23:10 Александр Ведешкин-Рябов: «ПРОДАВЦЫ ПРАВА ПОКУПАТЕЛЕЙ ЗНАЮТ, НО НЕ СОБЛЮДАЮТ» (Максим БАЛУЕВ) | |
![]() - Александр Генрихович, на что чаще всего жалуются покупатели, обратившиеся в ваше общество? - По-прежнему, самые большие проблемы всегда случаются с дорогостоящей бытовой и оргтехникой. В магазинах, торгующих техникой, если туда в течение гарантийного срока обратился покупатель, моментально предлагают сдать поломанную вещь в ремонт. При этом все забывают простую вещь, что согласно закону у человека есть выбор: воспользоваться этим гарантийным ремонтом, поменять вещь с доплатой или частичным возвратом денег на другую, а также отказаться от покупки и потребовать обратно деньги. Не хочет потребитель иметь отремонтированную вещь – это его право! В лучшем случае человеку обменяют покупку, и делают это далеко не все магазины бытовой техники - только те, которые имеют договоры о поставках товара прямо с заводов-изготовителей. Остальные же продавцы привозят в Степногорск товар мелкими партиями, закупив его в магазинах, допустим, Астаны. Кроме того, мы акцентируем внимание покупателей на то, что необходимо тщательно смотреть на гарантийные талоны: если ближайший сервисный центр по ремонту находится в Астане или Кокшетау, то от такой вещи лучше отказаться сразу. Много было нареканий на один из открывшихся центров электроники – жаловались на неработающие телевизоры и компьютеры. Это как у Жванецкого: человек приходит домой, включает – не работает. И удивляет здесь абсолютно нигилистическое отношение продавцов – что хотите делайте, все равно мы правы. Тогда мы помогаем людям обратиться в правоохранительные органы. Покупателям просто отказывали в обмене товара или возврате денег – мы помогли составить пару обращений в прокуратуру города. Проблема была решена. - Полноценен ли принятый в 2010 году закон «О защите прав потребителей»? - По сравнению с прошлым законом нынешний приведен в соответствие с гражданским законодательством РК. В нем подробнее расписаны права потребителя и, главное, обязанности продавца, услугодателя или изготовителя. Единственный нюанс – все свои претензии надо доказывать самому покупателю, что характерно для всего гражданского законодательства. Конечно, в течение гарантийного срока ничего доказывать не нужно. Единственное, что могут возникнуть трения между покупателем и продавцом, который будет настаивать, что поломка – ваших рук дело. Но для установления причины есть всевозможные экспертизы. Сам гарантийный ремонт не должен продолжаться более 10 суток. На одиннадцатые сутки покупатель может потребовать вернуть деньги за поломанную вещь. И желательно всегда оставлять «бумажный след» в двух экземплярах. Выдать чек покупателю – по-прежнему обязанность продавца, а не желание. - Но на рынке сегодня у многих продавцов нет кассовых аппаратов. - Документом, подтверждающим факт приема денег, может быть расписка. Требовать покупатель всегда имеет право, а вот если чек не дают ни в каком виде – лучше в этом месте не покупать, а если купил – должен осознавать ответственность за свою покупку. Кстати, в случае, когда не выдается чек, принимаются свидетельские показания. Был такой случай, когда мать свидетельствовала о том, что ее дочь покупала сапоги. Суд удовлетворил иск покупательницы. Свидетель должен доказать, что он четко видел, как передавались товар и деньги. К сожалению, сегодня законом «О защите прав потребителей» пренебрегают не столько продавцы, сколько сами владельцы. И те, и другие хорошо знают этот закон, но при этом постоянно пытаются ущемить покупателя в его правах. - Александр Генрихович, а кроме чека покупатель вправе потребовать сертификат на товар? - Да, право покупателя потребовать регистрационное свидетельство, которое подтверждает качество и безопасность товара. Опять же, если вам его не дали – не берите. Особенно следует обращать внимание на безопасность для здоровья детей игрушки – они не должны травмировать, материалы не должны выделять химические и красящие вещества, должны быть разрешены к применению. У материала не должно быть запаха. Были случаи, когда материал, из которого сшита шуба, продавцы выдавали за стриженого бобра. В итоге оказалось, что это простая овчина. Кроме того, всегда нужно помнить, что если срок гарантии, допустим, 2 – 3 месяца, то срок предъявления претензии, если мы можем доказать факт поломки, составляет два года. - Какие еще проблемы возникают у потребителей на пути к истине? - Иногда бывает так, что некому предъявить претензию – трудно разыскать именно владельца торговой точки. Хотя законом конкретно оговорено, что обязанность владельца размещать в точках продажи на видном месте информацию о себе, адрес, по которому его можно будет найти. Однако часто вы видели такие информационные таблички? На нашем рынке крайнего вообще не найдешь: стоит продавец, а хозяйки нет. Причем продавец тоже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, так как хозяйка работает по патенту и не имеет права нанимать продавцов. В общем, тут нужно разбираться налоговой. - А на некачественные продукты питания продуктов жалуются степногорцы? - Здесь горожанам однозначно помогаем обращаться в санэпидслужбу и центр санитарной экспертизы с просьбой провести проверки. По постановлению правительства продукты возврату и обмену не подлежат, так же как и золотые изделия, драгоценные камни, чулочно-носочные изделия и нижнее белье. Были случаи, что поступали жалобы на холодец без документов, пельмени сомнительного происхождения. Такие продукты просто не надо покупать. Этот товар залежится на прилавке, и больше для реализации его не возьмут. На все продукты и вещи должен быть сертификат. Помнится, лет пять назад у нас были судебные процессы по оконным блокам – два процесса выиграли. Установил человек окна, а туда ветер задувает и влага проникает. В ходе проверки выяснилось, что производство этих окон не имеет сертификата, о чем мы сообщили в прокуратуру. предпринимателя оштрафовали. - Александр Генрихович, что пожелаете нашим читателям? - Недавно услышал по телевидению, что в школьную программу будет внедрен предмет «Защита прав потребителей». Это очень хорошо, ведь, как известно, предупрежден – значит вооружен. Да и спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никакое общество защиты прав потребителей не сможет взять на себя груз ответственности за приобретенную человеком некачественную вещь. И главную нашу задачу я вижу не в хождении по судам, а в том, чтобы доводить до людей информацию об их правах. Каждую неделю к нам в общество поступает по три-четыре обращения. Но есть положительная тенденция. Еще несколько лет назад на рынке было засилье китайского ширпотреба. Сегодня же в городе появляется приличная продукция, но до цивилизации еще далеко – сказывается наша тупиковость, в то время как в двухстах километрах от Степногорска кипит жизнь. Купила на городском рынке детский комбинезон. Принесла домой, одела на ребенка. На куртке разошелся замок и сломалась «собачка». Вернуть деньги или обменять вещь на другую продавец не пожелала. Сказав, что сама ничем помочь не сможет, невежливо посоветовала обратиться в ателье и заменить «собачку» или сам замок. Мол, на фурнитуру, коей является замок, гарантии не распространяются. Почему продавцы считают, что я должна менять замок в ателье на новой вещи, если сами никаких гарантий дать не могут? Благо владелица бутика вернула деньги без вопросов.
Из письма в редакцию
После посещения магазина бытовой техники осталось ужасное впечатление: купила в июле беспроводную клавиатуру, через 4 недели мышь работает, а «клава» нет. Продавцы – они же компьютерные гении, а мы, покупатели, ничего не соображаем. Нам не могут элементарно объяснить причину поломки, куда сдать для ремонта, гоняют туда-сюда, еще и оскорбляют. Желания приобретать что-либо в этом магазине отпало напрочь... Купила в другом магазине новую «клаву». Вообще, завидую жителям крупных городов, не говорю уже о дальнем зарубежье, - какое там общение, обслуживание в торговых центрах и магазинах! А в нашем городе сплошь недовольные лица продавцов и обмеривающий тебя взгляд.
Из письма в редакцию Максим БАЛУЕВ | |
|
Всего комментариев: 0 | |