Степногорские школьники поступили в нереальный университет, потрогали челябинский метеорит и смастерили робота
Живыми и здоровыми вопреки - всем страшилкам, предостережениям и запретам - степногорские школьники вернулись с «Тест-драйва» в Уральском федеральном университете. Ребята до сих пор делятся впечатлениями со сверстниками и родителями о трех днях, проведенных в УрФУ, и уже знают, куда будут поступать.
Еще школьники, но уже студенты
Едва перешагнув порог Уральского федерального университета, степногорцы сдают документы и выбирают специальность, пока что в шутку. УрФУ на три дня трансформировался в Нереальный уникальный университет. Здесь шесть институтов, среди которых «Институт супер-денег», «Институт злодеев», «Институт мутации» и другие. И специальности, которые предлагают абитуриентам, под стать названию вуза. Здесь можно выучиться на специалиста по мировому господству или по управлению сознанием. Сразу после поступления шутки заканчиваются. Три дня студентов Нереального вуза ждут вполне реальные лекции и практические занятия. А чтобы хоть как-то отличить тест-драйверов от студентов (ведь и те и другие молоды, мобильны, с ног до головы обвешаны современными гаджетами и их движение по университету подчиняется только одному – расписанию занятий), организаторы одели старшеклассников в разноцветные футболки: желтый цвет – у тех, кто выбрал гуманитарное направление, синий – у инженеров, экономисты были одеты в футболки красного цвета и школьники, выбравшие естественнонаучное, математическое направление, облачились в зеленые футболки. После официальной части гостей ждал сытный обед. В меню: салат «Мимоза», куриный суп с лапшой, бифштекс с пюре и ананасовый пирог. Такое разнообразие блюд очень удивило школьников, которые привыкли думать, что студенты всегда голодают. А наши педагоги, проявив скрупулезность, выведали у поваров, всегда ли так кормят студентов? Недоуменные повара даже немного обиделись такому вопросу. В среднем, студенческий обед вытягивает на 400 тенге. Завершался день увлекательным квестом, который помог школьникам поближе познакомиться с Уральским федеральным, и экскурсией по вечернему Екатеринбургу.
Опыты от «сумасшедших» профессоров
Следующий день в УрФУ ознаменовался серией интереснейших лекций. Ребята, которые в школе не очень любят физику, химию и математику, открыв рты, слушали профессоров вуза. Из теоретической части занятия в Химико-технологическом институте школьники узнали, как выглядит вирус гриппа и каким образом создаются лекарства. Еще больше тест-драйверов впечатлила практическая часть: под дружные вздохи аудитории показывали настоящие фокусы. В считанные секунды лаборанты превращали жидкость в кристаллы, поджигали порошки и обугливали сахар серной кислотой. Под конец лекции преподаватели предупредили будущих абитуриентов, что поступить в Химико-технологический институт легко, а вот учиться будет сложно, но интересно. В Институте естественных наук тест-драйверам рассказали, что дипломы УрФУ в области естественных наук котируются практически во всем мире. Здесь школьники узнали о том, что, возможно, мы во вселенной не одни: известно о существовании шести обитаемых экзопланет, на одной из которых есть вода. А мировая фундаментальная наука находится на пороге открытия планеты, где есть жизнь. Но наибольшее впечатление произвел у ребят упавший под Челябинском метеорит, который даже разрешили потрогать! Теперь степногорцы наверняка смогут отличить булыжник от метеорита. Основатель и многолетний руководитель метеоритной экспедиции УрФУ В. Гроховский научил школьников, что метеорит всегда тяжелее простого камня и на поверхности его видны отпечатки – следы обгорания в атмосфере. Химики Института естественных наук познакомили тест-драйверов с самыми занимательными и наглядными опытами, заставив пузыри стремительно улетать в потолок. А после оглушительного взрыва, прогремевшего в аудитории, в гробовой тишине довольные аспиранты посоветовали потрясенным школьникам поступать именно сюда и двигать вперед науку. Улыбчивые физики показали в действии трансформатор конструкции Тесла, который студенты ИЕН собрали еще будучи школьниками – напряжение в аппарате 1000 вольт. Если приложить к нему трубочки с газами, они будут светиться разными цветами. А потрясшую воображение школьников электрическую дугу студенты сконструировали из деталей двух микроволновок! Правда, физики предупредили, что повторять эксперименты дома тест-драйверам не стоит, все-таки физика – опасная наука. Под дружные аплодисменты аудитории студентам удалось создать самое настоящее облако, которое они пронесли по залу. «Прямо как паровоз!» — студенты радовались, как дети, показывая эксперименты благодарным зрителям.
Хип-хоп от проректора
Первый проректор университета и директор Института гуманитарных наук и искусств Д. Бугров поразил тест-драйверов своими вокальными данными. Под известную песню группы Deep Purple «Smoke on the Water» Бугров начал петь: «Здравствуй, дружок, как хорошо, что мы с тобой встретились! Я темная сторона силы, и я даю тебе совет: не вздумай податься в гуманитарии!.. Миром правят машины, гаджеты и девайсы, а люди – только придатки машин! Забей на людей, забей на литературу, на языки, забей в себе гуманитария!» – устрашающим голосом обращался первый проректор к детям, которые пришли, скорее, в восторг, нежели в ужас. Сменив хрипловатое низкое пение на улыбку и всем знакомый добродушный тон, профессор вызвал в зале оглушительные аплодисменты. В свою очередь, четыре департамента института, по которым разошлись тест-драйверы, постарались показать себя во всей своей специфичности. В департаменте филологии ребята погрузились в тонкости проведения лингвистической экспертизы, а в мультимедиатеке «Русского музея» (виртуальный филиал), находящейся в департаменте искусствоведения и культурологии, попробовали себя в роли экскурсоводов. Часть тест-драйверов осталась в музее Б. Кашкина, где им предложили представить себя в двух ролях: аукционного дома, покупающего предметы искусства, и арт-дилера, который должен как можно дороже продать работы художника. В то же время работа кипела и на факультете журналистики – там школьники создавали свою газету. Из пластиковых стаканчиков, ниток, зубочисток и пакетов для мусора участники тест-драйва мастерили роботов в Механико-машиностроительном институте. Его директор О. Блинков сразу дал школьникам понять, что у обучающихся здесь ребят всегда найдется возможность проявить себя в области машиностроения. Всего тест-драйверы посетили более 30 различных лекций, семинаров, мастер-классов и других занятий, которые являются повседневной жизнью студентов УрФУ. Трехдневная студенческая жизнь закончилась грандиозным флешмобом «Мы вернемся в УрФУ!» на университетской площади. Старшеклассники выстроились в гигантскую букву «У», запустили в небо подсвеченные шарики, а потом пустили волну бенгальскими огнями. «Флешмоб придумали участники проекта. С буквы «У» начинаются слова «университет» и «учеба», «увлекательный» и «умный». Кроме этого, буква «У» - это логотип университета», - рассказывают организаторы «Тест-драйва». Своими впечатлениями перед сверстниками и родителями выпускники поделились на встрече, которую организовала одна из координаторов акции «Тест-драйв» Валентина Корягина. Взахлеб школьники рассказывали о счастливых и с пользой проведенных трех днях в Екатеринбурге. Ребята сошлись во мнении, что, действительно, многое бы потеряли, если бы из-за чьей-то прихоти не попали в УрФУ.
Кстати
Аким Акмолинской области Косман Айтмухаметов поддержал решение начальника областного управления Марата Ибраева, который запретил школьникам поехать в УрФУ, ссылаясь на плохую погоду. "Учитывая неблизкое расстояние до Екатеринбурга, неустойчивую погоду и транспорт, который выбран для передвижения детей, считаю, что начальником управления образования принято правильное решение. Транспортировка учеников на автобусах подвергла бы жизни детей опасности, ведь безопасность превыше всего. Однако при этом имелась альтернативная возможность выехать на железнодорожном транспорте, что более безопасно", - говорится на сайте акима.
МНЕНИЯ В ТЕМУ Валентина Шевелева, замдиректора по учебной работе школы-лицея №3: - То, как УрФУ отнесся к участию казахстанских команд в проекте, вызывает только восхищение и благодарность. Несколько выпускников школ Степногорска уже являются студентами УрФУ. Мы очень заинтересованы в развитии наших отношений Хочется, чтобы вуз и дальше продолжал обращать внимание на Казахстан. Из тех детей, которых мы привезли, процентов 70 уже хотели бы пробовать свои силы в УрФУ.
Лилия Нам, выпускница школы-гимназии №4: - «Тест-драйв: 3 дня в Уральском федеральном» - потрясающее событие! Уже первый день был настолько насыщенным, что к его концу возникло ощущение, что мы в Екатеринбурге неделю. Очень понравился город, его масштабы, архитектура. Степногорск – очень маленький городок, и количество жителей в нем даже меньше, чем количество студентов в УрФУ. Нас очень радушно приняли в университете. Полезным стало поступление в Нереальный уникальный университет — это была первая репетиция того, что нас ждет летом при реальном поступлении в УрФУ. Для себя решила: поступать буду в Институт социальных и политических наук на направление «Востоковедение и африканистика». Участие в акции – это уникальная возможность для нас, жителей небольшого городка, приехать в один из крупнейших городов России и в один из ведущих университетов, в котором нас ждут.
Подготовил Максим БАЛУЕВ
|