2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Точные причины возникновения данного заболевания до сих пор неизвестны, но его стремительный рост в Казахстане за последние годы бьет все антирекорды. И пока врачи, педагоги и чиновники от медицины в недоумении - пытаются понять, что с этим делать, семьи, в которых растут дети с аутизмом, каждый день учатся с этим жить.
Приговор или другая реальность?
Для жительницы Степногорска Ирины и ее супруга рождение долгожданного первенца стало одним из самых радостных событий в жизни. Беременность протекала без осложнений. Единственное, во время схваток у плода выявили лобное прилежание. И медики приняли решение провести экстренную операцию - кесарево сечение. Но впоследствии молодую маму с ребенком выписали домой без каких-либо патологий у новорожденного. Жизнь маленькой семьи шла своим размеренным чередом.
Первым забил тревогу муж Ирины, который стал утверждать, что с сыном творится что- то неладное, сравнивал его поведение с другими малышами. На тот момент женщина была беременна вторым ребенком и к переживаниям супруга относилась скептически. Он не играет с другими детьми? Так малыш и не обязан этого делать, характеры у всех бывают разные. Не реагирует на обращение по имени? Перерастет, изменится, все образуется…
- Сегодня я понимаю, что, конечно, сигналы были, – вспоминает Ирина, - только у меня и мысли не возникло, что с моим ребенком что-то не так. Сейчас, когда пересматриваю фото, видео с маленьким сынишкой, отчетливо вижу признаки аутизма. Но в то время я их не замечала.
Отсутствие ранней диагностики расстройства аутистического спектра, по мнению Ирины и других родителей, – основная проблема степногорской медицины:
- Врач-педиатр видит ребенка ежемесячно, он специалист, должен же разбираться в вопросах диагностики таких заболеваний! Кто, если не врач, может определить предпосылки к аутизму у ребенка? Мы достаточно рано стали подозревать, что у ребенка, возможно, аутизм и обратились к столичным специалистам в 2 года 4 месяца. Но есть такие семьи, где о диагнозе ребенка узнали к 4 - 5 годам! Упущено драгоценное время коррекции, потому что чем раньше с ребенком начинают заниматься специалисты, тем больше шанс скорректировать поведение, речь и общее состояние.
Диагноз – приговор?
Важно знать, что дети с аутизмом разные, но у них похожие проблемы. Им может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума. Дети с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают сверстники. Поэтому очень важно в разговоре с ребенком с расстройством аутистического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.
Детям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении взрослого человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.
Они могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.
- После рождения второго ребенка, дочки, мы с сыном отправились на обследование в Астану, - рассказывает Ирина. - Попали к хорошему невропатологу, она грамотно все объяснила, выставила ребенку предварительный диагноз: задержка речевого развития с аутистическим спектром. Окончательно и официально аутизм может диагностировать только психиатр. Невропатолог сказала, что с ребенком должен заниматься АВА- терапевт, что это единственный на сегодня метод коррекции, дающий реальные результаты.
Действительно, было установлено, что метод ABA-терапии очень эффективен для работы с детьми с особенностями развития.
В основе АВА - терапии лежит методика подкрепления, усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и прочее. Таким образом, специалисты закрепляют и подкрепляют желаемое поведение, при этом обучая ребенка.
АВА включает и систему подсказок, и методики обучения, манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения. Все это объединяет научная обоснованность и реальное практическое применение.
- Конечно, мы начали искать специалиста в Степногорске, - вспоминает Ирина, – но безуспешно. Мы пытались записаться на занятия к логопеду в образовательные детские центры, но везде нам давали от ворот поворот, как только узнавали об особенностях развития ребенка. Пытались оформиться в детский сад, но и здесь нас ждал отказ. Только в одном детском саду нам пообещали, что примут ребенка, но для этого нам нужно было хоть немного скорректировать его поведение, приобщить к социуму. Нам пришлось почти полгода снимать квартиру в Астане, ходить в платный коррекционный центр, где ежемесячное посещение стоит примерно 200 000 тенге. Но у нас появилась положительная динамика. И по возвращении в Степногорск нас приняли в детский сад, как и обещали.
Кто поможет?
- Дело в том, что на целый день ребенка с РАС в сад не принимают, - говорит Ирина. – Первый год мы ходили в садик только на два часа в день. Это называется частичная интеграция. Конечно, двух часов в день мало. Поэтому родители стараются водить своих детей к логопедам и дефектологам, но специалистов, готовых работать с нашими детьми, можно пересчитать по пальцам. К тому же, частные занятия не всем по карману, а бесплатно заниматься с такими сложными детьми, конечно, никто не будет.
У нас есть группа в Ватсапе, где 53 родителя детей с аутизмом. Поэтому мы владеем информацией о том, как живут другие семьи, где есть дети с РАС. Всего лишь несколько детей с РАС посещают детские сады, остальные сидят дома. Да, есть речевой сад «Айголек», но туда сложно попасть, группы заполнены. В целом, большая проблема в нашем городе с коррекционной работой с такими детьми. Этим практически никто не занимается.
Да, в городе есть реабилитационный центр «Камкорлык», но там бесплатные занятия не постоянные. Раз в 3 месяца можно ходить по 20 дней. Или в восьмой школе есть кабинет коррекции, здесь 2 раза в неделю занятия по 20 минут. Для многих родителей просто не имеет смысла отрывать ребенка от платного логопеда, дефектолога и водить его на эти разовые бесплатные занятия. Пока ребенок привыкнет к новой обстановке, пока войдет в ритм занятий и привыкнет к новым людям, обстоятельствам, время бесплатных занятий закончится - и придется вновь наверстывать упущенное у платных специалистов. Очень важно регулярно, систематически работать с ребенком. Поэтому терять время на такие короткие, пусть и бесплатные занятия бессмысленно. Другое дело, если бы они проводились на постоянной основе, тогда был бы эффект.
Получается, что коррекционная работа, вроде как, в городе ведется, о чем наверняка ответственные лица рапортуют куда надо. Но в реальности родители детей с аутизмом считают такую поддержку недостаточной, а то и вовсе мизерной.
- От аутизма таблеток нет, - продолжает рассказа Ирина, - аутизм корректируется только регулярными занятиями. Чем раньше ребенок входит в коррекцию, тем лучше входит в контакт со специалистами и появляются результаты. Часто у детей с РАС имеется непереносимость пищевых продуктов, а следовательно, и проблемы ЖКТ. Пищевая избирательность – большая проблема для родителей, так как бывает, что ребенок есть всего два-три продукта и все.
Как ведет себя ребенок с аутизмом?
- Он не смотрит на людей, - поясняет Ирина, - или смотрит сквозь человека. То есть для него люди – это будто предмет интерьера. Речи, как правило, вообще нет. Или она очень ограничена. Говорит одним словом: есть, пить, магазин. Ребенок находится в собственном мире, сам по себе всегда. В детском саду он будто не замечает, что вокруг него дети. Но я думаю, что это не так. Все равно ребенок «считывает» поведение других детей, поэтому детям с РАС так необходимо совместное обучение с норматипичными здоровыми детьми. У сына предметное видение. Слух в норме, все показатели по физическому здоровью в норме, нет никаких отклонений в анализах.
Сегодня пятилетний сынишка Ирины остается в саду уже на полдня: «Если бы он спал днем, можно было бы оставлять его на целый день. Но так как ребенок не спит после обеда, я его забираю и отвожу в «Тилашар», единственный детский центр, где занимаются с такими детьми».
Один на один с аутизмом
В частном центре «Тилашар», что находится в здании бывшего детского сада «Лесная сказка», в группе мальчика всего 6 человек. Центр небольшой и может принять ограниченное количество детей. Тем более, не каждый родитель в состоянии выложить 4 000 тенге за одно посещение. В неделю нужно заниматься не меньше 5 раз. Получается, что примерно 80 000 - 100 000 тенге в месяц родители ребенка с аутизмом отдают за частные занятия. Но при этом в центре с детьми занимаются логопед, дефектолог, нейропсихолог. Проходят занятия адаптивной физической культурой, сенсорная интеграция, логоритмика.
- С такими детьми нужно заниматься на постоянной основе, - уверена Ирина. - В Америке давно обозначили проблему аутизма и доказали, что АВА-терапия должна проводиться не менее 40 часов неделю. И в США занимаются с ними бесплатно. У нас же вся работа с такими детьми сосредоточена в бизнес- сфере. Наверное, это не совсем правильно. Государство же в первую очередь должно быть заинтересовано в заботе о детях и взрослых с РАС. Мы получаем пособие 112 000 тенге с сыном на двоих, половина суммы полагается мне, половина ему.
Получается, что все это пособие уходит на занятия. Но существуют семьи, которым не под силу оплачивать частные уроки. Люди на деньги от пособия стараются прожить, так как мамочки в большинстве случаев не работают, – кто будет следить за их сложными детьми? Бабушки, дедушки не выдерживают такой нагрузки, сады детей не принимают, нянечки отказываются работать в таких условиях. И от государства мало помощи. Очень сложно приходится семьям, воспитывающим детей с аутизмом.
- Я, наверное, моментально могу определить ребенка с аутизмом, - признается Ирина. – В поликлинике вижу сразу таких детей. Как правило, им некомфортно среди людей, им тяжело посещать общественные места. Бывает, что ребенок вообще не может зайти в новое для него помещение.
Сына Ирина постоянно наблюдают врачи. В 4 года психиатр в Астане поставил ему диагноз детский аутизм до 7 лет. По достижении семилетнего возраста ребенку будет определена группа инвалидности.
- Я знала, что существует аутизм, смотрела фильмы, понимала, что это может случиться в каждой семье, - говорит Ирина, - но когда муж прямо сказал: «У нашего сына аутизм», - я не могла этого принять. Списывала его особенности на проявление индивидуальности. Когда дочь родилась, очень пристально следили за ее развитием, так как есть вероятность, что болезнь генетически передается. Но у дочери точно аутизма нет.
Самый основной вопрос для нас, чтобы ребенок в последующем мог жить без посторонней помощи. Это самый большой страх любого родителя: что будет с ребенком, когда нас не будет рядом? Мы обязаны максимально адаптировать его к жизни. Сегодня у него имеется положительная динамика по сравнению с тем, что было раньше. Но опять же, это результаты каждодневного труда и занятий в саду и центре. В отличие от тех детей, которые вообще никуда не ходят и не имеют такой возможности.
- Спорт хорошо помогает в развитии детей с аутизмом, - отмечает Ирина. – И с адаптивным спортом в нашем городе большая проблема. Многие родители с удовольствием водили бы своих детей пусть и на платные спортивные занятия, но никто из тренеров не хочет с нами связываться. Конечно, им лучше взять тренироваться здорового ребенка, чем проблемного, на которого нужны силы. Я считаю, что у страха глаза велики. Было бы желание, можно было бы отлично заниматься с детьми с РАС. Хотелось бы, чтобы и у нас в городе был развит адаптивный спорт. А то получается: в развивающие центры нас не берут, в спортивные секции не берут. Все стараются от наших детей откреститься. Если бы нашелся такой тренер, мы были бы рады!
Но самое главное, чтобы во всех государственных садах и школах были ресурсные классы. Чтобы у детей была возможность учиться в обычных школах и садах. Потому что добираться с одного края города в другой проблематично, особенно если ребенок не переносит поездки в общественном транспорте. В Астане, к примеру, для детей с РАС и сопровождающих имеется бесплатный проезд в общественном транспорте, также есть инватакси. Когда же в нашем городе появятся нормальные условия для воспитания и развития детей с аутизмом?
|