Проезжающие по трассе Степногорск – Заводской видят слева за речкой Аксу, далеко в степи, объемное строение синего цвета. Это обогатительная фабрика компании «Adelya Gold». Она построена для переработки золотосодержащей руды, которую будут добывать открытым способом. Карьер разместится южнее фабрики, по направлению к дачному кооперативу «Рассвет». Видимо, этой относительной близостью к садоводству и встревожена часть собственников участков. Есть ли основания для беспокойства дачников о сохранности своих земельных наделов, не пострадает ли от хозяйственной деятельности компании река, не выльется ли ведение горных работ в экологические проблемы для жителей поселка Аксу и дачников, любителей рыбной ловли и отдыха у водоема? На эти вопросы мы попытаемся найти исчерпывающие ответы. А помогут нам в этом заместитель директора ТОО «Adelya Gold» Александр Брык и независимый эксперт по горным вопросам Нурлан Абраров.
Планы компании
Замдиректора компании первым делом заострил внимание на том, что все работы ведутся и будут вестись в дальнейшем согласно разработанному и утвержденному проекту – плану горных работ (ПГР). Ему предшествовали геологическое, гидрогеологическое изучение контура горного отвода, были проведены все необходимые обширные исследовательские работы.
В технологии переработки руды на фабрике предусматривается только использование грунтовых вод из карьера, забора воды из реки Аксу производиться не будет. К тому же, фабрика еще не запущена, так что ни о какой связи между обмелением реки и хозяйственной деятельностью ТОО «Adelya Gold» ни сегодня, ни далее не может быть и речи.
Влияет ли карьер на судьбу садоводства?
Чтобы снять большинство озвученных перед золотодобытчиками вопросов жителей Аксу и опасений владельцев садоводческих участков, представим общую картину расположения объектов на месторождении. Кооператив «Рассвет» находится гораздо южнее карьера, но дачников все же волнует вопрос, будет ли он расширяться и наносить им какой-либо ущерб в виде пыления и сейсмического воздействия от взрывных работ. Скажем прямо, что тут же возникли предположения о неминуемом поглощении карьером части дачных участков. И чтобы не просто бросить их, а в случае такого развития событий получить какую-то компенсацию, кто- то стал оформлять их в ЦОНе, так сказать, легализовывать.
- Есть под опасениями потерять участки какие-то основания? – спрашиваю у Александра Брыка. Он поясняет, что территория, занятая сегодня дачным кооперативом, для горных работ не представляет никакого интереса, так как здесь нет запасов полезных ископаемых. В результате изысканий установлено, что они сосредоточены в границах карьера. А он будет развиваться в противоположном направлении, на север, в сторону обогатительной фабрики, то есть от речки Аксу и дачного кооператива соответственно.
- Население, местное сообщество уже обратило внимание на серьезность наших подходов. Все наши проекты заказываются у лицензированных организаций.
- Если можно, скажите, кто выполнял конкретно этот план горных работ по открытой добыче руды?
- Автором плана горных работ является кандидат технических наук Арон Анварович Жанторов. Очень именитый в горном деле специалист, человек с огромным опытом. У него немало разработок именно в части буровзрывных работ. Он специализировался конкретно на горной части.
Чтобы снимать возможные вопросы от населения, мы еще привлекаем независимых экспертов. Вот, например, мы пригласили для оценки в части горных работ, технологии буровзрывных работ независимого эксперта Нурлана Абрарова. Он имеет стаж горных открытых и подземных работ 25 лет.
- Нурлан Ильясович, с точки зрения экологии насколько проблемным можно считать этот проект карьера?
- В этом проекте применены все технологии, которые призваны максимально снизить вредное воздействие на окружающую среду сейсмических волн, ударной волны и пыления. В результате воздействие всех факторов будет в разрешенных границах.
В ожидании канонады
- Более детально об этом можете рассказать?
- Для снижения сейсмического воздействия будет применяться короткозамедленное взрывание. То есть сейсмическое воздействие на здания, сооружения ощущается при многократном колебании почвы. При короткозамедленном взрывании это колебание будет одиночным, а не многократным.
- А разве взрыв одного заряда не может привести к разрушениям?
- По проекту ГПР максимальный единовременный взрываемый заряд – это 21 тонна. Для снижения мощности ударной волны и пыления приняты следующие меры: заряд будет дробиться до мощности в 4 тонны. То есть мощность снизится в пять раз, тогда и ударная волна, и разлет осколков будут значительно меньше.
- О каком расстоянии воздействия ударной волны можно говорить при максимальном заряде?
- Максимальное воздействие ударной волны составляет 125 метров.
- А какое минимально расстояние от карьера до дачного массива?
- Ближайшие дачи находятся на расстоянии более 500 метров от зоны взрывов. То есть воздействия никакого не будет. А разлет осколков даже при максимальном заряде в 21 тонну взрывчатки составит не более 100 метров. То есть и по этому показателю воздействие на дачный массив будет исключено.
Для снижения пылеобразования будет применяться гидрозабойка. То есть в скважину будет устанавливаться рассредоточенный заряд, а в середине, в полиэтиленовой рукаве, будет, так скажем, водяной мешок. Он позволяет снизить выброс пыли и в то же время улучшает технологические свойства взрыва. То есть при взрыве сила идет не на выстрел вверх, а распределяется по горизонтали, на разрушение массива. При этом снижается пылеобразование, снижается ударное воздействие, снижается сейсмика. Все это сделано с учетом замечаний и пожеланий, высказанных местными жителями на встрече в феврале. То есть они уже отражены в этом проекте.
- Что за взрывчатые вещества будут применяться?
- Аммонит 6ЖВ, плюс гранулит, а также эмульсия с гранулами АС или игданит. То есть все они – на основе аммиачной селитры. Это обычная взрывчатка, которая применяется на всех карьерах.
- А нельзя ли вообще отказаться от взрывов? Использовать какую-нибудь другую технологию?
- Первые два-три года разработки карьера так и будет. Так как грунты здесь мягкие, от 4 до 8 категории крепости, добыча будет производиться механизированным способом, спокойно выниматьсяэкскаватором. А потом, с понижением от 40 метров и более, – буровзрывным способом. Тут и масса единовременно взрываемого ВВ будет меньше и, соответственно, борта карьера сами станут защитным барьером от воздействия ударной волны. То есть с этой точки зрения буровзрывные работы призваны полностью минимизировать воздействие на населенные пункты, ближайшее сооружение. Пыление на дачный массив по розе ветров при разработке карьера также исключается.
- Какой будет площадь и глубина карьера, где будет добываться золотосодержащая руда?
- На госбалансе запасы стоят до глубины 140 метров. Конечный контур карьера – это отработка всех его запасов. Они и будут согласно контракту отработаны. За его контур мы никогда не выйдем.
- А если не считать дачи, какие ближайшие объекты к карьеру еще можно назвать?
- До поселка Аксу около двух тысяч метров, до подшипникового завода тоже где-то 2,5 – 3 километра, – дает справку Александр Брык. А на фабрике вредности свои, но она рассматривается отдельным проектом. А то, что касается плана горных работ, то ближайшим объектом будут дачи. А о степени этого воздействия я уже сказал. Оно минимальное.
Производство
без опасности
- А не будет ли при разработке месторождения проблем, связанных с выпасом скота на этой территории? Не станет ли он жертвой взрывов?
- Рядом с карьером есть пастбищные земли южнее, но и они находятся дальше сейсмического воздействия ударной волны, более 100 метров. Поэтому это опасности не представляет. А здесь есть объекты предприятия: различные сооружения, линия электропередачи, технологические трубопроводы будут.
На время ведения буровзрывных работ предусмотрены определенные мероприятия, разработанные по Правилам обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов, согласно приказу МИИР РК от 30 декабря 2014 года №343. При каждом взрыве, чтобы кто- то случайно не зашел на территорию, по периметру объекта на безопасном расстоянии, согласно вышеуказанным Правилам, будут выставляться аншлаги, посты. По требованиям промышленной безопасности до взрыва весь персонал знакомится с правилами проведения массовых взрывов, он знает, какие сигналы подаются, когда будет произведен взрыв. Уже за полчаса до подачи предупредительного сигнала по периметру на всех возможных подъездных путях выставляются посты. А после сигнала «Отбой» все приступают к своей работе.
- То есть всякого рода случайные появления людей и скота на территории, где можно стать жертвой взрыва, исключены?
- Да. Во-первых, территория карьера будет обвалована. Во- вторых, на территории есть посты охраны. Но в любом случае при производстве массовых взрывов по границе территории карьера и намного дальше будут выставляться посты.
- Буровзрывные работы будут производиться не нашими силами, – поясняет Александр Брык. – Это будет специализированная организация, имеющая необходимые разрешительные документы и опыт в этом деле. Все вопросы безопасности будут закрыты.
- Не ручаюсь за соответствие действительности, но слышал, что в Аксу, например, бывали случаи, когда сразу после взрыва сюда сбегались предприимчивые люди, наполняли кварцевой рудой мешки, чтобы потом где-то в домашних условиях извлечь из нее металл. Здесь подобное возможно?
- Знаю, что в Аксу, Бестобе очень высокое среднее содержание золота было, и люди рисковали. Не секрет, что содержание золота на этом месторождении в районе 1,5 граммов на тонну. Поэтому оно не представляет интереса. Но и напомню об ограждении и постах. Сюда просто физически никто попасть не сможет.
Александр Анатольевич дополняет:
- Это во-первых. А во-вторых, у нас нет видимого и легко извлекаемого золота. То есть даже представим, что люди побегут в карьер и попытаются что-то найти, то они просто ничего не найдут. Ну и надо понимать, что компания сюда пришла не баловаться с законодательством, пренебрегая требованиями к добыче полезных ископаемых. У нас к работе серьезный подход.
- Этот проект на месторождении не первый, на территории месторождения уже несколько проектов прошло с получением всех необходимых экспертиз и заключений госорганов. И к предстоящим общественным слушаниям тоже все подготовлено, как и для прохождения всех необходимых экспертиз. Проект ПГР уже находится на сайте, вся информация по плану горных работ открытая, по экологическому воздействию, по технологическим работам...
- По законодательству Республики Казахстан мы обязаны провести общественные слушания по каждому проекту в зоне интересов населения. Вот как раз мы находимся на нейтральной зоне, захватывающей интересы и поселка Аксу, и дачного кооператива, который официально относится к черте города Степногорска. Поэтому мы будем проводить общественные слушания и в городе, и в поселке. Будем представлять план горных работ и оценку воздействия на окружающую среду.
|