Главная » 2009 » Май » 16 » Выберется ли "Джет-7" из своего кризиса? (1 часть). Виктор МОЛОДОВСКИЙ
13:55
Выберется ли "Джет-7" из своего кризиса? (1 часть). Виктор МОЛОДОВСКИЙ
«Джет-7» - тема, интересная всем. И не потому, что это во всех отношениях передовое предприятие. Совсем даже наоборот. Но, да простят меня трепетно относящиеся к классике, «он уважать себя заставил», «когда не в шутку занемог». «Джет-7», владеющий местной ТЭЦ, стал для нас притчей во языцех, заставив, в прямом смысле, на собственной шкуре почувствовать последствия множества неурядиц на этом беспокойном предприятии. Нам теперь интересно, как там держится седьмой котел, не дал ли снова течь второй, не вышла ли из строя водогрейка, куда идет пар с ТЭЦ и что там у нее на выходе и входе.
Мы, взбешенные минувшей, аварийной зимой, хотели радикальных перемен для ТЭЦ – избавления от ее нынешних собственников и передачи станции, в какой-то миг показалось, в надежные государственные руки. Об этом просили депутаты, этого хотели представители городских общественных объединений, а за ними, их обращениями в верхи, считай, весь город. Но, как стало известно, государству наша ТЭЦ в собственности не нужна и крест под названием «Джет-7» нам нести еще долгое время. Обновление пока лишь коснулось степногорского руководства «Джета-7»: на смену бывшему гендиректору предприятия Владимиру Плотникову пришел новый – ИЛЬДАР ГИНИАТУЛИН. Что ожидать нам от этих перемен, от нынешнего руководства? Спустя 2 недели после вступления в должность новый директор «Джета-7» (сразу видно, человек военный – держит данное журналистам слово) отвечает на вопросы газеты «Престиж».
 
Кадры, как выяснилось, тоже люди
 
- Ильдар Наилович, пора бы уже прямо сказать, что кадровые перемены в степногорском руководстве ТОО «Джет-7» вызваны минувшим, по сути аварийным отопительным сезоном. А какую задачу инвесторы поставили перед вами, перед куратором «Джета-7» Шамилем Хакимовым, когда решено было назначить вас вместо Плотникова и Алтынбека Каршегенова вместо бывшего финансового директора предприятия Сибагатулина?
- Действительно, причина перестановок связана с затянувшейся аварийной ситуацией на ТЭЦ, с ее неудовлетворительным состоянием. Сегодня станция работает в аварийном режиме, что называется, с колес. Мало внимания уделялось оборудованию. Отсюда нестабильность. Неправильная организация работы была. Должны быть определены приоритетные направления. Этого не сделали. Неэффективность руководства и вызвала кадровые перемены.
Инвесторы понимают, что вторую такую зиму нам никто не простит. Степногорцы не должны быть заложниками промахов руководства предприятия. Да, нужно вкладывать в производство финансы. Но можно вложить миллиард, два, три, а толку не будет. Необходимо иметь четкий план, знать пути выхода из создавшегося положения.
Основная задача, которую поставили перед руководством «Джета-7» инвесторы, – привести ТЭЦ к плановому режиму работы, чтобы были расчет, плановая работа, чтобы имелись необходимые запасы, ремонтный фонд – по существу все это сводится к разумной экономике.
- На сайте газеты «Престиж» (http://press.ucoz.kz/) можно ознакомиться с мнениями читателей относительно последних кадровых перестановок в «Джете-7». Вот самые категоричные. Что толку менять шило на мыло, ведь, условно говоря, хакимовская команда (вы полтора месяца работали в «МашзаводМунае», Мокрослоева отвечала в «Джете-7» за финансовое направление) уже управляла «Джетом-7» до Плотникова и оставила о себе, мягко скажем, не лучшие воспоминания. Другое, более категоричное читательское мнение: правильнее было бы, чтобы не на уровне исполнителей происходила замена, а на уровне собственников, которые не вызывают у степногорцев доверия.
- Я не из команды Хакимова. Мы работали в разных структурах. При выборе гендиректора предприятия важнее оказался тот факт, что я производственник, имею опыт работы с большим коллективом. Работа гендиректора – это, прежде всего, организация эффективной деятельности предприятия, грамотной экономики, правильного использования финансовых средств. Видимо, эти способности собственники «Джета-7» увидели во мне, когда предложили возглавить предприятие.
- Безусловно, руководитель на любом предприятии должен быть хорошим организатором. Но если речь идет о ТЭЦ (а для «Джета-7» станция – главное предприятие), об объектах энергетики, здесь мало одних только организаторских способностей. Это такое производство, последствия ошибок на котором слишком дорого обходятся потребителям. Ну вот, говорят, будут теперь введены армейские отношения (вы ведь с Хакимовым люди военные), команды типа «встать», «разрешите доложить» и т.п., а до сути дело при таком, армейском подходе не дойдет. Чего ждать от бывшего военного, не разбирающегося в энергетике? Такому руководителю легко пыль в глаза пускать, все равно в энергетике не разбирается. Отсутствие специального образования считается вашим существенным минусом как руководителя.
- Время покажет. Могу лишь сказать, что у меня были два прорывных проекта, и я с ними справился. У меня широкий профиль деятельности в прошлом: я и автомобилист, и строитель – производственник, словом. Когда дело касалось строительства аэродрома, то тоже кому-то казалось, что не справлюсь. Но мы за один сезон построили авиабазу в Караганде, и сделали свою работу качественно. Поэтому при желании работать, а оно у меня есть, - справлюсь.
- Кадры, к счастью, - это не только руководство «Джета-7». Это и трудовой коллектив, те, кто при любом руководстве тянет на себе основную ношу, обеспечивая работу станции. Еще найдутся на предприятии специалисты, на которых можно положиться. Скажите, в отношении этих кадров какие-то перемены к лучшему ожидаются? Ведь к «Джету-7» было много претензий со стороны рабочих и по своевременной и достойной оплате труда, и по обеспечению спецодеждой, спецпитанием, и по созданию нормальных условий труда. Большие нагрузки на работников - наверное, они и теперь остаются. При этом сильно недоверие у трудового коллектива к приезжим подрядчикам, которые получают в несколько раз больше местных специалистов и за которых порой приходится переделывать работу.
- Честно скажу, когда я прибыл сюда, в первые дни у меня сложилось такое мнение, что руководство здесь сильное (я имею в виду мастеров, начальников участков, руководителей цехов), а рабочий персонал в основе своей неквалифицированный. На сегодняшний день мое мнение изменилось. Рабочие в большинстве своем, считаю, вполне способны качественно трудиться. И, напротив, теперь у меня больше претензий к руководству персоналом.
Говорить о том, что на ТЭЦ большая нехватка квалифицированных специалистов, у меня нет оснований. Работать есть кому. Конечно, те условия, в которых сейчас трудятся люди, неприемлемы. Я бываю на станции каждый день, и, честно скажу, у самого мало желания ходить по темным и запыленным помещениям. Главное – создать нормальные условия работы (как, например, сейчас на Экибастузской ГРЭС-1). И люди к нам пойдут обязательно. Что для этого нужно? Чтобы цеха были чистые, чтобы рабочие места освещались, чтобы были обеспечены необходимые меры безопасности труда. И многое здесь зависит от организации производства на различных уровнях. Не все это делают. Поэтому произойдут определенные перестановки и среди руководителей среднего звена, непосредственно на ТЭЦ. Если положение дел не менять, то станция постоянно будет работать в аварийном режиме. А пока примерно так можно охарактеризовать отношение людей к делу: на работу приехал, кое-как отбыл 8 часов – и все. Мы выстраиваем иную политику в отношении работников: если человек трудится на совесть, качественно, он должен получать больше. Разница между неквалифицированным и квалифицированным трудом в скором времени будет заметной. Должна быть четкая дифференциация в оплате труда - с учетом профессионализма работника. Определять все будем по качеству выполненных работ. Профессионалы должны цениться на предприятии. Это неправильно, когда сварщик 6 разряда получает как разнорабочий.
- А кто и как будет определять качество труда?
- У нас есть специальная служба для этого – ПТО. Я не исключаю, что создадим новое подразделение, отвечающее именно за качество выполнения работ. Есть идея образовать инспекцию технадзора, которая не будет подчиняться ТЭЦ - только генеральному директору. А сегодня, на мой взгляд, оценка качества ремонта, при существующей схеме подчинения, завышается. Инспекция будет контролировать объемы выполненных работ, их качество. И если на нее никто не станет давить, оценка будет независимой, объективной.
Теперь о командированных, о генподрядчиках. Да, разница в зарплате сегодня заметная. Но уже решено, что мы постепенно перейдем к созданию своих ремонтных подразделений, откажемся от услуг генподрядчиков. Не во всем, так как есть работы, для которых нам держать специальный штат неэффективно (например, высотные работы). Сейчас, к примеру, мы нанимаем подрядчиков, чтобы утепляли теплотрассу, но разве при разумном подходе мы не сможем сделать эту работу сами? И таких примеров немало. Тем более что в некоторых случаях наши ремонтники переделывают работу после подрядчиков. Будут образованы отдельные ремонтные бригады в котельном, турбинном цехе, в химцехе. При этом зарплату заместившим подрядчиков нашим работникам оставим на уровне той, какая выплачивалась командированным. Конечно, это задача не одного года – научиться обходиться собственными силами. Но она нам по плечу. Со своими легче. У них другое отношение к делу. Им здесь жить.
Скажу и другое: люди, которые некачественно работают (в том числе из наших), здесь не останутся. Это будет касаться как руководства «Джета-7», ТЭЦ, так и работников, занятых непосредственно в производстве. Оно у нас слишком ответственное. И цена ошибки большая. В этом заинтересован не я лично – это интересы производства и города. И степногорцы обязательно почувствуют качественные изменения в «Джете-7» к лучшему уже в ближайшую зиму.
- А как быть с дефицитом кадров на ТЭЦ? У вас практически постоянно более 100 человек не хватает. Причем дефицит тех кадров, которых в Степногорске уже днем с огнем не найти.
- У нас сегодня на 120 человек меньше, чем требуется по штатному расписанию. Самое слабое звено – эксплуатация. Ремонтом заниматься можно постоянно. Но если мы не поднимем эксплуатационную группу, ситуацию не исправим. Как исправить? У нас велась постоянная профессионально-техническая подготовка. Выражалась она, в основном, в обучении мерам безопасности. Сейчас мы определили группу людей, имеющих право на преподавание, - это опытные работники, которые займутся технической подготовкой молодых работников в части эксплуатации и ремонта оборудования. Лицей №13 готовит нам кадры, но там обеспечивается узкий профиль. Лучше, чем наши работники, никто специалистов не подготовит. Поэтому обучать будем сами. Получим соответствующую лицензию, выделим помещение и создадим постоянно действующий учебный центр.
Сегодня у нас потеряно среднее поколение, на ТЭЦ остались, в основном, люди предпенсионного возраста – наш золотой фонд и молодые, которым надо учиться. Сразу восполнить этот пробел будет тяжело. Кроме задействования внутренних ресурсов мы используем возможности Павлодарского техникума. В условиях ограниченной занятости работников на других предприятиях рассчитываем на приток к нам высвобождающихся специалистов. Сократим дефицит кадров, но одно можно сказать определенно: человек не пойдет работать туда, где нет перспектив. У наших работников они появятся.
- Перспективы для работников – это и предмет заботы профсоюзной организации предприятия. Помнится, председатель профкома «Джета-7» Елена Донцова еще совсем недавно была крайне не удовлетворена тем, как обеспечивались законные интересы работников на предприятии. Наверняка, она представила вам свое видение оптимальных взаимоотношений руководства и рабочих. О чем вы договорились с профсоюзом?
- Первый ее вопрос был связан с долгами по зарплате. Мы своевременно платим коллективу «Джета-7», пока только февральскую зарплату выдали генподрядчикам. Выплатим оставшиеся долги в ближайшее время и постараемся впредь их не допускать.
Обсуждался вопрос и о подвозе людей на работу. Вопрос решен: начальники участков, цехов приезжают на полчаса раньше – принимают смену. К автобусу были претензии. В нем зимой очень холодно, он требовал ремонта. Сейчас мы автобус арендуем, платим за это деньги. Я поставил задачу задействовать автобус предприятия – будем обеспечивать доставку работников на ТЭЦ в нормальных условиях, без давки. И вообще, будем отходить от услуг арендодателей. Аренда распространится лишь на то, что редко у нас используется. Обсуждаем вопрос по питанию. Донцова предлагает сократить обед до получаса в дачный период. Я понял, что для степногорцев дачи составляют существенную часть доходов. В других городах с такой ситуацией я не сталкивался. Для меня это тоже сегодня проблема. Коллектив обозначил ее, и я не могу отмахнуться. Здесь, оказывается, большая урожайность.
- Нет, потому так важны дачи для степногорцев, что у нас не столько урожайность высокая, сколько оплата труда маленькая. Надо же как-то выживать.
- Мы поднимем оплату труда. Обеспечим качество работы на производстве - появится возможность больше платить людям. Будет больше внимания тому делу, которое приносит доход.
- Говорят люди о том, что спецодежда никуда не годится, что она пережила уже все сроки носки.
- Я занимался и спецодеждой. Вопрос возникал насчет рукавиц. Приобрели. В цехах пыль невозможная – нужны очки. На складах очки есть. Вопрос был и по резиновым сапогам. Есть сапоги. Спецодежда уже заказана. Даны указания, чтобы она была нужного качества. Мыло, молоко, спецодежда – все это будет обеспечено в необходимом количестве.
У нас сегодня с профсоюзным лидером нет разногласий. Я знаю, что до моего прибытия они были между профсоюзом и руководством. Моя позиция такова: мы не противники, а помощники друг другу.
- Нельзя не сказать и о технике безопасности. Вы знаете, что на ТЭЦ доходило до смертельных случаев?
- Занимаемся этими вопросами. Подготовлен план работы по обеспечению безопасности труда. Сама по себе ТЭЦ – объект повышенной опасности. Особенно это касается котельного цеха. Там сейчас восстанавливают освещение, выгребают золу, угольную пыль, восстанавливают проводку, предотвращают протекание воды. Иными словами, устраняются причины возникновения возгораний. Начали мы эту работу дней 10 назад, и уже заметны изменения к лучшему. Работы там непочатый край, но до зимы мы обязательно кардинально повысим уровень безопасности труда.
- А скажите, к вам простой человек, работяга, как может попасть на прием? Ведь до недавнего времени это тоже была большая проблема. Еще и обматерить могли.
- График своего рабочего дня я довел до всех. С утра до обеда работаю в «Джете-7», с обеда до вечера – на ТЭЦ. На станции ко мне может прийти любой. Я сначала хотел установить время приема, потом решил, что человек может зайти тогда, когда это надо ради дела. Общаюсь с рабочими постоянно. Мне порой с ними легче говорить, чем с их начальниками. Сам производственник, я давно научился находить общий язык с рабочими. Мне понятны их чаяния, их настроения, я не понаслышке знаю их проблемы. Сам из рабочей семьи.
Сегодня, к примеру, я беседовал с охранником нашего предприятия. Он сирота. Подход у меня здесь такой: помочь ему – он станет человеком. А если не поддержать, где-то споткнется – и, возможно, потеряется в жизни. Поэтому решили отправить его учиться. Он пойдет в энергетику, и мы будем оплачивать его обучение. Этот пример не станет исключением. Будем помогать всем, кому нужна поддержка предприятия.
Я поставил задачу – взять под опеку молодежь и, в частности, сирот, которые у нас трудятся. Мы должны опекать их, пока они не обретут твердую почву под ногами. Мы сегодня делаем ставку на молодежь. Если еще одно поколение упустим, то работать у нас будет некому.
- А насколько вы свободны в своих решениях, наделены полномочиями, чтобы все задуманное реализовать?
- Все, что касается производства, обеспечения полноценной работы предприятия, - это в моей компетенции. Кадровые вопросы, финансовые в пределах установленного бюджета – за все это отвечаю я. Скажу так: мне дана полная власть на предприятии, чтобы, с одной стороны, обеспечивать его устойчивую работу и, с другой стороны, максимально представлять интересы собственников «Джета-7» в Степногорске.
Самое время написать - «окончание в следующем номере»: к этому времени, уже после поездки на согласование в областной акимат, Ильдар Гиниатулин расскажет читателям «Престижа», насколько «Джет-7» финансово состоятелен и какой объем ремонтных работ, в какие сроки надо выполнить, чтобы следующая зима не стала для степногорцев очередным стихийным бедствием.
 
Интервью провел Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Окончание следует
Просмотров: 1405 | Добавил: Admin | Теги: Гиниатулин, Джет-7, кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Пришелец • 16:11, 17.05.2009
Всё замечательно. Красиво написано. Но Донцова не бывает в цехах, в частности в котельном и не требует от руководства "ДЖЕТ-7" улучшений условий труда. А как хотелось бы. Там людям надо платить двойную зарплату, это хуже чем в шахте. А зарплату и так выплатят, есть закон.
А проблему вижу сейчас не только в людях -их к этому приучили не платя регулярно зарплату, такое и отношение к работе"ОТСТОЯЛ СМЕНУ- И УШЁЛ".
И кроме того, денег на ремонт на сегодняшний день так и нет, инвестор ещё не разродился. Ремонт только только может быть начнётся, ну разберут весь хлам и мусор, демонтируют старьё и гнильё, а что монтировать, материалов нет-так как денег пока ещё нет, и сколько их будет на ремонт???????????????
Давайте Виктор посетите ТЭЦ и сделайте окончание интервью, и пусть Вам не препятствуют и покажут и расскажут всё. Как есть на самом деле. Удачи Вам в ваших изысканиях.
avatar