Учет и контроль как главные из задач социализма не потеряли актуальности и после смены общественно-политического строя. Они важны и применимы во всех сферах жизни. Сегодня наш разговор с заместителем начальника управления полиции Бахтияром Чокпаровым – о формах работы с лицами, находящимися на профилактическом учете.
- Известно, что в Кодекс об административных правонарушениях РК внесены значительные изменения. В том числе и те, что касаются фактов бытового насилия. Поправки позволяют возбуждать дела без заявления потерпевших. Внесены поправки в отношении прав женщин и детей. Но в поле зрения участковых инспекторов и в целом административной полиции постоянно находятся не только семейные дебоширы?
- На профилактическом учете в полиции находятся лица, условно-досрочно освобожденные, лица, которые формально подпадают под административный надзор. Также это лица, ранее судимые. Потом – лица, в отношении которых судом вынесены особые требования. Еще есть лица, в отношении которых вынесены защитные предписания.
- Вот какая богатая палитра! Поясните, что такое «защитное предписание»?
- Защитное предписание – это документ, который выносился в соответствии с приказом
№295, сейчас это приказ №791, изданный в дополнение. Участковый инспектор при обслуживании своего административного участка выявляет случаи семейных скандалов, бытового насилия. Например, женщина говорит, что муж ее избивает. Да, есть моменты, когда мы возбуждаем административное производство по ст.73 (противоправные действия в быту). Это умышленные противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений одного лица в отношении другого. В таких случаях, если обошлось без рукоприкладства, в адрес агрессора выносится защитное предписание, пункты которого он, ознакомившись, обязан соблюдать. Этот документ выносится сроком на один месяц. Может быть запрещено употреблять спиртные напитки, вопреки воле потерпевшего приставать, разыскивать, преследовать, посещать его, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.
Участковый проводит профилактическую беседу и предупреждает агрессора об ответственности, тот знакомится и ставит свою визу. В случае нарушения защитного предписания (например, снова пришел пьяным, скандал устроил) предусмотрена административная
ответственность по ст. 461 (Нарушение защитного предписания), которая влечет за собой арест до 5 суток.
- Вы говорили об особых требованиях. В чем заключается их особенность?
- Особые требования при административных правонарушениях выносятся судом, обычно на срок трех шести месяцев. Они уже более жесткие. Например, если человек имел право хранения оружия, оно изымается, и получить его можно, только пройдя заново все процедуры. За нарушение требований предусмотрена ст. 669 со штрафом 5 МРП для физических лиц или административным арестом от 5 до 15 суток на усмотрение суда. Что защитное предписание, что решение суда об особых требованиях предусматривает обязательную явку к участковому два раза в неделю. Также участковый инспектор в любой момент (и после 23 часов) может прийти по адресу к нарушителю и перепроверить, убедиться, в каком он состоянии, что делает, какой образ жизни ведет. Инспектор беседует с членами семьи, соседями, ведет контрольно-наблюдательное дело, подкрепляя его рапортами, объяснительными, опросами.
- Люди, осужденные к отбыванию наказания в специальных учреждениях, в определенных случаях (если показывают, что встали на путь исправления) могут быть освобождены до завершения назначенного судом срока. То есть условно-досрочно.
- Да, таких людей отпускают на волю, но они опять-таки находятся под наблюдением участковых, на контроле по месту жительства как лицо условно-освобожденное.
- И какие обязательства у него?
- После 23 часов он не должен находиться вне дома, не должен допускать нарушений, уклонения от наложенных судом обязанностей.
- И все время оставшегося срока его контролирует участковый?
- При перемене места жительства (например, был под контролем в первом микрорайоне и переехал в девятый) контрольное дело участковый передает другому инспектору, то есть условно-досрочно осво-
божденный все время находится в поле зрения полиции. За ним осуществляется еженедельный, а порой и ежедневный контроль. Участковый в любое время может поехать к нему, проверить, находится ли он дома, в каком состоянии... Конечно, таких лиц мы стараемся обязательно трудоустроить через отдел занятости.
- Иначе недолго отправиться и назад.
- В прошлом году таких у нас было семь лиц, которых мы опять отправили на зону. Если человек на путь исправления не встал, мы делаем отмену УДО (условно-досрочного освобождения). Это решение тоже судом принимается.
- А какими могут быть нарушения, влияющие на решение суда по отмене УДО?
- Участковый инспектор следит за своим контингентом. Например, застал подучетного пьяным – составил административный протокол по статье 440. Потом он опять совершает административное правонарушение, например, ехал на машине, не пристегнув ремень безопасности, – снова нарушение! А за три и более нарушений можно уже подавать представление в суд об отмене досрочного освобождения.
- Как-то не очень справедливым кажется такое решение!
- Помимо нас дело рассматривает и суд, объективную, субъективную стороны. Например, если один раз человек за ремень попался, другой раз – пьяным на улице, третий – за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, или же в сфере быта совершает противоправные действия. Скажем, жену избил. Грубым нарушением считается также неявка к участковому или же отсутствие его дома после 11 часов ночи. Каждый раз с ним проводится профилактическая беседа. В итоге, если человек все предупреждения пропускает мимо ушей, случается, что он совершает еще и преступления. Ту же кражу, хулиганство. По одному из семи, что я говорил, давно тюрьма плакала. Он даже знал, что мы на него представление отдали, и суд будет его рассматривать, но за неделю до суда два преступления совершил! Такие люди неисправимы.
- А какой контроль ведется за людьми, отбывшими срок заключения?
- Они у нас находятся на списочном учете. Мы их все время контролировать не можем, но список таких лиц у участковых имеется, и время от времени они тоже у нас проверяются.
- И есть какой-то срок давности, после которого они снимаются и с этого учета?
- Есть, у всех по-разному. Кого-то через 10 лет снимают, кого-то – через 15.
- А те граждане, что получают условный срок заключения, как контролируются?
- Они так же, как и условно-досрочно освобожденные, находятся на учете у участковых. Еще есть категория граждан, формально подпадающих под административный надзор.
- Что значит «формально»?
- Это те, у кого срок условно-досрочного освобождения уже погашен. Это тоже один из видов, они уже потом переходят в категорию ранее судимых. До этого момента за ними контроль также ведется, ведутся контрольно-наблюдательные дела. От них также требуется отметка вовремя, запрет на употребление и так далее... Если они нарушают обозначенные условия, выносится административный надзор на полгода, он более
жесткий. Здесь больше запретов (на выезд, на перемещение), отмечаться должен, уведомлять при смене места работы, места жительства. При нарушениях они привлекаются по статье 480 административного кодекса. Санкции здесь самые жесткие до 20 суток и штрафы. Человеку дают возможность исправиться. А дальше, если человек не понимает, – уже по уголовному кодексу меры принимаются.
Требуются Анискины
- И много у нас таких, подназорных? Может, у нас полгорода таких?
- По всем категориям получается более 800 человек. И все они у нас на учете.
- Но это же получается непосильная нагрузка на участковых! У них же, кроме этого, еще масса дел, обязанностей, поручений.
- Справляемся потихоньку. Хотя есть нехватка сотрудников. Нужно еще восемь участковых. Хотел бы обратиться к жителям, сообщить, что у нас идет набор на замещение вакантных должностей участковых инспекторов полиции.
Принимаются граждане до 35 лет с высшим юридическим образованием. Если оно имеется, служба в армии не является обязательным требованием.
- А если за плечами есть армия, а юридического образования нет?
- Для таких у нас есть и другие должности. Зарплата участкового неплохая. В среднем от 350 до 400 тысяч тенге. Помимо этого, им выплачивается жилищное пособие, 51 тысяча тенге на каждого члена семьи. То есть этих средств вполне достаточно для найма жилья.
«Улица» приходит в школу
Полагаю, мы все чаще будем вспоминать 90 годы, когда стихия улицы, право сильного, наглость и нахрапистость подмяли под себя понятия закона, добропорядочности, совести. Деловая предприимчивость тогда нередко граничила с откровенной уголовщиной. Сегодня коммерциализация жизни приносит свой урожай. Прошло более 30 лет, а место отвергнутой коммунистической
идеологии, по большому счету, так ничем и не заполнилось. Общечеловеческие, традиционные религиозные ценности не обрели той же мощи, нередко толерантно уступая новомодным субкультурам, аморальщине, пошлости. Под тяжелейшим прессом находятся незыблемые ранее институты нравственности, коллективизма, семьи. Соцсети и сцена, телевидение и кино эксплуатируют все низменное и дурное, некогда запретное. Воспитание уходит из школы, десятилетиями реформируемое образование приобретает причудливейшие инновационные формы и, как мне кажется, деградирует. Дети и подростки не знают литературных героев, на которых равнялись их дедушки и бабушки. В кумиры нынче записаны мажоры и «авторитеты». Страшно, что не ум сейчас ценится, не доброта, не человечность.
Летом прошлого года по инициативе Президента в административном кодексе появилось понятие «буллинг несовершеннолетнего», то есть травля, действия унизительного характера, преследование, запугивание. Вошло оно и в школьный обиход.
Благодаря соцсетям случаи в среде несовершеннолетних, подпадающие под административную ответственность (от 10 до 30 МРП, то есть 39 320 – 117 960 тенге), получают широкое распространение.
Бахтияр Чокпаров рассказал, как совсем недавно на родительском собрании проходил анализ ситуации, когда случились
«разборки» в одной компании малолетних. Около пятнадцати девчат «учили» одну. «Учили» то есть избивали. Не суть, кто в этой истории виноват. Беда, что и на собрании с участием педагогов, полицейских, родителей дети – двенадцати-тринадцатилетние девочки – оперировали уголовной лексикой, воровскими понятиями.
По случившемуся факту родителей привлекли к административной ответственности, беспредельничавшую зачинщицу истории, вероятно, ждет специальное учреждение. Будет еще заседать комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. А какие, интересно, выводы для себя сделали взрослые и их дети? |