Главная » 2012 » Октябрь » 1 » И зал восторженный затих… (Надежда КАХАНОВА)
18:29
И зал восторженный затих… (Надежда КАХАНОВА)
Давно ожидаемая премьера нашумевшей постановки «Мастера и Маргариты» состоялась на сцене городского Дворца культуры. В зале - полный аншлаг, явление для нашего города, прямо скажем, редкое. Конечно, далеко не все пришедшие являлись поклонниками сложного для восприятия романа Михаила Булгакова, а кто-то, наверняка, вообще его не читал, но пропустить такое событие в театральной жизни города было просто нельзя.

Московский независимый театр порадовал наших зрителей уже во второй раз. Но если предыдущий спектакль «Однажды в Париже» был всего лишь легкой, ненавязчивой комедией, то «Мастер и Маргарита» - вещь серьезная, драматичная и считается не только лучшим спектаклем театра, но и лучшей театральной постановкой бессмертного романа Михаила Булгакова. Утверждение, на мой взгляд, спорное, отзывы у зрителей самые разные, иногда полярные, но то, что спектакль никого из зрителей не оставил равнодушным, - абсолютно точно.
Спектакль давно стал театральной легендой. Говорят, сыграть в нем мечтают все актеры, но поддается такой психологически сложный материал далеко не всем. Не каждому под силу искренне сыграть историю любви и смерти, пропустить через себя боль и страдание приговоренного, к тому же в рамках антрепризного театра, где актерам приходится играть по две-три роли, перевоплощаясь из одного образа в другой за считаные минуты.
Мистика, которой окутан роман, завораживает зрителя сразу же, как только на сцене появляются некие «люди в черном». Такая необычная трактовка, на удивление, ничуть не диссонирует с оригинальной версией и вполне оправданна. Понятно, что сжать полный вариант романа до размеров двухчасовой постановки просто невозможно, и как раз с помощью необычных выразительных средств режиссеру - Народному артисту России Валерию Беляковичу - удалось создать нужную атмосферу, передать сам дух романа. Здесь смешалось все: триллер и комедия, классика и современность, мистика и реальность. Спектакль насыщен событиями, движением, эмоциями. Даже минимум декораций, обусловленный гастрольными рамками, не испортил впечатления. К тому же по силе выразительности этот минимум стоит многого. Например, власть Воланда над людьми обозначена всего лишь креслом, задрапированным черным и красным шелком, - этакий «трон Мессира». А вся история Мастера и Маргариты рассказана на фоне светящихся ломаных ступеней, символизирующих тернистый путь влюбленных, две фигуры - мужская и женская - рука об руку уходят туда, где вечный покой.
О чем спектакль? Да о самом главном для каждого из нас: о жизни и смерти, о святом и грешном, об истине, которую хотят знать все, но не знает никто. И все это на фоне страны, похожей на один огромный сумасшедший дом, где, будто в разноцветном калейдоскопе, кружатся ведьмы, коты, пролетарская интеллигенция, библейские персонажи… Добро пожаловать на бал сатаны! Даже тем, кто не знаком с творчеством Михаила Булгакова, сюжет был понятен и интересен. Глубина булгаковского текста взрывала сознание, заставляла заглянуть внутрь самого себя, вызывая бурю эмоций.
К сожалению, игра актеров не была равноценной. Меня (и не только меня) совсем не впечатлила главная героиня в исполнении Натальи Гончаровой. Ее Маргарита получилась несколько истеричной и какой-то неживой. Не хватало, на мой взгляд, значительности Воланду (Анатолий Дробязко). Зато Александр Головин в роли Ивана Бездомного был очень убедителен.
Подозреваю, что многие наши зрители пришли на спектакль не столько ради самого спектакля, сколько ради того, чтобы увидеть известного актера театра и кино Ивара Калныньша. А еще подозреваю, что эти многие были, мягко скажем, разочарованы, поскольку на этот раз любимец публики на сцене как-то «не прозвучал». Встретив первый выход актера бурными аплодисментами, к концу спектакля публика реагировала на его появление все более сдержанно. Самые щедрые и благодарные овации достались вовсе не ему, а Сергею Миляеву, блиставшему сразу в трех ролях - Берлиоза, кота Бегемота и доктора психиатрической лечебницы. Последняя роль ему особенно удалась. Удивительно подвижный, несмотря на значительную комплекцию, он легко, играючи, без конца вызывал взрывы смеха в зале. Казалось, Миляев сам получал удовольствие от того, что делал на сцене. Наверняка запомнилась всем и Гелла в исполнении Елены Сурковой. Персонаж далеко не самый главный в романе, волею режиссера она занимала едва ли не центральное место в спектакле. Красивая, пластичная, выразительная в каждом своем выходе, она вносила в сюжет нужную долю чертовщинки.
Создавая "Мастера и Маргариту”, режиссер явно намеренно старался не выделять отдельных героев, он изобразил разные реальности, существующие параллельно. Здесь равнозначно имеют право быть сны и реальность. Нет «до» и «после» – есть только «сейчас».
Особого восхищения заслуживает музыкальное оформление спектакля. Музыка определенно была задумана режиссером как самостоятельное действующее лицо. Она, словно разговаривала со зрителем, то вызывая улыбку, то заставляя замирать в тревожном ожидании чего-то неотвратимого, то вдруг резко обрывалась, побуждая зал напряженно вслушиваться во все, что происходило на сцене. А как оглушительны удары пульса, сменяющие звуки грозы…
Говорят, с постановкой «Мастера и Маргариты» всегда связаны мистические истории. Об этом мы говорили с самим Мастером, то есть актером Владимиром Филатовым. То, что спектакль впервые был показан в Степногорске именно 13 числа, он назвал простым совпадением. «Я не верю в мистические совпадения, - сказал Владимир Филатов. – С каждым человеком происходят чудеса. И с любым спектаклем тоже когда-нибудь что-нибудь обязательно случается. Нужно просто нормально жить, делать свое дело и верить самому себе». О том, как удается артистам чуть ли не на глазах у зрителей перевоплощаться из одного образа в другой, Владимир Филатов, сам сыгравший сразу две роли, сказал, что это говорит о настоящем профессионализме актеров. Это всего лишь техника, которой актеров специально обучают. Тем не менее, ему самому процесс перевоплощения дает большое удовлетворение. В этом есть момент неожиданности, новых ощущений. Однако такой спектакль забирает много сил и энергии. Гастрольный график требует жестко держать себя в форме, поэтому репетировать актерам приходится каждый день.
Владимир Филатов с благодарностью отозвался о степногорских зрителелях. «У вас великолепный зритель, - сказал он. - Нас так тепло принимали! В такие моменты понимаешь, что все зависит только от нас, актеров. Значит, мы не зря что-то делали и в наших силах поднять на высоту уровень зрительского восприятия». От имени всей труппы театра Владимир Филатов пожелал степногорцам хорошего настроения, внутренней гармонии и душевного равновесия. Надо сказать, что в связи с только что увиденным и пережитым это прозвучало очень актуально.
Огорчительно было только одно – поклонникам так и не удалось взять автограф у Ивара Калныньша и сфотографироваться с ним. Он не вышел к зрителям после спектакля. Владимир Филатов комментировать ситуацию не стал. Зато остальные актеры с удовольствием приняли участие в фотосессии, затянувшейся на целый час.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Московского независимого театра – это лучшее из того, что за последние годы видел степногорский зритель. Не стихающие аплодисменты под занавес, десятки поклонников с букетами, осаждающие сцену, - это ли не подтверждение моих слов. И если спектакль заставил кого-то всерьез задуматься, а кому-то захотелось прочитать или перечитать роман, то в этом и есть сила настоящего искусства. Путешествие по страницам романа Михаила Булгакова продолжается…

Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1249 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar