Пятница 29 июля надолго запомнится степногорцам небывалыми потоками воды, превратившими улицы города в реки, а перекрестки – в озера. Особенно мощь стихии прочувствовали на себе предприниматели городского рынка, на время ставшего маленькой Венецией.
В соцсетях многие увидели кадры с кокшетауским коммунальщиком, ныряющим в люк дождеприемника. Все, вылавливаемое из забитого люка, наглядно свидетельствует о том, к чему приводит беспечность и равнодушие ко всему, что нас окружает.
Разруха в головах
Еще не канули в Лету времена, когда в урочный час степногорцам приходилось выходить из подъездов с ведрами и коробками, чтобы вывалить их содержимое в кузов «мусоровозки». В ожидании машины соседи обменивались новостями, детвора могла поиграть, отдыхая на улице от уроков. Случаи несанкционированной утилизации были довольно редкими, потому что людей, посягавших на нарушение общепринятых правил, работники ЖКУ, несмотря на отсутствие видеокамер, находили.
Прошло время, и словно начисто стерлись из памяти эти правила «социалистического общежития». Машин уже никто не ждет. Зато у домов появились «мусорки» – средоточие специфических запахов гниющих продуктов, столовые для ворон и голубей, бездомных животных. Выбирая относительно безлюдное время, сюда наведываются люди без определенных занятий, выбирая в контейнерах что-нибудь, подходящее для употребления или продажи в пунктах приема вторсырья.
Еще совсем недавно, мне кажется, не более пяти лет назад, контейнерные площадки можно было назвать почти образцовыми. Правда, с полигоном твердых бытовых отходов (ТБО) зимой 2016 – 2017 годов оказалось не все в порядке – сменявшие друг друга собственники судились, делили имущество и обязанности, а мусор с городской свалки выполз на дорогу. Мусорный коллапс со складированием бытовых отходов удалось ликвидировать, но, оказалось, ненадолго. Уже никого не удивляют стоящие рядом с контейнерами для коммунального мусора «сетки» – емкости, куда предлагается складывать пластиковые и стеклянные емкости, банки из- под напитков, которые стали признаком начала раздельного сбора мусора. Сегодня рядом с «сетками» средних размеров встречаются и более объемистые – для картона. Прошлым летом в микрорайонах появлялись и зеленые контейнеры в виде кузова самосвала – для крупногабаритных отходов, которые регулярно вывозили.
Приметой последнего времени стало обилие у площадок строительных отходов после ремонта, коробок, старой мебели и бытовой техники. Лето или уже два лета назад была предпринята попытка освобождения от всего этого хлама. Но кучи мусора растут как грибы после дождя. Механизм, разработанный для содержания контейнерных площадок хотя бы в относительном порядке, дает сбои. Мусора за ними и около полно. Возвращаясь с вечернего концерта в воскресенье, прошел мимо трех – ни одна не радовала чистотой.
Как запустить
механизм?
Говорить о мусорной проблеме приходилось с рядовыми горожанами и теми, кто конкретно «в теме». У каждого, как ни странно, на первом месте все же стоит «человеческий фактор».
В акимате принимали решение о том, чтобы вывозить «крупногабарит» в установленном порядке: с наймом транспорта и оплатой. Но, как оказалось, оно не было идеальным. Может быть, сумма высокая, может, механизм слишком сложный. Напомним, что вывоз крупногабаритных и строительных отходов в стоимость тарифа по централизованному удалению и захоронению ТБО не входит.
На подъездах домов расклеивались объявления о порядке вывоза и самовывоза крупногабаритных, строительных и прочих отходов. В квитанциях ЕРЦ, начиная с августа 2021 года, указывались номера телефонов 6-51-01, 5-94- 94, по которым можно решить вопросы с приобретением талона по адресу 4 – 6 (ЕРЦ) на самостоятельный ввоз отходов на полигон или же сделать заявку на машину (она, говорят, обойдется в 4,5 – 5 тысяч). Вначале подробно расписывали то, как нужно обеспечить самовывоз крупногабаритных и строительных отходов, сколько это стоит (до 1 тонны – 1489 тенге за сортировку и захоронение), какие штрафы предусмотрены за незаконное складирование ТБО у контейнерных площадок либо в местах общего пользования. Сумма серьезная. В соответствии со ст. 505 КоАП РК – 58 340 тенге для физических лиц и 87 510 для юридических. Теперь ограничились напоминанием телефона 6-51- 01 на самовывоз мусора. Будем считать, что и эта публикация послужит напоминанием о том, как нужно действовать при необходимости избавиться от «некондиционных» бытовых и строительных отходов.
В ЕРЦ говорят, что и сейчас сознательные граждане звонят, обращаются, берут талон на вывоз отходов. Но большая часть степногорцев все же, проводя ремонт в квартире на миллион тенге, уплачивая за диван 250 000 тенге, грузчикам – по 500 тенге за этаж, экономит на том, чтобы вывезти законным порядком старую мебель и строительные отходы. В общем, мусора у контейнеров меньше не становится.
Следующим решением было нанять компанию «ARB- СпецМонтаж», которая вывозит «крупногабарит» на полигон ТОО «Курылыс-МТК». Наверное, это можно считать признанием, что выбранный первоначально механизм работает с перебоями. Но ведь и сейчас крупногабаритного и строительного мусора у каждой площадки полно!
Экологический кодекс требует раздельного сбора отходов с последующей их переработкой и утилизацией. Следовательно, власти должны каким-то образом обеспечить установку контейнеров под разные виды отходов. Столица уже может этим похвастать, Степногорск – отчасти. Сошлюсь на бывающих в Нур-Султане. К сожалению, и столица дает нам примеры пренебрежения горожан к благим намерениям. Там на контейнерных площадках установлено несколько емкостей, но люди чаще все валят в общую кучу, не обращая внимания на цвета и назначение контейнеров. Наполнили без всякого разделения один – переходят к следующему. Конечно, в этом плане столица и ее жители нам не пример. А жаль. Сознательности – ноль, и страха тоже. А это, как понимаю, от безнаказанности. Говорят, на Левом берегу есть примеры другие: там выделяют участок, нанимают компанию, которая ставит капитальные контейнерные площадки. Контейнеры с крышками, площадки и емкости по договору моются, хлорируются. Все это входит в тариф, который, видимо, гораздо выше нашего. Может, и нам пришло время действовать так же, чтобы привести наши площадки в надлежащий вид?
Глядя на кучу мусора, думаю, участковому инспектору полиции не составит особого труда по нескольким сваленным у контейнеров коробкам из-под продуктов, как правило, с указанием адресата, выяснить, из какого магазина они попали сюда. Громадная коробка из-под LED-панели или «плазмы» тоже легко наведет местного Анискина на торговую точку и покупателя, поленившегося эту коробку разрезать, сложить и поместить в «сетку».
Мораторий в отношении объектов малого и среднего бизнеса, насколько я понимаю, касается проверок. Но ведь это не разрешение на систематическое нарушение экологического законодательства? Факты пренебрежения законом зафиксировать большого труда не составит. Проверить, есть ли у объекта МСБ договор на вывоз и захоронение отходов, можно, не тревожа предпринимателей. Ну а дальше, как мне представляется, должно последовать какое-то действие – предписание или штраф. Конечно, у полицейских и других дел хватает, но ведь обеспечение порядка и чистоты на вверенной территории тоже в круг обязанностей входит, не так ли?
Ремонт в домах еще не научились делать беззвучно. Значит, представители домкома, старшие по подъезду, в КСК знают, где кто что делает. И если вдруг у контейнеров оказались мешки с битым кирпичом и прочими атрибутами ремонта, в ЕРЦ справиться, взят ли талон на вывоз строительного мусора, очень даже просто.
Если у каждой контейнерной площадки не поставишь полицейского или наблюдателя, значит, нужны видеокамеры. На части наших многоэтажек они установлены, что, несомненно, дисциплинирует. Люди идут за талонами, а не выбрасывают мусор. Но это, скорее, исключение.
Горькую улыбку вызывает ситуация с недавно появившейся чуть ли не под окнами ЕРЦ еще одной контейнерной площадкой. Так вот иные обитатели общежития не утруждают себя, освобождаются от своего домашнего мусора, выбрасывая в ее сторону мешки и пакеты прямо из окон. Падая, пакеты нередко рвутся, а мусор разносит ветром. Так что люди в офисе на первом этаже окон открыть не могут – того и гляди залетит к ним неожиданный «привет».
За «бугром»
Европейская сознательность в части раздельного складирования отходов, сингапурская стерильность на улицах не на голом месте возникли. Здесь работает мощный материальный фактор как в виде поощрения, так и в форме штрафа.
Видел ролики и слышал свидетельства о том, как поставлено дело с коммунальными отходами за границей. Раздельное складирование стекла, пластика, бумаги, остатков пищи – во многих странах норма. Интересен и опыт Узбекистана, где, как мне рассказали, нет контейнерных площадок, а люди выносят мешки с отходами к приезду автомашины в урочный час. И штрафы там за вольности с мусором очень кусаются, поэтому, наверное, там и чисто.
Взглядом на ситуацию я попросил поделиться и директора компании «Гарант-Аавтосервис Plus» Дениса Герауфа. Он напомнил, что раньше весь мусор, включая крупногабаритный, на обслуживаемой территории компания вывозила по тарифу 156 тенге. Потом ТОО закупило большие бункеры под крупногабаритные отходы, включая холодильники, диваны и прочую мебель. В связи с изменениями в Экологический кодекс по вывозу и утилизации отходов пришлось от этой формы отказаться. Компанию стали привлекать к вывозу «крупногабарита» на платной основе. Видимо, отсутствие контроля и заинтересованности привело к ситуации с горами мусора у контейнерных площадок.
А запрет на прием полигоном строительных отходов привел к усиленному образованию стихийных свалок.
Новый конкурс определил компанию по вывозу всего «крупногабарита», которой стало ТОО «ARB-СпецМонтаж». Сервисные компании типа ТОО «Гарант-Аавтосервис Plus» освобождают емкости. Их зона ответственности – площадки, а вот за ними-то и скапливается остальной мусор, не только крупногабаритный.
Сейчас все, что можно переработать, на полигон ТБО вывозить запрещено. А если завозится, то тоже должно сортироваться. Есть юридические лица, которые значительно экономят на вывозе отходов на полигон по договору, используя раздельное складирование. Контейнер у них заполняется гораздо медленнее, пусть даже стекло, пластик и картон они отдают бесплатно. А если продают, то еще и зарабатывают на них.
- Возможно ли у нас в перспективе вывоз и складирование мусора привести к швейцарским, скажем, стандартам?
- На данном этапе у нас это сделать нереально. Это не будет работать. Там люди приучены и финансово замотивированы настолько, что сами свой крупногабаритный мусор вывозят на заводы. Второй момент: там очень жесткие законы. И каждый жилец, и домоуправление тоже замотивировано, потому что за мусор, обнаруженный вывозящей компанией не в том контейнере, штраф получит весь дом.
- Как замотивировать степногорцев? Установить камеры?
- В наших условиях камера – это не панацея, хотя иногда будет работать и приносить пользу. Кто за этим будет следить, кому это будет интересно? Надо поднимать тариф на вывоз и захоронение с учетом поднятия цен на топливо.
В Европе каждый понимает, что если он тратится на ремонт, то и необходимость вывоза мусора учитывает. Там народ включен в эту тему. Он понимает, как делаются и экономятся деньги и как сделать город чистым: «Я сам слежу за своим мусором, сам его сортирую, выношу или вывожу, я сам за него плачу. Могу получить монетку за брошенную в автомат бутылку, за сданный мусор какие-то копейки мне возвращаются. Если это есть – прекрасно. А если нет, зато мой двор чистый, дети будут ходить по чистому полю». Вот так мировоззрение там работает. Помнят и о штрафах, там это работает. А у нас – нет. Законодательство там работает.
У них больше опыта и мозгов на то, как дом в чистоте содержать. К мусору, старым вещам там отношение совершенно другое. Там люди понимают, что та же сданная бутылка еще послужит.
Глядя на горы мусора во дворах, загаженную пакетами степь, давайте зададимся вопросом: почему мы так расточительны и беспечны, черствы к окружающему нас? Кто нас сделал эгоистами, не любящими свой город?
|