Мисбах Миннехузиевич и Рамзия Султановна вместе почти шестьдесят лет. Для этой удивительной супружеской пары, сохранившей самые искренние и теплые чувства любви и уважения друг к другу, их жизнь не кажется чем-то особенной. Трудились, строили, воспитывали детей, все как у всех. Но нам, младшим поколениям, со стороны увидеть проще, каким тяжелым был этот путь. И самое сложное на этому пути – остаться Человеком…
Нам, татарам…
- Нам по 18 лет, - отшучивается Рамзия Султановна на вопрос о возрасте. – Сначала Богу скажу спасибо! Все годы наши. Никто, конечно, стареть не хочет. Супруг с 1938 года, я с 1940 года. Вот и посчитайте. Мы с ним всю жизнь в деревне на свежем воздухе прожили, поэтому и хорошо сохранились.
Мисбах и Рамзия родом из одной деревни Каташкара Сарманского района в Татарстане. И даже в одном классе учились. Война забрала у обоих ребятишек отцов на фронт. Папа Рамзии так и не вернулся, оставив больную жену и детей. А вот отец Мисбаха с фронта был доставлен на машине, переломанный, покалеченный, но живой. Что стало большим счастьем для семьи, для деревни.
- Мы уже в школе работали, - рассказывает Мисбах Миннехузиевич, – после уроков выходили в поля за пару километров от деревни. Собирали колоски несколько часов, потом возвращались в школу, и нам кусок хлеба давали. Конечно, пока до дома доберемся, уже этот кусочек съедался. А кто-то нес хлеб младшим в семье… Хорошо, у нас в деревне картошки много было, она нас спасла в голодные годы. Гуси, куры зерно не видели. Картошкой кормили.
- Раньше как было? – вспоминает Рамзия Султановна. – Если у тебя отец не вернулся, значит, ты сирота. Таких детей не жалели, первыми отправляли на самые сложные работы. А если живой отец-фронтовик, значит, это семья героя, и их детей старались оберегать. Я за старшую в семье осталась, отец погиб, мама болела. Надо было помогать растить младших. С 14 лет уже имела запись в трудовой книжке, с 1954 года. Работала и дояркой, и свинаркой, и зоотехником. В 17 лет я уже водила трактор!
Хоть Рамзия и Мисбах и были одноклассниками, но настоящие чувства друг к другу у пары возникли позже, в школе им просто некогда было думать о романтике. Пока шустрая, стройная девчушка управляла сельхозтехникой, Мисбах после окончания школы, как положено, служил в рядах Советской Армии, кстати, в секретных войсках.
По возвращении из армии в родную деревню пора бы задуматься о создании семьи. А кто будет больным родителям по хозяйству помогать и младших братьев с сестрами поднимать?
Так и пришлось влюбленным дружить целых три года, пока окончательно не наладился быт в отчих домах. И с легким сердцем Мисбах и Рамзия скрепили свой союз. Мужчина – крепкий механизатор, его «золотые» руки способны возродить к жизни любую, даже захудалую, сельскохозяйственную технику. Рамзия – сообразительная, хозяйственная, юркая, все успевала и никакой работы не боялась. Так и жили, поддерживая друг друга и словом, и делом.
Решение переехать в Казахстан было вызвано, конечно, экономическими причинами в первую очередь. Юный Мисбах мечтал покорять целину, но не сложилось. Мечта не сбылась, но тяга к казахстанской земле осталась. Да и земляков много тогда, в 50 - 60-е годы, перебралось в Казахстан. С первой дочкой на руках Шаймуратовы сначала перебрались в Северный Казахстан.
- Вы знаете, что такое работа в лесхозе? – интересуется Мисбах Миннехузиевич. – В те годы ее называли «второй войной». Я дважды, считай, чуть не погиб. Огромные деревья валились на людей, руки-ноги ломало, а кому и голову пробивало. Инвалидами люди становились. Я один сезон честно отработал и перевез семью в Кенес. Это совхоз рядом со Степногорском. Здесь мы прожили больше полувека.
Дружба народов
- Мы на татарском языке с детства говорили, - вспоминают Шаймуратовы, - русскому и немецкому языкам нас в школе учили, а мы поначалу ничего не понимали. Учителя нас называли – дети войны. Но со временем всему научились. А когда приехали в Казахстан, и казахский язык выучили. Мы всегда говорим: если живешь в Казахстане, надо и русский, и казахский знать. В Кенесе много переселенцев, оралманов. Некоторые вообще по-русски не понимают. И мы им помогаем, где-то в аптеке, где-то в больнице им переводим. В общем, выручаем друг друга.
Чета Шаймуратовых на зиму перебирается в Степногорск, поближе к детям. Дедушке уже трудно колоть дрова, а с недавних пор и уголь! «Раньше уголь привозили мелкий, раздробленный. Так хорошо было. А теперь огромными булыжниками, руками не обхватить. Его же надо раздробить, а у меня руки болят…»
- Дети у нас хорошие, - признаются Шаймуратовы. – Дочь с зятем в Степногорске, другая в селе Азат живет. Много внуков, правнуков. Навещают, уважают, помогают. Общаемся даже со старыми соседями из Кенеса. Люди уже давно уехали из села, а до сих пор связь поддерживаем, говорят: лучше Шаймуратовых соседей не найти! А мы просто жили, дружно. Соседские дети все у нас гурьбой постоянно пропадали. Дверь всегда открытой была. Для всех детей с округи печеньку с конфетой находили.
Мисбах Миннехузиевич с утра до ночи работал в полях, в лесу. С рассветом уходил, с закатом возвращался. А когда и в поле приходилось ему ночевать в обнимку с техникой в буран. Сложная была работа, опасная. Но благодарная. Сколько на счету Шаймуратовых удивительных историй! Например, ехал куда-то Мисбах Миннехузиевич по своим делам, колесо стрельнуло. Встал он на дороге, только вышел, как большегруз рядом остановился. Оттуда трое крепких мужичков выбралось. Не успел Мисбах Миннехузиевич опомниться, как один запасное колесо прикатил, другой домкратом машину поднял, а третий новенькое колесико уже пристроил. «Ребята, кто вы?» - только и охнул Мисбах Миннехузиевич. «Главное, мы тебя знаем! - ответили мужчины. – Это тебе благодарность за твою доброту, помнишь, ты нас из снежных заносов в метель на своем тракторе вытаскивал? В добрый путь, друг!»
Или другая история. Мисбах Миннехузиевич старался каждое лето вывезти семью на родину, в Татарию. Маршрут «Москвича» был проторенным, лежал через Челябинск. И вот в одном из лесочков Шаймуратовы сделали очередной привал. А неподалеку дальнобойщики остановились. И машут, зовут Мисбаха Миннехузиевича чай пить. Он, конечно, к ним подошел. А они ему: помнишь нас? Нет, честное слово, извините, но не могу припомнить…
- Мы как-то ночью зимой из Костаная вам в Кенес материалы привозили, - объяснили растерянному Шаймуратову водители. – Заехали, ночь, темень, к кому обращаться? А тут вы на тракторе подъехали - и так быстро, на раз-два, разгрузили машину. И еще ночевать нас оставляли, чтобы мы в метель ночью в Костанай не возвращались. Спасибо вам!
Вот так, в дружбе и согласии между собой, в первую очередь, и между всеми окружающими людьми, живут Шаймуратовы свою спокойную, размеренную жизнь. С шутками, вкусными пирогами и верой во Всевышнего, в молитвах к которому находили спасение в самые тяжелые времена.
- Когда перестройка началась, - вспоминают они, – тоже трудно было. Работы нет. Денег нет. Молодежь стала выпивать. Много горя люди видели. Разъехались соседи. А мы остались. Сейчас, конечно, уже думаем окончательно в город перебраться. К хорошему быстро привыкаешь! Хотим всем жителям города, всем казахстанцам пожелать мира и согласия. Будьте дружными! И все будет хорошо!
Переплетение судеб
В народной памяти веками сохранялись предания об общих корнях тюркских народов. Определенная часть того или иного народа при ухудшении исторической ситуации искала убежища и защиту среди родственного себе другого народа. Первая крупная «татарская» волна из Поволжья на Урал, в Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию началась сразу же после трагедии 1552 года. Бессмысленное кровопролитие и грабежи победителей при подавлении очередных народных восстаний снова и снова вызывали новые, большие или малые, потоки беженцев на просторы Казахстана. Надо отметить, что казахские султаны и бии не выдавали беглых татар (булгаро-татар) царским властям. Ответ на запрос о беглеце обычно звучал так: «Татарин не находится и никогда не находился, да и поныне его пребывание совершенно неизвестно». Могло быть и так, что под диктовку султана подобную отписку писал сам же разыскиваемый татарин.
Нередко татары уходили в казахские земли, не выдержав налогового бремени или избегая солдатчины. Говорят, что жители некоей татарской деревни целиком снялись с места и двинулись в эти края. Наконец, они добрались до местечка Лепсы. Здесь они приняли русские и казахские фамилии, дабы ввести в заблуждение ищеек царской власти. Так они спасли своих сыновей от солдатчины. В этих местах и сегодня немало татар, носящих русские и казахские фамилии.
У местного населения татары чаще всего находили доброжелательное отношение, приют и степное гостеприимство. В свою очередь, татары приносили сюда свою культуру оседлой жизни, приверженность к исламу и высокий уровень грамотности. В XVIII веке казахи и народы Средней Азии стали применять татарский сабан, считая его лучшим орудием пахоты. Некий татарский купец Ахметов привез казахам среднего жуза инструменты и посевной материал. Через два года они с благодарностью писали купцу, что теперь избавлены от голода.
Во второй половине XVIII века татары стали заселять Уральск (Яицкий городок). Когда царское правительство разрешило заселение других областей, то татары начали обживать Петропавловск и Семипалатинск. Несколько позже возникли довольно крупные группы 6 татарских жителей в Акмолинске (Астана), Аулие-Ате (Тараз), Кокчетаве, Павлодаре, Атбасаре и других городах. Все это приводило к дальнейшему расширению взаимосвязей татар и казахов. Таким образом, эти два народа издревле связывали не только культурная общность, но и реальная экономическая жизнь.
Особую роль сыграли татары в повышении уровня грамотности населения в XIX - начале XX века. При отсутствии разветвленной сети государственного образования в Казахстане именно татары стали главными распространителями грамоты среди казахского населения. В 1863 году в Семипалатинске действовали уже девять частных татарских школ с почти 500 учащихся. К примеру, Абай Кунанбаев учился сначала у аульного муллы, затем продолжал свое образование в Семипалатинском татарском медресе.
Значительные изменения в составе татарского населения Казахстана произошли в советский период. Это было связано с условиями революционных потрясений и гражданской войны, голодных годов в Поволжье и периода коллективизации сельского хозяйства. Некоторые татары были выселены из родных мест как баи и кулаки, как мусульманские священнослужители.
Освоение целинных и залежных земель в 50 – 60 годы прошлого века, когда были образованы даже татарские совхозы, также привело к увеличению татарского населения. Таким образом, к 1990 году число татар в Казахстане достигло 320 тысяч человек. При Доме дружбы и творчества Степногорска в числе девяти этнокультурных общественных объединений много лет действует татаро-башкирский «Юлдаш». Цель общества - в укреплении стабильности и согласия, сохранении языка, культуры, обычаев, традиций татарского и башкирского народов как ценного наследия предков и осуществление преемственности поколений, воспитание у молодежи любви к Родине и уважения к старшим. Здесь сохраняют и передают молодому поколению традиции, обычаи татарского народа. Татары в Казахстане выступают за укрепление разносторонних связей республики со своей исторической родиной. Межнациональное согласие и культурное сотрудничество всех народов воспринимается как важнейшая задача в общественном татарском движении Казахстана.
|