18:00 «Казахстану» - 35 (Надежда КАХАНОВА) | |
Ровно 35 лет назад, 23 февраля 1975 года, у дверей нового торгового комплекса толпился народ. Все с нетерпением ожидали, когда откроются двери, пытаясь сквозь стекла рассмотреть, а что же там внутри. Этот день был событием в жизни города. Сегодня оно представлялось бы как презентация, но в те годы подобных слов еще не знали, и событие называлось просто – открытие нового торгового центра «Казахстан».
«Казахстан» строился быстро. Существовавший в 1 микрорайоне торговый центр с аналогичным названием (ныне – стоматологическая поликлиника) явно был маловат для растущего не по дням, а по часам города. Да и находился магазин не в самом удобном месте, можно сказать, на окраине. Строительство нового комплекса, в который входили магазины, аптека, кафетерий, ресторан и комбинат бытового обслуживания населения, вело СМУ-2. Руководил им в те годы Георгий Тимофеевич Бабаев. И строители были опытные, настоящие «спецы» в своем деле: Ярослав Рушляковский, Гаврила Граф, Александр Мильденбергер, Владимир Ковбатов. Однако основной объем «черновой» работы лег все же на плечи заключенных. Среди них было немало хороших специалистов, но имена строителей в «зековских» робах теперь вряд ли кто вспомнит. А у них было чему поучиться. Один из бывших сотрудников СМУ-2 Михаил Эбель вспоминает, как попал на строительство торгового центра за год до его открытия. Его, почти мальчишку, только что окончившего строительный техникум, сразу назначили мастером, да еще на такой ответственный участок. Это была школа! К тому времени общестроительные работы были закончены и начались отделочные. А строили тогда не так, как сейчас. Теперь на строительных рынках можно купить любой отделочный материал. Взял, например, готовую плитку «под мрамор», наклеил – и готово! А тогда работали с настоящим, «живым» мрамором. В ДК «Горняк» (он строился одновременно с «Казахстаном») стояли специальные станки, которые резали мрамор на плитки. Как работали с этими плитками, стоит рассказать отдельно. Сначала на полу выкладывали из плиток какой-либо узор, цементировали его, шлифовали и полировали. Только после этого вскрывались фактура и цвет камня. Приезжала «высокая» комиссия, оценивала, и, если одобряла, то работа продолжалась, если же нет - готовый пол «взламывали» и все начинали сначала. Любой мастер отвечал за качество своей работы. «Отношение к делу было какое-то особое, - говорит Михаил Эбель, - сейчас такого не встретишь. А заключенные вообще работяги были, некоторые делали свое дело даже с какой-то любовью». По поводу качества строительства Михаил Эбель рассказал такую историю. Когда сделали кровлю, нужно было проверить ее, как говорили строители, «на протечку». А дождя нет и не предвиделось. Из положения вышли очень остроумно – предложили пожарным провести на объекте учения. Якобы «горящую» крышу поливали три пожарные машины. Ни одна капля не упала внутрь. И не удивительно, ведь «Казахстан» строился по лучшим проектам с использованием самых современных технологий того времени. Все этапы строительства контролировали новосибирские проектировщики. Это было их детище… *****
И вот, наконец, самый большой в городе магазин открыл свои двери. Перед этим еще несколько дней сотрудники почти всех магазинов города по очереди ходили готовить помещения к открытию - мыть, чистить, оформлять витрины. На открытие приехал начальник Управления рабочего снабжения (УРСа) Николай Тимофеевич Митрофанов. УРС в те годы был мощной организацией. Он объединял все торговые точки, склады и предприятия общепита в Степногорске, Заводском, Шантобе, Заозерном, Володаровке, Красногорске, то есть во всех населенных пунктах, входивших в систему ЦГХК. Первым директором продовольственного магазина №13 была назначена Вера Павловна Дружкова. Но вскоре ее перевели на должность директора другого магазина, а на ее место пришла Нина Яковлевна Бакаляр. Именно она многие годы олицетворяла собой мощный стержень, объединяющий почти 100 человек. Основой работы Нина Яковлевна считала хорошие кадры и многое сделала для того, чтобы создать профессиональный, работоспособный коллектив. Говорили, что у Бакаляр «кузница кадров», многих девочек она, что называется, «вывела в люди». Всех, у кого не было специального образования, она убеждала, заставляла учиться, благо далеко ехать было не нужно – в городе действовало вечернее отделение филиала торгового техникума. Человеку непосвященному кажется, что ничего сложного в профессии продавца нет. Это не так. Продавцы должны были уметь многое - принять товар, разгрузить его, расфасовать, должны были уметь работать на кассовых аппаратах, грамотно обслужить покупателя. В продовольственном магазине торговля строилась по принципу самообслуживания. Продукты лежали в больших контейнерах, причем существовала определенная норма, сколько в контейнере должно быть, например, масла 100-граммовых кусочков, 200-граммовых и так до 1 килограмма. Нарезать струнами 20 ящиков мерзлого масла за смену – дело нешуточное. А ведь было еще несколько видов колбасы, сыра и других продуктов. А еще крупы, фрукты, овощи, и все это фасовали сами продавцы. В течение дня раскупалось почти все. Непроданные расфасованные кусочки сыра, масла, колбасы за сутки немного теряли в весе, как говорят, «усыхали» на 5 - 10 граммов, поэтому приходилось их перефасовывать, то есть заново взвешивать, упаковывать и приклеивать к ним новый чек. Делалось это каждый день. Так называемая «проходимость» в магазине была очень высокая, сказывались удобное местоположение и огромный ассортимент (снабжение-то было в те годы в Степногорске особое, «московское»). Только хлебовозка за смену приезжала 4 раза. Хлеб для удобства покупателей резали на половинки и четвертинки. На выходе стояло 7 касс, которые «трещали» без умолку с утра до вечера, выдавая покупателям чеки. Весь день на ногах, весь день - как белка в колесе, но работать там было интересно, говорят бывшие продавцы. Новый магазин, новое оборудование - попасть туда на работу стремились все. Сейчас старым продавцам странно видеть, как в одной витрине лежат абсолютно разные товары: молоко, сыр, сало, майонез. На прилавке рядом с весами соседствуют селедка, колбасы и туалетная бумага. Продукты без упаковки. Рядом ходят люди в верхней одежде, кто-то здоровый, кто-то больной, кашляют, чихают – полная антисанитария. В прежние-то времена за такое работники СЭС сурово наказали бы и продавца, и директора магазина. А нынче это никого не интересует. Такое понятие, как «культура торговли», постепенно как-то размылось. Во времена Союза был очень строгий государственный и общественный контроль. Проверяли, буквально, все. Чистота была требованием номер один. А сегодня мы видим, как в конце рабочего дня продавцы накрывают витрины какими-то тряпками сомнительной чистоты. И никого, кроме самих покупателей, это не возмущает. 30 лет назад главным контролером, причем ежедневно, была сама Бакаляр. Говорят, она была очень требовательным начальником. И не только в том, что касалось работы. Сама всегда аккуратная, подтянутая, в белоснежном халате, того же требовала от других. Пьяниц не терпела. В этом смысле контроль был жесткий, особенно над грузчиками, но в то же время она заботилась о них не меньше, чем обо всех других работниках. Следила, чтобы всегда были исправны грузовые лифты. Если из базы привозили продукты в контейнерах с неисправными колесами, отправляла их назад. Грузчики должны были нормально работать, а не подрывать свое здоровье. Все вспоминают, что атмосфера в коллективе была какая-то особенная, никому ничего не нужно было повторять дважды. Нина Яковлевна с пониманием относилась и к житейским проблемам сотрудников, никого не оставляла без помощи, обязательно навещала в больнице заболевших сотрудников, независимо от должности. Кстати, так совпало, что свой личный юбилей Нина Яковлевна Бакаляр отпраздновала почти одновременно с главным магазином в ее жизни. Интересно, вспомнил ли кто-нибудь об этом? ***** …Но вернемся к 23 февраля 1975 года. Директор промтоварного магазина №24 Октябрина Васильевна Яблочкина, нарядная и взволнованная, стояла на лестнице вместе с начальником УРСа Митрофановым. Они встречали первых покупателей и вручали им небольшие сувениры. Очевидцы говорят, у дверей магазина было такое столпотворение, что желающие оказаться в числе первых покупателей едва не вынесли входные двери. Хотя в 1975 году наши горожане еще не знали, что такое дефицит, но все же предполагали, что для торжественного открытия будут припасены самые лучшие товары. А народ в нашем городе был не бедный. Все приезжие отмечали, что степногорцы одевались очень хорошо. И это действительно было так (я поездила в свое время по стране – могла сравнить). Лидия Кудинова, работавшая в те годы продавцом ювелирного отдела, рассказывала, что за красивыми ювелирными изделиями стояла очередь. Сегодня это что-то из области фантастики. А поскольку народ был сытый, жил в достатке, то и преступность была низкая. Еще ведь Маркс когда-то сказал, что бытие определяет сознание. Кудинова вспоминает, как некоторое время спустя, когда она работала уже заведующей ювелирным отделом, ходила на базу получать золото для отдела. Несла его по городу в обычной хозяйственной сумке, одна, и никого не боялась. Бывая сегодня в магазине, старые продавцы не могут не сравнивать и говорят, что качество товара в то время было значительно лучше, чем сейчас. А уровень торговли и вовсе не поддается никакому сравнению. Торговать ведь тоже надо уметь. Работа продавца – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Требования были очень жесткие. Например, сидеть за прилавком было категорически запрещено, поэтому к вечеру уставали не только эмоционально, но и физически. Примером настоящего продавца была Мария Анодина. Она старалась, чтобы ни один покупатель не ушел без покупки, была очень внимательна к каждому. А если в наличии не оказывалось вещи нужного размера, говорила: «Обязательно будет. Зайдите завтра». И ведь не забывала о своем обещании, находила на складе нужную вещь. Анодиных в магазине была целая династия. А некоторые продавцы, работавшие в «Казахстане» с первых дней, работают там до сих пор. Это Елена Щелкунова, Ольга Маринич, Галина Яковлева, Татьяна Федишина и другие. С людьми работать всегда сложно. И покупатели ой какие разные, далеко не все отличаются вежливостью и сдержанностью. А некоторые и вовсе не считают нужным скрывать свое плохое настроение и выплескивают его на продавцов. Но главной заповедью продавца в те годы был лозунг: «Покупатель всегда прав». Нужно было уметь общаться за двоих: и за себя, и за покупателя, хоть иной раз очень хотелось сказать покупателю все, чего он заслуживал. Был такой случай. Одно время в торговый центр постоянно ходил мужчина, который никогда ничего не покупал, только бродил по отделам и просил показать ему то одну вещь, то другую. Продавцы долго это терпели, но однажды не выдержала Лидия Кудинова и отчитала его. Тот потребовал жалобную книгу. Кудинова получила выговор. Но после этого мужчина перестал приходить в магазин, а встречая на улице Кудинову, всегда с нею вежливо здоровался. Вспоминая 70-80-е годы, бывшие сотрудники «Казахстана» сами себе удивляются: сколько у них было энтузиазма! Была какая-то гордость за свой коллектив, за свою работу. Хотелось как-то выделиться, сделать что-то лучше, чем другие. Инициативу проявляли буквально во всем. Чтобы как-то украсить витрины и разложить товар так, чтобы он выглядел наиболее выигрышно, сами делали различные коробочки и лоточки. Стремились, чтобы у покупателя осталось от общения с продавцом самое благоприятное впечатление. Например, однажды накануне праздника 7 Ноября сотрудницы ювелирного отдела решили создать праздничную атмосферу в своем отделе, удивить и порадовать покупателей. За одну ночь они сшили себе блузки и утром все как одна стояли за прилавком в блузках из ярко-красной ткани. Лидия Кудинова вспоминает один забавный случай. Завезли однажды в магазин электробритвы «Агидель», которые никто не покупал по причине их дороговизны. Электробритвы попали в разряд «залежавшегося товара», хотя были очень хорошего качества. И вдруг, совершенно случайно, Лидия Александровна прочла в какой-то газете, что именно такой электробритвой пользовались космонавты на орбите. К тому времени магазин был уже радиофицирован - и по радио дали рекламу злосчастной бритве, упомянув о том, что она побывала в космосе. Надо ли говорить о том, что вскоре все электробритвы были раскуплены. После этого радиореклама стала постоянным спутником в работе. Вообще, уровень торговли тогда был невероятно высок. Перенимались и внедрялись все передовые методы работы. Впервые показ моделей в нашем городе был устроен именно в торговом центре «Казахстан», где на вешалках скопилось немало вещей хорошего качества, но не слишком интересного фасона. «Неходовой» товар было решено «показать лицом». Моделями выступили сами продавцы. Они проявили немало фантазии, подбирая к каждому платью или костюму ремешки, косынки, бижутерию. И вещи стали смотреться по-новому, так сказать, «заиграли». Показ прошел с большим успехом. После этого продавцов стали приглашать с показами на предприятия, там же все и продавали. Несмотря на то, что в магазине был огромный коллектив - 250 человек, жили и работали очень дружно, чувствовали себя единым целым. Были свои традиции. Если у кого-то из сотрудниц был день рождения, объявляли об этом по радио и поздравляли в присутствии покупателей. А если кто-то из девушек выходил замуж, встречали молодоженов на лестнице всем коллективом. Эта лестница помнит немало интересных событий. Когда в городе проходили гастроли известных певцов или артистов, их водили в «Казахстан» как в музей. А куда еще? Можно сказать, что торговый центр был главной достопримечательностью города. По той самой лестнице ходили Петр Вельяминов, Николай Олялин, Наталья Бондарчук, Жанна Бичевская и многие-многие другие известные всей стране люди. Была сделана специальная открытка, в которой именитые гости оставляли свои автографы. Сейчас бывшие сотрудники ТЦ «Казахстан» с улыбкой вспоминают, как им было интересно все время придумывать что-то новенькое. Бывало, что сами создавали себе и горожанам праздники. Устраивали то «День хлеба», то «День кондитера». На каждом кондитерском изделии была карточка с фамилией кондитера, и победителя выбирали сами покупатели. Выиграть такой конкурс было очень почетно. И ведь старались не за премии, вернее, не только за премии. Например, победителям социалистического соревнования вручались специальные значки, носили которые с гордостью. Дорожили и просто званием - «Лучший продавец». А какая насыщенная была общественная жизнь! Участвовали во всех городских мероприятиях. Девчата пели, танцевали, был свой прекрасный хор. А какие колонны делали на демонстрациях! То пройдут в виде колонны спортсменов со всеми необходимыми атрибутами, то в национальных костюмах народов СССР, причем все костюмы шили сами. ***** …Как жаль, что все это осталось теперь только на фотографиях. После развала Союза начался развал везде, в том числе и в торговле. К 1995 году магазин практически полностью опустел. Нужно было учиться жить и работать по-новому. И у ТЦ «Казахстан» началась совсем другая история. Говорят, новое руководство прежних работников не жалует. Даже ко Дню пожилых открытку ни разу не прислали. А ведь их не так уж много и осталось. Многие уехали. А из тех, кто остался, не все дожили до юбилея. Два года назад ушла опытнейший работник заведующая отделом Екатерина Будникова, но дети ее живут в городе, и сейчас им, наверное, будет приятно, что память об их матери жива. Всех, конечно, вспомнить невозможно, но до сих пор живут в городе бывшие продавцы Юлия Иванова, Мария Иванова, Галина Вяткина, Валентина Айзатуль, Валентина Пенькова, Соня Исмаилова, Светлана Мусаэлян, Анастасия Бажутова, Зоя Филимонова, Татьяна Хабарова, Людмила Худякова. От работы с мерзлыми продуктами у кого-то из них теперь полиартрит, от бесконечного стояния на ногах – варикоз, почти всех мучает высокое давление. «Мы не голодные, - говорят бывшие работники «Казахстана», - пенсию получаем, почти у всех есть дачи, обойдемся без застолий, но внимания старым людям хочется. Хочется знать, что нас еще помнят». Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 1 | |
0
| |