С рабочим визитом коррекционные центры Степногорска посетила германский логопед Анни Ценки по благотворительной программе SES (Служба Старших Экспертов). В течение трех недель зарубежный специалист щедро и абсолютно бесплатно делился опытом с казахстанскими коллегами, делая акцент на работу с детьми с расстройством аутистического спектра, количество которых пугающе растет во всем мире.
Деловые связи
О международном сотрудничестве, о задержке речевого развития детей, современных подходах и методах коррекции, о проблемах и болевых точках логопедии, а также о перспективах совместной работы говорили педагоги и логопеды Степногорска на первой конференции логопедов, инициированной общественным фондом «Берекелі әлем».
На конференцию были приглашены специалисты отдела образования, представители здравоохранения, директора школ и детских дошкольных учреждений, логопеды, дефектологи, психологи и родители детей с особенностями развития.
Директор филиала степногорской Палаты предпринимателей Олжас Баймаков рассказал присутствовавшим о программе SES и о том, как можно пригласить эксперта из Германии:
- Если вам требуется практическая помощь, вы ищете новые перспективы, индивидуальный совет, - отметил Олжас Нурланович, - эксперты SES готовы оказать помощь на месте. Служба Старших Экспертов имеет опыт во всех областях. Это ремесленные и технические специальности, торговля и сбыт, образование и профессиональное обучение, здравоохранение и социальное обеспечение, управление и наука. Глубокие знания германских экспертов будут полезны для малых и средних предприятий, органов коммунального управления, социальных и медицинских учреждений, школ и колледжей.
- Служба Старших Экспертов – это ведущая германская организация, направляющая специалистов и руководящих работников на пенсии или на время перерыва в трудовой деятельности для участия в проектах на общественных началах с 1983 года. Она содействует передаче знаний и опыта на основе сотрудничества и в целях развития. Финансовую поддержку в этом оказывает федеральное Министерство экономического сотрудничества и развития. Эксперты SES осуществляют свою деятельность в Африке, Азии, Латинской Америке, Восточной и Юго-Восточной Европе. А также в самой Германии.
- Проекты SES укрепляют компетенцию местных специалистов во всех областях и секторах. Реализация проектов занимает в среднем от четырех до шести недель. SES полностью берет на себя организацию проекта. Приглашающая сторона несет местные расходы: размещение, питание, транспортировку, находит переводчика. Все вопросы по проекту можно задавать нам в Палату предпринимателей, это очень успешный проект, возможностями которого необходимо пользоваться всем, кто хочет развития своего дела.
Будущее нуждается в опыте
Специалисты центра коррекции речи «Бала әлемі» рассказали, что заявку на участие в проекте Служба Старших Экспертов подавали еще в 2021 году, но в связи с карантинными ограничениями его реализация была отложена. И вот в этом году неожиданно для самих сотрудников центра из Германии пришел ответ, что к нам в Степногорск отправляется логопед Анни Ценки.
- Для нас это своевременный визит, - отмечают сотрудники центра коррекции речи. – Нашему центру в мае было выделено финансирование по государственному социальному заказу для работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС). Было много обращений от родителей с просьбой начать такую работу, потому что в нашем городе детей с аутизмом с каждым годом становится все больше. До конца года мы должны показать хороший результат, и приезд госпожи Анни как нельзя кстати.
Специалисты рассказали, что логопед Анни в течение двадцати дней наблюдала за детьми, посещающими центр, разрабатывала тактику ведения и лечения, проводила диагностику, давала рекомендации родителям.
- Все дети с РАС, безусловно, разные, - отмечают местные специалисты, - но мы должны найти точку соприкосновения, чтобы наладить общую плодотворную работу. Для дальнейшего взаимного сотрудничества мы и собрали всех специалистов данной сферы города. Сегодня мы должны говорить о проблеме аутизма со всех трибун. Если еще несколько лет назад ребенок с РАС был редким явлением, то сегодня мы говорим о небывалом росте заболеваемости.
Медики обращают внимание на трудности диагностики: «Педиатр отправляет такого ребенка к невропатологу, невропатолог к психиатру, психиатр вновь направляет ребенка к педиатру. Семьи ходят по кругу. Родители морально истощены. Психологическое состояние мамочек зачастую оставляет желать лучшего. Родители не могут принять многие вещи и находятся в подвешенном состоянии, а драгоценное время для коррекции уходит».
- Сегодня мы говорим о важности мультидисциплинарного подхода, - обращают внимание сотрудники центра коррекции речи «Бала әлемі». – Это общая работа педагогов, медиков, ЛФК-инструкторов, логопедов. А на первое место ставятся мама и папа ребенка. Без усиленной работы родителей прогресса не будет. И многие мамы этого тоже принять не могут. Да, с ребенком будут заниматься специалисты, будут прикладывать свои знания, энергию, опыт. Но ребенок после занятий идет домой и проводит дома с родителями большую часть своей жизни. И тут уже многое зависит от качества проведенного времени. Если ребенка по приходе домой тут же усаживают за телефон или компьютер и мама тоже не может оторваться от телефона – о каком развитии мы можем говорить? Цифровая зависимость как взрослых, так и детей играет сегодня самую губительную роль в коррекционной работе с детьми.
Поэтому в задачу мультидисциплинарной команды входит в первую очередь вовлечение в процесс коррекции детей их родителей. Чтобы мамы и папы это четко осознавали и понимали, зачем принимаются все эти меры. К сожалению, большинство современных родителей не осознают важность такого взаимодействия. Все хотят волшебную пилюлю, которую один раз выпил - и ребенок стал здоров. Ждут чуда от медиков, от дефектологов, от кого угодно, но только не от себя. И здесь трудно винить родителей, психологическую работу с ними никто не проводит, а это очень тяжело - быть родителями ребенка с аутизмом. Тяжело отдавать ребенку 100% своего времени, сил, быть постоянно сфокусированным на процессе развития. Но должно быть понимание, что в конечном итоге при отсутствии коррекционной работы вся тяжесть в дальнейшем ляжет на родителей. И общества.
Логопеды детских учреждений подтверждают, что запросы некоторых нынешних родителей гораздо выше их собственных стараний, приложенных к улучшению состояния ребенка: «Многие даже тетрадку с домашним заданием не открывают. Пять минут не могут найти на занятия с ребенком. Но требуют результат от логопедов, дефектологов. Необходимо в корне менять подход коррекционной работы. И нам нужно учиться работать прежде всего с родителями».
Бесплатные инструменты
Местные специалисты признаются, что были поражены методикой германских логопедов.
- У нас каждый сотрудник выполняет свою функцию, - рассказывают они. – Логопед работает с произношением, ЛФК-инструктор - с телом ребенка, педагоги обучают. На Западе по-другому. Там каждый специалист взаимозаменяем, потому что в приоритете стоят интересы ребенка. То есть если логопед сумел найти подход к ребенку, тот к нему привязался и доверяет. Ребенку с аутизмом тяжело контактировать с людьми, и если он к кому-то привязался, то желательно, чтобы этот специалист сопровождал его весь коррекционный процесс. То есть логопед может и зарядку провести, и обучающие занятия. И самое интересное, они собирают анамнез: как проходила беременность, как шли роды, как развивался ребенок в дальнейшем. И каждый специалист в Германии проводит такой сбор данных. То есть владеет ситуацией полностью. В нашей стране анамнез проводят только медики.
И каждый западный специалист беседует с родителями. У нас эти функции возложены лишь на воспитателя в детском саду или учителя в коррекционной школе, а в Германии с родителями беседуют все, кто работает с ребенком. И когда от каждого специалиста мама слышит в принципе одно и то же, то она вовлекается в процесс, она становится полноправным участником коррекционной работы и уже дома, следуя советам специалистов, самостоятельно занимается с ребенком и видит результаты. А результаты непременно будут.
Госпожа Анни, по рассказам местных специалистов, была поражена, как ничтожно мало мы используем бесплатные, но самые эффективные инструменты для работы с детьми с РАС. Если вкратце: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Европейский эксперт акцентировал внимание на том, что коррекционная работа не обязательно должна быть дорогостоящей или основываться лишь на вопросах финансирования. Ежедневные прогулки с детьми, общение ребенка с природой, активные игры на свежем воздухе с подручными природными материалами (палочками, листиками, шишками и прочим), гимнастика, поддержка питьевого баланса чистой водой гарантируют эффективность общей коррекционной работы с детьми с РАС.
- День без прогулки – потерянный день, - говорят сотрудники коррекционного центра. – На улице ребенок взаимодействует с окружающей средой. Он наблюдает за птицами, деревьями, прохожими. Конечно, необходимо говорить с ребенком, объяснять, что происходит вокруг: вот мальчик на велосипеде, вот бабочка, вот цветочек. Создаются полезные нейронные связи. Поменьше проводить время в сотовом телефоне. Да, для родителя это удобно – дал телефон и забыл о ребенке на час, а то и больше. Но это непростительная глупость! Для ребенка с РАС каждая минута, час и день на счету.
Ползком к здоровью
Для степногорских специалистов стал большим открытием еще один совет, подсказанный госпожой Анни. Оказывается, если ребенок не ползал в детстве, в дальнейшем это дает большие проблемы с его развитием.
- Повальное увлечение ходунками, следование непонятно какой моде дали плачевные результаты, - признаются наши педагоги. – Оказывается, ходунки - это смерть мозга! На них ни в коем случае нельзя усаживать детей. А мы же уже с пяти-шести месяцев на них сажали детей! Какая непростительная ошибка! Многие дети вообще не ползали, а сразу же с помощью ходунков вставали на ноги, и родители еще гордились этим!
Поэтому настоятельно просим родителей: не спешите учить ребенка вставать и идти! Исключите ходунки, не водите малыша за руку, когда он устал после пары шагов. Ограничьте нахождение ребенка в манеже и кроватке во время бодрствования. Ему нужны пространство и свобода на полу, чтобы самостоятельно начать ползти. Ползание помогает развивать межполушарные связи мозга. Если эти связи не сформируются, ребенка ждут трудности в обучении. Но и этому способу передвижения ребенка нужно научить, потому что многие дети ползают по- пластунски, а это не совсем правильно.
Ползание - это отличное упражнение для мышц бедер, запястий, шеи и живота, которое формирует гармоничную скелетно-мышечную систему. Ходьба на четвереньках учит переносить вес и поддерживать равновесие, способствует физиологически правильному положению бедер, что важно для правильной осанки в будущем. Ползание положительно влияет на гибкость позвоночника и координацию движений, подготавливая ребенка к ходьбе.
Госпожа Анни научила местных специалистов, как правильно ползать: «Дети все равно должны пройти этот этап, даже если они уже взрослые. Так что ползайте все вместе!» Как минимум, три месяца дети с РАС будут ползать совместно с наставниками – это один из важных элементов коррекционной работы.
Степногорские педагоги выражают огромную благодарность Анни Ценки за ее экспертные советы, которые они с большой радостью будут применять в своей работе.
Госпожа Анни пообещала приехать к нам опять в следующем году, а также пригласить в Германию наших специалистов. Кстати, на первой конференции логопедов было принято решение о дальнейшем сотрудничестве между специалистами для обмена опытом, обучения и проведения общей работы с детьми с РАС. Также есть планы по созданию Ассоциации родителей, что, по мнению педагогов и врачей, будет способствовать результативности коррекционной работы.
В свободное от передачи опыта время госпожа Анни посетила крестьянское хозяйство Гульмайры Баймаковой, приобщилась к национальным традициям и культуре, мастерски оседлала коня и продемонстрировала навыки умелого наездника. Что говорить, талантливый человек талантлив во всем. И степногорские специалисты весьма рады общению с такими высококлассными экспертами международного уровня.
|