В школе-гимназии №4, на крыше, установили
солнечную батарею, которая днем заряжается, а вечером позволяет двум
прожекторам освещать школьное крыльцо, экономя при этом обычное электричество. Уникальный
проект реализовала учительница биологии Вероника Щербина. До
этого в Степногорске была только одна «энергоэффективная», а точнее,
«энергосберегательная» школа – это седьмая. Здесь пару лет назад установили солнечный
коллектор, который благодаря солнечному заряду нагревал воду для мытья рук в
столовой. И вот теперь технический прогресс коснулся еще одного учебного
заведения. Установленная солнечная батарея работает в штатном режиме, освещая
площадку перед школой. «Но дни на дворе пасмурные, поэтому аккумулятор не заряжается
как следует. Летом, даже в облачные дни, установка будет работать в полную
мощность», - отмечает Вероника Щербина. Проверить,
на что были потрачены грантовые деньги, в город приехали координаторы карагандинского
общественного объединения «Экообраз». По словам замдиректора объединения Марии
Савицкой, подобная солнечная панель несколько лет назад была установлена в
отдаленном ауле Акмолинской области, на мастерской автодела при сельской школе.
Для стабильного освещения мастерской до этого попросту не хватало мощности. А в
прошлом году солнечная батарея была установлена в бурабайской школе. От
установки запитали школьную учительскую. Как
говорит Мария Савицкая, получатели грантов тратят деньги и на теплоизоляцию. «К
сожалению, в некоторых школах температура не поднималась выше 12 градусов. В
этом году две школы в Карагандинской области утеплили стены в кабинете и
актовом зале. Материалы не горючие и хорошо сохраняют тепло. К примеру, «Пуфатерм»
– плиты толщиной 7 мм – заменяют 15 см кирпичной кладки. Он клеится на стены, после
чего можно их покрасить. А есть базальтовые плиты «Лайт батсс» - один сантиметр
их заменяет почти метр кладки!» - говорит Савицкая. Некоторые
школы пошли дальше и решили возродить пришкольные теплицы. Первую восстановили в
Кокшетау, где также поставили солнечный коллектор для горячего водоснабжения в
столовой и для полива и обогрева теплицы. «Для реализации любого проекта необходимо
софинансирование школ, но это не обязательно деньги – это могут быть материалы,
работы по установке. Иногда эти сложности пугают школы, и они отказываются от
участия», - рассказывает Мария. Кто же
спонсирует энергосберегающие проекты в казахстанских школах? Грантодателем
является Норвежское общество охраны природы, которое уже долгие годы продвигает
уникальные идеи в нашей стране. Однако скоро мы можем «выпасть» из списка
стран, которым нужна помощь, - мол, казахстанское правительство принимает не
менее эффективные программы энергосбережения, которые перекликаются с идеями
норвежцев. «Изначально
гранты выделялись даже для замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы.
Но, как известно, в стране принят закон, постепенно отменяющий лампы
накаливания. То есть Казахстан сам переходит на ртутьсодержащие лампы. А в этом
году приняли новую программу энергосбережения до 2020 года, в рамках которой уже
планируется переход на светодиодное освещение. Эти лампы еще экономнее, чем
энергосберегающие. К примеру, одна стоваттная лампа накаливания равноценна
двадцативаттной люминесцентной или двенадцативаттной светодиодной. Кроме того,
у светодиодов больший срок службы – от 30 тысяч часов и выше. Такое освещение
мы недавно устанавливали в селе Новоукраинка», - объясняют представители
«Экообраза». А в
четвертой школе теперь задались подсчетом: сколько же денег в месяц может экономить
приобретенная солнечная батарея? К слову, подобные батареи с некоторых пор
устанавливают и жители частных домов в Кокшетау.
Максим БАЛУЕВ
P.S. Вероника Щербина благодарит за содействие в реализации
проекта «Солнечная электростанция» Александра Середу, который доставил
оборудование из столицы, Галину Шпаковскую и Канапию Махатова, которые
курировали оргвопросы доставки и установки, а также зам. главного энергетика
СПЗ Леонида Скибу и энергетиков Андрея Мастепанова и Александра Гришняева,
которые собрали и подключили батарею.
|