Главная » 2022 » Ноябрь » 8 » Как растут специалисты (Владимир КРАСНИКОВ)
02:46
Как растут специалисты (Владимир КРАСНИКОВ)

 Рубрику, которую предложила нам открыть золоторудная компания «Алтыналмас», продолжает рассказ о самом отдаленном от Степногорска руднике - Жолымбете. А помогает нам в этом Анвар Аманов. Его трудовой путь тоже можно считать историей собственного профессионального успеха.

Без мук выбора

Анвар родился пятого мая 1994 года в Сатпаеве, самом молодом городе Сарыарки (пос. Никольский получил статус города в 1973 году). После недавнего образования новых областей г. Сатпаев из Карагандинской перешел в Улытаускую.

Анвар окончил школу-гимназию им. Сакена Сейфуллина и в 2012 году поступил в КарГТУ (Карагандинский государственный технический университет).

Караганда – студенческий город, здесь более десятка вузов. Богатую историю и отличную репутацию, например, имеют медицинский и юридический. Поэтому не лишним было поинтересоваться, чем вызван выбор именно этого вуза. Что я и сделал.

Анвар пояснил, что его семья на протяжении трех поколений связана с горным производством: «Сами мы из Сатпаева, а там выбор невелик. Или ты идешь продавать, заниматься бизнесом, или ты идешь в шахту. У нас, можно сказать, династия. Дед у меня на шахте работал. Дяди на шахте работали. Мой отец тоже с горной промышленностью связан. Мой старший брат Руслан тоже работает на шахте в «Казахмысе». Отец мне сказал: «Ты пойдешь работать в шахту. Другого выбора у тебя нет». Ну и я, соответственно, по их стопам тоже пошел - на горное дело. Отучился в политехе на кафедре «Горное дело». Потом окончил магистратуру «Экономика бизнеса». После этого уже приступил к работе».

Шаги к успеху

- И где было ваше первое рабочее место?

- В 2017 году я устроился к Руслану Борисовичу Юну. Это известный горняк, организатор производства, автор десятков изобретений и патентов, выходец из «Казахмыса». Он был в начале 2000-х генеральным управляющим, председателем правления корпорации. Когда он отошел от «Казахмыса», организовал несколько компаний (инвестиционную, стройматериалов, горнорудную). Я, получив диплом, приехал к нему на предприятие ТОО «Алтайполиметаллы», задал несколько вопросов. Он лично принял меня к себе на работу горным мастером на карьер, где добывалась золотосодержащая руда.

Это было уникальное горнодобывающее предприятие со своей системой отработки. Это просто редчайший комплекс! От груди забоя и до самой фабрики там идет конвейер протяженностью около 8 километров.

Не очень удобный график работы (пятидневка) и удаленность от дома (300 км от Караганды, откуда нужно было добираться своим ходом) предопределили поиски другого места приложения сил. В 2018 году Анвар устроился в «Казахалтын» горным мастером на участок ГКР (горно-капитальных работ. – В.К.) филиала Аксу, начал «подземкой» заниматься. Здесь уже условия работы были удобней: использовался вахтовый метод, так что ездить интереснее было, и зарплата выше. Сполна прелесть наличия ежемесячного мини-отпуска в 15 дней Анвар оценил, став 29 сентября папой первенца.

- 11 июня 2019 года директор департамента ГКР предложил мне перевестись на должность заместителя начальника участка на руднике Жолымбет. А начальником участка на тот момент был Аян Избасаров, который сейчас является главным горняком вахты 1. Так что он меня многому научил. На этом участке мы с ним поработали где-то полгода, и нас перевели на добычной участок №2. Здесь мы уже занимались непосредственно и проходкой, и добычей, и выдачей горной массы с шахты. Соответственно, штат увеличился: людей стало гораздо больше. Примерно с начала 2021 года мы с Аяном уже были сменщиками как начальники участков. В сентябре мне предложили перевестись на должность главного горняка вахты 2 проекта «Жолымбет». Чуть позже главным горняком стал и Аян. И теперь мы меняемся местами: он – на первой вахте, а я – на второй.

Как отлаженный механизм

$IMAGE2$ Надо отдать должное ветеранам-горнякам в преданности и любви родному предприятию. И в Аксу, и в Бестобе мне указывали на достоинства добываемой здесь руды, говорили о чистоте, содержании металла. Жолымбетцы тоже могут похвастать, что местное золото исключительной чистоты, «ювелирка», три девятки (99,9%). Читал, что за лендлизовские поставки во время войны именно им расплачивались. В период недавней пандемии коронавируса на Лондонской бирже покупали только жолымбетское катодное. Среднее содержание золота в руде при добыче подземным способом здесь – 3 - 4 грамма на тонну, при открытом – 1,5 - 2.

Прошу Анвара ознакомить меня с работой шахты. В Жолымбете золото добывают на карьере и в шахте. Самый нижний рабочий горизонт – на глубине 814 метров, а стволы шахт «Вентиляционная» и «Глубокая» пройдены с нулевой отметки до 1000 метров, «Центральная» – с нулевой отметки до 430 метров, «Слепая-3» – с отметки 430 до 600, «Слепая-4» – с 430 до 640 метров. Ствол «Глубокой» можно тоже отнести к слепым, то есть без выхода на поверхность. Клеть здесь ходит с 430-го горизонта до 800-го. Вагоны с рудой опрокидываются в дозаторную камеру ствола шахты «Центральная», а потом при помощи скипов (саморазгружающихся коробов) она выдается на поверхность. В ближайшей перспективе – использование портала (наклонного транспортного съезда), который пробьют в шахту из карьера, чтобы руду с верхних горизонтов вывозить шахтными самосвалами. В Жолымбете для транспортировки горной массы от забоя помимо рельсового транспорта используется и ковшовая техника фирмы Epiroc. В будущем планируется применение самосвалов.

В смену под землю заступают в среднем около 150 человек, горняки работают в две смены по 12 часов. А всего на руднике вместе фабрикой, АБК (административно-бытовым корпусом), ИТР-составом работают 1200 человек, по 600 на первой и второй вахтах. Главный горняк вахты 2 проекта «Жолымбет» Анвар Аманов рассказал и о своей работе:

- Мой непосредственный руководитель – директор по производству. Под моим началом работают четыре начальника участка: по подготовке и обеспечению взрывчатыми материалами и пылевентиляционных работ (ВМ и ПВР), второй – начальник участка подземных горных работ (ПГР). Третий участок – это участок горно-капитальных работ (ГКР), четвертый – ОГР (участок открытых горных работ).

На нашем предприятии, на Жолымбете, всячески стараемся поддерживать коллектив, чтобы производственные показатели выполнялись без ущерба безопасности. Мы можем контролировать, следить, устранять нарушения. В принципе, вот чем мы занимаемся.

Наша цель – выполнение производственной программы подземных горных работ и открытых горных работ проекта.

День за днем

Рано утром, в 7 утра, мы все собираемся. Начальники участков мне дают отчет, как отработали за прошедшие сутки, какие есть вопросы, какие ресурсы им нужны для того, чтобы выполнить те или иные цели. Я, в свою очередь, определяю им цель, что для этого нужно, как это сделать. Все по полочкам раскладываем.

В общем, занимаемся краткосрочным планированием. Помимо этого мы коммуницируем с маркшейдерами, с геологами: куда идти, где какую руду брать, с каким содержанием. Также мы сотрудничаем с отделом закупа. Нам нужны коронки, буры, штанги, лопаты... Все ТМЦ, которые нам нужны, мы забиваем в программу SAP (типа 1С). Через нее мы подаем заявки на необходимые материалы, а отдел закупа по ним отрабатывает. Если, например, договор долго идет, созваниваюсь со снабженцами, стараюсь ускорить.

Люди – в центре внимания

Интересуюсь, есть ли необходимость ежедневно спускаться в шахту, проверять работу маркшейдеров, геологов, проходческих бригад. Анвар напоминает, что это командная работа, «и в шахту ходить, делиться опытом с другими ребятами, я считаю, обязательно нужно. В первую очередь, когда ты ходишь в шахту, ты можешь посмотреть, безопасно ли люди выполняют свои работы. Нужно обязательно проводить поведенческий аудит безопасности. Мы беседуем с людьми, указываем на ошибки, которые могут привести к травмам, мотивируем. Помимо отдела безопасности мы тоже проводим беседы с людьми, мы тоже за безопасную работу. И мастера, и начальники участков, и главные специалисты заинтересованы, чтобы безопасно добывали наши полезные ископаемые».

- Насколько вам удается минимизировать несчастные случаи под землей? Ведь горное производство сопряжено с постоянным риском.

- По прошлому году у нас на «подземке» не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом. С потерей трудоспособности, чтобы человек что-то серьезно повредил и ушел на больничный, тоже не вспомню. Максимум, бывает, что палец прищемил, ногу подвернул.

- Нет опасности выбросов метана, повышенной концентрации газов при взрывных работах, работе шахтной техники?

- По газу и пыли у нас шахта не опасная. За ходом ведения буровзрывных работ, работы техники мы тоже постоянно следим. У нас есть и пневматическая техника, и самоходные погрузочно-доставочные машины, самосвалы, используем также локомотивную откатку.

В одной команде

- Обращусь к названию нашей рубрики. Насколько успешен проект «Жолымбет» компании «Алтыналмас»? Не уступает ли он «Аксу»? Выстраивается ли в компании какой-либо рейтинг?

- Между рудниками, проектами у нас сотрудничество. Мы стараемся в первую очередь друг другу помогать. А проект «Жолымбет» уникальный. Он с 1933 года осуществляет добычу кварцежильной золотосодержащей руды. И у нас коллектив более сплоченный. И люди более надежные.

- А что сплачивает людей?

- В первую очередь это зависит от руководителя и его лидерских качеств, я считаю. Насколько он настроит свою команду, настолько и будет она сплоченной. У нас нет проблем, потому что мы при планировании месяца разрабатываем графики, планы, сколько метров пройти, сколько добыть, какие произвести ремонты. И благодаря эффективному планированию у нас никаких неожиданностей не возникает.

- А между вахтами у вас есть что-то типа соревнования?

- Мы составляем handover – письменную передачу вахты. Все, что я сделал за 15 дней, я пишу. Что нужно сделать, тоже пишу. Что получил от сменщика и сделал или не сделал – тоже. И, соответственно, по цепочке двигаемся. Двигаемся в одном заданном направлении.

Дорогу молодым!

- Вам еще нет 30, а вы уже один из руководителей рудника, главный горняк. Отбросив лишнюю скромность, скажите, а в чем кроется ваш личный успех? Какова история вашего успеха?

- Когда мне предложили должность, я взял время подумать. Потом прошел четыре вида тестирования. В большей степени на выявление лидерских качеств, логику. Были психологические аспекты. Я ожидал, что будет больше по работе, профессиональной подготовке.

- Можете назвать слагаемые успеха?

- Для меня это справедливость, дисциплина, умение работать в команде и порядочность.

А вообще, компания «Алтыналмас» позволяет расти. Я не единственный молодой специалист, который занимает должность главного горняка, но считаю, что мне повезло. Стараюсь доказать всем, что я сижу в этом кресле не случайно, не просто так.

- Кто из молодых тоже растет?

- Главный горняк вахты 1 Аян Избасаров – 1991-го года рождения, главный маркшейдер Айдар Темиргалиев – 1994-го, начальник ПТО Мадияр Абдразак – тоже молодой специалист. Есть у нас и те, которым уже за 40: директор по производству Жомарт Жаксылыкович Маукеев, Ринат Кажымханович Байгонусов, которому я хотел бы выразить огромную благодарность. Все, что я знаю, все, что я умею, – это благодаря ему. Через набиваемые шишки. Он ставил передо мной задачу, и, если я плохо выполнил или сроки растянул, он отчитывал, но еще и объяснял, как нужно было действовать. Вот благодаря этому мы и научились. Он очень сильный руководитель!

Видимо, есть предпосылки стать сильным руководителем и у Анвара Аманова. Потому что путь к профессиональному успеху он выбрал правильный. И ориентиры имеет верные.

 

Фото предоставил Анвар АМАНОВ

Просмотров: 411 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar