Главная » 2023 » Июнь » 22 » ИЗ ГЕРМАНИИ С ЛЮБОВЬЮ (Галия ХОЗИНА)
12:39
ИЗ ГЕРМАНИИ С ЛЮБОВЬЮ (Галия ХОЗИНА)

С рабочим визитом коррек­ционные центры Степно­горска посетила германский логопед Анни Ценки по благо­творительной программе SES (Служба Старших Экспертов). В течение трех недель зару­бежный специалист щедро и абсолютно бесплатно делился опытом с казахстанскими кол­легами, делая акцент на работу с детьми с расстройством ау­тистического спектра, количе­ство которых пугающе растет во всем мире.

Деловые связи

О международном сотрудничестве, о задержке речевого развития детей, со­временных подходах и методах коррек­ции, о проблемах и болевых точках лого­педии, а также о перспективах совмест­ной работы говорили педагоги и логопе­ды Степногорска на первой конференции логопедов, инициированной обществен­ным фондом «Берекелі әлем».

На конференцию были приглашены специалисты отдела образования, пред­ставители здравоохранения, директора школ и детских дошкольных учреждений, логопеды, дефектологи, психологи и ро­дители детей с особенностями развития.

Директор филиала степногорской Па­латы предпринимателей Олжас Байма­ков рассказал присутствовавшим о про­грамме SES и о том, как можно пригла­сить эксперта из Германии:

- Если вам требуется практическая по­мощь, вы ищете новые перспективы, инди­видуальный совет, - отметил Олжас Нурла­нович, - эксперты SES готовы оказать по­мощь на месте. Служба Старших Экспер­тов имеет опыт во всех областях. Это ре­месленные и технические специальности, торговля и сбыт, образование и профес­сиональное обучение, здравоохранение и социальное обеспечение, управление и наука. Глубокие знания германских экс­пертов будут полезны для малых и сред­них предприятий, органов коммунального управления, социальных и медицинских учреждений, школ и колледжей.

- Служба Старших Экспертов – это ведущая германская организация, на­правляющая специалистов и руководя­щих работников на пенсии или на время перерыва в трудовой деятельности для участия в проектах на общественных на­чалах с 1983 года. Она содействует пере­даче знаний и опыта на основе сотрудни­чества и в целях развития. Финансовую поддержку в этом оказывает федераль­ное Министерство экономического со­трудничества и развития. Эксперты SES осуществляют свою деятельность в Аф­рике, Азии, Латинской Америке, Восточ­ной и Юго-Восточной Европе. А также в самой Германии.

- Проекты SES укрепляют компетен­цию местных специалистов во всех об­ластях и секторах. Реализация проектов занимает в среднем от четырех до шести недель. SES полностью берет на себя ор­ганизацию проекта. Приглашающая сто­рона несет местные расходы: размеще­ние, питание, транспортировку, находит переводчика. Все вопросы по проекту можно задавать нам в Палату предпри­нимателей, это очень успешный проект, возможностями которого необходимо пользоваться всем, кто хочет развития своего дела.

Будущее нуждается в опыте

Специалисты центра коррекции речи «Бала әлемі» рассказали, что заявку на участие в проекте Служба Старших Экс­пертов подавали еще в 2021 году, но в связи с карантинными ограничениями его реализация была отложена. И вот в этом году неожиданно для самих сотруд­ников центра из Германии пришел ответ, что к нам в Степногорск отправляется ло­гопед Анни Ценки.

- Для нас это своевременный визит, - отмечают сотрудники центра коррекции речи. – Нашему центру в мае было выде­лено финансирование по государствен­ному социальному заказу для работы с детьми, имеющими расстройство аути­стического спектра (РАС). Было много обращений от родителей с просьбой на­чать такую работу, потому что в нашем городе детей с аутизмом с каждым годом становится все больше. До конца года мы должны показать хороший результат, и приезд госпожи Анни как нельзя кстати.

Специалисты рассказали, что логопед Анни в течение двадцати дней наблюда­ла за детьми, посещающими центр, раз­рабатывала тактику ведения и лечения, проводила диагностику, давала рекомен­дации родителям.

- Все дети с РАС, безусловно, разные, - отмечают местные специалисты, - но мы должны найти точку соприкосновения, чтобы наладить общую плодотворную работу. Для дальнейшего взаимного со­трудничества мы и собрали всех специ­алистов данной сферы города. Сегодня мы должны говорить о проблеме аутизма со всех трибун. Если еще несколько лет назад ребенок с РАС был редким явлени­ем, то сегодня мы говорим о небывалом росте заболеваемости.

Медики обращают внимание на труд­ности диагностики: «Педиатр отправля­ет такого ребенка к невропатологу, не­вропатолог к психиатру, психиатр вновь направляет ребенка к педиатру. Семьи ходят по кругу. Родители морально исто­щены. Психологическое состояние мамо­чек зачастую оставляет желать лучшего. Родители не могут принять многие вещи и находятся в подвешенном состоянии, а драгоценное время для коррекции ухо­дит».

- Сегодня мы говорим о важности муль­тидисциплинарного подхода, - обращают внимание сотрудники центра коррекции речи «Бала әлемі». – Это общая работа педагогов, медиков, ЛФК-инструкторов, логопедов. А на первое место ставят­ся мама и папа ребенка. Без усиленной работы родителей прогресса не будет. И многие мамы этого тоже принять не могут. Да, с ребенком будут заниматься специалисты, будут прикладывать свои знания, энергию, опыт. Но ребенок после занятий идет домой и проводит дома с родителями большую часть своей жиз­ни. И тут уже многое зависит от качества проведенного времени. Если ребенка по приходе домой тут же усаживают за телефон или компьютер и мама тоже не может оторваться от телефона – о каком развитии мы можем говорить? Цифровая зависимость как взрослых, так и детей играет сегодня самую губительную роль в коррекционной работе с детьми.

Поэтому в задачу мультидисциплинар­ной команды входит в первую очередь вовлечение в процесс коррекции детей их родителей. Чтобы мамы и папы это четко осознавали и понимали, зачем при­нимаются все эти меры. К сожалению, большинство современных родителей не осознают важность такого взаимодей­ствия. Все хотят волшебную пилюлю, ко­торую один раз выпил - и ребенок стал здоров. Ждут чуда от медиков, от дефек­тологов, от кого угодно, но только не от себя. И здесь трудно винить родителей, психологическую работу с ними никто не проводит, а это очень тяжело - быть родителями ребенка с аутизмом. Тяжело отдавать ребенку 100% своего времени, сил, быть постоянно сфокусированным на процессе развития. Но должно быть понимание, что в конечном итоге при отсутствии коррекционной работы вся тяжесть в дальнейшем ляжет на родите­лей. И общества.

Логопеды детских учреждений под­тверждают, что запросы некоторых ны­нешних родителей гораздо выше их собственных стараний, приложенных к улучшению состояния ребенка: «Многие даже тетрадку с домашним заданием не открывают. Пять минут не могут найти на занятия с ребенком. Но требуют резуль­тат от логопедов, дефектологов. Необхо­димо в корне менять подход коррекцион­ной работы. И нам нужно учиться рабо­тать прежде всего с родителями».

Бесплатные инструменты

Местные специалисты признаются, что были поражены методикой герман­ских логопедов.

- У нас каждый сотрудник выполня­ет свою функцию, - рассказывают они. – Логопед работает с произношением, ЛФК-инструктор - с телом ребенка, педа­гоги обучают. На Западе по-другому. Там каждый специалист взаимозаменяем, потому что в приоритете стоят интере­сы ребенка. То есть если логопед сумел найти подход к ребенку, тот к нему при­вязался и доверяет. Ребенку с аутизмом тяжело контактировать с людьми, и если он к кому-то привязался, то желательно, чтобы этот специалист сопровождал его весь коррекционный процесс. То есть логопед может и зарядку провести, и об­учающие занятия. И самое интересное, они собирают анамнез: как проходила беременность, как шли роды, как разви­вался ребенок в дальнейшем. И каждый специалист в Германии проводит такой сбор данных. То есть владеет ситуацией полностью. В нашей стране анамнез про­водят только медики.

И каждый западный специалист бе­седует с родителями. У нас эти функции возложены лишь на воспитателя в дет­ском саду или учителя в коррекционной школе, а в Германии с родителями бе­седуют все, кто работает с ребенком. И когда от каждого специалиста мама слышит в принципе одно и то же, то она вовлекается в процесс, она становится полноправным участником коррекцион­ной работы и уже дома, следуя советам специалистов, самостоятельно занима­ется с ребенком и видит результаты. А результаты непременно будут.

Госпожа Анни, по рассказам местных специалистов, была поражена, как ни­чтожно мало мы используем бесплатные, но самые эффективные инструменты для работы с детьми с РАС. Если вкрат­це: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Европейский эксперт акцентиро­вал внимание на том, что коррекционная работа не обязательно должна быть до­рогостоящей или основываться лишь на вопросах финансирования. Ежедневные прогулки с детьми, общение ребенка с природой, активные игры на свежем воз­духе с подручными природными матери­алами (палочками, листиками, шишками и прочим), гимнастика, поддержка питье­вого баланса чистой водой гарантируют эффективность общей коррекционной работы с детьми с РАС.

- День без прогулки – потерянный день, - говорят сотрудники коррекцион­ного центра. – На улице ребенок взаи­модействует с окружающей средой. Он наблюдает за птицами, деревьями, про­хожими. Конечно, необходимо говорить с ребенком, объяснять, что происходит во­круг: вот мальчик на велосипеде, вот ба­бочка, вот цветочек. Создаются полезные нейронные связи. Поменьше проводить время в сотовом телефоне. Да, для роди­теля это удобно – дал телефон и забыл о ребенке на час, а то и больше. Но это непростительная глупость! Для ребенка с РАС каждая минута, час и день на счету.

Ползком к здоровью

Для степногорских специалистов стал большим открытием еще один совет, подсказанный госпожой Анни. Оказыва­ется, если ребенок не ползал в детстве, в дальнейшем это дает большие пробле­мы с его развитием.

- Повальное увлечение ходунками, следование непонятно какой моде дали плачевные результаты, - признаются наши педагоги. – Оказывается, ходун­ки - это смерть мозга! На них ни в коем случае нельзя усаживать детей. А мы же уже с пяти-шести месяцев на них сажали детей! Какая непростительная ошибка! Многие дети вообще не ползали, а сра­зу же с помощью ходунков вставали на ноги, и родители еще гордились этим!

Поэтому настоятельно просим родите­лей: не спешите учить ребенка вставать и идти! Исключите ходунки, не водите ма­лыша за руку, когда он устал после пары шагов. Ограничьте нахождение ребенка в манеже и кроватке во время бодрствова­ния. Ему нужны пространство и свобода на полу, чтобы самостоятельно начать ползти. Ползание помогает развивать межполушарные связи мозга. Если эти связи не сформируются, ребенка ждут трудности в обучении. Но и этому спо­собу передвижения ребенка нужно нау­чить, потому что многие дети ползают по- пластунски, а это не совсем правильно.

Ползание - это отличное упражнение для мышц бедер, запястий, шеи и жи­вота, которое формирует гармоничную скелетно-мышечную систему. Ходьба на четвереньках учит переносить вес и поддерживать равновесие, способству­ет физиологически правильному поло­жению бедер, что важно для правильной осанки в будущем. Ползание положи­тельно влияет на гибкость позвоночника и координацию движений, подготавливая ребенка к ходьбе.

Госпожа Анни научила местных специ­алистов, как правильно ползать: «Дети все равно должны пройти этот этап, даже если они уже взрослые. Так что ползайте все вместе!» Как минимум, три месяца дети с РАС будут ползать совместно с наставниками – это один из важных эле­ментов коррекционной работы.

Степногорские педагоги выражают огромную благодарность Анни Ценки за ее экспертные советы, которые они с большой радостью будут применять в своей работе.

Госпожа Анни пообещала приехать к нам опять в следующем году, а также пригласить в Германию наших специалистов. Кстати, на первой конференции логопедов было приня­то решение о дальнейшем сотрудничестве между специалистами для обмена опытом, обучения и проведения общей работы с детьми с РАС. Также есть планы по созда­нию Ассоциации родителей, что, по мнению педагогов и врачей, будет способствовать результативности коррекционной работы.

В свободное от передачи опыта вре­мя госпожа Анни посетила крестьянское хозяйство Гульмайры Баймаковой, при­общилась к национальным традициям и культуре, мастерски оседлала коня и продемонстрировала навыки умелого наездника. Что говорить, талантливый человек талантлив во всем. И степногор­ские специалисты весьма рады общению с такими высококлассными экспертами международного уровня.

Просмотров: 170 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar