Главная » 2010 » Июль » 29 » Дело Виктора Середы на финише (Максим БАЛУЕВ)
14:14
Дело Виктора Середы на финише (Максим БАЛУЕВ)

На прошлой неделе в Степногорском городском суде состоялось последнее судебное разбирательство по делу Виктора Середы, который обвиняется в квартирном мошенничестве. На скамье подсудимых и его жена Наталья – по статье за дачу ложных показаний. В этой публикации мы не будем искать правых и виноватых, а лишь покажем: каких точек зрения придерживаются потерпевшие, подсудимые и обвинители.

Статья за мошенничество…

В ходе заседания был допрошен свидетель заместитель акима города Кайркельды Мусин, который сообщил, что фактически «дом 7-51 находится в подвешенном состоянии». 
- Легализовано 24 квартиры, которые стали собственностью отдела ЖКХ городского акимата, - сказал Кайркельды Мусин. – На момент начала восстановления дома я не работал. Но знаю, что, по словам потерпевших, люди платили за квартиры, но не имеют документов, подтверждающих право собственности.
- Значит, Середа имел возможность распорядиться этими квартирами? – спросил прокурор Жумагалиев, поддерживающий сторону обвинения.
- Если какие-то действия с квартирами были совершены, то, думаю, это все незаконно. Нельзя продать то, что человеку не принадлежит. Середа играл на доверии людей. Даже начинал что-то восстанавливать.
Подсудимый Виктор Середа заявил, что допрошенный свидетель «сущность дела не знает».
- Когда происходил момент договорных отношений с бывшим акимом Смаиловым, при котором начали обсуждать вопрос восстановления, и уже нынешним акимом Никишовым, вы, господин Мусин, не присутствовали, - выступил подсудимый. – Но почему тогда я вкладывал свои средства в восстановление 24 квартир, находящихся уже в коммунальной собственности? Эти квартиры не принадлежали изначально акимату и городу, они принадлежали предприятиям, прекратившим свое существование. И чтобы начать восстановление, квартиры были переведены в коммунальную собственность. Эта работа проводилась акиматом совместно со мной. Какие средства выделялись акиматом для восстановления?
- Средства не выделялись. В бюджете деньги не закладывались.
- То есть все ваши обещания людям, что вы примете участие в восстановлении, голословны?
- В связи с возбуждением уголовного дела рассмотрение вопроса о вложении государственных средств приостановлено. Сегодня акимату принадлежит 21 квартира, всего 147 квартир в доме. Надо до конца определиться с собственниками, объемами выполненных и предстоящих работ. Только потом акимат внесет свою долю.
В ходе судебного заседания не смогли допросить акима Степногорска Андрея Никишова (он был болен), поэтому его показания были оглашены судьей.
- На момент назначения меня на должность дома восстанавливались жилищно-строительным кооперативом «Орбита-1», - показал суду аким. – Летом 2008 года меня в присутствии руководителя аппарата Дадина посетил ранее незнакомый мне представитель ЖСК Середа. Он рассказал о восстановлении разрушенного дома 7-51, что заключены договоры со строителями. Потом Середа ушел, но предложений по восстановлению квартир и легализации нескольких квартир акиматом, не было. С Середой больше не встречались.
Из показаний Виктора Середы:
- Приехал в город в 2007 году, встретился с акимом Смаиловым. Зарегистрировали ЖСК и приступили к поиску собственников, проводили собрания. Найдя собственников, заказали смету, которую потом утвердили на общем собрании. Восстанавливать мы должны было теплосистему, водные сети, канализацию, крышу. Полностью провели в дом электричество. На все это есть бухгалтерские документы и акты выполненных работ. Пока кризис не разразился, у людей и у нас были деньги. Всего собственники квартир вложили 9 млн 564 тыс. Вложили свои деньги всего 54 человека, из них 11 человек – полностью. От потерпевших деньги я получил, это подтверждаю.
- Почему тогда не вернули взятую у потерпевших сумму? – спросил прокурор.
- Средства были потрачены, ведь шло реальное восстановление, - сказал Середа. – Но цены на стройматериалы выросли почти в два раза, а в смете было заложено намного меньше. Мы не могли выйти за рамки сметы. Мы не могли приобрести материалы…

…и ложные показания

Кроме того, Виктору Середе и его жене вменяют наказание за дачу ложных показаний. Следствие считает, что в судебном разбирательстве они дали показания, которые отличались от данных на следствии. 
Мало кто знает, что 4 марта 2009 года супружеская пара была зверски избита, их резали ножами. В этот день к ним домой пришел ранее знакомый Иванов и незнакомый Гайсин с бутылкой водки, которую все вместе распили. После этого Иванов стал требовать от Середы какие-то деньги. Начал избивать его. Гайсин держал Середу за руки. Потом Иванов взял нож и нанес несколько ударов Середе, а затем и его супруге. Гайсин тоже брался за нож. Вскоре Иванов принес из прихожей зеркало и разбил его на голове Середы. Виктор Николаевич потерял сознание, а очнулся уже в реанимации, где сообщил, никакие деньги у Иванова не брал. Восстановлением и продажей квартир он занимался, но считает доводы Иванова, что тот якобы купил квартиру у Середы за 1300 долларов, несостоятельными. Ведь нет договора сделки, да и квартиры стоят дороже. В больнице Середа провел полтора месяца, потеря почти 60% крови, 21 ножевое ранение...
В последующих заседаниях Середа изменил показания, мол, Гайсин не бил его и жену ножом, деньги не требовал, просит отнестись снисходительно. По словам Середы, на следствии он давал показания под действием лекарств, в болезненном состоянии. Подобные объяснения дала и Наталья Середа.
Но суд считает иначе, что другое обстоятельство повлияло на изменение показаний супругов. Вскоре после происшествия Наталья Середа от супруги осужденного Гайсина получила 450 тыс. тенге. Суд посчитал, что именно это обстоятельство повлияло на изменение показаний.
Сам Виктор Середа заявил о том, что не был в курсе, как его жена брала деньги, так как в это время находился в столичном изоляторе. Наталья Середа настаивает, что показания не меняла, лишь уточнила. «Я думала, что я имею право получить деньги за причиненный вред моему здоровью именно до вынесения решения. Гайсина добровольно дала их мне на лечение», - сказала подсудимая.
За статью о мошенничестве и о ложных показаниях обвинение попросило для Виктора Середы 6 лет и 6 месяцев лишения свободы, для его жены – 3 года условно за ложные показания.
В прениях Виктор Николаевич пытался убедить суд в том, что не виновен. «Два года я нахожусь в СИЗО, но только вместе мы сможем продолжить восстановление дома, - сказал он. – Финансовая ситуация в стране улучшилась». Кроме того, подсудимому считает, что были скрыты бухгалтерские документы, результаты экспертиз, которые, по его словам, доказывают отсутствие фактов хищения денег. По заявлению Середы, были допущены процессуальные нарушения в расследовании дела, сам он был лишен прав на квалифицированную юридическую помощь, встречи с женой. Адвокат Шепеленко считает, что материалами уголовного дела вина Середы и его жены не доказана, на основании чего попросил оправдать их в полном объеме.
Потерпевшие же заявили, что не настаивают на лишении Виктора Середы свободы – пусть лучше вернет деньги, потому что эти квартиры им уже не нужны.

Максим БАЛУЕВ

P.S. Накануне выхода этой публикации Виктору Середе дадут последнее слово и огласят приговор, о чем мы обязательно вам сообщим. Стоит отметить, что сам Виктор Середа вышел на связь с нашей редакцией. Он считает, что ситуация с домом 7-51 освещается нами однобоко и что тоже, как и потерпевшие, имеет право быть услышанным.

Просмотров: 1428 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar