Главная » 2024 » Январь » 21 » Что несет новый год? (Галия ХОЗИНА)
12:29
Что несет новый год? (Галия ХОЗИНА)

Для степногорского центра адаптации и ресоциали­зации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, минувший 2023 год был пло­дотворным и результативным. Молодая организация превра­тила пустовавшее много лет и заброшенное помещение в комфортное для проживания и активно действующее учреж­дение, в чью задачу входит, в первую очередь, спасение от холода и лишений бездомных людей. А затем и кропотливый труд по возвращению их в со­циум в качестве полноправных граждан.

 

Сегодня степногорцы, в простонаро­дье именуемые бомжами, прекрасно ос­ведомлены о наличии в городе центра, где они могут прожить определенное ко­личество времени, где им помогут офор­мить необходимые документы, статусы, пособия, помогут получить медицинское лечение. При этом они знают, что глав­ные условия пребывания в центре – их собственное желание и трезвый образ жизни.

Да, не каждому бездомному такая за­дача по силам. И людей, не желающих ничего менять в своей жизни и открыто это признающих, в нашем регионе до­статочно. Но основная масса тех, кто оказался без крыши над головой, доку­ментов и какой-либо поддержки, все же надеется на чудо и с этой надеждой роб­ко стучит в центр.

- Большинство наших потенциаль­ных постояльцев выявляем во время инспектирования так называемого «со­циального патруля», - рассказывает руководитель центра Дина Купбергено­ва. – Это мобильные бригады, которые оперативно реагируют на поступающие звонки населения, проводят выезд на вызовы, доставляют бездомных граж­дан в наш центр. Совместно с участко­выми обходим злачные места, притоны, где обитают наши будущие подопечные. Беседуем, разъясняем спектр услуг, ко­торые они могут здесь получить. Как правило, в среде обитания данной кате­гории граждан хорошо работает «сара­фанное радио», передают информацию друг другу из уст в уста. Многие прихо­дят сами, услышав о нашем центре от знакомых.

Вопреки опасениям, которые нет-нет, да и закрадывались персоналу в период становления центра адаптации, подо­печные ведут себя прилично. «Они сами напуганы, - комментируют сотрудники центра, - агрессии не проявляют. Мы по­началу немного тревожились, как отне­сутся к такому соседству жители сосед­них домов, но, к счастью, сегодня все хо­рошо. Никто не буянит, все спокойно. Ре­бята трезвые, чистые. Выходят на улицу на перекур строго по графику. Окурки - в урну, территорию убирают, снег чистят. Никому не мешают.

Будни центра

- У нас сформировался сплоченный коллектив, – говорит Дина Турахметов­на. – Заработная плата здесь неболь­шая, но люди работают, учатся, развива­ются. То есть это веление души - зани­маться благородным делом по возвра­щению человека в общество. Это боль­шой труд, непростой. У нас контингент особенный, сами понимаете. К примеру, недавно у нас поселился мужчина, от­бывший 30 лет наказания в зоне за два тяжких убийства.

Пришел сам. Стоит отметить, что чело­век самостоятельно обратился за помо­щью сначала в полицию. То есть не побо­ялся, не стал вести бродячий образ жизни. После освобождения из мест заключения он, естественно, попал уже в другой мир. В мир, где нет живых родителей, жилья. И родственников, жаждущих общения.

Человек пришел в полицию и обра­тился за помощью, ему порекомендова­ли наше учреждение. Так он оказался в нашем центре. И это очень хорошо. По сути, оказавшись в безвыходном поло­жении, он мог дальше совершать пре­ступления. Но он для себя выбрал дру­гой путь. Получил направление от цен­тра занятости, будет работать.

Конечно, присматриваемся к постояль­цам, да, с осторожностью. Но стараемся с подопечными найти общий язык и нала­дить доверительные отношения. И честно друг с другом говорить о том, каким они видят свое будущее. Спрашиваем прямо: настроены на положительные изменения или хотите просто «перекантоваться» на время холодов и продолжать бродячий образ жизни без каких-либо обязательств перед собой и обществом?

Как правило, получаем честный от­вет. Как говорится, договариваемся на берегу, чтобы не было неоправданных надежд. Да, есть подопечные, которым больше мила жизнь на воле. С выпивкой, собутыльниками. И бесполезно взывать к их разуму, совести. Это выбор челове­ка. Примечательно, что каждый из них, пусть это будет уже человек в возрасте, считает, что у него все впереди. Что он успеет пожить по-людски, что не все по­теряно и можно еще чуть-чуть погулять на свободе. Что ж, насильно держать в центре мы никого не можем и не имеем права.

Согласно стандарту оказания специ­альных социальных услуг работа центра адаптации осуществляется в двух фор­матах. Во-первых, лиц, обратившихся в организацию временного пребывания, но не желающих менять бродяжный об­раз жизни, здесь принимают на ночлег с 21 часа до 9 часов в летнее время года, с 18 часов до 10 часов в зимнее время года, без обеспечения горячим питанием. Второй формат предполагается для лиц без определенного места житель­ства, желающих наладить свою жизнь и быть включенными процесс ресоци­ализации. К примеру, для людей, осво­бодившихся из мест лишения свободы, находящихся на учете в службе про­бации. Да и просто для любого бездо­много, готового завязать с пагубными привычками и покинуть степногорское «королевство нищих». Для таких лю­дей центр открыт 24 часа в сутки с обе­спечением горячим питанием и всеми другими сопутствующими услугами. - Стараемся их трудоустраивать, - гово­рит Дина Турахметовна, - потому что, со­гласно стандарту, люди могут проживать в центре адаптации до 6 месяцев. За это время мы должны полностью предоста­вить им эти услуги, ресоциализировать. Если человек не желает менять бродяж­нический образ жизни, не собирается и не намерен менять свою жизнь, то таким людям предоставляется ночлег.

То есть человек вечером приходит в центр и остается до утра, а потом уходит по своим делам. Удерживать его силой никто не будет. Важно, что в состоянии алкогольного опьянения в центр люди не допускаются. Как и в агрессивном, психически неуравновешенном состо­янии. То есть, если человек нетрезвый, ему сначала придется прийти в форму, и только потом его могут здесь принять. Центр не является заменой закрывших­ся в стране вытрезвителей. У него дру­гие функции.

Закон и порядок

- Жители центра соблюдают прави­ла внутреннего распорядка, - поясняет Дина Турахметовна. – При поступлении они подписывают с центром соглаше­ние. В первую очередь они проходят медицинский осмотр и санитарную об­работку, дезинфекцию одежды и личных вещей. Дают согласие на то, что будут принимать активное участие в процес­се ресоциализации, а также работать с психологами, участвовать в консульта­циях, тренингах и выполнять домашнее задание. С обязательным участием в ежедневных занятиях и культурно-досу­говых мероприятиях.

В центре адаптации жители заново учатся экономно пользоваться электро­энергией и водой, соблюдать правила личной гигиены. Возвращаются навыки приготовления и приема пищи исключи­тельно в помещении кухни, сами стира­ют и сушат белье в бытовой комнате.

- Тишина соблюдается во всех поме­щениях с 22 до 7 часов. В это время за­прещается использование электробы­товых приборов. Бережное отношение к мебели и имуществу центра – одно из главных условий проживания. Как и со­блюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, ознакомле­ние с которыми проводит ответствен­ный специалист. Жители обязаны ува­жительно относиться к специалистам центра и пребывающим, не допускать грубости, оскорблений, нецензурной брани, избегать конфликтных ситуаций, беспрекословно выполнять задания специалистов.

В центре адаптации и ресоциализа­ции категорически запрещается употре­блять спиртные напитки и наркотиче­ские вещества, а также находиться в не­трезвом состоянии. Также нельзя курить в помещении, приносить любых живот­ных, включая домашних.

Режим дня начинается с подъема в 7 часов утра, гигиенических процедур, зарядки. После завтрака начинается совместная уборка помещений с про­ветриванием комнат. Далее следуют прогулка, консультации со специалиста­ми центра, трудотерапия. После обеда жители опять заняты трудом, вечером после ужина их ждет досуг. Это, как правило, просмотр телевизора, чтение, дружеские беседы. После гигиенических процедур в 22 часа отбой.

Победы и свершения

- У нас есть достижения, которыми мы гордимся. К примеру, сумели помочь Печенежскому, о котором была статья в вашей газете. Человек скитался по 7 микрорайону, был дезориентирован, влачил жалкое существование. Удалось госпитализировать его в психиатриче­скую больницу, где он получил уход и ле­чение. Состояние его нормализовалось. Сейчас идет процедура оформления инвалидности с последующим опреде­лением человека в специализированное учреждение. В психиатрической лечеб­нице он не может лежать постоянно, должны быть перерывы. Поэтому на время перерывов он живет у нас. Чело­век безобидный, надеемся, все будет хо­рошо у него.

- Не имея документов, - продолжает руководитель центра, - люди лишаются многих возможностей. Одна из которых - обслуживание в медицинском учреж­дении. Учитывая образ жизни, состоя­ние здоровья наших получателей услуг оставляет желать лучшего. И даже при наличии показаний обратиться за ме­дицинской помощью в лечебное учреж­дение практически невозможно. Так как лица без документов не платят ОСМС и, соответственно, не обслуживаются в государственных лечебных учрежде­ниях. Но именно благодаря неравно­душным людям нашего города удается решать многие вопросы. В этом году мы восстановили документы нескольким подопечным. Были, казалось бы, без­надежные случаи, когда у человека не было даже акта записи о рождении, а следовательно, никогда не было сви­детельства о рождении, удостоверения личности. К счастью, получилось че­ловека документировать. У кого-то на руках старые, советские, паспорта. Ме­няем их на казахстанские документы. Эти люди в реальности есть, но офи­циально их не существует. Они не мо­гут трудоустроиться, не могут получать полноценную медицинскую помощь, их не учитывают в статистических данных. Конечно, нет речи и о выплате пенсий. С людьми, у которых нет документов, постоянно происходят неприятности. Работодатель, который нанимает их без документов, знает, что платить надо будет не ту сумму, о которой до­говаривались, а сколько не жалко. Знает, что никто из них никуда не пой­дет жаловаться, потому что привыкли к такому обращению. По сути, едва ли не каждый человек без докумен­тов – это жертва трудовой эксплуа­тации, а иногда и трудового рабства. - Четырех подопечных пенсионного воз­раста определили в Дом престарелых. Наши работники доставляют подопеч­ных до места, около Астаны. Такие до­вольные возвращаются оттуда. Там та­кие хорошие условия для проживания. И питание, и медицинская помощь, им там делают разные операции, восста­навливают зрение, суставы, полностью здоровьем занимаются. И мероприятия различные проводятся. Очень хорошо им там. Все счастливы, благодарны. В этих учреждениях уже 13 - 14 степно­горцев, - говорит Дина Купбергенова.

Каким будет новый, 2024, год для центра адаптации и ресоциализа­ции, сегодня сказать сложно. Так как при разыгрывании тендера по оказа­нию госуслуг на 2024 год обществен­ное объединение Дины Купбереге­новой проиграло небезызвестному ОО «Малика» из далекого Актобе, которое уже зашло на рынок госус­луг Степногорска, сместив местный «Балапан» - общество родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Не будем опережать события. Ска­жем только, что данную тему мы продолжим в ближайших выпусках газеты «Престиж».  

Просмотров: 123 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar