Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Александр Кинцель: от акима – до учителя (Максим БАЛУЕВ)
21:38
Александр Кинцель: от акима – до учителя (Максим БАЛУЕВ)
Мужчина в учительской среде – явление редкое и вымирающее. По крайней мере, в Степногорске по пальцам можно пересчитать педагогов-мужчин, кроме привычных нам «физруков» и «трудовиков».

А история доказывает, что самыми успешными и выдающимися учителями, так же как и поварами, композиторами и художниками, оказывались мужчины. Кто-то скажет, что это миф, но с фактами не поспоришь. В советские годы, особенно после Великой Отечественной, в школе педагогами были только мужчины. Эти люди были часто контуженные, они не могли себя полноценно реализовать в работах, связанных с физическим трудом, поэтому шли учить в школы, чтобы быть востребованными для общества. Часто у них не было профильного педагогического образования, но они знали, как учить уму-разуму.
Наверное, не догадывался и Александр Кинцель, что тоже когда-то станет преподавателем, да еще каким! После школы он поступил в Целиноградский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Через год учебы – армия. Но мысли бросить учебу не возникало. Жадному до знаний студенту-вояке даже в армию учебники высылали. Окончили вуз с отличием. Не за горами была и аспирантура, но «развальный» 1992 год внес свои коррективы. Молодой Саша Кинцель вернулся в родной совхоз Ждановский, где год трудился по специальности. А потом молодого агронома за его природное неравнодушие и активность приметили сельчане… и выбрали в 1993 году председателем сельсовета. Скоро сельсоветы стали акиматами, переименовали и село – дали красивое название Золотая Нива. Здесь Александр Кинцель руководил целых девять лет. В селе проживало 1350 жителей, а сейчас менее 600. Село это было целинное, все дороги асфальтированные, большой Дом культуры, торговый центр, детский сад и современная трехэтажная школа…
Аким на селе был самой главной фигурой, к нему с утра до вечера шли со своими нуждами крестьяне. Всем селом поддерживали благоустройство. Поэтому не до смеха было Кинцелю, когда при Денинге белили бордюры, и еще грустнее стало, когда при новом акиме их белить перестали. А в Золотой Ниве белили и заборы, и столбы, и запрещали рубить деревья...
Кинцеля-акима, пожалуй, характеризует один случай из его трудовой жизни. Александр Евгеньевич в начале месяца постоянно ездил за пенсиями для всего села в райцентр. Дело было зимой, и автобус в сильный буран застрял на полпути домой. Закончился и бензин. Пришлось акиму пешком десять километров до райцентра за подмогой и так же пешком возвращаться обратно.
Из власти Александру Евгеньевичу, как он признается, было уходить не грустно. Просто подошел момент, чтобы кардинально изменить что-то в своей жизни. Хотя расставаться с односельчанами ему было очень тяжело.
Переезд в Степногорск открыл в Александре Кинцеле новые возможности. Занятия в институте научной работой позволили в 2002 году устроиться ему без профильного, учительского образования в шестую школу-гимназию. Тогда Кинцель был никому не известной фигурой – никто не знал, как проявит себя молодой учитель. Александра Евгеньевича приняли преподавателем НВП и биологом одновременно, а его супругу, некогда окончившую шестую школу, взяли учителем английского языка. И буквально через три года, не имея на тот момент педагогического образования, Александр Кинцель произвел фурор, заняв третье место в республиканском конкурсе «Учитель года-2005». После участия в конкурсе один из спонсоров – компания «Майкрософт» – выбрала Александра Кинцеля в качестве делегата от Казахстана на Европейский форум инновационных учителей в Таллине. Здесь начинающий учитель увидел, как европейцы используют на уроках компьютеры и информационные технологии, и многое перенял для своей работы. С тех пор стали уроки биологии и НВП в шестой школе проходить с участием компьютера и мультимедийного проектора. Сейчас Кинцель и его ученики свободно работают на интерактивной доске, и редкий урок проходит без применения компьютерных технологий.
На подходе – второй выпуск учеников Кинцеля. Первый состоялся в 2008 году. До сих пор ребята помнят своего учителя, собираются по праздникам в его уютном кабинете, вспоминают школьную жизнь. Этим может похвастаться редкий преподаватель – не каждого запоминают ученики! А его – запомнили. Сейчас в руководстве Кинцеля класс девятиклассников класс – самый успевающий и дружный в параллели.
Кстати, в одной школе с супругом работает и жена Александра Евгеньевича Наталья. Легко ли жить учительской семьей? С одной стороны, тяжело – оба супруга задерживаются в школе до самого позднего вечера, а с другой – понимают друг друга с полуслова. Познакомились будущие супруги в Целинограде, когда Александр заканчивал институт. Наталья училась в музыкальном колледже – ее первое образование преподавателя фортепиано. Она пришла на факультет общественных профессий петь в немецком ансамбле, где пара и познакомилась. Оба супруга имеют по два высших образования: Наталья в Северно-Казахстанской области получила статус учителя английского, а Александр в 2006 году окончил Кокшетауский педагогический вуз и в этом году поступил еще в магистратуру. «Считаю, что учитель должен сам учиться всегда, а не только учить», - говорит он.
У Кинцелей большой учительский потенциал. Спрашиваю: а не было ли мысли переехать в крупный город, чтобы лучше себя реализовать? И напарываюсь на ответ: «Нас и тут устраивает все – в первую очередь, качество среднего образования для наших детей. Здесь учится младшая дочь, старший сын поступил два года назад в омский вуз. Я много где бывал и могу сравнивать, что среднее образование в нашем городе на высоком уровне», - с гордостью отмечает Кинцель.
Как у каждого агронома, у Александра Евгеньевича есть собственная дача, которая буквально страдает от того, что ее владельцы – учителя. Времени хватает, чтобы посадить только все самое необходимое – никаких изысков и экспериментов. Ведь помимо основной работы в школе Кинцель преподает в московском центре дистанционного образования «Эйдос» - ведет курсы для учеников и учителей России, занимается разработкой олимпиадных заданий. Попал Александр туда случайно, участвуя во всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года». Там он победил в одной из номинаций, будучи единственным представителем из Казахстана. «Люди не всегда хотят тратить деньги на повышение своей квалификации. Сегодня есть множество конкурсов для учителей, но все они на платной основе. Однако у многих учителей не такая высокая зарплата. Но лично я не жалею денег на самообразование», - говорит Кинцель.
С моим собеседником у нас получился совсем не обычный разговор. Дело в том, что Александр Евгеньевич с 2006 года еще является экспертом центра национального тестирования – через его руки проходят те тесты по биологии, которые попадают на ЕНТ. Вот и в эти дни Кинцель находится в столице, так что общались мы посредством Интернета.
Очевидно, что дисциплину в классе поддерживать мужчине легче, чем женщине. Тут уж жужжание мухи будет слышно. И даже в особо трудных случаях в классе, где есть хулиган, обойдется без криков на уроке и слез в учительской. И все-таки кто лучше справляется с этой профессией – мужчина или женщина? По мнению Александра Кинцеля, тот, кто умеет найти подход к детям: «Если учитель будет знать свой предмет, но не будет любить детей – все без толку. Бывает, что подход не находится сразу, на это нужно время. Бывает, ученик уже выпускается из школы. Потом встречаешь его на улице через год-два, он подойдет к тебе и заговорит с тобой. И тогда ты понимаешь, что подход-то был найден, и в душе ученика ты что-то хорошее оставил».

Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 2213 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Ерлан Кунанбаев • 22:01, 17.10.2012
Александр Евгеньевич очень хороший преподаватель с чувством юмора. У меня ведет урок НВП. )))
avatar