Что еще предусмотрено для безопасности дорожного движения?
Сергей Мазуров не нашелся, что возразить против сказанного (видимо, тоже проникся услышанным), но напомнил Талгату Саканову о другом, если сейчас ничего в скоростном режиме нельзя изменить:
- В одном из интервью вы говорили, что ограничение скоростного режима до 60 километров в час - это временная мера. В какое ближайшее или далекое время будут происходить те изменения, о которых вы говорили? Которые позволят вернуться к прежнему скоростному режиму. Когда на прямых участках дороги, как было обещано, будет разрешено движение со скоростью до 80 км в час? А какие-то участки будут открыты для обгона?
Начальник Управления полиции города Талгат Саканов говорил ранее и повторил сейчас, что в нынешних условиях обгон на дороге Степногорск – Заводской ни при каких обстоятельствах разрешен не будет. Но в другом не был так категоричен:
- На сегодняшний день скорость движения на этой дороге - 60 км в час. Перед остановками мы сделали сейчас 40 километров в час. А на прямых участках мы поставим знак, разрешающий скорость до 80 километров в час. Таких, прямых, участков у нас на этой дороге 4.
В разговор включился и я – поинтересовался, почему о других мерах дорожной безопасности, которые как раз поддержаны автомобилистами, говорят как о том, что еще только предстоит сделать. Пример тому – открытие этих же участков дороги с разрешенной скоростью до 80 км в час.
Отвечал уже заместитель акима города Кабдулла Урынбасаров, в чьем ведении обеспечение всей дорожной инфраструктуры:
- Проблема не в нас, проблема в подрядчике. Часть знаков приобрели, мы установили те, что разрешают движение до 60 и до 40 км в час. А знаки, разрешающие движение до 80 километров в час, подрядчики просто не приобрели. Подрядчик пообещал до конца недели закупить эти знаки, привезти и поставить. Если все будет так, как нам подрядчик обещает, то в конце недели на прямых участках дороги (их, как было сказано, 4) мы поставим знак с разрешением движения до 80 км.
- Но линия непрерывной так и останется, - стоит на своем начальник Управления полиции. - Объясню почему. У всех дорожно-транспортных происшествий, которые произошли на этой дороге, основная причина - это нарушение скоростного режима. Поэтому пока запрет на обгон останется.
С уважением к инициативам автомобилистов
- Теперь о том, о чем вы, Сергей, говорите, - перешел к инициативам автомобилистов Талгат Саканов. - Насколько временные это меры? Здесь не все только от нас зависит.
Вот мы внимательно сегодня утром еще раз все прочитали в вашем коллективном обращении, провели у себя в Управлении полиции короткое совещание. В принципе, есть очень правильные предложения у автомобилистов. В плане светофоров, например, или тех же искусственных неровностей.
Скорее всего, мы проведем исследование по городу (сейчас я пока по городу буду говорить), по искусственным неровностям. Там, где они у нас лежат на Лунном проспекте, перед скоростемером, мы уберем эти искусственные неровности.
И вы просите здесь, перед торговым центром «Казахстан», посмотреть на регулируемые светофоры, да?
- «Армонд» и «Казахстан», - уточняет Сергей Мазуров. – Там два регулируемых пешеходных светофора.
- Оба светофора работают и там, и там. Мы на этих участках уберем искусственные неровности, - соглашается с автомобилистами главный городской полицейский. - Мы их лучше поставим туда, где с одной только стороны пешеходного перехода искусственная неровность, это по проспекту Республики и в районе магазина «Весна».
Только те шаги навстречу, которые не в ущерб дорожной безопасности
Но эти шаги навстречу автомобилистам не мешают Талгату Саканову вести свою линию на ужесточение требований к безопасности дорожного движения:
- Вы, уважаемые автомобилисты, расписываете красочно, что у нас в городе больше 50 искусственных неровностей, что, мол, над нами все смеются. Но над нами и плачут еще, я вам скажу.
Я вам сейчас приведу статистику. Вот сегодня начальник управления административной полиции Акмолинской области направил мне информацию. У нас в 2024 году зарегистрировано 37 гражданских происшествий, при которых погибло 8 человек и пострадало 45 человек. Это в нашем Степногорске. А за 5 месяцев 2025 года у нас уже зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий, при которых 5 человек погибло и 24 пострадало. Это уже половина прошлого года!
Для сравнения: на автодороге Астана - Петропавловск протяженностью 341 км за год зарегистрировано 65 ДТП, при которых погибло 8 человек. У нас, в маленьком городе, тоже 8 человек погибло. И на всей этой дороге республиканского значения, где скорость 140 км в час, где 6 полос, пострадало 114 человек.
В общем, над нами не только, как вы говорите, смеются. Над нами и плачут. Степногорск по ДТП на особом контроле у министра. Как моногород, требующий именно пристального внимания в части смертности на дорогах. Поэтому я был уверен, что вы, автомобилисты, горожане, нас поддержите.
О временном введении ограничительных мер
- А мера, связанная с ограничением скорости движения на дороге, действительно временная, - подтверждает ранее сказанное начальник городского Управления полиции. – Мы, когда осветим дорогу, хотя бы аварийно-опасные участки (у нас их там 8), установим скоростемеры, тогда, возможно, будем рассматривать послабления в ограничениях скоростного режима.
60 – 80 вместо 60 – 40
- Теперь, касаемо этой дороги, Степногорск - Заводской, - Талагат Саканов говорит о шагах навстречу автомобилистам. - Сотрудники административной полиции вышли с предложением убрать ограничения скорости до 40 км в час. Но только после того, как мы там, на участках дачных остановок, положим шумовые полосы.
Справка «Престижа»
Шумовые полосы — разновидность искусственной дорожной неровности в виде поперечных или продольных полос. Их наносят перед пешеходным переходом или опасным участком дороги, а также на разделительных полосах и обочинах междугородных дорог.
- Поймите правильно, - разъясняет начальник Управления полиции. - Сейчас дачный период, переходят дорогу к дачам и взрослые, и дети. Поэтому сейчас мы будем работать с акиматом, и если на этих 4 остановках установят шумовые полосы, мы уберем знак ограничения движения до 40 км в час. И кто хочет, пожалуйста, летите, мы хорошую шумовую полосу поставим, летите 60.
Сергей Мазуров уточняет:
- Ну, если я правильно вас понял, что, грубо говоря, пройдет неделя, максимум две, и в течение которых вопрос решится?
- Решится вопрос по установке знаков 80 км в час. Да, на четырых участках решится. Сергей, у нас в городе нигде нет 80 километров. Вот мы взяли пример Астаны. Просто я работал в пристоличном районе. Вот там, кто был в Астане, тот знает, есть коргалжинская трасса. Знаете, по коргалжинской трассе когда едешь, когда ты в микрорайоне проезжаешь, там разрешается 80. Хоть там и «сергеки» стоят. То есть это разрешенная скорость. И мы, чтобы немножко увеличить скорость, на прямых участках рассматриваем возможность движения до 80 км.
Дело за исполнителями
- Мы видим проблему только в подрядчике, который пока не может закупить эти знаки, - подхватывает тему зам акима Кабдулла Урынбасаров. - Сейчас мы подрядчикам в дополнение к заданию дали, чтобы они просмотрели этот вопрос. И по шумовым полосам тоже. Правда, тогда придется какие-то виды работ по городу убрать, чтобы там, на участках дороги Степногорск – Заводской, работы срочно делать. Если закладывать деньги на это в бюджет, честно говоря, все затянется. Согласно бюджетному законодательству, сначала надо корректировкой бюджета заняться, потом объявлять конкурс на проведение этих дополнительных работ. Времени много уйдет. Поэтому мы сейчас под ситуацию подстраиваемся, договариваемся.
Сергей Мазуров проясняет все, что услышал, для верности:
- Если я правильно понимаю, логический вывод у меня такой получается. Если мы сейчас, грубо говоря, поставим 80 км/ч и не уберем 40, то от людей негатива будет больше. То есть я разогнался до 80, мне тут же надо снизить до 40. И так четыре раза. С 60 км до 40 - разница в 20 км/ч получается. Ну и, соответственно, вот эти «качели», извините, будут негативно восприниматься водителями.
- Я думаю, что, когда мы 80 поставим, более-менее напряжёнка снимется, - считает начальник Управления полиции. - Мы тогда в основном 60 км установим. Мы вообще уберём знаки 40 км в час, потому что шумовые полосы поставим на поворотах, на остановках, где проезд будет разрешен до 60 км в час. 80 - это только на прямой дороге. На вот этих участках, где 40 стоит сейчас, 60 останется. Там по умолчанию 60 будет. Но при этом будут лежать шумовые полосы. Кто-то может себе позволить, пусть проезжает на 60 км в час. Основная дорога будет 60. Она будет действовать везде на дороге Степногорск - Заводской, за исключением тех четырех прямых участков, где будет 80 км в час. Думаю, это будет воспринято положительно автомобилистами.
Дальше – больше. А хотелось бы: дальше – быстрее и лучше
Но и этих шагов навстречу недостаточно. Прежде всего – со стороны местной исполнительной власти. Многие инициативы, связанные с созданием инфраструктуры на аварийно-опасной дороге для обеспечения дорожной безопасности, не реализованы, затягиваются. И в этом был мой основной упрек акимату. С этим и был связан следующий мой вопрос: в какие сроки местный исполнительный орган выполнит свои обязательства, связанные с освещением дороги, особенно на опасных ее участках, с установкой всех необходимых знаков, шумовых полос, с ремонтом дачной (технической) дороги, с перенаправлением на нее большегрузов и тихоходов (чтоб не тормозили и без того не скоростное дорожное движение), с расширением до двух полос обсуждаемой дороги из Степногорска в Заводской.
Отвечал на мои вопросы все тот же Кабдулла Урынбасаров, а черту под этой темой в конце встречи подвел другой заместитель акима, который вел эту встречу, - Жанасыл Сабырулы:
- По освещению, вы слышали, уйдет 2-3 месяца. По шумовым полосам - тоже около 2 недель: постараемся уже поставить их и убрать знак 40 км в час.
- Главное - все равно менять сознание наших водителей, - рефреном через весь диалог звучали слова начальника Управления полиции. И с ним трудно не согласиться. Ведь практически все дорожно-транспортные происшествия на дороге Степногорск – Заводской – это следствие нарушений со стороны участников дорожного движения. Другое дело, что одними только упреками водителям не следует ограничиваться. Акимату нужно всерьез и основательно заняться обустройством дороги с целью ее большей комфортности, полиции – усилить контроль на дороге всеми возможными средствами, доведя его до круглосуточного, а водителям, да, - проявлять личную ответственность и дисциплинированность в соблюдении правил дорожного движения. И выбор должен быть не таким, как сейчас: ограничение скорости ради дорожной безопасности. При хорошей организации дела можно и скорость не ограничивать, и дорожную безопасность обеспечить. Вот единственно возможная дорога, по которой следует идти всем, кто хочет реальных, всех устраивающих улучшений.
P.S. Во время встречи говорили о необходимости улучшений и на других городских дорогах. Об этом, а также о том, что и как меняется на дороге Степногорск – Заводской, – в следующих наших публикациях. |