Полицейские и автомобилисты ищут компромиссы в обеспечении дорожной безопасности. Находят ли?
Автомобилисты Степногорска неоднозначно оценивают некоторые из поддержанных местной исполнительной властью инициатив Управления полиции города, направленных на снижение дорожно-транспортных происшествий. Нет-нет, владельцы авто, конечно же, никоим образом не против обеспечения дорожной безопасности – другое дело, что считают не все предлагаемые полицейскими меры оправданными. Больше всего критики вызвала инициатива, связанная со снижением скоростного режима на дороге Степногорск – Заводской, самой аварийной в нашем городе, до 60 километров, а в зоне дачных автобусных остановок - и до 40 километров в час. В свою очередь, автомобилисты – с целью обеспечения все той же дорожной безопасности – в качестве более эффективной альтернативы, при этом не в ущерб скоростному режиму, предлагают усиление полицейского контроля на дорогах. Эти и другие предложения владельцев авто легли в основу их коллективного, с 13 подписями, обращения к начальнику Управления полиции города Талгату Саканову и акиму Степногорска Гайдару Касенову. Письмо это и наш, журналистский, комментарий к нему были опубликованы в прошлом номере газеты «Престиж». Обращение также отправлено тем же адресатам через портал электронного правительства. И ответ не заставил себя ждать. Реакцией на распространенное в нашей газете письмо стали официальный комментарий городского акимата и организованная им встреча, при участии начальника Управления полиции Степногорска, с представителями городских автомобильных сообществ. Об этом наша сегодняшняя публикация.
Комментарий как анонс
Давайте в качестве анонса к состоявшемуся в минувший вторник разговору начнем, как значится в официальном ответе на нашу публикацию, с «Комментария акимата города Степногорска по поводу изменения скоростного режима на въезде в город и выезде из него». Читаем.
В связи с обеспокоенностью автолюбителей города относительно снижения скоростного режима до 60 километров в час на въездной и выездной части автодороги Степногорск - Заводской сообщаем следующее.
6 мая текущего года состоялся выезд на участок обозначенной дороги с участием акима города, начальника управления полиции, председателя городского маслихата, журналиста газеты «Престиж», а также инициативной группы автолюбителей.
В ходе встречи были даны необходимые пояснения, а также выслушаны предложения и замечания граждан.
Установление ограничения скорости до 60 км в час является вынужденной и временной мерой, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения.
По официальным данным, только за первые пять месяцев 2025 года на данном участке дороги погибло 5 человек, в том числе один ребёнок. Зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 27 человек получили ранения различной степени тяжести.
За календарный год — с марта прошлого года по апрель текущего — на автодороге Степногорск – Заводской погибло 12 человек, что составляет половину всех смертей, зафиксированных за последние пять лет. Подобная статистика вызывает серьёзную тревогу и требует принятия незамедлительных мер.
27 мая текущего года в акимате города Степногорска прошло трёхстороннее совещание с участием заместителей акима города Жанасыла Сабырулы и Кабдуллы Урынбасарова, начальника Управления полиции Талгата Саканова, автолюбителей, а также представителей средств массовой информации.
В ходе совещания было отмечено, что на участке дороги имеется четыре прямолинейных отрезка с хорошей видимостью, на которых в течение двух недель будет установлен скоростной режим 80 километров в час. На этих же участках планируется устройство шумовых полос. Кроме того, продолжается рассмотрение вопроса об установке освещения на аварийно-опасных участках дороги, что позволит в будущем скорректировать меры по ограничению скорости.
Акимат города Степногорска благодарит жителей за активную гражданскую позицию и заверяет, что все действия, предпринимаемые в части регулирования дорожного движения, направлены исключительно на сохранение жизни и здоровья граждан.
Мы открыты к диалогу и готовы к дальнейшему конструктивному взаимодействию с населением по всем вопросам, касающимся благоустройства и безопасности города.
В центре внимания - дорожная безопасность
Подтверждением этой открытости стала встреча в акимате города, уже упомянутая в официальном комментарии местной исполнительной власти к коллективному обращению автомобилистов. Газета «Престиж», чей представитель был участником этой встречи, предлагает своим читателям эксклюзивные подробности состоявшегося разговора.
Его главной целью заместитель акима города Жанасыл Сабырулы назвал обсуждение вопросов повышения дорожной безопасности, связанных с ограничением скорости, инфраструктурой, статистикой ДТП, а также взаимодействием полиции, местных властей и жителей города.
Автомобильное сообщество города на встрече представляли пятеро автомобилистов, один из которых, Сергей Мазуров, вынес на обсуждение основные вопросы из коллективного обращения к властям.
Самая критикуемая автомобилистами инициатива Управления полиции - ограничение скорости движения авто до 60 км в час на дороге Степногорск - Заводской и до 40 км на некоторых ее участках, в районе дачных остановок.
Ограничение скорости. На каком основании и по чьей инициативе?
Сергей Мазуров начал с вопросов, касающихся этой, самой спорной, полицейской инициативы:
- На каком основании и кем было принято решение об ограничении скорости дорожного движения на дороге из Степногорска в Заводской?
Слово для ответа дали главному архитектору города Кайрату Жумабаеву, который продемонстрировал участникам встречи карту с границами города и прокомментировал ее:
- В 2018 году по заказу отдела земельных отношений была сделана корректировка границ города Степногорска, включающая и промышленную зону. Она с тех пор относится к городу Степногорску. То есть сам город Степногорск находится в промышленной зоне. И дорога, тянущаяся от города к промышленной зоне, является территорией города.
Это дало полицейским законное основание расценивать дорогу от выезда из Степногорска до промышленной зоны как часть городской территории, на которую распространяются Правила дорожного движения в части скоростных ограничений.
Сергей Мазуров уточняет:
- Тогда вопрос: дачная дорога входит в эту зону?
И отчасти противоречивый ответ:
- Нет. Техническая дорога (она же дачная) не включена в границы города.
Логичен и следующий вопрос автовладельца:
- У меня тогда следующий вопрос сам по себе возникает. Ограничения действуют с 2018 года, если я правильно понимаю. Значит, до недавнего времени были упущения, позволявшие нарушать эти самые установленные с 2018 года изменения?
Начальник Управления полиции города согласился: значит, были упущения и нарушения. Теперь они устранены. И честно признался: на эти упущения обратили внимание сейчас и исправили их ограничением скоростного режима именно потому, что слишком уж часто стали происходить дорожно-транспортные происшествия на дороге Степногорск – Заводской:
- Сейчас вопрос поднялся в связи с актуальностью - необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения. Такие снижения скорости произошли потому, что смертность увеличилась на этой дороге.
Сергей Мазуров зашел к обсуждаемой теме с другой стороны. Может, дело не столько в нарушениях скоростного режима, которые приводят к ДТП, а в том, что они происходят, прежде всего, в стадии алкогольного опьянения водителей:
- Дорожно-транспортные происшествия с трезвыми водителями на этом участке я не помню.
Начальник Управления полиции Талгат Саканов не согласился с такой постановкой вопроса:
- Вы знаете все ДТП, которые там были?
- Нет, наверное, не все.
- Ну а что вы тогда говорите?
- Просто возникает ощущение, что из-за нескольких, извините, пьяных людей страдает большая часть ответственных водителей.
Талгат Саканов категорически не приемлет такого подхода к делу:
- Погибло «всего лишь» 12 человек, поэтому ничего страшного? Вы пишете (в коллективном обращении. – В.М.), что начальник полиции перегибает. То есть 12 погибших человек за календарный год - это «всего лишь» 12 человек, и я, как начальник управления полиции, перегибаю? С Управления полиции, с меня спрашивают за каждое ДТП. Не только с погибшими, не только с пострадавшими - за каждое дорожно-транспортное происшествие. И даже без пострадавших, где «всего лишь» нанесен имущественный вред.
Талгат Саканов посетовал на непонимание со стороны части автомобильного сообщества на это встревоженное отношение полиции к дорожно-транспортным происшествиям:
- Я почему-то был уверен, что, когда мы принимали это вот решение – об ограничении скоростного режима, буду понят автомобилистами. Я был инициатором того, чтобы собрать всех заинтересованных, именно пригласить автомобилистов, журналистов, собрать всех в зале заседаний акимата с участием общественного совета. И я почему-то был уверен, что жители города, и, тем более, автолюбители, меня поддержат в плане того, что сейчас это уже та самая точка невозврата наступила. Когда нужно было кардинальные меры принимать. Потому что время уговоров, время штрафов прошло - ежегодно увеличивается количество правонарушений на дорогах. На сегодняшний день у нас регистрируется больше административных правонарушений, налагается больше штрафов. Мы собрались здесь и приняли эти решения. Решения законные. Закон нам позволяет. И именно поэтому я публично выступил и продемонстрировал свою позицию.
Мы пригласили всех на дорогу, чтобы все наглядно показать, объяснить суть принятых нами решений. Мы все фотографии дорожно-транспортных происшествий показали. Мы открыты для диалогов, мы пытаемся объяснить свои решения в данной ситуации. И рассчитываем на то, что наши жители будут поддерживать наши инициативы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.
Вы считаете, что 12 погибших человек - это «всего лишь», это мало, и написали, что я перегибаю. Я с этим не согласен. Насчет именно самого текста обращения - это отдельный разговор.
Монолог получился эмоциональным и прозвучал из уст главного нашего полицейского как упрек тем, кто недооценивает всю серьезность ситуации с участившимися ДТП.
Окончание - выше |