За счет чего существенно вырос бюджет?
Начнем с того, что в прошлом году поступления в бюджет города составили 13 млрд 89 млн 492,5 тыс. тенге и сложились они из налогов, трансфертов, займов.
Это существенный прирост по сравнению с 2021 годом (8 млрд 635 млн 875,4 тыс. тенге) - на 51,6%. Положительная динамика в существенном увеличении бюджета обусловлена значительным, на 2 млрд 768 млн 987,9 тыс. тенге, увеличением трансфертов из республиканского и областного бюджетов. Объем трансфертов, полученных городом в прошлом году, составил без малого 7 млрд тенге (4,2 млрд тенге в 2021 году).
На 19,6% выросли собственные доходы бюджета города, а также увеличились займы на 835 млн 249 тысяч тенге.
План собственных доходов по всем видам налогов и платежей выполнен на 108,8%. В бюджет города поступило доходов в сумме 5 млрд 230 млн 457,8 тыс. тенге - с перевыполнением на 424 млн 356,9 тыс. тенге.
Темпы роста к уровню 2021 года составили 119,6%. Перевыполнен план по поступлениям социального налога, по налогу на имущество юридических лиц, по акцизу на бензин и дизельное топливо, чему способствовала модернизация производства ТОО «НД Астана Ойл».
Высокие темпы роста сложились и по поступлениям от продажи основного капитала: доходы от продажи имущества - 246,4% (поступило 35 млн 593,1 тыс. тенге), от приватизации жилища - 846,5% (20 млн 713,5 тыс. тенге).
В целях изыскания дополнительных поступлений в местный бюджет совместно с управлением госдоходов проведена работа по росту фонда оплаты труда, в результате увеличились дополнительные поступления индивидуального подоходного налога и социального налога на 917 млн 201 тысячу тенге.
С учетом изыскания дополнительных резервов, связанных с имущественным доходом, вновь введенными в эксплуатацию объектами, переоценкой имущества, администрированием непроизводственных платежей, платой за эмиссию в окружающую среду, выявлением лиц, сдающих квартиры в наем, выявлено дополнительно 1 млрд 75 млн 30 тысяч тенге.
Не сбавлять темпы
Департаментом государственных доходов по Акмолинской области, согласно статистическим данным среднемесячной зарплаты за 2022 год, произведены расчеты дополнительных резервов по увеличению фонда оплаты труда на 2023 год, которые доведены городскому управлению госдоходов в объеме 316 млн 542 тысячи тенге.
В целом, за год предстоит собрать собственных доходов в городской бюджет не ниже 7 млрд 180 млн 886 тысяч тенге, это выше уровня прошлого года на 1 млрд 950 млн 428,2 тыс. тенге, или 137,3%.
Без трансфертов - никак
Решением Степногорского городского маслихата утверждены бюджеты местного самоуправления (МСУ) с общим объемом поступлений 884 млн 416,9 тыс. тенге (в 2021 году - 445 млн 342 тысячи тенге), основная часть которых (826 млн 206,6 тыс. тенге) – трансферты. Поступлений трансфертов по сравнению с 2021 годом стало в два раза больше.
При этом аким города признал, что бюджеты поселков и сел недостаточны для финансового обеспечения их потребностей. Доля трансфертов от суммы поступлений в поселках и селах составляет в среднем 93,4%.
В связи с реализацией значительных инвестиционных проектов в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, содержанием бюджетной сферы городу оказывается поддержка из республиканского и областного бюджетов.
В прошлом году в город поступило трансфертов на 6 млрд 959 млн 875 тысяч тенге: целевые текущие - 2 млрд 344 млн 308,1 тыс. тенге, целевые трансферты на развитие - 1 млрд 670 млн 61,7 тыс. тенге, субвенции - 2 млрд 119 млн 90 тысяч тенге (переданы на содержание объектов образования в областной бюджет).
Трансферты, переданные нижестоящим бюджетам (органам местного самоуправления), - 573 млн 828,6 тыс. тенге. Субвенции, переданные селам и поселкам степногорского региона, - 252 млн 378 тысяч тенге (в 2021 году трансферты – 253 млн 207,7 тыс. тенге, субвенции – 150 млн 489 тысяч тенге).
Алпысбай Каиржанов отметил значительный рост трансфертов в сравнении с 2021 годом: текущих – на 1 млрд 39 млн 711,3 тыс. тенге (179,7%), на развитие – на 1 млрд 76 млн 93,4 тыс. тенге (281,2%). Все они направленны на содержание, развитие, ремонт инженерной и социальной инфраструктуры степногорского региона.
На что потратили?
За счет целевых трансфертов на развитие и кредитных средств, полученных из областного бюджета, обеспечено строительство трех 45-квартирных жилых домов (позиции 1, 5, 6) с инженерной инфраструктурой к ним, а также строительство сетей электроснабжения к объектам индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в мкр. «Солнечный».
За счет средств Нацфонда продолжена реконструкция автодороги по ул. Новосибирской (377 млн 305 тысяч тенге) с софинансированием из областного бюджета (103 млн 283 тысячи тенге).
На завершение реконструкции автомобильной дороги по ул. Сары Арка с выходом на ул. Целиноградскую получено из областного бюджета 45 млн 551,7 тыс. тенге.
В рамках бюджетных программ развития моногородов из республиканского бюджета получено 363,2 млн тенге на начало реконструкции автомобильной дороги по ул. Степной, от ул. Парковой до 20 микрорайона.
На средства областного бюджета:
- проведена привязка проектов повторного применения (речь о строительстве трех объектов, включая скотомогильник в селе Кырык кудук);
- разработана проектно-сметная документации (ПСД) на 3 проекта реконструкции систем водоснабжения (насосная станция 1, 2 подъема Селетинского водохранилища, системы канализации города, магистральная система водоснабжения ТВНСП от сопки-305 до города).
Начата разработка ПСД на строительство сетей водоснабжения села Изобильное, что в перспективе позволит заявить вышеперечисленные проекты для финансирования из республиканского бюджета.
Для обеспечения бесперебойной работы ТОО «Шантобе-энергокомплекс» и подготовку к отопительному сезону получено 347 млн 239,6 тыс. тенге в виде трансфертов из областного бюджета.
По словам акима города, ежегодно Степногорску оказывается весомая поддержка из областного бюджета для поддержания в порядке дорожной инфраструктуры региона и благоустройства придомовых территорий.
Так, в прошлом году за счет полученных средств проведен ремонт дорог города, поселков Аксу, Заводской, Бестобе, Шантобе, сел Карабулак и Кырык кудык на 774,6 млн тенге, что в сумме вдвое больше, чем было в 2021 году.
В текущем году работа в данном направлении продолжается, сумма средств из области на ремонт дорог составила 1 млрд 239 млн 530 тысяч тенге.
На благоустройство четырех дворовых территорий в городе получено 363 млн 92,3 тыс. тенге, на благоустройство п. Заводского - 46 млн 206 тысяч тенге. С учетом средств городского бюджета отремонтировано 10 придомовых территорий.
В 2023 году получено 452,4 млн тенге для благоустройства городских дворов (микрорайон Пригородный, 5-25, 27, 28, 2-21, 24 и др.), для поселков Бестобе, Шантобе, сел Байконыс, Кырык кудук - 90 млн тенге.
За счет трансфертов из областного бюджета проведен ремонт объектов водоснабжения и водоотведения города и поселков (канализационной очистной станции, зданий НС 1, 2 подъема, станции очистки в Бестобе, колодцев питьевого водопровода в Новокронштадтке), заменены изоляторы главной понизительной станции, сделан ремонт двух линий 6 кВт в Бестобе, от НС первого подъема р. Селеты до станции водоочистки. Объем работ выполнен на 114 млн 679,2 тыс. тенге.
Как распорядились возможностями городского бюджета?
Алпысбай Каиржанов рассказал депутатам, как местная исполнительная власть распорядилась доходами городского бюджета.
Деньги (72 млн 847,7 тыс. тенге) затрачены на санитарную очистку города (тротуаров, газонов, ливневой канализации), ликвидацию стихийных свалок, полномасштабную профилактическую дезинсекционную обработку водоемов и растительности на территории города и поселков.
На освещение улиц и обслуживание линий освещений города потрачено 140 млн 62,5 тыс. тенге.
Содержание мест захоронений и захоронение безродных обошлось городской казне в 4 млн 391 тысячу тенге.
884 млн 529,4 тыс. тенге ушло на благоустройство и озеленение населенных пунктов, стрижку живой изгороди, покос газонов, кронирование деревьев, обслуживание фонтанов, посадку деревьев, изготовление и установку урн, лавок, благоустройство придомовых территорий.
Городским бюджетом профинансированы (29 млн 132,1 тыс. тенге) ремонт сетей водоснабжения в Кырык кудыке, монтаж противопожарного водопровода к полигону ТБО города.
В соответствии с поручением акима области в целях обеспечения качественной тепловой энергией, а также уменьшения рисков аварийных ситуаций на участках тепловых сетей приобретена блочно-модульная котельная для поселка Бестобе (174 млн тенге).
304 млн 559,6 тыс. тенге направлено на зимне-летнее содержание автомобильных дорог города, поселков и сел, текущий ямочный ремонт улично-дорожной сети и внутриквартальных дорог.
- В целом на сферу ЖКХ, строительство и градостроительство из всех уровней бюджетов направлено 4 млрд 950 млн 781 тысяча тенге, что больше к уровню 2021 года на 2 млрд 423 млн 531,5 тыс. тенге (204%), - подытожил эту часть своего отчета Алпысбай Каиржанов.
Бюджетные расходы
Расходная часть бюджета города, поселков и сел степногорского региона в прошлом году была исполнена на 99,4% (затратили 12 млрд 305 млн 218,7 тыс. тенге). Сумма неосвоения составила 71 млн 259 тысяч тенге (это средства Нацфонда РК, которые не подлежали корректировке). В целом рост расходов городского бюджета в сравнении с уровнем 2021 года составил 3 млрд 349 млн 410,9 тыс. тенге (137,4%).
С уклоном на социальную сферу
Алпысбай Каиржанов отметил положительную динамику расходов в социальной сфере города. На финансирование мероприятий социального направления было выделено 726 млн 493,6 тыс. тенге - с ростом к уровню 2021 года на 21,7% (на 129 млн 354,8 тыс. тенге).
В рамках различных государственных программ оказана социальная помощь и поддержка 5,8 тыс. человек (в 2021 году - 4,4 тыс.).
Государственную адресную социальную помощь получили 1977 человек в сумме 66 млн 540,9 тыс. тенге - с ростом к уровню 2021 года на 13,3 млн.
Жилищную помощь получили 135 семей, на что из бюджета было выделено 5 млн тенге.
По решениям местных представительных органов была оказана социальную помощь (94 млн 121,9 тыс. тенге) отдельным категориям граждан (3184 нуждающимся).
Различными видами занятости было охвачено 339 человек. На эти цели направлено 130,1 млн тенге, что больше, чем в 2021 году, на 40 млн тенге.
Услугами «Инватакси» постоянно пользовались 64 человека с инвалидностью, на что из бюджета было выделено 6,2 млн тенге.
В городе функционирует центр социальной адаптации для жертв бытового насилия, на финансирование которого было направлено 22,7 млн тенге (в 2021 году - 20 млн тенге). Была оказана поддержка 28 семьям. А это 93 человека, включая 65 детей, которые получили психологическую помощь, возможность проживания, питания и другие социальные услуги.
Центром оказания специальных социальных услуг в пятом микрорайоне обслуживается 56 детей-инвалидов. Общий объем финансирования центра составлял в прошлом году 40,6 млн тенге (в 2021 году - 30 млн тенге).
Центр по оказанию специальных социальных услуг лицам с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями опекал 31 семью. На функционирование центра было выделено 21,8 млн тенге (в 2021 году - 15,4 млн тенге).
В 2022 году открыт центр реабилитации лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах. Ими воспользовались 17 человек с круглосуточным пребыванием в центре, 16 - с ночным пребыванием. Объем финансирования составил 5 млн тенге. Кроме того, на ремонт помещений центра выделено из городского бюджета 2,8 млн тенге. В 2023 году на эти цели выделено 24,3 млн тенге.
Получены целевые трансферты (195 млн 958 тысяч тенге) на повышение зарплаты работников государственных организаций надомного обслуживания, временного пребывания, центров занятости населения, отдельных категорий гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств госбюджета, работников казенных предприятий. Повышение коснулось 445 работников бюджетной сферы.
Увеличены затраты
на культуру и спорт
Темпы роста затрат на сферу культуры, спорта и информационное пространство составили 133,6%. В прошлом году на содержание и развитие объектов этой сферы было затрачено 756 млн 529,7 тыс. тенге, что на 180 млн 389,3 тыс. тенге больше, чем в 2021 году. Из этих средств финансировались централизованная библиотечная система, центр обучения государственному языку, 7 домов культуры и сельских клубов. На укрепление материально-технической базы объектов культуры и спорта из городского бюджета было направлено 118 млн тенге, в том числе 48,4 млн тенге на приобретение оборудования.
На текущий ремонт объектов культуры и спорта выделили 69,6 млн тенге (были отремонтированы центр спортивного досуга при ДДТ, городская библиотека, окна клуба в поселке Заводском). За счет средств областного бюджета (51,1 млн тенге) отремонтированы зрительный зал и система отопления ДК «Рауан» в Бестобе.
В сентябре был открыт досуговый центр для людей с особыми возможностями, оснащенный современным спортивным оборудованием, которое приобретено за счет областных трансфертов (5 млн тенге). На ремонт из городского бюджета направлено 13,1 млн тенге.
Построены спортивные площадки в поселке Заводском (46 млн тенге из областного бюджета) и в селе Карабулак (10 млн тенге из городского бюджета), установлена детская площадка в поселке Бестобе (7,4 млн тенге из городского бюджета).
При поддержке АО «Алтыналмас» (19 млн тенге) установлена многофункциональная спортивная площадка в поселке Аксу.
За счет средств городского бюджета разработана ПСД на строительство открытого стадиона и физкультурно-оздоровительного комплекса в Бестобе, что обеспечило выделение средств из областного бюджета (300 млн тенге) на начало реализации проектов в 2023 году.
- В целом администраторами бюджетных программ средства освоены в соответствии с законодательством согласно индивидуальным планам финансирования, - сказал в завершение своего отчета Алпысбай Каиржанов. - Не допущено случаев просрочки в выплате заработной платы и социальных обязательств государства.
На что указала ревизионная комиссия?
Заключение к отчету акима города сделал член Ревизионной комиссии по Акмолинской области Асхат Каркенов. Выделим из этого отчета лишь ту его часть, где указывается на минусы в работе местной исполнительной власти и даются рекомендации об эффективном использовании финансовых средств.
Было отмечено, что по итогам 2022 года в степногорском регионе в целом наблюдается рост социально-экономических показателей и исполнения прогнозных данных. Объем промышленной продукции в 2022 году составил 413,6 млрд тенге (в 2021 году – 192 млрд 799 млн тенге). Доля Степногорска в промышленном производстве Акмолинской области составляет 27,9 %.
Вместе с тем, Асхат Каркенов перечислил показатели, которые не были исполнены:
- ввод в действие жилья за счет всех источников финансирования (при плане 10,9 тыс. кв. м факт составил 3,3 тыс. кв. м);
- объем строительных работ - 12,8 млрд тенге, индекс физического объема (ИФО) – 50,4%;
- розничный товарооборот составил 29,9 млрд тенге, ИФО – 98,7%;
- инвестиции в основной капитал – 28,163 млрд тенге, ИФО - 39%.
Перевыполнение прогнозных показателей по отдельным КБК (коды бюджетной классификации. – В.М.) обеспечено за счет ненадлежащего подхода к формированию и уточнению бюджета, занижения плановых назначений, ненадлежащего мониторинга за налогооблагаемой базой и поступлениями в течение года.
Поступления за 2022 год по городу Степногорску составили 13 млрд 89 млн 492,5 тыс. тенге, в том числе по доходам – 12 млрд 190 млн 332,8 тыс. тенге.
Так, удельный вес собственных доходов региона (налоговые, неналоговые поступления, поступление от продажи основного капитала, поступления от продажи финансовых активов) составил 39,9% от всех поступлений.
Недоимка на 1 января 2023 года по поступлениям в городской бюджет составила 67 млн 448,2 тыс. тенге - по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилась на 31 млн 109,4 тыс. тенге, или на 185,6%. Наибольшие суммы недоимки числятся по трем кодам поступлений: налог на транспортные средства с физических лиц - 9 млн 514,8 тыс. тенге; социальный налог - 42 млн 392,1 тыс. тенге; налог на имущество физических лиц - 4 млн 277,1 тыс. тенге. Как сказал ревизор, данный факт свидетельствует о необеспечении налоговыми органами полного и своевременного поступления налогов в бюджет и требует принятия дополнительных мер по улучшению налогового администрирования с целью недопущения роста недоимки и полной ее ликвидации.
Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров городского бюджета, при его исполнении не выполнены отдельные показатели, так как по затратам не обеспечено полное освоение бюджетных средств на сумму 71 млн 259 тысяч тенге.
За отчетный период дебиторская задолженность администраторов бюджетных программ составила 484 млн 889 тысяч тенге. По сравнению с началом года сумма дебиторской задолженности увеличилась на 193 млн 308,3 тыс. тенге, что оценено ревкомиссией как отрицательная динамика.
Сумма кредиторской задолженности администраторов бюджетных программ составила 11 млн 899,5 тыс. тенге. По сравнению с началом года она уменьшилась на 143 млн 843,7 тыс. тенге (в 2021 году – 155 млн 743,2 тыс. тенге).
Также у администраторов бюджетных программ имеется практика искусственного освоения бюджетных средств с перечислением на Эскроу-счета поставщика. Так, в 2022 году отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции города Степногорска на Эскроу-счет было перечислено 258 млн 814 тысяч тенге, что противоречит бюджетному законодательству Республики Казахстан.
Государственными органами не обеспечено в полном объеме качество реализации Плана развития Акмолинской области. Так, по городу Степногорску в 2022 году не достигнуто 6 целевых индикаторов:
- общая площадь введенных в эксплуатацию жилых зданий (план - 10,9 тыс. кв. метров, факт - 3,3 тыс. кв. метров);
- увеличение доли частного сектора в составе предприятий, участвующих в организации субсидируемых рабочих мест (план - 58%, факт - 50%);
- материнская смертность (количество случаев на 100 тысяч родившихся живыми: план - 0 ед., факт - 108,46 ед.);
- численность населения, охваченного услугами передвижных медицинских комплексов (план - 385 чел., факт – 0);
- производство яблок (план - 0,183 тыс. тонн, факт - 0,062 тыс. тонн);
- доля автодорог местного значения в нормативном состоянии (план - 100%, факт - 74%).
ТОО «Степногорская ТЭЦ» имеет 65% износа. Протяженность тепловых сетей по городу - 247,5 км, износ составляет 82%.
Ревизионная комиссия приходит к выводу: «Необходимо принять меры по увеличению доходов предприятия от реализаций произведенной продукции в целях улучшения его финансового положения. Увеличение доходов от реализации произведенной продукции напрямую зависит от утвержденных тарифов».
Местному исполнительному органу рекомендовано усилить контроль за деятельностью предприятий путем сокращения рисков возникновения негативных финансовых последствий от возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования государственных активов.
Ревизионная комиссия по Акмолинской области, отмечая недостатки при исполнении городского бюджета и его реализации администраторами бюджетных программ, полагает возможным отчет местного исполнительного органа об исполнении бюджета города Степногорска за 2022 год утвердить. Что и сделали депутаты Степногорского городского маслихата.
Рескомиссия дала свои рекомендации.
Акимату города Степногорска:
- обеспечить достижение в 2023 году социально-экономических показателей по вводу в действие жилых домов путем завершения строительства трех 45-квартирных жилых домов (позиции 1, 5, 6);
- проводить мониторинг за освоением бюджетных средств, в том числе за счет трансфертов из республиканского бюджета;
- рассмотреть ответственность руководителей государственных учреждений за допущенные нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при исполнении бюджета в 2022 году.
Акимам сел, поселков, сельских округов степногорского региона:
- проводить ежемесячный бюджетный мониторинг доходов на предмет их поступлений, при поступлении незапланированных доходов проводить своевременную корректировку плановых показателей.
Руководителям отдела жилищно- коммунального хозяйства, отдела строительства, архитектуры и градостроительства города рекомендовано обеспечить погашение дебиторской задолженности за 2022 год в сумме 478 млн 527,6 тыс. тенге.
|