14:02 Выберется ли "Джет-7" из своего кризиса? (2 часть). Виктор МОЛОДОВСКИЙ | |
Насколько «Джет-7» финансово состоятелен и какой объем ремонтных работ, в какие сроки надо выполнить, чтобы следующая зима не стала для степногорцев очередным стихийным бедствием?
Газета «Престиж» продолжает начатый в прошлом номере разговор с генеральным директором «Джета-7» ИЛЬДАРОМ ГИНИАТУЛИНЫМ, который представил нам программу ближайших действий предприятия, недавно обсужденную с руководством Акмолинской области. - Ильдар Наилович, понятно, что ваши финансовые возможности связаны, прежде всего, с тарифными сборами. Но если учитывать, в каком состоянии сегодня ТЭЦ, то, согласитесь, одними потребительскими платежами всех затрат не покрыть. Правильно было бы ожидать от инвесторов в ответ на провал минувшего отопительного сезона дополнительных собственных вложений. Будут ли они? Важно также помнить, что финансовые дела, впрочем, как и любые другие, требуют порядка, разумного распределения, с учетом приоритетов. Да и это не самое главное. Хорошо бы, чтобы утвержденные бюджетом предприятия деньги еще и не крали. Как этого не допустить? В общем, каковы ваши реальные финансовые возможности? Ведь уже известно, что на государственную долю «Джету-7» рассчитывать не приходится. Правительство отказалось участвовать вместе с инвесторами в финансировании степногорской ТЭЦ.
- Мы уже имеем утвержденную программу подготовки ТЭЦ к зиме. Исходя из наших потребностей, чтобы обеспечить стабильную работу станции в следующий отопительный сезон, определены финансовые затраты. Это 1 миллиард 98 млн тенге. Кроме того, на ремонт теплосетей предусмотрено 217 млн. Сумма эта взята не с потолка. Недавно в «Джете-7» закончила работу комиссия, представлявшая интересы собственников компании. Детально, не без споров обсуждалось, на что и какие средства должны быть затрачены. Нам предлагали пожертвовать самым затратным, 7 котлом - вывести его из эксплуатации. Но мы считаем, что он нам необходим в резерве, чтобы обеспечить безаварийную работу ТЭЦ. В конце концов с нами согласились. Определено, что 60% из планируемого на ремонт составят тарифные сборы, еще 40% - вложения учредителей. По нашим расчетам на начало 2010 года мы выйдем без долгов, с января «Джет-7» должен стать рентабельным. За отопительный сезон мы наберем достаточно средств, чтобы вернуть вложенное инвесторами и начать приносить им прибыль. Что касается хищений. Они исключены, потому что мы сейчас работаем, это мое безусловное требование, только по плану финансирования. Мною поставлена задача – работать только в рамках утвержденного бюджета. - При желании, как показывает жизнь, и из бюджета можно деньги красть. Скажите, выявлены ли факты воровства на вашем предприятии? - Мы занимаемся изучением этого вопроса. Сначала надо во всем разобраться. Пока ведется внутреннее расследование нарушений, в том числе и в финансовой деятельности. - Ну а как, по-вашему, надо сделать, чтобы деньги шли только по назначению, чтобы никто не нагрелся на бюджетных средствах? - Вы же понимаете, что это зависит, прежде всего, от руководителя. Как работу организуешь, так она и пойдет. Построишь ее так, чтобы не было воровства, - его не будет. Могу сказать одно с полной уверенностью: все деньги пойдут по назначению. Попытки, если такие кто-то предпримет, будут пресекаться. - А как узнать, честны ли вы сами? - Я не один в «Джете-7» тружусь, со мною рядом работающие здесь люди. Коллектив в тысячу человек. - Да большинству из них никакого дела нет до того, что творится наверху. Да и возможности у них узнать, как расходуются деньги, нет. Такие дела, надо полагать, в узком кругу творятся. - Давайте будем чаще общаться. Можно время от времени публично сверять, какая работа сделана, сколько средств на нее затрачено и насколько это все соотносится с бюджетом. Я за открытость, прозрачность отношений в этом вопросе. Сейчас обсуждать расходование средств, согласитесь, рано. Давайте вернемся к этому разговору летом, когда и деньги будут, и какие-то промежуточные результаты нашего труда появятся. Мы сейчас текущий ремонт ведем, а к капитальному приступаем в мае. Вот и давайте встретимся в августе. Сверим позиции. А потом в сентябре, перед началом отопительного сезона. - Секретарь гормаслихата Галия Копеева просила узнать: действительно ли сейчас, в условиях кризиса, у вас существенно увеличилось количество должников? Люди стали меньше платить? - Действительно, такая проблема есть. Мы сами имеем долги, в частности, за уголь – не можем своевременно рассчитаться, потому что нам, в свою очередь, должны физические лица - более 100 миллионов тенге. И, что меня самого удивляет, большая задолженность – около 130 миллионов - перед нами у бюджетных организаций, начиная от республиканского бюджета и заканчивая местным. - А как вы работаете с должниками? Ведь в свои расчетах вы наверняка имели в виду максимальные поступления как со стороны потребителей, так и со стороны инвесторов. А что если не удастся собрать долги (230 млн – немаленькая сумма)? - Если вопрос не будет решаться жестко – мы просто сорвем программу подготовки ТЭЦ к зиме. Продолжим практику прекращения подачи своих услуг должникам. Будем, как и прежде, подавать иски в суд – другого пути у нас нет. - А не может ли случиться так, что вы в стремлении к увеличению финансовых поступлений вдруг решите пойти по пути очередного увеличения тарифов? Тем более что одним из недавних постановлений правительства собственники ТЭЦ получили право на увеличение тарифа до 6,3 тенге. - Действующий тариф «Джета-7» (4,3 кВт/час, без НДС) утвержден в прошлом году. Но недавним постановлением правительства нам, действительно, разрешается поднять тариф максимум до 6,3 тенге (без НДС) за 1 кВт электроэнергии, правда, с экономическим обоснованием затрат на ее производство. Мы планируем повышение тарифа для потребителей летом. Сейчас наши обоснования рассматриваются в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов. - Печальная новость. Еще есть одна статья доходов, которая почему-то давно уже не рассматривается серьезно «Джетом-7». Я имею в виду привлечение новых потребителей или, по крайней мере, возвращение старых. Например, СПЗ, который отказался в свое время от использования вырабатываемой вашим предприятием электроэнергии. Что делается в этом направлении? - Потребители, как известно, не уходят от надежного источника. СПЗ переключился на услуги Экибастузской ГРЭС, где несколько иная система взаимоотношений, многое из которой мы должны позаимствовать. У них и мощности другие, и тариф дешевле. Пока мы еще не готовы к этому. Мы не можем предложить тому же СПЗ такой пакет услуг, который бы их в полной мере устраивал. При этом мы заинтересованы в сотрудничестве с этим и другими предприятиями. Будем активно работать в этом направлении. А пока часть своих энергоресурсов отдаем в систему, в Кокшетау, и это тоже наши доходы. - Понятно, что от объемов финансирования напрямую зависят вложения в производство и, в частности, в ремонтные работы. Запланированного миллиарда с небольшим на какой объем работы хватит? Эти вложения, повторю вопрос депутата Валерия Котовича, будут сделаны исходя из необходимого или с учетом возможностей «Джета-7»? Вопрос не праздный, ведь без достаточного минимума и денег, и восстановленного оборудования нельзя гарантировать нормального вхождения в зиму и стабильной работы ТЭЦ во время отопительного сезона. - Все работы будут выполняться исходя из необходимости, из потребностей. У нас сегодня имеются дефектные ведомости на каждое оборудование. На основании существующих цен рассчитаны наши потребности в финансах. Составлена смета расходов. Мы учли и заложили в смету даже непредвиденные расходы. - Но вот беда: уже два месяца весны позади. Наверное, если постараться, можно собрать деньги, необходимые для проведения ремонта, но можно и не успеть к сроку выполнить эти работы. В хорошие времена ТЭЦ готовилась к следующей зиме на исходе уходящей. Май на дворе, а работы толком и не начаты. Инвестиционная программа утверждена лишь в начале апреля. Наверняка, пока нет поступлений финансов от инвесторов. Да и тарифных денег вы в один месяц, естественно, не соберете. Значит, есть опасность повторения нынешней зимы? - Согласен, к следующей зиме надо готовиться во время уходящей. Это время уже упущено. Но наши финансовые расчеты, графики ремонта оборудования составлены с учетом этого опоздания – так, чтобы в оставшееся до нового отопительного сезона время успеть сделать все необходимое. Придется работать в напряженном ритме. Наряду с обеспечением летнего режима работы будем вести текущий и капитальный ремонт оборудования ТЭЦ. Основные активы планируем задействовать до 1 октября, то есть до этого времени завершим весь объем капитального ремонта. - А что-то уже делается? - Пока определяемся с подрядчиками, ищем, где можно выгоднее купить необходимые материалы для ремонта. Часть материалов уже приобретена. Готовим проекты договоров, с 10 по 20 мая проведем процедуру их заключения. В середине мая поступит часть необходимых для ремонта материалов. 400 миллионов в мае ожидается от инвесторов. Будем трудиться в ускоренном режиме. Так, конечно, впредь не должно быть. Моя задача на перспективу – выйти из положения, когда ремонт ведется в авральном режиме, и вести все работы планово, имея резервы, необходимый минимум товароматериальных ресурсов, процентов десять ремонтных средств. Я убежден, что мы к этому придем. - Ваша убежденность, скорее всего, искренняя. Но вас могут подвести те же инвесторы, поставщики, потребители, исполнители работ. Так уже бывало. - Инвесторы не заинтересованы меня подвести. Напротив, помня о прошлом отопительном сезоне и имея обязательства перед правительством, которое все жестко контролирует, перед потребителями, инвесторы заинтересованы в выполнении принятых на себя обязательств. Остальное – под нашим жестким контролем. Да и мы тоже не хотим сами себя подвести, ведь в конечном итоге нам перед городом отвечать за подготовку к зиме. - Давайте уточним, какой объем работ надо сделать до начала отопительного сезона? - Мы хотим подготовить 3 котла большой мощности (5, 6, 7) и 3 котла меньшей мощности (2, 3, 4). Чтобы нормально сработать зимой, нам необходимо иметь в работе 2 больших котла и один малый, плюс водогрейка. В резерве останутся 1 большой и 2 малых котла. Капитальный ремонт 3 котла завершим к середине мая. Самый дорогостоящий в плане ремонта объект (266 миллионов) – это котел №7, капитальный ремонт которого завершим до конца августа. Капитальный ремонт водогрейного котла №4 завершится до 15 сентября, генератора №5 – до 23 августа. Одновременно будем вести расширенный текущий ремонт 2 и 6 котлов, текущий ремонт 4 и 5 котлов, 1 - 5 турбин, 1 – 4 генераторов, градирни №1 и №2, осуществим реконструкцию действующего золоотвала №4. - Ну и напоследок вам тот же вопрос, который газета «Престиж» задавала на сессии гормаслихата заместителю генерального директора «Джета-7» по развитию Анне Замановой: можете ли вы гарантировать степногорцам безаварийное прохождение следующего отопительного сезона? - Еще недавно этот вопрос для меня был трудным – уже опоздали с началом ремонта и еще не утвердили график ремонта, неясной была ситуация с 7 котлом. Но сейчас, с учетом сделанных расчетов, составленных графиков и определенных объемов работ, я могу сказать степногорцам: «Джет-7» гарантирует своим потребителям стабильную, без срывов подачу тепла и электроэнергии в следующий отопительный сезон. Интервью провел Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Окончание. Начало в №18
| |
|
Всего комментариев: 0 | |