15:46 Акмолинская тропа Великого шелкового пути. Предисловие | |
В последние годы в прессе много говорится о Великом шелковом пути, его большом значении в истории многих народов. Предпринимаются различные экспедиции по следам Великого шелкового пути. Мне, жителю Акмолинской области, все это было очень интересно, но, я думал, напрямую это меня не касается. Да, интересно, да важно, но мы живем в северном Казахстане, далеком от этих караванных троп. Однажды я нашел в Интернете книгу Резванцевых «Подкова счастья». И я впервые узнал об ответвлении Шелкового пути на Омск и Тюмень именно из этой книги…
…Горло прохода Великого ответвления Великого шелкового пути хорошо обозревать с первых десятков метров кручи. …Долина-проход на Омск - Тюмень на север расширяется. Та сеть возвышенностей, которую вы покидаете, остается левее. Где-то за ними главная гора — Акдым. Валы сопок, по мере того как продвигаетесь на север, становятся все более покрыты лесом. Горло прохода открывает все большее место долине. По ее середине грунтовка. Вот только колея. Иногда до полметра. Ничего не попишешь: тысячелетия. Какие только транспортные средства не довелось повидать этому пути-переходу. Какие были красочные караваны!.. Горы Ерментау начинаются примерно в 180 километрах от Степногорска. Я бывал возле этих гор и даже немного ездил на машине вдоль крутых каменных сопок этого горного массива, находящегося посередине Великой степи. В голову пришла мысль о том, что, выходя из ерментауских гор, дорога на Омск должна проходить по территории Акмолинской области, то есть по нашей области! Для меня было неожиданно даже предположить, что наша местность имеет отношение к Великому шелковому пути. *** Слава научно-техническому прогрессу! Поискав в Интернете информацию по истории города Омска, я наткнулся на статью Н.П. Довгалюк «Происхождение стеклянных бус из могильников саргатской культуры». Из нее я узнал следующее. …По всей вероятности, бусы к населению саргатской культуры поступали из четырех центров: Египта, прибрежной Сирии, внутренних районов Передней Азии, Китая… … Следовательно, набор товаров, поступающих в западносибирскую лесостепь, формировался не в конкретных производственных центрах, а, скорее всего, в узловых пунктах торговых трасс, по которым перемещались товары разного происхождения… …Общепризнано, что Великий шелковый путь составляли три главные артерии: северная, средняя и южная. По мнению А.А. Иерусалимской, доминирующие торговые контакты на каждой трассе Великого шелкового пути отличались между собой. Западные партнеры Дальнего Востока - Средиземноморье и Ближний Восток были конкурентами и вели торговлю по разным путям. Западный участок «среднего» шелкового пути был в руках Парфии, затем Сасанидского Ирана, которые препятствовали прямым контактам стран Средиземноморья с Дальним Востоком и Средней Азией. Подавляющая часть западных импортов на территории саргатской культуры имеет переднеазиатское (а не средиземноморское) происхождение. Учитывая это, можно связать поступление импорта в Западную Сибирь со «средним» шелковым путем. Этим же путем на территорию саргатской культуры проникали небольшие количества предметов средиземноморского происхождения. Однако не исключено, что такие вещи поступали к саргатскому населению при посредничестве, например, западных соседей - сармат, на территории которых доля этого импорта выше. Источники поступления бус во все регионы саргатской культуры одинаковы. Доля бус, изготовленных во внутренних районах Передней Азии и в мастерских Средиземноморья (Египет, прибрежная Сирия), в памятниках Притоболья и Прииртышья различна. Возможно, поступление бус на территорию саргатской культуры связано не с одним, а с несколькими торговыми путями. Конкретные пути, по которым шло продвижение импорта от трасс Великого шелкового пути на территорию саргатской культуры, неизвестны… ***
Итак, из этих двух источников я получил достаточно сведений для начала своих умозаключений. 1. Резванцевы видели ответвление великой дороги в горах Ерментау. 2. Н.П. Довгалюк видел стеклянные бусы в древних могильниках Омской области, изготовленные в Египте, прибрежной Сирии, во внутренних районах Передней Азии и в Китае. Если предположить, что узловым пунктом торговых трасс в нашем случае являлся Бишкек или близкий к нему город и мысленно провести прямую линию между Бишкеком и Омском, то эта линия примерно должна пройти по интересующему нас ответвлению Шелкового пути. В нашей области близко от этой линии находятся Ерментау и бывший совхоз Изобильный. Наши окрестности я, как любитель охоты, рыбалки и истории, хорошо знаю, и теперь в нашем распоряжении есть гугловская карта планеты Земля - великая штука! Даже дилетанту, заинтересовавшемуся историей родного края, она дает огромные преимущества перед профессиональными историками прошлого. Прежде чем начинать размышления и поиски караванного пути, необходимо уяснить для себя требования пользователей к караванной дороге. Очевидно, что среди них были следующие. 1. Путь между крайними точками должен быть кратчайшим. 2. Дорога должна миновать солончаки и болотистые места (иначе в дожди не проедешь), овраги и каменистые места (иначе растрясешь или перевернешь груз – строительством дорожного полотна, похоже, не занимались). 3. Дорога, по возможности, должна сокращать отрезки с отсутствием питьевой воды. 4. Если ко времени прокладки дороги невдалеке от трассы находился поселок, то дорога проходила через него. 5. Если на пути встречается река, то дорога должна проходить через ближайший брод. Вопросы снабжения караванов продуктами, скорее всего, не влияли на ход дороги, так как местное население при любом ее ходе решало эту проблему: по ходу караванной дороги (скорее всего, к караван-сараям) к сезону могли подкочевывать роды, допущенные к снабжению караванщиков. *** Теперь необходимо сделать небольшой экскурс в теорию степных грунтовок северного Казахстана. Общеизвестно, что дороги всегда служат определенным целям, и когда эти цели исчезают (возможно, вместе с исчезновением носителей этих целей), тогда перестают использоваться и зарастают травой дороги. Так, на наших глазах разрушился и исчез Советский Союз. Многие целинные совхозы, созданные в степи по планам партии в наших не лучших для земледелия местах, оказались неконкурентоспособными и перестали существовать. Отпала нужда транспортного сообщения между многими хозяйствами, прекратились поездки в отделения хозяйств, на сенокосы и пашни или просто в места отдыха. Сотни местных дорог заросли травой и исчезли с лица земли. Североказахстанская степь в некоторых местах стала принимать доцелинный вид. С другой стороны, некоторые дороги или их участки, потеряв свое прямое назначение, поддерживаются случайным транспортом. Местное население, зная свою территорию, пользуется старыми дорогами вместо прокладывания новых, даже если для этого приходится делать в поездке некоторый крюк. Таким образом, участки старых дорог иногда исключают прокладку новых местных дорог, может быть, более коротких. Кроме того, многовековая торговая дорога прокладывалась в наиболее оптимальных местах и новые трассы, по-видимому, часто совпадают с участками старых, проверенных практикой дорог. *** Степные дороги выдают цели людей, проторивших их в степи. Дороги охотников и рыбаков ведут к водоемам и к местам, где есть дичь, дороги грибников – к грибным лесам. Если дорога проходит мимо таких мест, значит, люди, ездившие по ней, имели другие цели. Иногда в дикой, безлюдной степи, где до ближайшего жилья не меньше 50 километров и дороги очень редки, вдруг встречается точка пересечения 4 или 5 дорог. Это не в горах, где пути продиктованы ландшафтом, а в ровной степи, где можно ехать в любом направлении понравившимся тебе полем. Как это можно объяснить? При рассмотрении гугловских фотографий можно увидеть наиболее подходящие нашим изысканиям дороги. Я предположил, что торговая дорога выходила с гор в районе озера Коржанколь. На этом озере я раньше бывал. Оно расположено на северном краю ерментауских гор, и на его берегу имеются размытые глиняные фундаменты древних строений. Я всегда интересовался кроме рыбалки и историей. Бывая в разных рыбацких местах, приглядывался к окружающему ландшафту и пытался представить, что же было в этих местах раньше. Осмотрев остатки былых строений на берегу Коржанколя, я тогда не смог определить их возраст. Возле фундаментов отсутствовали металлические предметы или их фрагменты, отсутствовали битое стекло и осколки фарфора. Это говорило о том, что поселению было, возможно, много сотен лет. Я вспомнил об этом, пытаясь определить возможный ход караванной дороги, и подумал: а не являются ли остатки тех зданий остатками караван-сарая на интересующем нас торговом пути? *** Интересно отметить, что выбранная по гугловской карте дорога не направлена в поселок Изобильный, как это всегда бывает с дорогами между хозяйствами, а проходит мимо него к речке Селеты. Можно было предположить, что в этом месте должен быть брод и, возможно, был караван-сарай. Дальше ход дороги можно проследить в сторону поселка Бабеке, расположенного по ходу дороги слева от озера Селетытениз. Таким образом, путем изучения литературы и рассмотрения гугловских карт я сделал предположение о ходе омского ответвления Шелкового пути по Акмолинской области: озеро Коржанколь, поселок Изобильный, поселок Бабеке и, по-видимому, район поселка, ранее называвшегося Комсомольский. Второй вариант караванной тропы пролегает из Ерментау через озеро Каскад и далее к броду через речку Селеты. Проверить правильность своих умозаключений и домашних наблюдений мне, дилетанту, было интересно. Практика - критерий истины. Без поездок на караванную тропу, без прохождения по предположенному пути, без нахождения караван-сараев или каких-либо других материальных доказательств, которые остались в придорожной полосе, ничего понять невозможно. Мне стало ясно, что поездки неизбежны. Поездки по Великой степи всегда интересны. Если не найду дорогу, то, возможно, сделаю несколько хороших снимков ландшафта или представителей дикого животного мира. Сейчас территория между Ерментау и Изобильным людьми практически не посещается. Там нет источников пресной воды и каких-либо интересов, заставляющих людей там появляться. Одним словом, дикие места. Леонид ЗАМЫЦКИЙ
Продолжение следует
| |
|
Всего комментариев: 1 | |
0
| |