Главная » 2013 » Декабрь » 28 » Для меня это просто работа (Надежда КАХАНОВА)
22:59
Для меня это просто работа (Надежда КАХАНОВА)
Наверное, не случайно День энергетика отмечается именно с наступлением зимы. Это как раз тот период, который, как лакмусовая бумажка, показывает, есть что праздновать или нет. Накануне Дня энергетика мы встретились с директором ТОО «Степногорская ТЭЦ» Валерием ДОНЦОВЫМ, чтобы поговорить о том, что сегодня представляет собой станция и каковы гарантии ее дальнейшей стабильной работы?

Корр.: Валерий Михайлович, в следующем году мы будем праздновать 50-летний юбилей Степногорска. ТЭЦ – это один из важнейших, если не самый важный объект города, от которого зависит нормальная жизнь каждого из нас. В связи с этим какие события за прошедшие 50 лет Вы считаете наиболее значимыми для степногорской ТЭЦ?
В.Д.: Вы знаете, что строительство ТЭЦ началось в 1963 году. Через три года станция дала первый ток, а уже через год полностью покрывала потребности потребителей в тепловой и электрической энергии. По завершении строительства 4-ой очереди ТЭЦ установленная мощность станции составила 180 МВт, производительность паросиловых установок - 1420 тонн пара в час, установленная мощность водогрейной котельной – 500 Гкал/час. Как тогда, так и сейчас основной задачей коллектива ТЭЦ является надежное, стабильное тепло-, энергоснабжение промышленной площадки, населения города и поселка Заводского. Но я не стал бы выделять какие-то особые этапы в нашей работе. Можно сказать, что для нас событием является окончание каждого отопительного периода, а давать оценку – это уже дело горожан.
Корр.: А каково это – ежеминутно нести тяжкий груз понимания того, что от тебя лично, как от руководителя объекта жизнеобеспечения, зависит благополучие тысяч людей?
В.Д.: Я же не вдруг стал директором предприятия. Когда после окончания павлодарского института в 1986 году впервые пришел в турбинный цех и увидел такое огромное количество труб и задвижек – немного растерялся, но все пришло с опытом. Имея специальность инженера-теплоэнергетика, первое время поработал машинистом-обходчиком. И не я один. Дело в том, что в те годы не было недостатка в квалифицированных кадрах, и только в турбинном цехе обходчиками работали 10 выпускников вузов. Это было нормальной практикой. Позже я стал начальником смены, потом - начальником турбинного цеха. В 1994 году был назначен главным инженером, а с 1999 года – директором ТЭЦ. Но когда началась чехарда со сменой хозяев, ушел в свободное плавание - устал что-то доказывать очередному владельцу. Думал, что ушел навсегда. Открыл небольшой собственный бизнес. Даже хозяйство завел. Я ведь в селе родился, с крестьянским трудом с детства знаком. Но после памятной аварии зимой 2009 года меня позвали назад – и я не смог отказаться. Нужно было поднимать станцию из руин, и первое время мы все тут дневали и ночевали, без праздников и выходных. Сейчас, когда уже столько сделано, работаем, можно сказать, спокойно. Конечно, бывает иногда некоторое напряжение, например, во время сильных морозов. Но у нас в резерве есть водогрейная котельная, так что все вопросы решаемы в любое время дня и ночи. Теперь меня уже трудно вывести из равновесия какой-то нестандартной ситуацией, и ввести в заблуждение надуманными объяснениями тоже трудно. Я ведь знаю весь производственный процесс, все схемы. Что же касается груза ответственности… привык, наверное, за долгие годы. Для меня это просто работа.
Корр.: Вы сказали, что много сделано, а что именно?
В.Д.: Например, мы первыми в Казахстане установили оборудование для очистки воды в теплосети «Эктоскейл». Запустили установку обратного осмоса, которая позволила снизить себестоимость обессоленной воды. В этом году ради экономии угля сделали реконструкцию бойлерной установки, что позволит нам при температуре воздуха зимой до -25 градусов обходиться без водогрейной котельной. К настоящему моменту уже на трех котлах установлены эмульгаторы второго поколения, и такая работа будет проделана на всех котлах, в результате чего выброс золы в атмосферу с дымовыми газами сократится с 754 тонн до 126 тонн в год. Это очень дорогостоящее оборудование, но его значение для нашего непростого в экологическом плане региона переоценить трудно.
Корр.: А что сделано в плане ремонтов и дальнейшей стабильной работы станции?
В.Д.: Можно привести простой пример: если в 2008 году количество отказов в работе оборудования исчислялось огромной цифрой - 62, то к 2013 году их количество сократилось до 21. Одним из основных показателей итогов ремонтной кампании является расход мазута, который в производственном процессе ТЭЦ используется как растопочный материал. Чем меньше остановок оборудования - тем меньше расходуется мазута на растопку. Так вот, в настоящее время мы расходуем мазута на 70%, или на 3600 тонн в год, меньше, чем еще три года назад. Если учесть, что на одну растопку уходит около 12 тонн мазута, то путем простого арифметического действия можно подсчитать, что сейчас на ТЭЦ происходит на 100 растопок меньше, чем в 2009 году. Мы работаем в соответствии с планом ремонтов и реконструкции основного оборудования ТЭЦ, который соблюдается очень жестко. Например, в этом году из 19 позиций, предусмотренных планом, выполнены все 19. Это капитальный ремонт котлоагрегата №2 и турбин №2 и 5, текущий ремонт водогрейного котла, котлоагрегатов №3 и 4, турбин №1 и 3, расширенный текущий ремонт котлоагрегатов №5, 6 и 7, турбины №4, а также необходимые ремонты другого оборудования. Так называемый паспорт готовности станции к зимнему периоду выдается с учетом исполнения графика ремонтов, и после независимой экспертизы комитета энергонадзора мы его получили - а это и есть главный показатель нашей работы.
Корр.: Даже с учетом капитальных ремонтов котлов и турбин - они все равно имеют предельный срок эксплуатации. Будет ли оборудование станции обновляться?
В.Д.: У наших горожан бытует такое мнение, что ТЭЦ все ремонтируется, ремонтируется, а толку нет, потому что на следующий год ремонты начинаются заново. Нужно понимать, что когда мы говорим: на ремонт выведен такой-то котел, то это вовсе не означает, что ремонтируется весь котел. Ремонтируется лишь одна из множества поверхностей нагрева того или иного котла. Это называется цикличность. А если мы возьмемся ремонтировать весь котел, который имеет около 500 тонн поверхностей нагрева или, проще говоря, металла, то нам на это и года не хватит. Конечно, предельный срок работы наше оборудование имеет. Например, у барабана котла (а это основная его часть) он составляет 300 тысяч часов. Но на сегодняшний день на ТЭЦ нет котлов и турбин, полностью выработавших свой ресурс. Если взять первый котел, запущенный в работу еще в 1966 году, то его «наработка» составляет всего лишь 156 тысяч часов. На данный момент станция несет нагрузку 103 МВт при располагаемой мощности в 157 МВт, то есть «запас прочности» у станции достаточно большой. Поэтому обновлять оборудование нам пока незачем.
Корр.: Наших читателей волнует вопрос, касающийся отключения электроэнергии 4 декабря. По информации отдела ЖКХ, технологический сбой произошел из-за неблагоприятных погодных условий, при этом на ТЭЦ работали только один котел и два турбогенератора, а нагрузка станции составляла 15 МВт. Означает ли это, что в производственном процессе ТЭЦ есть какое-то слабое звено, ведь отключение электроэнергии происходит не в первый раз?
В.Д.: В тот день станция несла нагрузку 115 МВт, работали 4 котла и 4 турбины. Из-за короткого замыкания на линии ТЭЦ – СТЭМС произошло несинхронное включение, что стало причиной отключения двух котлов и двух турбин. Нагрузка упала до 14 МВт, и ТЭЦ выделилась на изолированную работу. Но уже через 19 минут снова произошло синхронное включение и нормальный режим был восстановлен благодаря слаженным действиям персонала ТЭЦ. Так что это не наша вина – мы сами пострадали.
Корр.: Валерий Михайлович, в связи с ТЭЦ постоянно на слуху проблема нехватки квалифицированных кадров. Говорят, современная молодежь не хочет идти на заводы. Как предполагается эту проблему решать?
В.Д.: Недостаток квалифицированных кадров проблема не только наша - всей энергетики Казахстана. Одно время мы выходили из положения тем, что учили своих же сотрудников за счет предприятия в горнотехническом колледже. Мы постоянно подаем заявки в городскую службу занятости, принимаем участие в ярмарках вакансий. Но могу сказать, что молодежь сегодня, действительно, неохотно идет на заводы. В свое время на ТЭЦ сложились хорошие профессиональные традиции, были большие трудовые династии, и нам хотелось бы эти традиции продолжать. У нас до сих пор трудятся люди, много сделавшие для городской энергетики, чьими именами коллектив станции гордится. Почти полвека работает на станции мастер электроцеха В.В. Тимофеев, награжденный орденом Трудовой Славы 3 степени. Такой же орден имеет мастер цеха тепловой автоматики Н.П. Ефанов. Двумя орденами - Трудовой Славы 3 степени и Трудового Красного Знамени - награжден старший мастер электроцеха К.Н. Канкенов, чей трудовой стаж насчитывает без малого 40 лет. Много лет трудятся на ТЭЦ А.П. Шахов, В.В. Кулак, И.П. Зубов, С.П. Трусов, Н.А. Коваленко, Н.П. Антоненкова, С.К. Момунова, А.П. Бондарец, Н.Е. Мамонтова, Н. О. Скоморохова. Нельзя не вспомнить и наших ветеранов, оставивших свой след в истории ТЭЦ. Это А.А. Перевощиков, А.Е. Журбенко, А.П. Блохина, Л.П. Жуйкова, С.Г. Андреевская, Л.И. Примакина, Б.Д. Семенюк, К.М. Кульшарипов и многие другие.
Корр.: А что Вы цените в людях, в частности, в своих подчиненных?
В.Д.: Я люблю правду. И своим подчиненным говорю: лучше скажите горькую правду, тогда мне легче будет принять правильное решение. А когда человек, начинает лукавить, прикрывая свою бездеятельность, можно пойти по ложному пути и потерять драгоценное для нас время. Мне важно, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности и работал хотя бы на 90 процентов. Думаю, Вы согласитесь, что на 100 процентов не работает никто, иначе мы бы давно жили совсем иначе.
Корр.: Еще один вопрос, который волнует всех без исключения горожан – тарифы. Известно, что с нового года в Казахстане вводятся обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда (за счет работодателей) для лиц, занятых во вредных условиях производства. Отразится ли это на тарифах? И предполагаются ли в новом году еще какие-то дополнительные затраты, которые могут повлиять на повышение тарифов?
В.Д.: Безусловно, тарифы будут повышаться на величину затрат. Это неизбежно. Под затратами я подразумеваю не только обязательные пенсионные взносы. Сюда входит повышение заработной платы (по крайней мере, на процент инфляции), затраты на уголь, воду, транспортные и прочие расходы. Но, как известно, любое повышение тарифов проходит через антимонопольный комитет. Мы не вправе единолично решать этот вопрос. Могу лишь сказать, что предельный тариф на электроэнергию в следующем году составит 8,2 тенге кВт/час (в 2013 году – 8,1 тенге кВт/час). Предельные тарифы для электростанций страны были утверждены правительством в марте 2009 года на срок до 2015 года. Каждый год под утвержденные тарифы мы готовим свою программу, то есть планируем, что конкретно будем ремонтировать. Если проследить динамику роста тарифов начиная с 2009 года (тогда он составлял 6,3 тенге за кВт/час), то можно наглядно увидеть, какими темпами идет оздоровление степногорской ТЭЦ. И в следующем году мы уже вполне можем конкурировать с Экибастузской ГРЭС. Какими же будут тарифы после 2015 года – пока неизвестно. Это зависит от решения правительства.
Корр.: С некоторых пор степногорская ТЭЦ ушла от государственной опеки. Но городские депутаты время от времени поднимают вопрос о необходимости национализации ТЭЦ. Как Вы это оцениваете?
В.Д.: Думаю, что вопрос о национализации объектов энергетического комплекса решать не нам. Но могу сказать, что принадлежность к государственным или частным структурам мало что меняет для самих этих объектов. В нашей стране действует закон об энергетике, который регламентирует взаимоотношения предприятия, имеющего оборудование, подведомственное отделу промышленной безопасности, с государственными службами, с другими предприятиями и организациями. Тут нужно понимать, что начиная со времен ЦГХК станция никогда не была абсолютно самостоятельной структурой и, несмотря на то, что мы являемся частной компанией, ТЭЦ, как стратегический объект, контролируют все - от министерства и комитета энергонадзора до прокуратуры и общественных организаций.
Корр.: ТЭЦ часто называют сердцем города. Вы согласны с таким определением и как вообще определяете место ТЭЦ в энергетической системе Степногорска?
В.Д.: Если сравнивать энергетическую систему Степногорска с живым организмом, то ТЭЦ вполне можно назвать сердцем города, поскольку она является единственным источником тепла. Но как в любом организме все взаимосвязано, так и ТЭЦ неразрывно связана с предприятиями, транспортирующими тепловую и электрическую энергию, с транспортными и ремонтными компаниями, с угольными бассейнами и другими предприятиями. Поэтому я не склонен возвышать место ТЭЦ в энергетической системе города, как, впрочем, и свое собственное. Мы все, и я в том числе, отвечаем каждый за свой участок работы. И если завтра на мое место придет другой человек, он тоже должен честно выполнять свою работу - вот и все.
Корр.: Что Вы хотели бы пожелать сотрудникам ТЭЦ по случаю профессионального праздника?
В.Д.: Я хотел бы поздравить с профессиональным праздником не только сотрудников ТЭЦ, но и сотрудников всех энергетических предприятий города. А пожелать хочу, прежде всего, успехов в работе, здоровья и благополучия им самим и их семьям, ведь наш успех во многом зависит от благополучия наших близких.
 
 Надежда КАХАНОВА
 
Просмотров: 1186 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar