Главная » 2009 » Декабрь » 16 » Дело Бережного, или Почему Степногорск не стал технопарком? (Максим БАЛУЕВ)
14:31
Дело Бережного, или Почему Степногорск не стал технопарком? (Максим БАЛУЕВ)
В Послании народу Казахстана 2002 года Президент Н. Назарбаев особо подчеркнул необходимость создания технопарков, которые призваны значительно повысить потенциал и эффективность использования имеющейся в республике научной базы. В их числе был назван и биотехнологический центр в Степногорске. Однако эту светлую идею в самом Степногорске похоронили, практически не успев начать. На местном уровне к этому оказался причастен назначенный в 2003 году директор ОАО «Технопарк» НПО «Прогресс» Михаил Бережной, который, кстати, при средне-специальном образовании не побоялся выполнять поручения казахстанской власти, и финансовый директор технопарка Галина Чимирисова. Недавно приговором городского и затем областного судов они получили значительные сроки за финансовые махинации, связанные с присвоением и растратой чужого имущества, служебного подлога.

Радужные перспективы технопарка…

Напомним читателям историю создания степногорского технопарка. 3 марта в правительстве, на совещании под председательством бывшего премьер-министра Даниала Ахметова, было принято окончательное решение о создании технопарка в нашем городе.
Отметив богатое прошлое Степногорска, связанное с биотехнологиями, премьер заострил внимание присутствующих на том, «что, на фоне создаваемых в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития различных технопарков, Степногорск отличается от вновь формируемых уже имеющимся высоким технологическим потенциалом и научно-техническим уровнем». Высоко оценив перспективы технопарка в целом, Ахметов поручил соответствующим структурам в короткие сроки, до конца марта 2003 года, внести на рассмотрение правительства предложения по организационной структуре и модели деятельности технопарка, схеме финансирования.
Так, 20 марта 2003 года в соответствии с Программой инновационного развития Казахстана создано ОАО «Технопарк» НПО «Прогресс» и утверждена Программа развития биотехнологического производства на 2003 – 2005 годы. Для реализации этой программы через Национальную академию наук в 2003 году технопарку под руководством Бережного был выделен первый транш – 150 млн тенге. При этом предусмотренные финансовые затраты, связанные с реализацией программы, в целом должны были составить баснословную для обывателя сумму – 600 млн тенге (в 2004 году – 200 млн тенге, в 2005 году – 250 млн тенге).
В структуру технопарка должны были войти государственные организации (ОАО «Институт фармацевтической биотехнологии» (ИФБ), ОАО «Биомедпрепарат», ОАО «Образовательный центр») с долей не менее 51% и 8 производственных частных предприятий (ТОО «Биокорм», ТОО «Кродако», ТОО «Прогресс-СельХозХим», ТОО «Прогресс-Агро», ТОО «Прогресс-Био», ТОО «Прогресс-ФармаХим», ТОО «Прогресс-СтройМонтаж» и ТОО «Прогресс-Эта»), владеющих промышленной площадкой «Прогресс», где одним из учредителей являлся Михаил Бережной.
Начало создания технопарка в то время широко освещалось в СМИ – безусловно, журналисты со слов представителей власти и самого Бережного перспективы рисовали радужные. Не составило труда отыскать публикации, в частности, в городских и областных газетах о международном семинаре по проблемам развития биотехнологии, прошедшем в 2003 году в Степногорске, где, помимо казахстанцев, приняли участие представители Кубы, Канады, Германии, Швеции и России. У степногорского технопарка назревало сотрудничество с солидными компаниями.
Во время экскурсии по производственным площадкам президент ОАО «Технопарк НПО «Прогресс» Михаил Бережной красноречиво рассказывал гостям и предполагаемым будущим партнерам, что в свое время предприятие полностью остановилось, его мощная производственная база стала разваливаться. А усилиями бывших тогда акимов области и города Сергея Кулагина и Николая Денинга, сегментировавших завод, удалось не допустить развала.
Кстати, Сергей Кулагин не меньше других радовался новому проекту в Степногорске. Он подчеркнул, что идея создания подобного производства вынашивалась в течение пяти лет. Бывший аким Денинг добавил, что «био – это жизнь, а жить мы все хотим» и что в городе будет создано около двух-трех тысяч рабочих мест. Правда, на фоне всех преступных деяний Бережного и Чимирисовой сегодня эти слова акимов звучат печально.
…и суровая реальность

Уже через год тот же премьер Даниал Ахметов в связи с возбужденными уголовными делами заговорил по-другому: в Степногорске не будет технопарка биотехнологий.
- Пока нет научной мысли, не создана научная база, я считаю, говорить о Степногорске как о технопарке не имеет смысла, - подчеркнул руководитель правительства. - Там просто существует ряд производств, которые работают сами по себе. Они далеко не инновационные...
Объявленное решение стало неожиданным даже для пришедшего на смену Кулагину акима Акмолинской области Мажита Есенбаева. Ведь правительство работало над моделью биотехнопарка в Степногорске с 2003 года. И ему отводилась важная роль в реализации индустриально-инновационной политики государства.
Министр образования и науки Бырганым Айтимова сообщила премьеру, что на рассмотрение главы государства внесено предложение о создании теперь уже в Астане нового лабораторного центра жизни и биосовершенных технологий. При этом Ахметов сразу заметил:
- Если решение о создании этого научного центра и будет принято, то он не будет взаимосвязан с комплексом в Степногорске...
Сказать, что научная база в городе была развалена вовсе, конечно, нельзя. Хотя многое было уничтожено, но даже того, что оставалось (специалисты и готовые промышленные площадки), хватило бы для воссоздания биопроизводства с учетом новых потребностей Казахстана. Но, как говорится, не на того нарвались.
Судя по приговору в 128 страниц, который зачитывали в суде 6 часов, Михаил Бережной не терял времени даром. 4 мая 2003 года Бережной, действующий в корыстных интересах с целью бесконтрольного использования государственных денег, добивается создания уставного фонда технопарка со 100-процентным участием государства. Кроме того, Бережной заключил между технопарком и своими частными фирмами договор, суть которого свелась к созданию общей бухгалтерии технопарка и ТОО. Эти обстоятельства позволили ему бесконтрольно перечислять государственные деньги в свои ТОО под предлогом использования их в интересах технопарка (погашались ранее полученные кредиты и налоговые сборы, перечислялись взносы в пенсионный фонд, на другие административно-хозяйственные нужды).
Конкурс по государственным закупкам на выполнение 8 проектов в целях развития технопарка был проведен с опозданием, в план реализации программы правительства руководство технопарка включило, по сути, псевдопроекты, которые не требуют огромных финансовых затрат (какие были представлены в документах) и часть из которых уже осуществляется на том же «Прогрессе».
25 сентября 2003 года по итогам конкурса определены победители – ОАО «ИФБ» и ОАО «Биомедпрепарат», которые являлись подконтрольными Бережному. Чтобы свободно распоряжаться деньгами, которые будут поступать на счет технопарка, Бережной составил проект договора о финансовой помощи АО «ИПБ» (бывший ОАО «ИФБ») и ОАО «Технопарк» НПО «Прогресс», в соответствии с которым стороны «осуществляют совместную деятельность и оказывают друг другу временную финансовую помощь на безвозвратной основе». Оказывая давление на директора ИПБ Керимжанову, Бережной заявил, что он произведет перечисление в АО «ИПБ» 33 млн тенге, которые она в тот же день должна вернуть на расчетный счет технопарка в качестве временной финансовой помощи. Директор ИПБ Керимжанова этот договор подписывать отказалась, за что подверглась давлению со стороны Бережного, а позже была уволена. Обходными путями деньги все-таки поступили на счет технопарка. Таким образом, создавалась видимость финансирования предприятия в целях реализации Программы развития биотехнологического производства в Степногорске. По такой же схеме «работали» и с ОАО «Биомедпрепарат», оказывая давление на его руководство.
В итоге, на ноябрь-декабрь 2003 года общая сумма расходов на Программы развития биотехнологического производства в Степногорске с финансированием на 2003 год в сумме 113 млн 500 тыс.тенге реально составила чуть больше 20 с половиной миллионов тенге. То есть преступная парочка под руководством Бережного использовала не по назначению окло 93 млн тенге, что в буквальном смысле сорвало выполнение Программы развития биотехнологического производства в Степногорске и практически дезорганизовало работу ОАО «Технопарк» НПО «Прогресс».
Максим БАЛУЕВ
Окончани следует
Просмотров: 2997 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 musor20099501 • 20:13, 22.12.2009
Государсвенная программа, важные сановники, Национальную академию наук
И всех обул какой то полуграмотный. Может вышеперечисленные соответствуют ниже полуграмотности. Мало верится, что два человека надули почти государственную программу. Похоже слили двоих и прикрыли себя.
avatar
0
2 DimOriN • 08:14, 10.02.2010
На костер и в жертву Бережного.
avatar