Однажды в соцсетях прошел небольшой сюжет из Астаны, где проходил национальный отбор команд к чемпионату мира по танцам в стиле хип-хопа. Интересным в нем было то, что победила команда девчат из Степногорска. Как было пройти мимо такого события?! Предлагаем читателям беседу с Вероникой Матковской, руководителем коллектива под названием «Nice one».
Выбор направления
Если верить гуглу, то прямой перевод названия с английского звучит как «славный парень». А по сути, это выражение похвалы за то, что он сделал что-то хорошо. Не знаю, причем тут парень, но девчоночья команда сделала действительно нечто достойное всяческих похвал.
Думаю, для большинства степногорцев не только английский, но и «Nice one», и вообще, исповедуемый ими танцевальный стиль – явления малопонятные. Так давайте для начала раскроем хотя бы одну из тайн – историю создания коллектива. А там и дальше пойдем.
- Наш коллектив появился в 2017 году, – рассказывает Вероника. – Первый состав был сборный: из ансамбля спортивного бального танца «Серпантин» и детско-юношеской организации «Белая птица» при ДДТ. С ним я сделала первую постановку.
И после этого начался набор в танцевальный коллектив «Нур». Примерно через полгода у нас уже было четыре группы в возрасте от шести лет до восемнадцати, а через год мы уже показывали свой первый отчетный концерт.
- И что было потом?
- В 2018 году на просторах интернета я наткнулась на объявление о том, что у нас в Казахстане проводится первый интернациональный танцевальный фестиваль, на котором проводится двухнедельный мастер-класс от зарубежных хореографов. Попала я туда путем отбора, через кастинг. Нужно было отправить видео с исполнением своего номера. Если кастинг проходишь, то получаешь возможность пройти мастер-класс бесплатно.
В общем, на этих мастер-классах я познакомилась с хореографами, с танцорами из разных городов и стран (приезжали, по- моему, танцоры из Кыргызстана, Узбекистана). С ними мы обсуждали разные творческие темы. Одной из них была танцевальная студия. Мне посоветовали ничего не бояться и открыть студию. А все остальное, все наработки придут с опытом, путем проб и ошибок. Поэтому, уже приехав в Степногорск, я, долго не думая, решила открывать студию танцев, как говорится, не ждать с моря погоды. Вообще, у меня кредо по жизни – не бояться ничего нового и всегда пробовать, рисковать, даже совершая какие- то ошибки. Потому что и ошибки, их осмысление всегда приводят нас к каким-то новым положительным результатам.
Мне всегда вспоминается сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» про рыбку, которая всю жизнь просидела под камнем. Я часто вспоминаю эту сказку. И когда нужно что-то решать, делать, к каким-то достижениям, целям приходить, то я ее вспоминаю. Она меня, наверное, двигает дальше на то, чтобы что- то делать для коллектива, своих танцоров, для города.
- Изначально у коллектива было название «Нур», а с 2023 года он стал называться «Nice one». Почему?
- Потому что я решила перевести все свои группы в одно какое- то танцевальное направление, и это направление – хип-хоп. Его я продвигаю во всех группах нашего коллектива. На сегодня у меня 8 групп. У нас есть еще два хореографа. В младших группах от 4 до 6 лет Виктория Олеговна преподает ритмику. В 2024 году из Кокшетау приехала девушка Айгерим, она преподает гёрлиш и кей-поп, сейчас популярные танцевальные направления. На сегодня у нас в коллективе 12 групп.
В прошлом году в нашей студии танцев произошел ребрендинг. Я решила, что у коллектива должно быть современное название. Если мы собираемся соревноваться с другими командами где-то за границей именно в уличном направлении, то у нас должно быть соответствующее название. А «Нур», как мне кажется, больше соотносится с народным танцем. Тем более, я встречала в интернете танцевальный коллектив народного танца с таким же названием. Я решила уйти в конкретное танцевальное направление хип-хоп, чтобы у детей развивалось чувство танца feeling (филинг). Оно появляется только тогда, когда ребенок занимается конкретным стилем. «Народник» уличную хореографию так не станцует, и наоборот. В народном носочек тянуть надо. Или взять классический танец. Там другая группа мышц работает, совершенно по-другому надо работать телу.
Что-то танцорам мешает
- Почему в вашем большом коллективе нет мальчиков?
- В нашем коллективе изначально были парни, из «Серпантина», из «Белой птицы». И еще, по-моему, к нам парни приходили... Но через два года, как наши мальчики выпустились, у нас история с парнями как-то не сложилась в коллективе. Я думаю, причина в том, что у нас на тот момент и очень долгое время после не было конкретного стиля, конкретного направления. Мы танцевали все подряд: и эстрадные танцы, и даже в первый год у нас была одна постановка народного танца. Это были какие- то тематические танцы, но не уличная хореография. Уличной хореографии было мало. Думаю, из-за этого у нас и не сложились отношения с мальчиками.
Вообще, в нашем городе раньше было много танцоров-парней. Еще в моем детстве (это был год, наверное, 2008 или 2007) у нас в Степногорске был коллектив брейкеров. У нас были папперы, парни, которые паппингом занимались и активно увлекались этим творчеством. И на бальные танцы парни ходили. Раньше много парней занималось танцами, им это было интересно. А сейчас, наверное, поменялось поколение, поменялось мировоззрение у детей, интересы. И, наверное, из-за этого все меньше мальчиков у нас ходит на танцы. Но, с другой стороны, это очень интересный вопрос. Как привлечь парней? Надо что-то придумывать, чтобы привлекать парней в свои коллективы. Может, применять современные методы: путем инстаграма, фейсбука, тик-тока и так далее. Чтобы это было в духе времени, в котором мы живем. И тогда, может быть, молодежь заинтересуется тем, что мы делаем. Я имею в виду хореографов разных танцевальных направлений. А так для парней двери в нашем коллективе всегда открыты. Тем более, что мы уже знаем, что делаем. Мы уже перешли на конкретный стиль, на конкретное направление, которое нас интересует. И я думаю, что парни могут, не сомневаясь, к нам приходить и заниматься танцами, заниматься хип-хопом.
Немного о себе
- Почему вы выбрали именно уличное направление танцев?
- Потому что изначально, наверное, еще с юношества, у меня душа откликалась на это направление. Я была фанаткой танцевального шоу-балета «Тодес» и, насмотревшись на них, хотела танцевать, как они. А они как раз танцевали и уличную хореографию в том числе, и я хотела развиваться в этом направлении, потому что мне нравится музыка, мне нравится подача танцоров. Мне нравится энергетика, которая есть у танцоров уличных танцев. И в этом направлении мы уже год работаем с детьми.
«Уличные танцы» – это такое общее название всех танцевальных стилей, входящих в эту формулировку. А у нас конкретное направление – стиль хип-хоп.
- Нельзя ли чуть подробнее узнать о ваших увлечениях и творчестве?
- Танцами я занималась с детства и пробовала себя в разных направлениях. Я ходила на ритмику, меня родители отдавали на народные танцы, ходила на эстрадные танцы. А потом поняла, что больше мне нравятся уличные, но в Степногорске не было хип-хоп направления.
Также я, учась в восьмой школе, с 9 по 11 класс, и потом в колледже, тоже увлекалась КВНом. В школе мы с девчонками готовили к отчетным концертам танцевальные постановки. Поэтому, когда мне было 17 лет, меня пригласили хореографом в «Таншолпан» поработать, и я занималась с детьми. Танцы и КВН – это, пожалуй, мои самые яркие увлечения.
После окончания школы я поступила в Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, отучилась там на хореографа. Кстати, в Омске был филиал «Тодеса», и я параллельно занималась в студии. Так исполнилась моя детская мечта. В «Тодесе» я прозанималась три года. Когда вернулась в Степногорск, работала в ЦДК, потом открыла студию танцев.
В творческой лаборатории
- Как у вас рождается танец? Как появляется композиция?
- В каждом танцевальном направлении в уличных танцах есть своя база, базовые движения. Это как в языке слова, а правила – концепции, по которым можем работать. Концептуальные упражнения помогают тебе понять, как работает твое тело в пространстве, в различных плоскостях.
Если я ставлю танец, то мне важно, под какую музыку он будет. Необходимо, чтобы она откликалась в душе, чтобы нравилось ее слушать. Под любую музыку я не могу поставить танец. Это должна быть хип-хоп музыка, и под нее я должна поставить детям номер. Допустим, в хаусе музыка чуть быстрее. В общем, в каждом музыкальном направлении своя, скажем так, музыка, под которую каждый хореограф ставит танец. В народных танцах это народные мотивы, в классическом – классическая музыка. И в уличных танцевальных направлениях звучит тоже специфическая музыка, которая отвечает за то направление, которое ты танцуешь.
- О чем вы танцуете? Что стараетесь донести до зрителя?
- У нас уклон идет больше в «спортивность» танца, нежели в передачу какого-то глубокого смысла, как в контемпорари, хотя и этого можно добиться. Поэтому стремимся к аутентичности, показываем стиль в чистом виде, музыку, различные перестроения в номере, трюковые элементы.
- Давайте вернемся к информационному поводу для интервью.
- Как оказалось, выбор на хип- хопе был сделан не зря. В этом году мы прошли национальный отбор «Хип-хоп интернейшнл» и будем состязаться с участниками из 55 стран мира.
- А первые победы не забываете? Где вы себя уже показали?
- Первая – это первый отчетный концерт коллектива «Нур». Еще назову конкурс «Жулдыз» в Кокшетау в 2018 году, где мы завоевали гран-при и вышли в финал. А в Астане мы уже заняли первое место. В 2019 году мы дебютировали в одном из масштабных конкурсов современных уличных танцев под названием «Хорео». Тогда мы заняли 6 место из 26, по-моему, команд. В 2021 году средний состав в чемпионате «Хорео» занял 4 место, в этом же году мы этим же составом съездили на ежегодный конкурс «Face 2 Face» в Алматы и заняли 3 место. Ездили еще на конкурсы и занимали призовые места. В Костанае завоевали гран-при. В ноябре 2023 году снова были в Алматы на «Face 2 Face» и заняли первое место. В декабре впервые ездили на баттлы в Астану.
К «Хип-хоп интернейшнл» мы начали готовиться с января, работали без выходных по несколько часов. Я повезла три состава: две профильные группы и одну сборную. Она заняла первое место, старшая прогруппа заняла второе и средняя прокоманда заняла пятое. Но все три прошли в финал чемпионата мира «Хип- хоп интернейшнл», который будет проходить в г. Финиксе (штат Аризона, США).
С осени я решила, что у нас будет плотный график мероприятий, чтобы у детей повышался профессиональный уровень, это мастер-классы и поездки. Студийцы школы учатся платно. Также я приглашаю хореографов на мастер-классы, которые, как правило, тоже платные (в этом учебном году уже провели три). Родители также платят взносы за конкурсы, плюс костюмы, проезд, питание, проживание.
Здорово, что все три команды Вероники Матковской прошли отбор для участия в чемпионате мира и могут представлять Казахстан на родине хип-хопа в Америке! Но такая поездка потребует колоссальных средств. Только перелет на одного человека туда и обратно обойдется в миллион тенге, а еще нужны средства на проживание, питание, взнос за участие, оформление документов, виз... Вряд ли у родителей девочек будет такая возможность. Вся надежда только на спонсоров. А вот найдутся они или нет, я обещать не возьмусь. Поэтому хотелось бы услышать и написать о том, что такие- то компании, предприниматели, частные лица готовы помочь и помогают осуществиться поездке в Америку воспитанниц Вероники Матковской. Кстати, в Степногорске не так уж много участников любых мировых чемпионатов. Пусть к ним присоединится и «Nice one»!
|