Всякий раз, встречая на аллеях прогуливающихся или же тренирующихся степногорцев, говорю себе про то, что надо наконец начать регулярно заниматься хотя бы минимальным поддержанием нормального жизненного тонуса. А ведь и правда, если посещение парка сделать постоянным, польза будет очевидной.
Одна из моих первых в этом году прогулок состоялась 19 февраля. Собственно, тогда меня больше интересовало состояние ледяных фигур на площади. Но, дойдя сюда, я не отказал себе в удовольствии пройтись по аллеям парка. Заодно сделал несколько фотоснимков кормушек для птиц.
Степногорцы изготавливают их из пластиковых бутылок, тетрапакетов из-под сока, мастерят птичьи домика из дерева и фанеры. По всему парку вдоль пешеходных дорожек и в его глубине то и дело встретишь птичью столовую с зерном, крупой, семечками. Несколько домиков можно было бы назвать птичьими ресторанами. В посылочном ящике в качестве угощения вижу булку хлеба и еще несколько отрезанных ломтей. Неудивительно, что такой стол привлек не воробьев с синичками, а голубей и ворон. Замерзшая булка на солнце немного оттаивала, и голуби (их на ящике топталось трое, да еще на ветках рядом сидело несколько) смогли набить свои зобы.
Вообще, мне кажется, что для таких крупных птиц, как ворона, голубь, сорока, в городе вполне достаточно мусорных контейнеров. В парке же лучше всего озаботиться подкормкой мелких. После неожиданного снегопада в апреле, наверное, это было довольно актуально. А наблюдения за птицами я бы смело отнес к тем же вещам, на которые можно смотреть бесконечно.
Пора приняться за ремонт
После почти двухмесячного перерыва, 12 апреля, я снова совершил прогулку по парку. Еще зимой обратило на себя внимание изрядное количество скамеек и урн, требующих ремонта. Сейчас, когда установилась положительная температура воздуха, не мешало бы компании «ARB-СпецМонтаж» заняться восстановлением этих малых архитектурных форм.
На главной прогулочной аллее я насчитал 35 скамеек, если не сбился со счета на одну, не больше. Так вот у самого входа в парк, обозначенного двумя беседками, место под скамейку почему-то пустует, еще 12 штук требуют небольшого ремонта. Это замена поломанных или вырванных досок. Еще у одной подкосились металлические ножки, видимо, во время чистки аллеи от снега техникой придавило. Та же картина наблюдается с парой-тройкой урн. Кроме того, с большей части скамеек слезла краска, а как известно, неокрашенная и не обработанная олифой или лаком древесина быстро приходит в негодность под влиянием природных факторов. Не забыли на скамейках и урнах заявить о себе молодые посетители парка, отметившиеся глупыми надписями краской и маркерами.
В двух-трех местах асфальт на дорожке пошел трещинами. Восстановлением его уже, конечно, должно заняться не ТОО «ARB-СпецМонтаж», которому предписано обеспечивать санитарию на вверенном участке.
Спортсмены, которые круглый год бегают по аллеям, с первой весны после окончания работ под названием «Средний ремонт лесопарковой зоны» отмечали несколько существенных огрехов. Один из них – недостаточное количество водопропускных труб, да и те, что установили кое-как, свои функции выполняют тоже на «троечку». Вода же скапливается на асфальте, подмерзает и разрывает не такое уж мощное покрытие.
Объявить охоту на «подснежники»
Как только под лучами весеннего солнца обнажаются проталины, на них мы видим следы пребывания здесь интересной особи под названием stultum hominem – «человек неразумный». Внешне он не отличается от другого примата, которого величают homo sapiens, но, оправдывая свое название, норовит пометить территорию, которая-то ему и не принадлежит. Неразумный. Что с него возьмешь?! Хотя он тоже, как его более развитый в нравственном отношении собрат по классу, может испытывать положительные эмоции при виде пахучей зелени, цветов, щебета птиц. А настораживает то, что ему каким-то непостижимым образом передаются типичные признаки, свойственные представителям семейства парнокопытных, подотряда свинообразных. Те в поисках еды или устройства лежки могут перепахать землю, перетоптать и уничтожить все, что захочется. Они не понимают, как крыловская свинья под дубом, подрывая его корни в поисках желудей, уничтожает свою кормовую базу. Вот и в нашем парке сегодня полно «подснежников», бездумно разбросанных под кустами и деревьями.
В самом начале месяца, идя из больницы домой, я срезал дорогу, направившись в сторону обелиска Славы. Сразу же наткнулся на кучу валежника в кустах с россыпью бутылок и пакетов. Вижу изменения на старой круглой танцплощадке, которая раньше располагалась почти сразу за бывшим шахматно-шашечным клубом, теперь – центром спортивного досуга. Пробившиеся сквозь асфальт деревья спилены. Рядом уложены друг на друга, образуя сцену со ступеньками, две большие бетонные плиты. А поодаль, под деревьями, – куча автомобильных покрышек, штук десять. Что они, интересно, делают здесь?
Укажу также на неприятное наблюдение, сделанное тогда и отмечаемое затем после, – лошадиные «яблоки» как в этой части парка, так и в других, рядом с беседками и непосредственно на пешеходной дорожке. Они, конечно, сыграют свою роль органического удобрения, но все-таки, как ни крути, не очень сочетается культура отдыха с навозом.
Еще одно свидание с живой природой, или, лучше сказать, с животиной, произошло у меня в воскресенье, 23 апреля. Нагулявшись по второму и первому микрорайону, три коровы направились через площадь у монумента в сторону стадиона, лакомясь по пути свежей травкой. Парнокопытных, как кошек, к лотку не приучают, поэтому неудивительно, что на брусчатке священного для горожан места они оставили «горячие следы». Коровок из двора выгнал директор мусоровывозящей компании «Шебер Спецмаш» Давид Мансуров, снабдив меня снимками с «пастбища» во втором микрорайоне.
Я родился и вырос в селе, но меня не умиляют коровы, пасущиеся внутри микрорайонов, и лошади, бредущие по Лунному проспекту или удобряющие лесопарковую зону. Я знаю, что хвоя содержит бактериостатические и антигельминтные вещества, служит неплохой подкормкой для лошадей в зимний период. Но, согласитесь, этим красивым и, несомненно, полезным во всех смыслах животным, если они не заняты в программе праздников и массовых гуляний, в парке культуры и отдыха не место. Тема бесконтрольного выпаса и выгула домашних животных в городе уже не один раз поднималась. Пора наконец этим вопросом действительно заняться.
Еще одно огорчительное наблюдение было сделано рядом с площадью у монумента. На газоне между деревьями когда-то проводились земляные работы. Непонятно, меняли здесь кабель или что-то другое делали, - только боюсь, картина вывороченных комьев земли предстанет и перед глазами степногорцев, которые придут сюда 9 мая. Жаль, но в наших условиях иную картину даже представить невозможно. А она должна выглядеть так: снимается кирпичиками слой дерна, производятся дальнейшие земляные и ремонтные работы, а затем – уплотнение грунта и укладка дерна с последующим поливом. Такая практика принята во всех цивилизованных странах. Тут же мы и тому рады, что, спилив, видимо, мешавшее работам дерево, не оставили его валяться, а вывезли куда-то.
Но пройдемте под сень деревьев. Куча бутылок на южной окраине, выходящей к больничному городку, осталась нетронутой. Семиэтажка и автопарковка рядом с ней о себе напоминают в этой части парка унесенными ветром сюда пакетами, голубенькими бахилами, пустыми бутылками и банками. В воскресенье я сделал очередную партию находок. Тут и канистра из-под антифриза, и желтый пенал Clean Cham, где автовладельцы держат остающуюся влажной тряпку из искусственной замши для ухода за машиной. В канавах и ямках тут и там – бутылки, банки и даже блюда – любят наши люди пикники на природе! А вот убирать за собой не приучены. Как бы ввести это в привычку степногорцев!
Кажется, ничего не будет зазорного, если вы, прогуливаясь по аллее, поднимете зацепившийся за ветку шиповника пакет, подберете пустую бутылку из-под воды, пивную банку и бросите в рядом стоящую урну. Правда, пока я подобного не встречал.
Давным-давно, наверное, еще в пору существования в Степногорске двух лицеев и гуманитарно-технического колледжа, говорилось об установлении постоянного шефства этих учебных заведений над территорией лесопарковой зоны. Проводились субботники, на которые помимо студентов выходили представители предприятий и организаций. Было время, когда и школьников не боялись привлекать для общего благого дела, воспитывая в них чувство ответственности за окружающую нас природу. Тренеры со своими воспитанниками тоже наводили порядок за стенами спорткомплекса. Интересно, что-то сдвинется в этом году с мертвой точки?
В лесу раздавался топор дровосека
Это было у Некрасова, а в нашей прозе жизни все как-то менее поэтично, буднично и, увы, печально. Сильные ветры оставили о себе память. Не отходя далеко от тропинки (разве что подобрать пакет, банку или бутылку), бросаю взгляды налево и направо. Кругом – поваленные ветром, сломанные, вывороченные из земли и спиленные стволы и ветки берез. Два, три, семь, двенадцать... Их наберется на хорошую машину дров, а то и две. А вот и вовсе сантиметров 70 - 80 в диаметре поваленная ветром сосна, ее тоже, как и весь валежник, надо пилить и вывозить из парка. Недалеко от нее лежит кусок ствола еще одной сосны, чуть дальше – поваленная береза. В общем, только на этом участке вдоль пешеходной дорожки, а это примерно треть парка, полно бурелома и валежника. От тропинки я далеко не уходил и северную часть массива не осматривал. Там, уверен, бурелом тоже имеется.
Знатоки леса считают, что высыхающие, гниющие, дуплистые деревья, упавшие и поросшие мохом стволы и ветки обеспечивают сбалансированное существование лесной экосистемы. Лес – это не парк, а естественная среда обитания для птиц, зверей, насекомых, различных микроорганизмов. Сухостой и валежник там необходимы. В мертвых деревьях гнездятся птицы, находят убежище животные. Вдобавок сухостойные и поваленные деревья – важный источник микроэлементов для леса. Такие деревья служат местом размножения полезных микроорганизмов. Если мы уберем всю мертвую древесину, то нанесем огромный вред природе. На последней стадии разложения валежника формируется гумус, который повышает плодородие почвы и является питательной основой для здоровых деревьев. Таким образом, наличие сухостоя и валежника способствует улучшению биоразнообразия лесных экосистем.
Правда, все это следует учитывать, имея в виду лес. А у нас все-таки парк. Сухостой, валежник вызывает потенциальную опасность пожара, потому что наш stultum hominem (человек неразумный) вряд ли подумает о возможных последствиях, разводя огонь для шашлыка. Так что наш парк очищать от бурелома и мусора нужно обязательно.
Браться за дело серьезно
Снегопад накануне выходных в середине апреля многим смешал карты. Понятно, что по сугробам никто не пошел на субботник 15 апреля, чтобы навести порядок на танцплощадке «Ракушка», как приглашал горожан через инстаграм Коблан Кенжин.
В минувшую субботу тоже не особенно получилось. В планах было, используя краскопульт, освежить ограждение, но ветер этого сделать не дал. Подмели, подчистили.
Говорят, что к инициативе молодежи проявил интерес депутат маслихата А. Гетманов, он пообещал помощь в освещении площадки и обновлении непосредственно ракушки.
Stultum hominem здесь отметился тем, что сломал скамейку и разодрал сетку-рабицу на одной из двух закрытых на замок дверец в ограждении танцплощадки. Сразу видно, неразумный, потому что рядом с правым крылом ракушки есть свободный вход. Зачем силы только тратил? Ну а ребятам из команды Коблана Кенжина, которые придут сюда в следующий раз, чтобы наконец покрасить ограждение, не мешало бы перед этим восстановить дырявую сетку. А еще подходы к объекту тоже не мешало бы привести в порядок.
В траве полно свидетельств присутствия человека неразумного в виде пустой тары от напитков. За площадкой, в низинке, заросшей осинником, и чуть дальше еще остались не угадываемые теперь следы сторожки, склада, ремонтной мастерской и лыжной базы при парке культуры и отдыха. Теперь это – укромное место для посиделок и немудрящего ночлега для бомжей.
К танцплощадке от дороги надо отсыпать щебень и уложить твердое покрытие, продумать и другие вопросы, коль есть желание этот объект сделать постоянно действующим. Только бы не свелись все эти инициативы к печальному исходу, как это было с идеей этнодеревни.
Как бы это ни было дорого, надо поставить задачу ограждения территории парка и ежегодно вносить сюда новые элементы, развивать спортивный кластер, о котором было модно говорить пять лет назад. Пришла пора реконструкции стадиона, строительства у северной окраины площади Хаджимукана спортивного модуля. И идеи строительства открытого бассейна, пруда или гребного канала тоже не должны рассматриваться как маниловщина. В общем, парковую зону надо приводить в цивилизованный вид.
|