Главная » 2009 » Май » 30 » Судные дни Ирины Цубенко (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
16:19
Судные дни Ирины Цубенко (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
22 года работы детским врачом, 15 лет заведования тяжелейшим отделением патологии новорожденных, где нередки минуты, да что там минуты – секунды, в которые надо успеть, надо изо всех сил постараться вырвать младенца у смерти, для жизни. Вот в этом своем назначении – одолеть смерть, помочь маленькому, только что родившемуся человеку начать жизнь в лучшем ее проявлении – видела смысл ежедневных своих приходов на работу, в городскую больницу, Ирина Алексеевна Цубенко. И, как считала, как свидетельствовали другие, достигла в этом, по сути, святом деле высокой степени мастерства – единственная в отделении имеет высшую профессиональную квалификацию.
Тяжелая, на пределе возможного работа закалила Ирину, придала жесткости стилю ее руководства отделением – ведь безответственность, нерасторопность, тем более низкий уровень профессионализма слишком дорого обходятся неонатологам (так называют врачей, которые сопровождают детей с патологией в самом начале их жизни). И, напротив, все тепло не столько даже врачующих – сколько материнских рук, всю доброту своего сердца отдавала врач Цубенко, пожалуй, самым беззащитным на земле, а потому больше всех нуждающимся в экстренной помощи - детям, родившимся с патологией.
Во время судебных заседаний именно за излишнюю жесткость бывшую заведующую отделением патологии новорожденных будут упрекать коллеги и за высокий профессионализм, полную самоотдачу в работе, доброе сердце будут благодарить мамы тех детей, которых спасала вместе с коллегами неонатолог Ирина Цубенко.
 
Сама Ирина Алексеевна ведет отсчет своим «судным дням» с выступления на другом суде – в поддержку начинающего неонатолога Елены Никоненко, которая добивалась (и, к слову сказать, добилась) отмены незаконного приказа главврача ЦГБ Жаната Мусина об объявлении выговора.
Из письма врачей-неонатологов Елены Никоненко и Ирины Цубенко акиму Акмолинской области Альберту Рау: «…11 февраля 2009 года И.А. Цубенко было предъявлено обвинение в нарушении этики и деонтологии на основании служебной записки от 11 января 2008 года группы врачей. Хотя все прекрасно понимают, что поводом послужило выступление И.А. Цубенко в суде в качестве свидетеля по делу врача-неонатолога Е.П. Никоненко.
Е.П. Никоненко, молодой специалист, проработала в больнице на тот момент 1 год. Она была принята в отделение патологии новорожденных (ОПН) врачом-неонатологом. При ее приеме на работу в июле 2007 года заведующая отделением ОПН И.А. Цубенко поднимала вопрос о том, что Е.П. Никоненко не имеет сертификата педиатра-неонатолога, а имеет сертификат педиатра, на это заместитель по кадрам ответил: «Имеет диплом, пусть работает». 23 июля 2008 года издается приказ о переводе Е.П. Никоненко, как не имеющей сертификата, в детское отделение.
На свое обращение к главному врачу Никоненко получила ответ: «Работай, как работала и где работала. Данный приказ для областной комиссии и тебя не касается». Е.П. Никоненко продолжала работать неонатологом. Но 13 октября 2008 года ей был объявлен строгий выговор за невыполнение приказа от 23 июля 2008 года. Е.П. Никоненко подала иск в суд. 15 декабря 2008 года суд решил приказ от 13 октября 2008 года признать незаконным, иск Е.П. Никоненко удовлетворить».
Именно после поддержки своей молодой коллеги в суде, считает Ирина Цубенко, изменилось к ней отношение руководства больницы – к худшему. В приказе главврача Жаната Мусина значится другой мотив перемен: освободить И.А. Цубенко от должности заведующей отделением патологии новорожденных «за нарушение этики и деонтологии». Ирину Алексеевну тем же приказом от 16 февраля 2009 года перевели врачом-ординатором в ОПН. Для И.А. Цубенко, впавшей в немилость у руководства центральной городской больницы, такой поворот событий стал полной неожиданностью, как и предшествовавшее приказу решение «согласительной комиссии» ЦГБ предложить главврачу освободить И.А. Цубенко от должности заведующей отделением по тем же основаниям – мол, груба с коллегами, работать под ее началом не хотим и больше не можем.
Пожалуй, именно этот, после февральского приказа, отпуск был самым тяжелым, самым болезненным в жизни Ирины Алексеевны. И даже не понижение в должности ее угнетало (хотя еще совсем недавно, в День медицинского работника, главврач горбольницы внес фамилию Цубенко в список тех, кого аким города награждал грамотами за профессионализм), - сильнее этого давило на сердце от осознания, что многие из тех, с кем делила нелегкие трудовые будни, вдруг отвернулись от нее. В минуты полного отчаяния, а у Ирины они сложились в долгие, мучительные дни, бессонные, в слезах ночи, ждала она поддержки. Может быть, поэтому, не найдя ее среди тех, с кем работала, решила обратиться к тем, кто может, как казалось, силою власти восстановить справедливость. Так появилось ее и Елены Никоненко письмо на блоге премьер-министра. Оно и сейчас в открытом доступе, позже было оглашено в суде, поэтому мы не откроем никакой тайны, опубликовав этот фрагмент.
Из письма врачей-неонатологов Елены Никоненко и Ирины Цубенко премьер-министру Кариму Масимову: «…Нашей больнице уже больше 20 лет, и в ней сложился мощный кадровый потенциал. Это врачи, в первую очередь, заведующие отделениями, имеющие высшие врачебные категории. Но с приходом Ж.С. Мусина этот мощный костяк стал разрушаться. Начал он свои кадровые перестановки с заместителя по лечебной работе Т.Б. Горбуновой, бывшей заведующей кардиологическим отделением, на тот момент лучшего кардиолога города. Потом подошла очередь единственного уролога в городе, заведующего урологическим отделением Н.П. Гаврилова. С его уходом было расформировано урологическое отделение. Затем под предлогом материнской смертности ушли лучший акушер-гинеколог Р.Г. Герт, заведующая отделением реанимации Н.М. Доричева. Вслед за ними подошла очередь заведующего хирургическим отделением Б.У. Молдагаипова. Уехали за пределы города наш стационарный эпидемиолог В.П. Ханин, заведующий детским отделением В.П. Леонов.
Да, уход многих из них был представлен как выход на заслуженный отдых, но мы все знаем, что им были созданы невыносимые условия труда. Это люди - полные сил и энергии, которые и сейчас продолжают работать, но, к сожалению, не в ЦГБ. И уход этих врачей, отдавших лучшие годы своей жизни больнице, городу, не был отмечен даже словами благодарности. Их просто не стало, и очень обидно за этих людей…
…Уже в течение практически двух лет больница, весь персонал работают в постоянном напряжении. Наболевшее даже вылилось на страницы местной печати. К урегулированию то и дело возникающих конфликтов подключался даже аким города Никишов. Но перемен нет. Вынужден был уехать заведующий реанимационным отделением Ю.Ф. Шишков с женой, и город потерял еще двух высококвалифицированных врачей.
Что на этом фоне стоят громкие слова нашей администрации о привлечении молодых специалистов, ведь молодежи надо у кого-то учиться, но в нашей больнице этой возможности нет…
…Убедительно просим разобраться в сложившейся ситуации, а то наша больница, и так сдавшая позиции в последние годы по материально-техническому обеспечению, потеряет последнее, что у нее есть, - высококвалифицированных специалистов».
До этого письма премьер-министру подобные обращения были направлены врачами в областное управление здравоохранения, акиму Акмолинской области, в Мажилис – все без ответа. Правда, пытались разобраться степногорские депутаты, но дальше разговора и подготовленного протокола дело не пошло. И только на письмо премьер-министру не замедлила сказаться реакция госчиновников. Уже спустя два дня после размещения письма врачей на блоге главы правительства в Степногорск приехала комиссия из области. Представители областного управления здравоохранения, как явствует из выступления Ирины Цубенко на суде, не вели с ней обстоятельного разговора по сути письма и уж тем более не касались ее профессиональных качеств, но справка по итогам однодневной проверки стала обстоятельным отрицанием не только обозначенного в письме врачей, но и, по сути, заключением, ставящим под сомнение профессиональную компетентность бывшей заведующей ОПН. Сама Ирина Цубенко считает эту справку наказанием ей за публичное обращение в правительство.
Для полноты картины и во избежание упреков со стороны, представляющей руководство городской больницы, опубликуем фрагмент этого документа, который на руки, кстати сказать, Ирина Цубенко до сих пор не получила (справка была оглашена в суде).
Из справки Управления здравоохранения Акмолинской области от 20 марта 2009 года: «Факты, указанные в обращении… по поводу того, что молодым врачам нет возможности учиться, не соответствуют действительности. Молодым врачам, которые желают учиться, созданы соответствующие условия. Методическую и практическую помощь им оказывают стажированные врачи, регулярно проводятся врачебные конференции, семинарские занятия, администрацией оформлена подписка на медицинские журналы по различным профилям. Обеспечено обучение на курсах повышения квалификации и специализации…
При проверке комиссией установлено, что неоднократно, 13 ноября 2008 года, 20 ноября 2008 года (на суде для Ирины Цубенко стало полной неожиданностью сообщение ответчиков об этих двух заседаниях. – В.М.) и 11 февраля 2009 года, от врачей-неонатологов Н.И. Кудрявцевой, А.Ф. Минайчевой, Б.Н. Наурызбаевой, Г.К. Рахметовой, Г.Ж. Жусиповой направлялись служебные записки на имя главного врача Ж.С. Мусина по поводу некорректного, негативного отношения к подчиненным и нарушения служебной этики и деонтологии со стороны заведующей отделением патологии новорожденных И.А. Цубенко. Указанные служебные записки рассматривались согласительной комиссией, которой было рекомендовано заведующей отделением И.А. Цубенко принять меры по нормализации морально-психологического климата в отделении (о таких рекомендациях Ирина Цубенко, как было сказано суду, ничего не слышала. - В.М.).
На основании решения согласительной комиссии за продолжающие иметь место нарушения служебной этики, с целью сохранения штата неонатологов главным врачом больницы издан приказ от 16 февраля 2009 года №31-п об освобождении И.А. Цубенко от занимаемой должности заведующей отделением патологии новорожденных и недоношенных детей с последующим переводом на должность врача-ординатора данного отделения.
Комиссия считает, что данное решение администрацией больницы принято обоснованно – с целью сохранения имеющихся кадров неонатологов, создания нормальных условий для выполнения медицинским персоналом своих функциональных обязанностей».
По окончании отпуска Ирина Цубенко ушла из ЦГБ. Удерживать ее, врача с 20-летним опытом работы, не стали – уволили без предусмотренной законом отработки. Более того, главврач не нашел для себя возможным хотя бы раз поговорить с И.А. Цубенко в самые тяжелые для нее дни. Не пришел Ж.С. Мусин и на заседания суда, хотя неоднократно судьей вызывался.
Месяц отпуска, а по сути, нескончаемых душевных мук не прошел для бывшей заведующей отделением ЦГБ даром: Ирина Алексеевна, еще совсем недавно верившая в силу человеческой справедливости, узнала, как теперь считает, и глубину человеческой низости.
И решила защищать себя сама –  подала иск в суд о признании незаконным приказа главврача Ж.С. Мусина, понизившего ее в должности. Тяжело пережившая на суде упреки коллег даже не в жесткости, но в жестокости, грубости, она по-особому оценила слова выступивших на суде матерей, которые готовы были бесконечно благодарить Ирину Алексеевну Цубенко за спасенных ею детей. И эти слова, за которыми великое человеческое счастье матери и ребенка, для нее дороже всего на свете.
Остальное – дело суда.
Из выступления в прениях представителя истца Александра Ведешкина-Рябова: «…приказ издан как приказ об исполнении дисциплинарного взыскания в виде снятия с занимаемой должности заведующей отделением патологии новорожденных и переводе на другую работу в качестве врача-ординатора… Однако такого рода дисциплинарные наказания действующим Трудовым кодексом РК не предусмотрены.
Порядок же изменений условий труда регламентируется ст.48 ТК РК, однако, к сожалению, администрация СЦГБ не посчитала возможным придерживаться рамок, установленных законодательством РК, и занялась правотворчеством на вверенном ей предприятии.
…Мы также не можем обойти вниманием основание данного приказа, которым является нарушение этики деонтологии (согласно толкованию медицинского энциклопедического словаря это отношения врача и пациента).
В ходе рассмотренного дела ни один из свидетелей ни разу не свидетельствовал о том, что истица нарушила какие-либо этические нормы в отношении пациентов. Опрошенные в качестве свидетелей пациенты, напротив, показали, что отношение истицы с пациентами отделения патологии новорожденных было предельно корректным и атмосфера в руководимом ею отделении располагала к духовному спокойствию, которое так необходимо женщинам после родов...
Таким образом, и основание данного приказа является необоснованным.
Рассмотрение служебных взаимоотношений было передано в назначенную приказом главного врача СЦГБ (вразрез с действующим законодательством) согласительную комиссию, которая опять же согласно действующему законодательству должна рассматривать трудовые споры, понятие которых закреплено п.19 ст.1 ТК РК. То есть согласительная комиссия была вправе рассмотреть разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства РК, выполнения или изменения условий соглашения, трудового и (или) коллективного договоров и актов работодателя. При этом следует отметить, что обсуждение условий труда происходит в этих комиссиях опять же в рамках отношений работник и работодатель, а никак не отношений между работниками.
В представленных председателем профкома №11 документах нет протокола собрания работников СЦГБ о выборах членов согласительной комиссии со стороны коллектива, также нет приказа руководителя СЦГБ Мусина о введении в состав согласительной комиссии представителей от администрации. Взамен этих документов, которые могли бы подтвердить законность  создания и деятельности согласительной комиссии, суду были представлены приказ главного врача о создании согласительной комиссии и протокол заседания комиссии по избранию членов комиссии (то есть комиссии сама себя избрала).
Таким образом, можно констатировать, что так называемая согласительная комиссия была создана в порядке, противоречащем действующему законодательству и, занимаясь деятельностью, которая ей не свойственна, по указанию руководства СЦГБ рассматривала заявления работников, направленные не в согласительную комиссию, а непосредственно руководству СЦГБ.
Председатель профкома №11 Красножен свидетельствовала, что в комиссию поступило заявление работников отделения патологии новорожденных в защиту И.А. Цубенко, но так как это заявление было написано «не по форме», то с авторами была проведена беседа, после которой они отказались от своего заявления, причем сделали они это 7 мая 2009 года, то есть через несколько месяцев после того, как написали первое.
Данные факты можно считать подтверждением сказанного истицей о предвзятом, негативном к ней отношении со стороны администрации СЦГБ, которое началось после того, как она выступила свидетелем на стороне Е.П. Никоненко в суде.
Таким образом, можно с достаточным основанием заявить, что и сама согласительная комиссия, и ее решения являются незаконными.
Резюмируя вышесказанное, считаем возможным обратить внимание суда на то, что данный конфликт возник по надуманным, ничем не подтвержденным поводам и получил свое развитие в результате непрофессионализма соответствующих служб СЦГБ, что, в свою очередь, привело к изданию незаконного приказа и последующему увольнению ценного и высококвалифицированного работника по собственному желанию».
Решением Степногорского городского суда исковые требования Ирины Цубенко удовлетворены в полном объеме: приказ главврача ЦГБ о снятии ее с занимаемой должности отменен как незаконный.
Можно предположить, каким будет вердикт Акмолинского областного суда, куда с обжалованием степногорского решения обратилась сторона ответчика. Но это уже не так важно. Важнее тот факт (который уже по счету!), что город лишился еще одного квалифицированного врача.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
 
P.S. Из объявлений, размещенных на сайте газеты «Акмолинская правда»: «В Степногорскую центральную городскую больницу требуются: врач акушер-гинеколог, врач-педиатр, врач-неонатолог, врач-хирург. Предоставляются благоустроенные квартиры. Обращаться в отдел кадров…».

Когда верстался номер...
...стало известно, что с исковым заявлением обратился в суд заведующий травматологическим отделением К.К. Махатов. Как сообщил нам по телефону Канапия Кульмагамбетович, в суде он будет требовать отмены последних приказов главного врача ЦГБ Мусина о дисциплинарных взысканиях заведующему травматологическим отделением, которые врач Махатов считает незаконными.
Просмотров: 2206 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 6
avatar
0
1 абрам • 01:09, 31.05.2009
Давно ей нужно было подрезать крылья. Для нее люди и коллеги- мусор. Притворилась овечкой. А деонтология это и взаимоотношения между коллегами.
avatar
0
2 Житель • 15:37, 01.06.2009
я далек от больничных дел, НО почему бы врачам не подать в суд на Мусина?
Если главврач издает незаконные приказы - "Решением Степногорского городского суда исковые требования Ирины Цубенко удовлетворены в полном объеме: приказ главврача ЦГБ о снятии ее с занимаемой должности отменен как незаконный.", то может поставить под сомнение соответствие занимаемой должности???
avatar
0
3 polle • 02:05, 02.06.2009
Честно сказать, очень не приятно смотреть на это БЕЗОБРАЗИЕ!!! ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА - КЛАССНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ!!! Прежде чем уволить, нашли бы сначала достойную замену! Говорят семь раз отмерь - один раз отрежь! А наш глав.врач по-моему семь раз отрежет, а один раз отмерит... А самое страшное, что все отается безнаказано!
Ирине Алексеевне хочется пожелать терпения, удачи и не падать духом!
avatar
0
4 Алекс • 14:13, 11.06.2009
и абрама мусина - на мусорку!! я тебя узнал. это тебе надо крылья подрезать, а то все нормальные врачи скоро или уедут, или в частников перейдут. в нашу больницу итак уже ходят лечиться только те, у кого денег нету, а соответственно и выбора тоже.
Ирине Алексеевне - респект и уважуха!!!!
Когда идет речь о жизни и здоровье ребенка, то мне плевать на взаимоотношения внутри коллектива, потому что с того света детей вытаскивает уважаемая Ирина Алексеевна, а не абрам мусин и его прихлебатели.
avatar
0
5 абрам • 13:25, 14.06.2009
Алекс, ты очень прозрливый. Видишь и меня узнал. Нельзя быть хорошим врачем и дерьмовым человеком Это нонсенс. А врачей хороших в этом отделении слава богу достаточно. Чем хуже Минайчева. Она в отличии от Цубенко не звонит во все колокола какая она крутая, а делает честно свое дело.
avatar
0
6 абрам • 13:35, 14.06.2009
Алекс, видишь ты какой прозорливый человек, меня сразу узнал. Нельзя быть хорошим врачем и дерьмовым человеком. Зто аксиома, и ты при своей прозорливости должен зто знать. А врачей в зтом отделении славо богу хороших много. Зто и Минайчева и Рахметова. Но они , в отличии от Цубенко не эвонят во все колокола- какие они крутые специалисты и не сутяжничают( в зтом компоненте она большой мастер), а делают свое дело честно и порядочно.
avatar