Для степногорского центра адаптации и ресоциализации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, минувший 2023 год был плодотворным и результативным. Молодая организация превратила пустовавшее много лет и заброшенное помещение в комфортное для проживания и активно действующее учреждение, в чью задачу входит, в первую очередь, спасение от холода и лишений бездомных людей. А затем и кропотливый труд по возвращению их в социум в качестве полноправных граждан.
Сегодня степногорцы, в простонародье именуемые бомжами, прекрасно осведомлены о наличии в городе центра, где они могут прожить определенное количество времени, где им помогут оформить необходимые документы, статусы, пособия, помогут получить медицинское лечение. При этом они знают, что главные условия пребывания в центре – их собственное желание и трезвый образ жизни.
Да, не каждому бездомному такая задача по силам. И людей, не желающих ничего менять в своей жизни и открыто это признающих, в нашем регионе достаточно. Но основная масса тех, кто оказался без крыши над головой, документов и какой-либо поддержки, все же надеется на чудо и с этой надеждой робко стучит в центр.
- Большинство наших потенциальных постояльцев выявляем во время инспектирования так называемого «социального патруля», - рассказывает руководитель центра Дина Купбергенова. – Это мобильные бригады, которые оперативно реагируют на поступающие звонки населения, проводят выезд на вызовы, доставляют бездомных граждан в наш центр. Совместно с участковыми обходим злачные места, притоны, где обитают наши будущие подопечные. Беседуем, разъясняем спектр услуг, которые они могут здесь получить. Как правило, в среде обитания данной категории граждан хорошо работает «сарафанное радио», передают информацию друг другу из уст в уста. Многие приходят сами, услышав о нашем центре от знакомых.
Вопреки опасениям, которые нет-нет, да и закрадывались персоналу в период становления центра адаптации, подопечные ведут себя прилично. «Они сами напуганы, - комментируют сотрудники центра, - агрессии не проявляют. Мы поначалу немного тревожились, как отнесутся к такому соседству жители соседних домов, но, к счастью, сегодня все хорошо. Никто не буянит, все спокойно. Ребята трезвые, чистые. Выходят на улицу на перекур строго по графику. Окурки - в урну, территорию убирают, снег чистят. Никому не мешают.
Будни центра
- У нас сформировался сплоченный коллектив, – говорит Дина Турахметовна. – Заработная плата здесь небольшая, но люди работают, учатся, развиваются. То есть это веление души - заниматься благородным делом по возвращению человека в общество. Это большой труд, непростой. У нас контингент особенный, сами понимаете. К примеру, недавно у нас поселился мужчина, отбывший 30 лет наказания в зоне за два тяжких убийства.
Пришел сам. Стоит отметить, что человек самостоятельно обратился за помощью сначала в полицию. То есть не побоялся, не стал вести бродячий образ жизни. После освобождения из мест заключения он, естественно, попал уже в другой мир. В мир, где нет живых родителей, жилья. И родственников, жаждущих общения.
Человек пришел в полицию и обратился за помощью, ему порекомендовали наше учреждение. Так он оказался в нашем центре. И это очень хорошо. По сути, оказавшись в безвыходном положении, он мог дальше совершать преступления. Но он для себя выбрал другой путь. Получил направление от центра занятости, будет работать.
Конечно, присматриваемся к постояльцам, да, с осторожностью. Но стараемся с подопечными найти общий язык и наладить доверительные отношения. И честно друг с другом говорить о том, каким они видят свое будущее. Спрашиваем прямо: настроены на положительные изменения или хотите просто «перекантоваться» на время холодов и продолжать бродячий образ жизни без каких-либо обязательств перед собой и обществом?
Как правило, получаем честный ответ. Как говорится, договариваемся на берегу, чтобы не было неоправданных надежд. Да, есть подопечные, которым больше мила жизнь на воле. С выпивкой, собутыльниками. И бесполезно взывать к их разуму, совести. Это выбор человека. Примечательно, что каждый из них, пусть это будет уже человек в возрасте, считает, что у него все впереди. Что он успеет пожить по-людски, что не все потеряно и можно еще чуть-чуть погулять на свободе. Что ж, насильно держать в центре мы никого не можем и не имеем права.
Согласно стандарту оказания специальных социальных услуг работа центра адаптации осуществляется в двух форматах. Во-первых, лиц, обратившихся в организацию временного пребывания, но не желающих менять бродяжный образ жизни, здесь принимают на ночлег с 21 часа до 9 часов в летнее время года, с 18 часов до 10 часов в зимнее время года, без обеспечения горячим питанием. Второй формат предполагается для лиц без определенного места жительства, желающих наладить свою жизнь и быть включенными процесс ресоциализации. К примеру, для людей, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся на учете в службе пробации. Да и просто для любого бездомного, готового завязать с пагубными привычками и покинуть степногорское «королевство нищих». Для таких людей центр открыт 24 часа в сутки с обеспечением горячим питанием и всеми другими сопутствующими услугами. - Стараемся их трудоустраивать, - говорит Дина Турахметовна, - потому что, согласно стандарту, люди могут проживать в центре адаптации до 6 месяцев. За это время мы должны полностью предоставить им эти услуги, ресоциализировать. Если человек не желает менять бродяжнический образ жизни, не собирается и не намерен менять свою жизнь, то таким людям предоставляется ночлег.
То есть человек вечером приходит в центр и остается до утра, а потом уходит по своим делам. Удерживать его силой никто не будет. Важно, что в состоянии алкогольного опьянения в центр люди не допускаются. Как и в агрессивном, психически неуравновешенном состоянии. То есть, если человек нетрезвый, ему сначала придется прийти в форму, и только потом его могут здесь принять. Центр не является заменой закрывшихся в стране вытрезвителей. У него другие функции.
Закон и порядок
- Жители центра соблюдают правила внутреннего распорядка, - поясняет Дина Турахметовна. – При поступлении они подписывают с центром соглашение. В первую очередь они проходят медицинский осмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одежды и личных вещей. Дают согласие на то, что будут принимать активное участие в процессе ресоциализации, а также работать с психологами, участвовать в консультациях, тренингах и выполнять домашнее задание. С обязательным участием в ежедневных занятиях и культурно-досуговых мероприятиях.
В центре адаптации жители заново учатся экономно пользоваться электроэнергией и водой, соблюдать правила личной гигиены. Возвращаются навыки приготовления и приема пищи исключительно в помещении кухни, сами стирают и сушат белье в бытовой комнате.
- Тишина соблюдается во всех помещениях с 22 до 7 часов. В это время запрещается использование электробытовых приборов. Бережное отношение к мебели и имуществу центра – одно из главных условий проживания. Как и соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, ознакомление с которыми проводит ответственный специалист. Жители обязаны уважительно относиться к специалистам центра и пребывающим, не допускать грубости, оскорблений, нецензурной брани, избегать конфликтных ситуаций, беспрекословно выполнять задания специалистов.
В центре адаптации и ресоциализации категорически запрещается употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а также находиться в нетрезвом состоянии. Также нельзя курить в помещении, приносить любых животных, включая домашних.
Режим дня начинается с подъема в 7 часов утра, гигиенических процедур, зарядки. После завтрака начинается совместная уборка помещений с проветриванием комнат. Далее следуют прогулка, консультации со специалистами центра, трудотерапия. После обеда жители опять заняты трудом, вечером после ужина их ждет досуг. Это, как правило, просмотр телевизора, чтение, дружеские беседы. После гигиенических процедур в 22 часа отбой.
Победы и свершения
- У нас есть достижения, которыми мы гордимся. К примеру, сумели помочь Печенежскому, о котором была статья в вашей газете. Человек скитался по 7 микрорайону, был дезориентирован, влачил жалкое существование. Удалось госпитализировать его в психиатрическую больницу, где он получил уход и лечение. Состояние его нормализовалось. Сейчас идет процедура оформления инвалидности с последующим определением человека в специализированное учреждение. В психиатрической лечебнице он не может лежать постоянно, должны быть перерывы. Поэтому на время перерывов он живет у нас. Человек безобидный, надеемся, все будет хорошо у него.
- Не имея документов, - продолжает руководитель центра, - люди лишаются многих возможностей. Одна из которых - обслуживание в медицинском учреждении. Учитывая образ жизни, состояние здоровья наших получателей услуг оставляет желать лучшего. И даже при наличии показаний обратиться за медицинской помощью в лечебное учреждение практически невозможно. Так как лица без документов не платят ОСМС и, соответственно, не обслуживаются в государственных лечебных учреждениях. Но именно благодаря неравнодушным людям нашего города удается решать многие вопросы. В этом году мы восстановили документы нескольким подопечным. Были, казалось бы, безнадежные случаи, когда у человека не было даже акта записи о рождении, а следовательно, никогда не было свидетельства о рождении, удостоверения личности. К счастью, получилось человека документировать. У кого-то на руках старые, советские, паспорта. Меняем их на казахстанские документы. Эти люди в реальности есть, но официально их не существует. Они не могут трудоустроиться, не могут получать полноценную медицинскую помощь, их не учитывают в статистических данных. Конечно, нет речи и о выплате пенсий. С людьми, у которых нет документов, постоянно происходят неприятности. Работодатель, который нанимает их без документов, знает, что платить надо будет не ту сумму, о которой договаривались, а сколько не жалко. Знает, что никто из них никуда не пойдет жаловаться, потому что привыкли к такому обращению. По сути, едва ли не каждый человек без документов – это жертва трудовой эксплуатации, а иногда и трудового рабства. - Четырех подопечных пенсионного возраста определили в Дом престарелых. Наши работники доставляют подопечных до места, около Астаны. Такие довольные возвращаются оттуда. Там такие хорошие условия для проживания. И питание, и медицинская помощь, им там делают разные операции, восстанавливают зрение, суставы, полностью здоровьем занимаются. И мероприятия различные проводятся. Очень хорошо им там. Все счастливы, благодарны. В этих учреждениях уже 13 - 14 степногорцев, - говорит Дина Купбергенова.
Каким будет новый, 2024, год для центра адаптации и ресоциализации, сегодня сказать сложно. Так как при разыгрывании тендера по оказанию госуслуг на 2024 год общественное объединение Дины Купберегеновой проиграло небезызвестному ОО «Малика» из далекого Актобе, которое уже зашло на рынок госуслуг Степногорска, сместив местный «Балапан» - общество родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Не будем опережать события. Скажем только, что данную тему мы продолжим в ближайших выпусках газеты «Престиж».
|