Главная » 2013 » Октябрь » 10 » Этот город для меня - как ребенок (Надежда КАХАНОВА)
11:07
Этот город для меня - как ребенок (Надежда КАХАНОВА)
Степногорску – 50 лет

Об этом человеке можно было бы написать целую книгу – так много вместила его жизнь событий, впечатлений, интересных встреч и грандиозных дел. Александр Федорович Никитин из той особой касты, которую называют «рожденные в СССР», люди, которые такое понятие, как «Родина сказала - надо!», впитали с молоком матери. С таким восприятием жизни он живет и по сей день.
Детство его прошло на Дальнем Востоке. Отец – председатель сибирского колхоза, ветеран Великой Отечественной, после войны по направлению партии поехал работать на золотые прииски побережья Охотского моря. Александр Федорович помнит, как маленьким пацаненком запросто запускал руки в кучи золотого песка, еще не понимая ценности и опасности таких игрушек. Свободный доступ к золоту он имел по той причине, что перед тем, как отправить дорогой груз военным самолетом в Москву, золотой песок взвешивали, расфасовывали и опечатывали именно в доме Никитиных. Но жизнь на прииске маленькому Саше запомнилась не близостью к драгоценному металлу, а близостью к драгоценным людям, которые там работали. В основном, это были ссыльные со всей нашей необъятной страны: прибалтийцы, поляки, немцы, грузины, молдаване. Причем, все эти люди составляли цвет нации: профессора, учителя, врачи и прочие представители советской интеллигенции. Об одном из них – бывшем враче – Александру Федоровичу всю жизнь напоминает шрам после удачно проведенной операции – прямо на домашнем столе, без необходимых медицинских инструментов. Этот врач спас тогда Никитину жизнь.
Но главным городом своего детства Александр Федорович считает не то село, где родился, и не тот городок, где окончил школу, а Комсомольск–на–Амуре, где юный Александр Никитин получал профессию строителя. В строительном техникуме он был самым молодым, однако это не помешало назначить его, третьекурсника, бригадиром студенческого отряда по строительству Амурского целлюлозного комбината. Участие в этой стройке – предмет особой гордости Александра Федоровича Никитина. Именно здесь он впервые почувствовал свою причастность к рабочему классу великой страны.
Поднимать новый завод съехались 1800 студентов из различных учебных заведений. И среди всех – талантливых, трудолюбивых, амбициозных – Александр Никитин оказался лучшим. Его бригада численностью в 45 человек заняла первое место в традиционном для тех лет социалистическом соревновании, а сам молодой бригадир был отмечен Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Там же он получил первый опыт общения уже не с ссыльной интеллигенцией, а с настоящими преступниками, поскольку в то время практиковалась совместная работа так называемых «химиков» (осужденных, переведенных из зоны на вольное поселение) и студенческих стройотрядов. Бок о бок, в ужасающих условиях, иногда стоя по колено в болотной жиже, студенты и бывшие заключенные вместе строили завод. Но Никитин не роптал: если это нужно его стране – он готов хоть завод на болоте строить, хоть помогать рыбакам ловить кету в Охотском море. Был и такой опыт в его студенческой биографии. Говорит, икры наелся - ложками, без хлеба - на всю оставшуюся жизнь.
Репутация ответственного, толкового парня стала решающим моментом при подборе кандидатов для строительства объектов Целинного горно-химического комбината по запросу Министерства среднего машиностроения. Так в 1968 году новоиспеченный выпускник-строитель оказался в Степногорске, держа в руках направление на должность под номером 063 (в засекреченном тогда городе так называлась должность механика).
В Степногорском управлении строительства нового механика встретили на удивление радушно. Это скрасило тяжелое первое впечатление от места, где ему предстояло работать: пустынные степи, сухой климат и обилие зон вокруг. Поначалу даже закралась мысль: «Уехать!», но чувство ответственности, с детства внушенное отцом, не позволило позорно бежать от трудностей: раз стране это нужно, значит, надо работать здесь. А работы на стройке было – непочатый край, инженерных кадров не хватало катастрофически, поэтому долго привыкать да устраиваться новичку не дали – уже на следующий день Александр Никитин, как равный среди равных, сидел на планерке у начальника участка.
Его самостоятельная работа началась не с обычной пятиэтажки или рядового магазинчика, а с современного (по тем временам) спорткомплекса. Потом объекты менялись, как в калейдоскопе: база УРСа, химзавод, больничный комплекс, кинотеатр «Айгуль», горисполком (ныне – акимат), жилые дома и многие другие здания, где оставил частичку души, таланта и массу физических сил Александр Федорович Никитин. Казалось бы, о каком таланте может идти речь, когда дело касается профессии обычного строителя. Но, судя по рассказам Александра Федоровича, при строительстве многих степногорских объектов просто невозможно было обойтись без изобретательства. Впервые ему пришлось придумывать новые механизмы и приспособления во время строительства базы УРСа. Большую проблему здесь составляли отделочные работы. Только под штукатурку было предназначено 12 тысяч квадратных метров поверхностей – немыслимый объем при крайне сжатых сроках. Начальник участка жестко сказал тогда: «Думайте, ищите выход, иначе мы за год здесь не управимся – нам рабочих рук не хватит». Выход, как ни странно, подсказали строители-заключенные. «Среди них такие мастера были классные! - рассказывает Никитин. – Мы вместе с ними весь процесс механизировали». Он по памяти чертит схему штукатурной станции и приспособления для затирочных работ, далее в процессе разговора на бумаге появляется схема приспособления для подачи раствора на верхние этажи высотных зданий (столько лет прошло, а все помнит). Кстати, с последним приспособлением вышла потом забавная история. В 1978 году отправили Никитина в составе степногорской делегации перенимать опыт у известного киевского изобретателя И.И. Бороденко. Целый месяц степногорцы пытались выведать секрет высокой производительности украинских строителей. В итоге наше доморощенное приспособление оказалось куда лучше украинского, чему знаменитый изобретатель страшно удивился, а высокая производительность украинцев, как выяснилось, опиралась всего лишь на облегченный состав раствора, что было позволительно при мягком украинском климате и невозможно в наших суровых местах. Прощаясь, Бороденко сказал: «Глупые вы, ребята, – это все вам нужно было запатентовать». Тогда советскому строителю Никитину такие меркантильные советы были оскорбительны: не для себя ведь старался - для Родины. Знал бы, как все изменится через какие-то 13 - 15 лет. Как позорно пойдет ко дну некогда славный корабль под названием СУС, как окажется выброшенной за борт огромная армия степногорских строителей. Дай Бог, чтобы хоть перед юбилеем города о них вспомнили, а то всех почестей в последние годы – лишь скромное поздравление с Днем строителя через местную прессу.
А вот сам Александр Федорович Никитин помнит всех своих бывших коллег и учителей в строительном деле. Он, не задумываясь, называет имена, должности – удивительная память. Главным своим учителем считает начальника участка №3 СМУ-5 Ивана Федоровича Труфанова. Редкий был человек и руководитель. У него Никитин научился распределять свои силы, рабочее время, дела - по степени важности и, главное, - умению принимать решения. В 1970 году был, например, такой случай. Взбунтовались однажды на стройке зеки. Показалось им, и, как впоследствии выяснилось, справедливо показалось, что неправильно закрыли их наряды на работу. Все вольнонаемные работники в срочном порядке покинули стройплощадку. Встал вопрос о силовом подавлении бунта. И тут в дело вмешался подъехавший к месту конфликта Иван Федорович Труфанов. Он решительно направился к бунтарям, взяв с собою только одного человека – Никитина. «Какой срок?» - спрашивал начальник участка, обращаясь то к одному заключенному, то к другому. И слышал в ответ: 12, 15, 18 лет. «Ну вот, - сказал Труфанов, - а я с вами 28 лет работаю. Вы мне верите? Вы сейчас пойдете на рабочие места, а мы перепроверим ваши наряды. Ответ будет через час». Зеки молча разошлись. Труфанов быстро просмотрел наряды, наметанным взглядом выхватывая «косяки» расчетчика, и велел все пересчитать. Никитин поразился: «Откуда Вы все знаете, Иван Федорович?». «Учиться надо, Саша», - ответил Труфанов. Эта фраза на всю оставшуюся жизнь стала для Александра Федоровича руководством к действию. Впоследствии И.Ф. Труфанов уехал на повышение в Новосибирск, а А.Ф. Никитина судьба свела еще с одним человеком, которого он до сих пор вспоминает с не меньшим уважением.
Звали этого человека – Леонид Васильевич Власов, и занимал он должность начальника участка №4 СМУ-5. При своей очень скромной внешности, это был по-настоящему талантливый руководитель, прекрасный организатор и просто хороший человек. Он умел создать какую-то необыкновенно позитивную рабочую атмосферу. Александр Федорович вспоминает, что любой подчиненный, буквально, сломя голову мчался выполнять просьбу или распоряжение начальника. И хотя Власов никогда ни на кого не повышал голоса, но, «проштрафившись», взрослые мужчины не могли поднять на него глаз – так им было стыдно. На таких начальниках участков, как Власов, Труфанов, Мишаков, Турилов, Болдин, вся стройка держалась, - вспоминает А.Ф. Никитин. А под руководством Владимира Ивановича Тузова СМУ-5 Степногорского управления строительства стало лучшим в министерстве. Вспоминая об этих людях, Александр Федорович даже сейчас, спустя три десятка лет, не может сдержать эмоций.
Не меньше эмоций и при воспоминаниях о строительстве самых сложных объектов, одним из которых был кинотеатр «Айгуль». В те годы специалистов по строительству современных, широкоформатных кинотеатров ни в Степногорске, ни в области не было. Недоразумения начались с просчетов в проектировании, отчего никак не удавалось правильно разместить оборудование кинотеатра. «Вот мороки было!» - говорит Никитин и хитро прищуривается: «Не скажу как, но мы это все-таки сделали!». А на заключительном этапе строители и вовсе чуть под статью не попали. Ранним утром в день, когда ожидался приезд государственной приемной комиссии, над «Айгулем» вдруг появился густой пар. То, что увидели примчавшиеся на готовый к сдаче объект строители, повергло всех в настоящий шок – подвал здания был до верху заполнен канализационными стоками, поступавшими из соседних жилых домов. Стало ясно, что канализационный колодец чем-то забит, и это что-то туда бросили зеки. Разбираться было некогда – нужно было срочно исправлять ситуацию. Традиционные способы чистки колодца результата не дали. Тогда собрали виновников аварии, пообещали все мыслимые блага тому, кто сумеет нырнуть в колодец и выудить пробку. И такой смельчак нашелся. Дело едва не окончилось трагедией, но все обошлось - «водолаза» вовремя вытащили с крепко зажатой в руках фуфайкой, сыгравшей роль злополучной пробки.
Нелегко пришлось и во время строительства здания горисполкома (нынешнего акимата). Это здание Никитин называет уникальным, и строилось оно совсем не так, как другие городские высотки. Трудности начались с самого начала, когда в котлован, вырытый под фундамент, вдруг пробился родник. Именно на этом здании впервые была применена так называемая «ванная сварка» с применением аппаратов, специально выписанных из Москвы. Новый метод сварки осваивали, что называется, на ходу. Здесь особенно проявили себя как классные специалисты сварщик Ж.С. Матинов, бригадир монтажников Ю.Н. Шубин, прораб В.А. Егоров. Что интересно, крановщиками на строительстве горисполкома работали только женщины - мужчины не выдерживали такого напряжения сил и нервов.
За 16 лет, что Александр Федорович Никитин отработал на строительстве города, всякое бывало. Бывало, что и с ножом зеки на него бросались. Спрашиваю: «Боялся?». Отвечает: «Я ведь из Комсомольска-на-Амуре, а там парни ничего не боятся». Он даже несколько лет преподавал технические предметы в филиале техникума, открытого при зоне. Сам в 40 лет окончил планово-экономический факультет Алматинского института народного хозяйства. А потом ушел в РСУ ЦГХК, где со временем стал начальником городского комбината бытового обслуживания. На волне перемен Никитин приватизировал предприятие, но возможность стать предпринимателем и монополистом в сфере городского бытового обслуживания не использовал, предоставив цехам полную самостоятельность. Говорит, о том своем решении никогда не жалел.
Но на этом трудовая карьера А.Ф. Никитина не закончилась. Некоторое время назад Александр Федорович отказался от спокойной жизни пенсионера и с головой окунулся в решение жилищно-коммунальных проблемам своего двора. К этому его подтолкнуло плачевное состояние инженерных коммуникаций собственного дома. Вместе со своими единомышленниками он вывел три дома первого микрорайона в отдельное ПК с нежным названием «Асель». Объясняет свое решение просто: «У нас тут в основном пенсионеры живут. Ну, кто еще нашим бабушкам поможет?». Планы у Александра Федоровича грандиозные: мечтает организовать в ПК слесарную и столярные мастерские, чтобы своими силами оперативно решать все проблемы жителей, а со временем хочет создать в ПК свою дежурную службу. Не так просто заниматься таким хлопотным и неблагодарным делом в его-то возрасте, но Никитин человек стойкий, говорит: «Мы, сибиряки, – народ крепкий. К тому же, бывших строителей не бывает». Глядя на него, я понимаю, что этот человек и не смог бы жить иначе. Этот город для него - как ребенок, которого породил, воспитал, который рос и мужал на его глазах. И Никитину не все равно, что со Степногорском будет дальше.
 
Надежда КАХАНОВА
 
Просмотров: 1142 | Добавил: Admin | Теги: Город, 50 лет, юбилей, Степногорск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 23:42, 11.10.2013
Прочитал и поразился, насколько интересно протекала жизнь тогда еще строящегося города, раскрывающаяся новыми удивительными подробностями непростого, но чрезвычайно кипучего времени.
Непостижимо, какими сверхчеловеческими качествами обладали люди того периода, самозабвенно трудившиеся на благо города, благодаря которым можно гордиться неувядаемой славной его трудовой биографии, ощущать сопричастность к великим событиям не так давно минувших дней, сложившихся во временном отрезке в грядущий полувековой юбилей.
В этой связи хотелось бы выразить слова огромной благодарности за воссоздание, сохранение и преумножение истории о городе и его выдающихся людях Надежде Кахановой, как талантливому летописцу, повествующему о нелегком трудовом пути славного города Степногорска.
Возможно, что когда-нибудь история повториться вновь и город расцветет новыми красками подобно тому, каким он был на заре своей трудовой славы.

Дай Бог!
avatar