22:24 Как жить без почты на планете? (Надежда КАХАНОВА) | |
9 октября 1969 года над этим вопросом задумался Всемирный почтовый союз и решил учредить Всемирный день почты. С тех пор в этот день по всему миру проводится масса всевозможных мероприятий - от выставок почтовых марок и конвертов до футбольных матчей между почтовыми работниками. А три года назад к празднованию дня почты присоединилась крупнейшая почтовая система mail.ru. В нашем городе, к сожалению, праздник прошел незаметно, а между тем, в жизни каждого из нас почта занимает определенное место, и не вспомнить о ней сегодня просто нельзя. Еще совсем недавно казалось, что почта – услуга вымирающая. Во-первых, с появлением спутниковой связи столь популярный ранее эпистолярный жанр переместился в сферу Интернета, нанеся непоправимый урон почтовому делу. Во-вторых, по той же причине люди стали гораздо меньше читать газеты и журналы. Если ведомственная подписка пока еще сохраняет свои позиции (какой ценой - нам с вами известно), то подписка «по интересам» только за последние 10 лет сократилась, как минимум, на треть. А ведь еще каких-то 20 лет назад выписать журнал «За рулем» или «Роман-газету» было не так-то просто. И в то время без почты мы своей жизни не представляли. Не будет преувеличением сказать, что степногорское отделение почты гораздо старше самого Степногорска, поскольку сразу после закладки первого камня сюда повезли письма и бандероли для первых строителей со всех концов страны. До развала Советского Союза почтовые отделения существовали в каждом микрорайоне, плюс два центральных отделения – на первом этаже гостиницы «Степногорск» и в специально построенном здании узла связи в 7 микрорайоне. Но сразу после развала почта оказалась в роли бедного родственника. Мало того, что от всего первого этажа гостиницы отделению почты достался маленький закуток, в котором даже нет воды и канализации, так еще часть помещений в здании 7 микрорайона пришлось выкупать у АО «Казахтелеком». Бывшие коллеги отделились друг от друга металлическими решетками и зажили совсем разной жизнью. Разница бросается в глаза, как только открываешь входную дверь. Если на половине, принадлежащей АО «Казахтелеком», сделан ремонт в соответствии с современными требованиями, и эта часть помещений выглядит вполне презентабельно, то половина, принадлежащая АО «Казпочта», выглядит так, словно в последний раз мастерок строителя касался ее стен еще в советское время. Особенно это заметно в отделении, расположенном в гостинице «Степногорск». Там вполне можно снимать фильм о 70-ых годах прошлого столетия – даже декорации не потребуются. Самое ужасное, что, когда государственное имущество распродавалось налево и направо, никто не подумал о людях, которые будут там работать без элементарных удобств. Остается только посочувствовать бедным женщинам – работницам почты, чей рабочий день составляет полноценных 7 часов. Но и это еще не все упущения. Транспортеры и выход на задний двор тоже остались на проданных площадях. Теперь, чтобы забрать или привезти почтовые отправления, машины вынуждены подъезжать прямо к входной двери в отделение, то есть фактически по тротуару, за что водители каждый раз выслушивают от возмущенных горожан массу нелицеприятных слов. Кстати, автомобильный парк степногорского отделения АО «Казпочта» тоже остался без своего «жилья», и в настоящее время машины ночуют под открытым небом. Есть лишь робкая надежда на то, что по программе развития моногородов в Степногорске будет построено новое отделение почты со всем сопутствующим оснащением, включая гаражи. А пока горожанам и работникам почты придется мириться с тем, что есть. Но, несмотря на жилищные проблемы и наличие такого серьезного конкурента, как Интернет, городское отделение почты продолжает жить и даже старается расширить объем своих услуг. В чем же секрет? Да в том, что почта взяла на себя некоторые функции банка, такие, как выдача пенсий, пособий, заработной платы, прием коммунальных услуг. Особенно это востребовано в сельской местности, где нет отделений казахстанских банков. Кроме того, если поток писем резко снизился, то бандероль или посылку по Интернету не отправишь, и как раз Интернет в этой сфере стал невольным союзником почты. Дело в том, что многие товары теперь можно заказать через Интернет, чем наши граждане активно пользуются, и тут уж без помощи почтальона никак. А чтобы привлечь еще больше клиентов, «Казпочта» предложила новую услугу – ускоренную международную доставку всех видов почтовых отправлений. Причем за ними даже ходить никуда не надо – вам все принесут домой. Спрос на такую услугу растет в геометрической прогрессии, несмотря на то, что стоит она значительно дороже обычной. А что? Чем мы хуже европейцев, для которых подобный сервис – обычное дело. На руку почтовой связи и ненадежность Интернета в плане секретности. Далеко не всю информацию ему можно доверить. Поэтому почта сохранила за собой привилегию пересылки секретных материалов, которые есть практически у всех предприятий, правоохранительных органов и других государственных учреждений. К тому же теперь очень легко проследить за маршрутом движения любого почтового отправления. Для этого существует специальная система слежения. Достаточно лишь зарегистрировать на почте свое письмо или посылку - и тогда с помощью Интернета в любой момент можно будет узнать, где сейчас находится ваше письмо. Впрочем, как утверждает начальник городского узла почтовой связи Айтбай Кенжебаев, утери писем на почте не бывает. А если вдруг случился бы такой казус, то виновные понесли бы серьезное наказание, вплоть до увольнения. Работа на почте разгильдяйства не терпит. Айтбай Кенжебаев руководит степногорским отделением АО «Казпочта» уже 11 лет, хотя по образованию он горный инженер и долгое время работал на рудниках ГМК «Казахалтын». На вопрос, почему так кардинально поменял профессию, отвечает просто: предложили работу – согласился. Согласился – и не жалеет, говорит, интересно. Тем более что раньше для работы на почте вообще никакого специального образования не требовалось. Теперь ситуация несколько изменилась. Например, на работу в операционный зал стали принимать только финансистов, поскольку почта приравнена к банкам второго уровня. Практически все традиционные службы почтовой связи сохранились до сих пор. Это отдел подписки, отдел сортировки, фельдъегерская, инкассаторская службы и, конечно же, те, без кого почту вообще представить нельзя, - почтальоны. Правда, их в нашем городе осталось очень мало – всего лишь 7 человек. А в Бестобе и вовсе - на 36 улиц только один почтальон. Скажем честно, конкурса на занятие такой должности нет. Работа не из престижных, а требований много. К примеру, нужно быть выносливым, потому что ежедневно приходится обегать закрепленный за почтальоном микрорайон. А еще - терпеливым, так как люди попадаются разные, могут и нахамить. А еще - неприхотливым, потому что непонятно, как в наше время можно выжить на мизерную зарплату почтальона. Вот и получается, что придут новички, не знакомые с условиями работы почтальона, пару дней побегают по этажам, потаскают тяжелую сумку, померзнут у закрытых подъездов, да тут же и уволятся. Молодые финансисты тоже надолго не задерживаются. Поработают годик-другой, поднаберутся опыта - и уйдут в какой-нибудь банк, где и зарплата повыше, и перспектив профессионального роста побольше. Но сказать, что здесь нет своих патриотов, было бы неправильно. Сегодня городская почтовая служба насчитывает 56 человек. Коллектив преимущественно женский, и есть среди них такие, кто долгие годы делит со своим предприятием все радости и невзгоды. Если вы вдруг решите оформить подписку на какое-либо издание, то непременно познакомитесь с одним из старейших работников городского узла почтовой связи - Раисой Ступкиной. Для того чтобы дать вам всю необходимую информацию, ей даже в каталог заглядывать не нужно. Много лет работая инструктором по подписке, она изучила каталог чуть ли не наизусть, терпеливо объясняя каждому подписчику все, что касается средств массовой информации. За то, чтобы вы получили именно те издания, которые выписали, отвечает сотрудница отдела сортировки Татьяна Боброва. Работа у нее ответственная - здесь необходимо повышенное внимание, чтобы не перепутать издания, не отправить два номера по одному адресу, так как бывает, что очередность номеров при пересылке не соблюдается. И со всеми этими задачами Татьяна много лет справляется на «отлично». А доставит на дом выписанную вами корреспонденцию почтальон со стажем Ирина Ефимова (если, конечно, вы живете в 4 микрорайоне). Микрорайон у нее большой, хлопотный, пока все дома обойдешь – сто потов сойдет. Но Ирина – человек серьезный, аккуратный, доставит почту вовремя и по назначению. Между прочим, труд степногорских почтовых работников ценится на самом высоком уровне. В этом году Почетный знак Министерства связи РК получила Татьяна Гриднева – экономист городского узла почтовой связи с 27-летним стажем. Так все-таки, какими же качествами должен обладать почтовый работник? Айтбай Кенжебаев говорит, что главное – это человечность, ведь здесь ежеминутно происходит живое общение с людьми. Сотрудники, не один год работающие на почте, знают всех своих клиентов в лицо, особенно пенсионеров. Бывает, почтальоны так привыкают из года в год ходить в одну и ту же квартиру, что когда кто-то из престарелых людей умирает, почтальоны воспринимают это как личную трагедию. Еще одно необходимое качество, по мнению начальника почты, - терпение. Любой сотрудник здесь обязан руководствоваться девизом: «Клиент всегда прав». Вот только жаль, говорит Айтбай Кенжебаев, обратного посыла со стороны клиентов нет. Никто не думает о том, что работники почты тоже люди и по отношению к ним тоже нужно быть человечным. А то ведь нередки ситуации, когда почтальонов просто не пускают в подъезды. На просьбу открыть порой почтальоны слышат в ответ: «Кому почту принесли, те пусть и открывают». Если же нужная квартира на звонок не отвечает, то приходится возвращаться в этот дом снова, а то и не один раз. Хотя, с другой стороны, обвинять людей в черствости язык не поворачивается. Не от хорошей жизни закрылись они на все засовы – напуганы жизненными реалиями. А что же думают о работе городской почты сами горожане? За ответом на этот вопрос я пошла на почту. В зале стояла довольно большая очередь к окошку. Люди нервничали, потихоньку ворчали, но претензий, к моему удивлению, оказалось не так много. В основном критиковали убогий интерьер помещений почты да жаловались на то, что частенько вот так приходится стоять в очереди, так как программа у операторов то и дело «зависает». Айтбай Кенжебаев с такими претензиями согласился. «Зависание» программы он объяснил перегрузками системы, поскольку все платежи из всех почтовых отделений страны немедленно поступают в центральную базу, а кроме того, в соответствии с новыми правилами в базу теперь заносятся все письма, отчего и происходит тот самый технический сбой. Однако для решения проблемы принимаются необходимые меры. В конце каждого месяца проводится анализ с целью усовершенствования программы. К тому же, очереди на почте, по словам начальника, бывают только в дни выдачи пенсии. В другое же время можно совершенно спокойно получить почтовые отправления или оплатить коммунальные услуги. Кроме того, для удобства горожан почта работает по субботам: в 7 микрорайоне – до 17 часов, в гостинице и поселках - до 13 часов. Так что любой человек может выбрать удобное время для похода на почту. Что же касается унылого интерьера помещений городской почты, то, по словам Айтбая Кенжебаева, в ближайшее время планируется капитальный ремонт финансового зала для приведения его в соответствие с техническими условиями. Когда же остальные помещения дождутся своего счастливого часа – пока неизвестно. Все зависит от решений руководства «Казпочты», находящегося в Астане. Очень хочется по случаю профессионального праздника пожелать сотрудникам городского узла почтовой связи, чтобы все решения всегда были только в их пользу. Они этого заслуживают. Ведь в любой день недели, в любую погоду они соединяют нас с целым светом, несут то, что прекращает наши ожидания, дарит нам надежду, то, что во все времена было самым важным – информацию. Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 0 | |