Немного
«притормозившаяся» в этом году программа модернизации ЖКХ снова начинает набирать
обороты. С 2011 года в программе принимали участие только четыре города Акмолинской области: Кокшетау, Атбасар,
Щучинск и Степногорск. Но, похоже, везде кроме Степногорска дело продвигается
со скрипом. Во всяком случае, с худшими результатами, чем это происходит у нас.
Должно быть, поэтому было решено именно в нашем городе провести
семинар-совещание по вопросам реализации программы модернизации ЖКХ, чтобы
руководители районов и коммунальных служб области могли воочию увидеть, как это
работает. 7
ноября для участия в семинаре в Степногорск съехалась весьма представительная
публика: заместители акимов, а также руководители отделов ЖКХ и коммунальных
служб городов и районов Акмолинской области. Степногорск представляли замакима
города Ануар Кумпекеев, руководитель жилищной инспекции Сагандык Шабаров,
директор ЕРЦ Динара Жуманова, директор «Степногорск-водоканала» Алексей
Гетманов. Высоким
гостям пришлось пересесть с мягких сидений своих удобных авто на жесткие диваны
обыкновенного автобуса, чтобы отправиться на экскурсию по объектам, предложенным программой семинара. Зато, не
теряя времени зря, Ануар Кумпекеев прямо в автобусе начал знакомить участников
семинара со степногорскими новшествами. Судя по всему, многие из приглашенных
давно не бывали в Степногорске, а кто-то вообще никогда, поскольку они искренне
удивлялись всему увиденному. Замакима
города рассказал о том, что в этом году на реконструкцию водовода выделено 7,2
млрд тенге и отремонтировано около 50 км
сетей. Ремонты затронули и некоторые поселки, входящие в степногорский регион
(Пригородный, Новокронштадка). По программе моногородов отремонтировано 4,5 км
городских дорог. Только на реконструкцию центральной части города и Сквера поколений
затрачено 243 млн тенге. Причем сегодняшние ремонты ведутся с учетом проблем
завтрашнего дня. Это к вопросу, почему с одной стороны улицы Мира тротуар выложен
брусчаткой, а с другой уложен асфальт. Ануар Кумпекеев объяснил, что таким
образом решена проблема сохранности
покрытия тротуара в случае порыва на водопроводных
сетях. Брусчатка уложена как раз с той стороны, где проходят водопроводные сети,
и при необходимости ее легко будет разобрать, а затем снова уложить на место. Кроме
того, применяются энергосберегающие технологии для освещения дорог и зон отдыха, где установлены
сведотиодные фонари. Гости
тоже решили использовать неудобства с пользой для себя и во время переездов от
одного объекта к другому задавали Ануару Кумпекееву вопросы. Их интересовало
все: от работы ливневой канализации до названия
завода – изготовителя труб, используемых для ремонта водопроводных сетей. Первым
пунктом программы семинара значилось посещение оперативно-диспетчерской службы
ГКП на ПХВ «Степногорск-водоканал». Программа энергосбережения, представленная руководителем
организации Алексеем Гетмановым, особенно впечатлила гостей, представлявших
коммунальные службы области. Программа, позволяющая
обеспечить надежную работу систем водоснабжения и водоотведения города, была разработана местными
специалистами, что особенно приятно. Рассчитана она на пять лет. Внедрение программы началось в 2011 году, и уже есть о чем говорить и что показать.
Представителям городов и районов презентовали автоматизированное рабочее место
диспетчера, имеющего связь с операторами всех объектов водоканала
на расстоянии до 80 километров и имеющего возможность вести дистанционный контроль над
работой оборудования
в реальном времени. Для
этого на узловых точках водопроводных
сетей установлены приборы, которые по радиомодему
передают
данные о
гидравлических режимах и расходах воды. С помощью программы можно оперативно
реагировать на возникновение различных аварийных ситуаций, что автоматически
снижает сверхнормативные потери и значительно экономит энергоресурсы. Цель
внедрения программы Алексей Гетманов
объяснил так: в реконструкцию степногорского водовода вложены миллиарды государственных
средств, и нужно правильно его эксплуатировать, чтобы через несколько лет снова
не прийти к тому, от чего ушли зимой 2009 года. Кстати сказать, сотрудникам водоканала
уже довелось испытать свое детище «на прочность». Это случилось прошлой зимой,
когда по городу вдруг пронесся слух, что
на ТЭЦ произошла серьезная авария. Весь город бросился набирать воду впрок,
отчего давление в трубопроводах резко возросло и вся гидравлическая система
оказалась под угрозой. Благодаря новой
программе, диспетчер водоканала смог отреагировать мгновенно и в течение шести
часов, пока ажиотаж в городе не спал, автоматически поддерживал в сетях нужный режим. Но,
несмотря на положительные моменты, интерес районников остудила информация о стоимости проекта, а
это ни много ни мало – 15 миллионов тенге. Однако, по словам Алексея Гетманова,
экономический эффект от внедрения автоматической системы контроля и учета энергоресурсов перекрывает все
расходы – он составляет более 50 млн тенге в год. А для будущего нашего города немаловажно
еще и то, что забор воды из Селетинского
водохранилища в последнее время существенно снижен – с 35 716,4 тыс. кубометров
до 15 653,8 тыс. В
перспективе планируется разработка системы контроля за
потреблением воды общедомовыми приборами учета с передачей данных на
центральный диспетчерский пункт. Тем не менее, по утверждению Алексея
Гетманова, энергосберегающие мероприятия не сделали степногорский горводоканал
богаче. Пока они только помогают предприятию держаться на плаву. От
теоретической части реконструкций и ремонтов участники семинара перешли к
практической – всей компанией спустились в подвал дома 3-12, где им был
продемонстрирован результат капитального ремонта системы отопления,
произведенный по программе модернизации
ЖКХ. «Большой ремонт» многоквартирных жилых домов начался в городе в 2011 году.
Первопроходцами в этом непростом деле стали два дома по адресу 5-28 и 5-29.
Здесь были произведены капитальный ремонт систем отопления, горячего и
холодного водоснабжения, установлены общедомовые приборы учета, заменены лифты –
все на общую сумму 17,2 млн тенге. В следующем году на тропу ремонтов ступили еще
11 домов 1, 2, 3 микрорайонов, а сумма, затраченная на их ремонты, составила
158 млн тенге. Откровенно говоря, ремонты прошли с разным успехом: не везде
было сделано все то, что запланировали вначале, и далеко не везде жильцы
остались довольны результатом. Вина за дискредитацию программы в большей
степени лежит на недобросовестных подрядчиках. Это, кстати, является одной из причин, почему люди не
желают заключать договоры на возврат средств. Например, в домах,
отремонтированных два года назад,
договоры заключили 90,3% жильцов, а в домах, отремонтированных в прошлом году,
и того меньше – 67,5% жильцов. Размер начисленных к возврату сумм тоже
отражается на желании подписывать эти самые договоры. Если в домах №28, 29
пятого микрорайона суммы возврата колеблются от 456 до 1357 тенге в зависимости
от площади квартиры, то в домах 1 и 2 микрорайонов они составляют уже от 1821
до 5857 тенге. Согласитесь, не каждая семья может позволить себе в дополнение к
прочим расходам выплачивать ежемесячно еще около 6 тысяч тенге. Но, как заявил заместитель
акима города Ануар Кумпекеев, за счет установки общедомовых приборов учета можно
перекрыть до 80% возвратных средств. Экономическому эффекту от установки ОПУ на
совещании было уделено особое внимание. Как доказательство приводился такой
пример: для двухкомнатной квартиры обычной пятиэтажки экономия за прошлый
отопительный сезон в среднем составила 10631 тенге. Думаю, многие горожане не
согласятся с такими подсчетами, но тут есть один нюанс, о котором стоит
упомянуть. Как утверждает один из председателей кооператива собственников
квартир, для того чтобы получать максимальную экономию от установки ОПУ, подвал
дома обязательно должен быть сухим. В сыром помещении общедомовой прибор учета работать не будет
или даст такую погрешность, что эффективность от его установки будет сведена к
нулю. А в каком состоянии находятся городские подвалы – все мы хорошо знаем. Ради
большей привлекательности программы модернизации ЖКХ в Степногорске
использовали опыт Кокшетау, где дополнительным стимулом для горожан стал ремонт
придомовых территорий. Новое лицо уже обрели четыре степногорских двора, еще
столько же запланировано на следующий год. Красивые дворы в следующем году
получат жильцы только тех домов, что
примут участие в программе модернизации ЖКХ. В 2014 году пережить капитальный ремонт согласились одиннадцать домов 1, 2, 3 микрорайонов. В
заветный список включен и многострадальный дом по адресу 7-51. Разумеется,
всех руководителей городов и районов области очень интересовал вопрос, как в
Степногорске решается проблема возврата средств, выделенных на ремонт домов. Ответом
на него стала следующая остановка с посещением ТОО «Степногорск-ЕРЦ», где с
участниками семинара поделилась своими секретами начальник единого расчетного центра Динара
Жуманова. Собственно говоря, ЕРЦ был
создан специально для того, чтобы обеспечить максимальный возврат средств,
выделенных на ремонты жилого фонда в рамках программы модернизации ЖКХ. Но вместе
с тем, решались и другие проблемы. По мнению Динары Жумановой, создание ЕРЦ оправдало
себя полностью. Например, если раньше горожанам просто не хватало времени,
чтобы обежать несколько организаций, находящихся в разных точках города, отчего
то вывоз мусора, то домофон оставались иной раз неоплаченными, то теперь эти
проблемы решаются достаточно успешно. Выгода для коммунальщиков и компаний,
оказывающих населению различные услуги, налицо. Несмотря на то что горожанам
предоставлено право выбора, что оплачивать в этом месяце, а что нет, похоже,
мало кто из них стремится вычеркивать из общей суммы 100 - 200 тенге за вывоз и
захоронение мусора или 1200 - 1500 тенге за КСК. Более того, каждый раз видя в
платежке общую сумму долга перед коммунальщиками, многие стараются
от него избавиться или, по крайней мере, снизить. Как говорит Динара Жуманова, тут срабатывает
человеческий фактор. К этому можно добавить, что срабатывает еще и принцип
бережливости: ведь с платежкой ЕРЦ горожане оплачивают комиссионный сбор только
один раз вместо трех - четырех, как это было раньше. Есть еще один
положительный момент: тем же КСК больше нет надобности вести судебные тяжбы с
должниками - эту работу взяла на себя юридическая служба ЕРЦ. Кроме того, достигнута договоренность между
степногорским ЕРЦ и банками второго уровня
о том, что банки не будут давать горожанам ипотечный кредит без справки
ЕРЦ. И теперь банки хорошо подумают, прежде чем выдать такой кредит гражданам,
имеющим задолженность перед ЕРЦ. Иначе, в случае невыплаты кредита, юридическая
служба ЕРЦ предъявит иск уже банку, как новому собственнику квартиры. Кстати
сказать, отказаться от заключения
договора при участии дома в программе модернизации ЖКХ больше не получится. По информации Динары Жумановой, существует судебное решение, согласно которому
договор автоматически считается заключенным, если протокол подписан 2/3 жильцов дома, как это установлено
жилищным законодательством. В
качестве доказательства эффективной работы расчетного центра Динара
Жуманова привела такие цифры: если весной
ежемесячная сумма возвратных средств по ремонту жилых домов составляла только
300 тысяч тенге, то к осени этот показатель увеличился почти в 10 раз. Последний пункт особо заинтересовал
представителей регионов, поскольку, начиная
уже с будущего года, программа модернизации ЖКХ придет во все районы
области, и опыт Степногорска по организации работы ЕРЦ оказался как нельзя
кстати. «Надо у себя тоже так сделать», - переговаривались между собой руководители
районов. Итоги
необычной экскурсии обсуждались на совещании, которое проходило под
руководством заместителя акима Акмолинской области Ермека Маржикпаева. По его
словам, 25% жилого фонда области находится
в крайне плохом состоянии. Документация для участия в программе модернизации
ЖКХ готова на 56 домов, на очереди – еще 44 дома. Предпочтение будет отдано тем
населенным пунктам, руководство которых отнесется к подготовке наиболее
серьезно. Степногорск, сказал Ермек Маржикпаев, по многим позициям является
лидером, «здесь все заряжены общей идеей двигаться вперед, и руководителям
других городов и районов нужно не стесняться учиться».
Надежда КАХАНОВА
|