В минувшую субботу в ЦДК «Горняк» прошел отчетный концерт этого народного ансамбля. Практически весь зал оказался заполненным почитателями хореографического искусства. И немудрено! Коллектив насчитывает более ста воспитанниц. А какие родители и бабушки с дедушками откажут себе в удовольствии полюбоваться дочками и внучками на сцене?
«Радуга» – один из старейших танцевальных коллективов города. Он еще в 1975 году был удостоен почетного звания «Народный самодеятельный коллектив». Уже много лет руководит им воспитанница Валентины Афанасьевны Костенковой Надежда Долженко. За десятилетия деятельности репертуар ансамбля давно превысил триста постановок самого разного характера и тематики. Сегодня «Радуга» объединяет детсадовцев, учащихся школ и колледжей, а также взрослых.
Ожидание начала программы было недолгим. В зале тухнет свет, а из колонок слышатся мощные басовые удары боевых барабанов. Это открыл программу танец «Жанартау» в исполнении старшей группы ансамбля. На LED экране бы видим древнего воина в доспехах, в остроконечной, отороченной мехом шапке-малахае. Может быть, это погибший в битве с превосходящими силами Кира Великого Рустам, муж царицы массагетов Томирис? Или какой-нибудь древний батыр?
Танцующие в дыму, расплывающемуся по сцене, тоже в доспехах. Но вот в относительно нейтральные переливчатые звуки народных музыкальных инструментов пробивается тревога барабанных ударов, а после и вовсе все явственней слышится дробь. Просыпается вулкан Жанартау. Врагам несдобровать! Воительницы, забыв о беспечной молодости, скачут навстречу опасности. Всадницы лавой текут навстречу врагу, чтобы погибнуть или победить. В руках у них мечи, боевые знамена развеваются на ветру. Отступление невозможно, впереди только победа! Мне почему-то снова видится царица Томирис, во главе отряда женщин ударившая в ряды персов, вторгшихся в родную степь. Враг повержен. Воительницу поднимают на кошме в знак признания победы и царского величия...
А ведущая Наталья Великодная объявляет о начале отчетного концерта под названием «Танцуй со мной». Следующий номер – татарский танец «Каблучок», его исполняет хобби-класс, в котором занимаются женщины из числа родителей и бабушек участников ансамбля. Под традиционные наигрыши с переливами татарской мелодии на сцену выбегают танцорши в бордового цвета платьях с оборками и длинными расклешенными рукавами, в такого же цвета шальварах, в бархатных жилетах, атласных передниках и тюбетейках с газовыми накидками. Движения их быстры, для шага и бега в татарском танце характерна припрыжка, частые махи вправо-влево руками и покачивание головой. То выворачивая носки туфель, то постукивая каблучком, они разбиваются по парам, выстраиваются в линеечку по диагонали и кружатся, кружатся, взявшись за руки или сцепившись сгибами локтей. Для довольно быстрого темпа получается неплохо.
Народный танец обрывается, слышатся ритмы современные. Гляжу в программу, там под номером 3 значатся «Веселые мартышки». А из-за кулис надвигается ватага девчонок в боевой раскраске мордашек, в белых футболках и желтых юбочках. Две из них «крутят колесо», а в зал уносятся хулиганистые утверждения из мультика про мартышку с выводком беспокойных детишек: «В каждом маленьком ребенке, И мальчишке, и девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, Ногами дрыгать, А иначе он взорвется. Трах-бабах – и нет его!» Безобразничают на сцене девчата с толком: приплясывают, притоптывают, вскидывая руки вверх, садясь на пол спина к спине, делая кувырки, задирая ноги в белых колготках и снова притоптывая... То шагая, то пританцовывая, то ползая на четвереньках, они демонстрируют неуемную энергию и оптимизм, присущие этой поре жизни. Зрители оценивают номер громом аплодисментов.
А со сцены льются аккорды саратовской гармони с перезвоном колокольчиков. Это танец «Задоринки». Начинается проходка. В желтых приталенных блузках и кокошниках с лентами, в темно-синих расклешенных юбках с цветами, в коричневых полусапожках, одна за одной грациозно вышагивая и приплясывая, выходят девушки старшей группы. В мелодию русского перепляса вплетаются балалайка и свист на бересте. Ритм отбивает бас-балалайка. А девушки состязаются в умении кружиться на месте или обходя сцену по кругу. Темп убыстряется, партию ведет гармонь под девичьи длинные «у-у-ух». А девчата изощряются, выкаблучиваются, ставя ножку то на пятку, то на носок, кружась и выдавая «дробушечку». Противостоят они друг другу то парами, то группами по пять человек, приседая и притоптывая, кружась, наступая и отступая. Темп еще ускоряется, танцующие образуют круг. Откуда у них силы берутся? Кажется, танец оборвался, но нет, вдруг замедлившись, он дает еще несколько ударов и только под долгий женский вопль останавливается. Все! Зал врывается ответными криками и аплодисментами. А танец после остановки вновь продолжается! Замершие на секунду девушки, притопывая, покидают сцену, но одна никак не хочет уходить, кружится, пока подруга не одергивает затанцевавшуюся – пора другим уступить место!
Следующий номер – хореографическая картинка «Белорусский шуточный» с единственным хлопцем в ансамбле. Мелодия по темпу близка к польке, но похожа и на белорусский краковяк. Но тот танец парный, а здесь на шесть девок один хлопец. Вот он и пытается то с одной парой девчат покружиться, то другую обхаживает. В общем, парень оказался нарасхват, поэтому и всячески набивает себе цену. В итоге, так и не определившись, он остался один.
И стар и мал
И снова на сцену под встречные вопли и аплодисменты высыпает команда девчонок в желтых и темно-зеленых платьях и белых колготках. Но здесь, как вижу, – самые маленькие, от лет четырех, наверное, и чуть старше. Да, это младшая группа ансамбля. Представляю, что испытывает детвора на сцене! Об этом и слова песни, под которую они танцуют: «Я на сцену выхожу, В зал от страха не гляжу. Вам легко смотреть из зала, Как на сцене я дрожу. Ручка ходит не туда, Ножка ходит не туда, Наша тетя хореограф Скажет: «Не беда!» Танец и песня называется «Раз ладошка, два ладошка». Припев песни отвечает чувствам зрителей, большинство из которых – мамы и бабушки этих милых девчушек: «Раз ладошка, два ладошка. Я пока что не звезда. Если нравлюсь хоть немножко, Вы похлопайте тогда». Зрители хлопают, а малышня старательно делает предписанные хореографом движения: притоптывает и прихлопывает, делает наклоны и шаги, приседает и подпрыгивает, взмахивает или встряхивает руками. Конечно, не у всех и не все получается, но главное – на лицах детей видны старание и радость. Номер умиляет!
Контрастом с ним выступает следующий. На фоне затемненного экрана под редкие удары по струнам домбры на сцену выплывают девушки в длинных белых одеяниях, в тюбетейках с перьями на макушках. Движения их плавны, грациозны. Девушки напоминают плывущих по водной глади лебедей. Тут раздаются лебединые клики, снимая все сомнения, этот танец называется «Аққу кербез». Темп убыстряется, к домбре подключаются шанкобыз и другие народные инструменты, а на сцене совершаются плавные, но четкие перестроения в шеренгу, две колонны. Они по диагонали движутся навстречу, взмахивая руками-крыльями, делают наклоны, приседания. В танец включаются движения, присущие народному танцу. Это уже не лебеди, а казахские девушки за домашней работой, каким-нибудь рукоделием. Под лебединые крики девушки замирают, а одна в центре кружится, потом происходит очередное перестроение, движения по кругу, по диагонали, в двух кругах... Теперь девушки расходятся, становятся в пары, освобождая место солистке. Темп снова замедляется, вновь следует волшебное превращение девушек в лебедей.
На экране – поле подсолнухов, а на сцену под пересвист и балалаечные наигрыши в красных сарафанах с крупными цветами по подолу выходят две пары плясуний, это снова хобби-класс. Довольно медленный темп танца позволяет чеканить шаг, отбивать ритм то носком, то каблучком туфель. Количество женщин на сцене прибавляется, темп убыстряется, каждая демонстрирует умение кружиться, отбивать дробушечку, делать махи и зашагивания, топать то каблучком, то носочком, не забывая при этом улыбаться. Вижу за кулисами Надежду Игоревну, она, встав лицом к танцующим, тоже притоптывает, припрыгивает... Тут одна из женщин под длинное «у-у-ух», кружась вокруг себя, еще делает большой круг по сцене. Взявшись руками за края широких подолов, танцующие вприпрыжку бегут по кругу, по диагонали, все это – под ритмичное хлопанье в ладоши из зала. Каждая делает персональный поклон, но это еще не конец, за этим следуют сольные движения и па в парах. Никак не хочется им заканчивать и уходить со сцены! Почему это? А секрет я разгадал благодаря названию танца – «Семечки!» С ними не так просто расстаться.
Ведущая объявляет: «Разноцветный салат». Исполняет средняя группа ансамбля». Под ритмичные звуки рок-н-ролла на сцену с характерным встряхиванием рук, как это, кажется, делала в фильме «Криминальное чтиво» Ума Турман, танцуя с Джоном Траволтой, вышагивают несколько шеренг девчонок в желтых, рыже-красных и почти фиолетовых париках. Одежда их тоже яркая, чуть ли не клоунская. Одна штанина длиной по щиколотку и с бахромой, другая представляет собой шорты. Они тоже ярких, броских цветов, как и футболки и топы с бахромой. Слова песни служат инструкцией к этому танцу: «А ну давай подергаем головой. А ну давай подрыгаем вот так ногой. А ну давай расстегивай свой пиджак! А ну подвигай бедрами. Во! Вот так! Теперь добавь энергии в пальцы рук, Теперь вокруг оси своей сделай круг...». В общем, получается танец – термоядерная смесь: «Сделай шаг вправо, сделай шаг влево, хлопок, поворот – Вот основа припева, Двигайся, прыгай, тряси волосами... А ну-ка попробуйте сами!»
Эстрадный номер сменяется танцем на тему песни Рады Рай «На Ивана Купалу». На фоне закатного неба и реки (эффект тумана создает дым-машина) в белых длинных сорочках-вышиванках выходят на сцену девушки с венками на головах и в руках. Это старшая группа ансамбля. Танец являет собой причудливое сочетание движений народного танца с балетом и элементами эстрадного с резкими махами и как бы ударами ног. Смешение звуков, движений словно погружает зрителя в атмосферу отчасти мистического, колдовского действа. Тут и поиски волшебного цветка папоротника и приворотной травы, пляски у костра, прыжки через него, катание горящих колес с горы, купание в росе, гадание на суженого, бросая венки в реку...
Мистическую опасность прерывает реальная – ведущая предупреждает: «Бойтесь! К вам плывут пираты!» Это подтверждают гром и взвизги, присущие рок-н-ролу. На экране появляется парусник с «Веселым Роджером» на носу. А вот и ватага в черных юбках, белых рубахах и красных косынках. Они, кажется, готовы смести все на своем пути. С другой стороны сцены вываливается еще одна веселая компания! Девчата здорово вошли в роль пиратов. Тут и кувырки, и другие движения, свойственные акробатическому рок-н-роллу, прыжки а-ля Костя Райкин. Не хватает только стрельбы из пистолетов и захвата пленных из зрительного зала.
Стремительно появившись, пираты также быстро исчезли, а у нас на сцене снова идиллическая картинка – с русским хороводом. Плывя по-лебединому, в традициях ансамбля «Березка», выходят на сцену в зеленых сарафанах до пят женщины хобби-класса. На зрителей движения в хороводе производят какое-то магическое действие.
Не только танец
Позади осталась половина программы. Только сейчас, тринадцатым по счету номером, звучит песня. Это «Нас бьют – мы летаем», солирует Еламан Муратханов. Вместе с ним номер исполняет старшая группа ансамбля, демонстрируя направление контемпорари. Следом, снова на контрасте, выходит младшая группа ансамбля. Танец на беззаботную песню называется «Разноцветные медузы». Технически он не так сложен, зато каждой девчушке нужно было постоянно держать в руке своеобразный зонтик со свисающими вниз лентами-щупальцами, размахивать им в такт, вращать, поднимать и опускать руки. Номер «Тамшы» в исполнении Еламана и ансамбля «Радуга» уже не однажды показывался на сцене «Горняка», давая возможность проявить во всей красе вокальные и хореографические данные исполнителей.
Единственным сольным танцевальным номером программы было выступление выпускницы «Радуги» Акнур Хаким, которая сейчас учится в высшем колледже культуры имени Акана Серэ. Технически и эмоционально танец был исполнен безупречно, о чем сказали бурные аплодисменты зрителей. За казахским танцем (опять на контрасте) последовала песня Элвиса Пресли «Cant' Help Falling In Love» в исполнении Ксении Башлыковой, за ней – танец «Алау» под перестук бубнов и завывания карнаев. Что-то в нем угадывалось узбекское, еще больше – индийское, ну а одна из частей стала просто чисто хип-хоповской.
Старшую группу сменяет средняя, ратующая за «Мир сладостей». Этот танец был недавно показан на отчетном концерте академического хора. А за ним следует «Красное танго». Этот испанский танец прозвучал очень мощно, дав возможность девушкам из старшей группы ансамбля передать всю его энергию и страсть. Глеб Громов исполнил на саксофоне хит Рэя Чарльза «Hit the Road Jack».
Завершила программу отчетного концерта танцевальная композиция «Танцуй со мной», в которой приняли участие все группы ансамбля «Радуга». Публика приветствует руководителя и балетмейстера ансамбля Надежду Долженко и концертмейстера Николая Шапошникова, а также выпускниц Мадину Шермагамбет, Анастасию Рыбакову и Валерию Крапивину, которым вручаются благодарственные письма, а в адрес мам звучат слова благодарности. Девочки, в свою очередь, делают традиционный поклон. Наконец, зрителям с букетами и подарками дают возможность подняться на сцену...
Владимир КРАСНИКОВ |