«Дорогая Елена Сергеевна» — эти три слова мгновенно вызывают в памяти людей среднего возраста и старше потрясающий фильм Эльдара Рязанова, премьера которого состоялась в 1988 году. Тот, кто один раз этот фильм посмотрел, не забудет его никогда. Немногие решатся посмотреть его во второй раз - уж слишком велика психологическая нагрузка. И надо сказать, немногие театры на постсоветском пространстве решались повторить опыт знаменитого режиссера. Тем более для меня стало неожиданностью известие о том, что степногорский Народный театр приглашает горожан на премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна».
До сих пор в репертуаре Народного театра преобладали спектакли комедийного жанра. И вдруг психологическая драма, да еще какая! Почему режиссер театра Виталий Самсонов решил взять именно эту пьесу – сложную, неоднозначную, мощную по силе эмоциональных переживаний? Сам Виталий говорит, что на эту мысль его натолкнули события, все чаще происходящие в школах в последнее время. Взять хотя бы недавний дикий случай, когда старшеклассник расстрелял учителя и сотрудников полиции, удерживая в заложниках своих же одноклассников. А хамство по отношению к учителю вообще стало обычным делом в современной школе. Необходимо, чтобы подростки увидели себя и свои поступки как бы со стороны, считает режиссер, чтобы школьники поняли, что учитель им не враг, а человек, который несет добро, и относиться к нему надо соответствующе. А главное, молодые люди должны уметь противостоять злу и чудовищным искушениям, которыми переполнен современный мир.
Вот с такими сверхзадачами и начались репетиции спектакля «Дорогая Елена Сергеевна». Изначально было решено, что все роли в спектакле будут играть степногорские старшеклассники. Спектакль задуман режиссером одноактным и по времени должен занять не больше часа. Наверное, это правильно. Его нужно играть и смотреть, как говорится, на одном дыхании. Несмотря на то, что все действие происходит в одной комнате с ограниченным количеством участников, спектакль вряд ли кому-то покажется скучным. Даже зритель, знакомый с оригинальной постановкой, найдет для себя нечто новое. К примеру, сцена насилия над Лялей представлена в виде ночного кошмара Елены Сергеевны. Есть и еще один оригинальный режиссерский ход, но по просьбе Виталия Самсонова мы не будем раскрывать заранее все секреты – пусть это станет для зрителя неожиданностью.
Пробная, если можно так выразиться, премьера спектакля уже состоялась некоторое время назад в городской библиотеке. Рассказывают, что зрители, а это были школьники и их учителя, не могли удержаться от слез. Побывав на одной из последних репетиций перед премьерой в ЦДК «Горняк», я тоже ощутила, как постепенно меня затягивает в водоворот чувств и эмоций, и с каждой минутой я все меньше обращала внимание на то, что Елена Сергеевна слишком молода, что Володя слишком статичен, а Витя слегка переигрывает. Все это стало неважным в той круговерти хитросплетений, происходящей на сцене, - от цинизма к высоким идеалам, от подлости к предельной честности, от жестокости к проявлениям великодушия.
А ведь начиналось все так обыденно: «Дорогая Елена Сергеевна! От имени и по поручению…» - это ученики выпускного 10 «б» класса пришли поздравить свою учительницу с днём рождения. Позже выяснится, что пришли они вовсе не потому, что искренне хотели сделать приятное любимой учительнице и одинокой женщине. Они пришли, потому что знают: у Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы по математике, и у каждого есть свой повод получить заветный ключ. Но Елена Сергеевна этого еще не знает и поднимает тост: «За ваше человеческое лицо!», не замечая, как из-под знакомых лиц ее учеников уже начинает проглядывать звериный оскал.
Однако дальнейшие события разворачиваются самым неожиданным образом для всех участников. В течение короткого времени каждый из компании друзей узнает о том, как близко темное дно его души, о том, что труден только первый шаг вниз, а потом стоит только легонько подтолкнуть - и… Елена Сергеевна в этот день тоже узнает много нового для себя, но эти знания станут для нее топором палача, занесенным над головой. Не каждая душа может выдержать такое, во всяком случае, не кроткая душа дорогой Елены Сергеевны. Четверть века назад история о том, как учительница, доведенная своими учениками до крайней степени душевного потрясения, кончает жизнь самоубийством, показалась зрителю чересчур жестокой. Сегодня целенаправленное моральное подавление несчастной женщины молодыми циниками уже не кажется нам таким уж неправдоподобным, но по-прежнему потрясает до глубины души.
Вот они сидят – скованные одной цепью, связанные одной целью, но при этом все такие разные: Ляля – девушка холодная и расчетливая, Витя – слабохарактерный, но, в сущности, добрый парень, Паша – перспективный молодой человек, изучающий Достоевского и намеревающийся многого добиться в жизни, и, наконец, Володя – главная движущая сила всей компании, этакий юный Мефистофель, играющий людьми словно фигурами на шахматной доске. И, вроде бы, стремление-то у него самое благородное – помочь одноклассникам, но, как оказалось, за высокими словами о «лицейском братстве» скрывается глубокое презрение к своим друзьям. В его глазах они всего лишь марионетки, которых всю жизнь кто-нибудь будет дергать за веревочки. А пока он сам с упоением исполняет роль кукловода. Глядя на то, как ловко он расставляет сети, все больше опутывая ими ребят, которых называет друзьями, как-то особенно остро начинаешь воспринимаешь слова Елены Сергеевны: «Не дай Бог испытать на себе подлость людей, которых минуту назад считал своими друзьями».
Все вышло совсем не так, как старшеклассникам виделось вначале. Они ведь только хотели сыграть подонков, а оказалось, что играть им нечего – они такие и есть. «Как же вам будет удобно жить... Круглые люди, у которых никогда не болит душа», - говорит Елена Сергеевна. Раздавленная тем, как поступили с нею ее ученики, она решает, что бессмысленно продолжать быть учителем, когда из детей вырастают такие чудовища. В итоге злополучный ключ оказался никому не нужен, но при этом он навсегда запер дверь в их прежнюю беззаботную жизнь. Униженные участием в грязном деле, собственным предательством, подростки, вроде бы, вышли из борьбы со своей учительницей победителями, но победа, добытая такой ценой, раздавит их самих.
Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» ориентирован, в первую очередь, на молодежь, но и взрослого зрителя он о многом заставляет задуматься. Темы, затронутые в нем, сегодня актуальны как никогда. Что происходит с молодыми людьми, выросшими в благополучное время, в благополучных семьях? Почему, делая первые шаги на пути к своей цели, они даже не сомневаются в том, что такими чудовищными способами возможно решать любые проблемы, оправдывая свои поступки тем, что борются они не против кого-то – борются они за себя? И как же страшно слышать от девушки, мать которой надрывается на трех работах, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды: «Если кто-то везет, отчего же не ехать?". А какими словами можно образумить юношу, который называет своего отца, порядочного человека, "самой обыкновенной интеллигентской размазней"? Интеллектуал Паша заявляет, что занимается проблемой происхождения зла, не замечая, что зло уже произошло – в нем самом. И ведь упрекнуть-то этих молодых людей не в чем. Как говорит по ходу пьесы тот же Паша: «Мы - ваши дети, кровные дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами! Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать». Эти слова, которые Паша, бросает в лицо своей учительнице, имея в виду весь взрослый мир, невольно заставляют задуматься: может быть, в том, что наши дети такие, действительно, виноваты мы сами?
А после того как закроется занавес, останется ощущение беспомощности и сумасшедшее желание найти ответы на все вопросы: как уберечь наших детей от потери нравственных ориентиров, от всеобщего вырождения культуры, как уберечь их души от зачерствения? Вот она – сила театра. Что тут еще можно сказать? Только одно: приходите 15 марта в 16 часов в ЦДК «Горняк». Вас ждет потрясающее театральное событие, какого на нашей сцене еще не было.
Надежда КАХАНОВА
|