нынешним проектировщикам скульптурные творения Натальи Вяткиной - между прочим, лауреата международных конкурсов керамики и скульптуры? Похоже, такое заявление сделано исключительно для того, чтобы развязать себе руки в будущем. Ведь тогда можно в городе «городить» что угодно, не согласуясь с его историей, традициями и стилем. Можно не заботиться о сохранности тех же скульптур, которым давно уже требуется реставрация. Когда совсем развалятся, можно просто вывезти их на свалку, да и дело с концом. Засыпали же в свое время землей бассейны каскадного фонтана за гостиницей «Степногорск», а теперь и бассейны второго каскада - перед гостиницей. И ничего - горожане пережили такую потерю. А стоило бы вспомнить, что буквально год назад руководством города принимались решения о воссоздании прежнего облика города, восстановлении былых архитектурных объектов и, что важно, соединения с ними новых форм в единую тематическую композицию. Именно с такой целью в Степногорск был приглашен председатель правления Союза художников Астаны Коныр Мухамедиев, который, выслушав все предложения по эстетическому обустройству города, пообещал украсить его «красивыми, сказочными архитектурными формами». Между прочим, тогда же было принято решение отремонтировать все каскады фонтанов.
Решения – на бумаге, а на деле - что? Чего только стоит одна «Птичья гавань», облюбовавшая для гнездования площадь у ТЦ «Казахстан». И если бы авторы проекта лично не пояснили свою задумку через городскую прессу, то горожане в жизни не догадались бы, что разновеликие лепестки – это воды родника, а золотой шар – это священное дерево Байтерек. И дело даже не в том, что огромный шар на карликовых ножках ничем не напоминает священное дерево, - вопрос в другом: почему снова Байтерек? Никто не спорит, легенда, связанная с ним, интересна, но в богатой казахской литературе есть немало других, не менее интересных легенд. Такое впечатление, что Байтерек – это любимая тема всех художников и архитекторов страны. В разных вариантах его можно встретить в каждом населенном пункте - от столицы до самого захудалого поселка (как раньше – бюсты Ленина). А где хваленая индивидуальность Степногорска? К тому же, как сказал Анатолий Рыльцев, в нашем случае оба новых фонтана не подходят по масштабу. Они слишком громоздкие, закрывают обзор, а кроме того, считает архитектор, чересчур высокий бортик главного фонтана, к тому же, облицованный скользкой плиткой, в будущем грозит детским травматизмом. Ведь, как бы мы ни запрещали, все равно дети полезут туда купаться, разве что городские власти выставят у фонтана круглосуточный полицейский пост. По мнению Анатолия Николаевича, все это делалось впопыхах, подгонялось под юбилей города, не принимая во внимание последствия. И потом, на содержание прежних, небольших фонтанов в городском бюджете вечно не хватало денег, а теперь на содержание огромных, новых фонтанов их потребуется значительно больше – и где же их взять?
А еще Анатолий Николаевич Рыльцев вспомнил о том, как при создании индивидуального облика нашего города проектировщики учитывали климатические условия, использовали природные материалы и особенности ландшафта. К примеру, был разработан единый план благоустройства детских площадок в микрорайонах. Каждая из них имела определенную игровую тематику, и на каждой были установлены декоративные навесы с ветрозащитными стенками. Даже в оформлении территории детских садов принимали участие профессиональные художники и скульпторы. Кое-что от прежних красот сохранилось до сегодняшнего дня. Например, сказочные скульптуры из дерева в районе 3-21 и на территории детского сада «Иван Царевич», автором которых является известный степногорский художник Виктор Маковский. К сожалению, его замечательные работы на территории парка культуры и отдыха, так любимые городской детворой, тоже утрачены для нас навсегда. Хорошо хоть не посягают пока наши новые проектировщики на оставшиеся произведения декоративно-прикладного искусства, к каковым относятся, например, чеканка на фасаде музыкальной школы, мозаичные панно на фасадах СШ №1 и гостиницы «Степногорск». Все они, а также монумент Победы в парке культуры и отдыха разрабатывались новосибирскими архитекторами специально для Степногорска. А вот пара оленей, что украшает кольцо в 6 микрорайоне, возможно, вскоре переедет в другое место. Она, конечно, не является выдающимся произведением искусства, но определенную ценность все-таки имеет, поскольку отлита на знаменитом Каслинском заводе, была подарена городу жителями Макинска и уже лет двадцать, как стала своеобразным символом Степногорска. Лишь бы этих оленей не постигла судьба «Женщины в камышах», а их самих не заменили на очередных пеликанов или жирафов.
Да, много чего у нас было хорошего и что неплохо было бы снова возродить или довести до конца. И это касается не только архитектуры. Кто помнит, например, что на речке Аксу существовал когда-то хороший пляж с зонтиками, лодочной станцией, тенистой аллеей со скамейками и киоском по продаже прохладительных напитков? А теперь искупаться в жаркий день, и то негде. Вернее, есть где, но только за деньги. При этом условия оставляют желать лучшего. А знаете ли вы, уважаемые читатели, что в свое время в Степногорске чуть было не построили новый аэропорт и кондитерскую фабрику? Развал СССР не дал тогда довести начатое до конца. Если же продолжить разговор об архитектуре, то хорошую, на мой взгляд, мысль высказал в свое время начальник отдела культуры и развития языков Иван Ковцур, который предложил сделать каждый микрорайон тематическим и обозначить его своей скульптурой. Может быть, стоило бы заглянуть в генеральный план, предусматривавший развитие Степногорска до 2000 года, и уже на его основе внедрять что-то новое, чтобы это новое дополняло облик города, а не портило его. А еще, говорят наши горожане, стоило бы привлекать к разработке таких проектов местных художников и архитекторов. Их почему-то незаслуженно забывают, или не доверяют их мнению, все больше стараются приглашать людей со стороны, которые не знают истории нашего города, не дорожат им, для которых Степногорск является чужим. А потому чужими для города и горожан оказываются их проекты. Они приходят и уходят, а мы вынуждены жить с тем, что после них остается.
А в заключение хочу сказать, что по поводу несоблюдения пропорций новых фонтанов Анатолий Рыльцев оказался абсолютно прав. Даже высокие бортики не скорректировали малую чашу бассейна по отношению к масштабам самого фонтана. Это доказал первый же пробный пуск воды, свидетелем которого стали наши читатели. Они едва успели увернуться от потоков воды, перехлестнувших борта бассейна и мгновенно заливших всю прилегающую территорию.
 
Надежда КАХАНОВА
 
 
 
 
 
 
Просмотров: 4346 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 05:08, 09.11.2013
Человек привыкает и привязывается к тому, что ему помнится с самого детства и окружает его в дальнейшем.
Из детства фонтан на центральной площади был для меня, как и для многих поколений, излюбленным местом спасения от жары, где можно было, и побарахтаться, и позагорать лежа на широком буртике.
Все время пока существовал фонтан, в том или ином виде надлежащем или несколько запущенном, но он всегда вызывал массу приятных положительных эмоций.
Сколько интересных, незабываемых фотографий можно увидеть в Интернете и на самом сайте «Престижа», в частности, в прекрасном исполнении Надежды Оленичевой, что это убедительно показывает его совершенную композицию, гармонично вписывающуюся в архитектурный ансамбль города.
Увы, теперь это еще одна страничка прошлого, оставшаяся в людской памяти и невольно запечатленная, как оказалось для истории…

Глядя на новый фонтан, что больше всего вызывает эмоциональное не восприятие всей этой помпезно-нагроможденной конструкции помимо всего прочего, так это надстройка в виде позолоченного существа с крылышками в образе птицы-девы, создающая лишнее присутствие и дополнительную смысловую нагрузку.
Фламинго с вздымающимися водами и вовсе какое-то чрезмерно-тяжелое и чересчур объемное нагромождение. Если все это оттуда целиком и полностью убрать и оставить один только бассейн, смотреться будет намного привлекательнее.

Спасибо Надежде Кахановой, что так обстоятельно осветила многие аспекты, касающиеся города и его достопримечательностей.
Не могу не восхититься!

Большой respect
avatar
0
2 Tyrael • 20:06, 09.11.2013
Птицы еще куда ни шло. А эта круглая штуковина, издалека похожая на летающую тарелку, имхо, смотрится ужасно. Старый фонтан был намного красивее.
avatar
0
3 Лариса • 14:57, 16.11.2013
Спасибо, Надежда и aleksandrkarelin. Мысли совпадают. Я бы еще сказала, что фламинго налепили слишком много, как голубей у Казахстана. А ведь птица из Красной книги. Да, каскады фонтанов, которые называли степногорской Венецией, безвозвратно утрачены. Впервые увиденная девушка-птица на фонтане у ДК вызвала у меня вообще приступ истерического хохота переходящего в слёзы. Необыкновенно сильно эмоциональное воздействие шедевра на слабую психику. Сейчас, проходя каждый день мимо, глаз уже пообвыкся и так не реагирую. Даже нравиться начинает.Гнездо. А девушка никак. Но поздно обсуждать, хорошо что у степногорцев появляются места для прогулок и встреч. Будем радоваться тому что есть.
avatar