Главная » 2013 » Август » 31 » Вспомнить всё (Надежда КАХАНОВА)
14:33
Вспомнить всё (Надежда КАХАНОВА)
С каждым днем все ближе и ближе значимая для каждого истинного степногорца  дата – полувековой юбилей нашего города. Сегодня среди нас очень мало осталось тех, кто начинал строить этот город, кто отдал ему лучшие свои годы.  Но мы стараемся не забывать о них, и на страницах «Престижа» время от времени вспоминаем тех, кому обязаны всем, что сегодня нас окружает. Но, рассказывая о людях, которые, безусловно, заслужили того, чтобы их помнили потомки, мы забываем о других полноправных «жителях» Степногорска – о его зданиях. А ведь они, как и люди, имеют свою судьбу, неотъемлемую от наших судеб. Они, как и мы, рождаются, живут и умирают и тоже заслуживают того, чтобы их помнили следующие поколения горожан. Воспоминания о том, каким был Степногорск еще совсем недавно, мы хотим начать со зданий, являвшихся когда-то душой Степногорска, но в известные времена утративших свое предназначение.
 
Все эти здания называются одним словосочетанием – объекты культуры. Но сколько за этими сухими словами человеческого труда, творческих надежд, слез печали и радости!
Первым из объектов культуры в Степногорске был построен небольшой кинотеатр «Юность». Название, судя по всему, намекало на то, что появился он в молодом, строящемся городе, причем в том самом году, когда Степногорск получил статус города, то есть в 1964 году. Впрочем, называть «Юность» только кинотеатром было бы не совсем правильным, поскольку в те годы он выполнял функции культурного центра города. Здесь работали кружки по интересам, музыкальные студии, куда ходили заниматься взрослые и дети со всего, тогда еще очень маленького города. Только через четыре года в Степногорске появился еще один многофункциональный клуб с созвучным тому времени названием - «Октябрь», первым директором которого стал Аполлинарий Вольский.  
Небольшой клуб на окраине города, пристроенный к комплексу, вместившему в себя  столовую, продовольственный и книжный магазины, оставил после себя светлую память в прямом и переносном смысле. Мало кто знает, что именно из стен клуба «Октябрь» вышел известный далеко за пределами Степногорска ансамбль народного танца «Радуга», создателем и многолетним руководителем которого была Валентина Костенкова. Именно в клубе «Октябрь» зародился самодеятельный театр, первым из степногорских коллективов, получивший звание народного. Пропуск к всеобщему признанию обеспечил театру его режиссер – геолог по образованию, но при этом удивительно творческий человек Владимир  Павленко. В «Октябре» находилась и главная художественная мастерская объектов культуры, где творил прекрасный художник Арнольд Галингер, под чьим руководством оформлялись все городские мероприятия, изготавливались декорации,  рекламные щиты и плакаты.
К сожалению, клубу «Октябрь» была отпущена самая короткая жизнь из всех городских  культурных центров. Возможно, виною тому его крайне неудобное месторасположение. Уже в мае 1976 года после торжественного открытия Центрального дворца культуры (так назывался в те годы ДК  «Горняк»), клуб «Октябрь» утратил свою первоначальную миссию. Еще  некоторое время  он существовал в качестве Дома пионеров, но вскоре его покинули и дети – у них появилось собственное, специально для них построенное здание.
В те, не такие уж давние времена, каждое уважающее себя крупное предприятие старалось обзавестись собственным Домом культуры, так как культурно-массовая работа была в большом почете и всячески поощрялась руководством страны.  Разумеется, такое мощное предприятие, как СУС, тоже не могло остаться без своего клуба, и в 1972 году степногорские строители, как нынче модно говорить, презентовали Дом культуры под названием «Звездочка». Такое название новый Дом культуры получил в связи с тем, что первые строители были военными и носили на погонах звездочки. Впоследствии это название сменилось на более соответствующее сути профессии - «Строитель». Двадцать лет ДК «Строитель» был одним из лучших Домов культуры области. Здесь работали такие талантливые люди, как супруги Нина Николаевна и Валентин Васильевич Харченко. Созданный ими знаменитый инструментально-танцевальный ансамбль «Степногорочка», получил звание народного вопреки всем правилам, прямо во время республиканского фестиваля народного творчества профтехобразования Казахстана, где «Степногорочка» поразила жюри разнообразием репертуара и высоким уровнем исполнения.  А какие сильные были в этом ДК вокалисты: Валентина Воронина, Валентина Курносова, Юрий Бойко, Николай Коньков, репертуар которых составляли известные классические произведения.  Действующие в «Строителе» кружки по интересам, привлекали сюда десятки горожан разного возраста. Когда-то и я водила свою маленькую дочь в танцевальную студию ДК «Строитель» (теперь на месте тех зеркальных зал, где прежде жили музы, идет бойкая торговля строительными смесями и предметами сантехники).
Со временем  собственными культурными центрами обзавелись  ГПЗ-16 (ныне АО «СПЗ») и ПК «Прогресс». Причем, несмотря на их многочисленность, Дома культуры вовсе не пустовали. Самодеятельных коллективов в городе было столько и интерес горожан к ним был так велик, что смотры-конкурсы проходили в течение месяца и неизменно при полных залах. Между прочим, именно в ДК «Машиностроитель» (ГПЗ-16) появился народный хор под управлением Юрия Демьяненко. Впоследствии он перебрался в ДК «Строитель», а после продажи последнего в 1997 году, окончательно обосновался в ДК «Горняк». А кто помнит теперь, что балетная студия под руководством Нелли Адильбаевой – гордость нашего города – начинала свою работу в поселковом ДК «Родина», затем переселилась в подвал одного из домов первого микрорайона и только много позже обрела постоянную прописку в ЦДК?
Но строились в Степногорске не только Дома культуры. В 1978 году горожане получили прекрасный подарок в виде современного широкоформатного кинотеатра с нежным женским именем «Айгуль». Это был единственный кинотеатр такого высокого уровня на всю Целиноградскую область. Здание по тем временам роскошное: с залом на 650 мест и просторным фойе, легко вмещавшем огромную елку для проведения детских новогодних утренников.  Кроме того, на первом этаже находились кафе и игровая комната, где молодые родители могли оставить своих детишек на время киносеанса.  На втором этаже здания располагались административные помещения и большая операторская с несколькими кинопроекторами. В штате кинотеатра, кроме директора (Л.Т. Симашко), кассиров, контролеров и киномехаников, были собственный художник и методист. Старожилы Степногорска наверняка помнят, каким был «Айгуль» в свои лучшие годы. Он выполнял не только развлекательную, но и образовательную миссию. Это был даже не кинотеатр, а некий культурный центр, где перед  началом киносеанса можно было полистать за столиком в фойе популярные журналы, послушать музыку, посмотреть выставку местных фотографов или художников, стать участником кинопанорамы. Все новые фильмы, выходившие в те годы на экран, сразу же появлялись на афише «Айгуля». Думаю, не ошибусь, если скажу, что  большинство горожан среднего возраста в первый раз смотрели двухсерийный фильм «Экипаж» именно в зале кинотеатра «Айгуль», и, может быть, даже не по одному разу. И может быть, кто-то из них вспомнит, как у входа зрителей встречал тот самый Игорек Калинкин, еще с тех времен  ставший своеобразным талисманом степногорских учреждений культуры.  С неизменной черной папкой в руках, он на полном серьезе исполнял роль строгого контролера.
Руководству «Айгуля» удалось наладить очень прочную связь с Союзом кинематографистов СССР, благодаря чему степногорцы имели возможность периодически встречаться с самыми знаменитыми артистами страны. У нас в гостях побывали Петр Вельяминов, Наталья Гундарева, Евгений Весник, Вячеслав Шалевич, Лия Ахеджакова, Светлана Тома, Кирилл Лавров и многие другие. Билеты на такие встречи с любимыми артистами были нарасхват. Люди приходили со своими стульчиками, сидели в проходах. В 1981 году сотрудники кинотеатра замахнулись не на что-нибудь, а на участие во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Разумеется, на выставку в Москву огромное здание не вывезешь, но сотрудники «Айгуля» обеспечили его участие в виде роскошного фотоальбома, который сами и подготовили. Наверное, многие удивятся, узнав о том, что степногорский кинотеатр «Айгуль» занимал 1 место по Казахстану среди объектов культуры подобного профиля.
В 1991 году к «Айгулю» был присоединен городской парк культуры и отдыха и с этого времени кинотеатр получил статус Дворца культуры. Но ненадолго…
О том, что началось после падения «железного занавеса» лучше и не вспоминать. В городе открылись видеосалоны, где дни напролет крутили низкопробные западные фильмы, и уже никто не делил сеансы на «до 16 лет» и старше. Это был какой-то шабаш на поминках по хорошему, доброму, советскому кино. Правда, просуществовали видеосалоны недолго.  Вскоре волевым решением городского руководства их деятельность была прекращена. Но свое черное дело видеосалоны сделали, уведя зрителя из кинотеатров и уничтожив тем самым их жизнеспособность.
В начале девяностых  ЦГХК, СУС и «Прогресс» отказались от «балласта» в виде объектов культуры и здравоохранения, среди которых были библиотеки, детский лагерь отдыха «Мечта» в Боровской курортной зоне, городской парк культуры и отдыха, профилакторий «Орбита», ДК «Строитель», ДК «Айгуль» и другие.  Все эти объекты предприятия просто подарили городу, объяснив это освобождением «от несвойственных им функций».  И как же  распорядились городские власти таким щедрым подарком? Некоторое время спустя, их распродали за бесценок. Страшно сказать, но такое великолепное здание, как ДК «Айгуль» был продан за каких-то 20 тысяч тенге, а кинотеатр «Родина» в пос. Заводском - вообще за 2 тысячи тенге. Дороже всех ушел с молотка ДК «Строитель» - за 132 тысячи тенге. Даже по ценам двадцатилетней давности это смехотворные деньги. Но, как говорит начальник отдела культуры Иван Ковцур, тяжелое экономическое положение тех лет не оставляло шансов для сохранения всех городских объектов культуры. С трудом удалось отстоять лишь Дворец обрядов. Обидно было бы потерять еще и это уникальное здание. В свое время в его создании участвовала, чуть ли не вся страна. Например, настенные панно делали ленинградские художники, по спецзаказу изготавливались люстры, имевшие собственное имя - «Северное сияние». Столь необычное здание и открывалось необычно. В один из дней 1987 года на церемонию торжественного бракосочетания в новый Дворец обрядов были приглашены около 12 пар молодоженов. Среди гостей - городские и областные руководители, народные депутаты, журналисты и даже строители, чьими руками создавалась вся эта красота. У входа стояли швейцары в красивых ливреях, играла музыка. А площадь перед зданием была битком забита горожанами, желавшими своими глазами увидеть редкое зрелище. Кстати, нынешний директор бывшего Дворца обрядов, а ныне Дома дружбы и творчества - Галина Мариничева - работает здесь с того самого памятного дня. И, наверное, нелишним будет упомянуть о том, что неделю назад Галина Мариничева была награждена за свой вклад в культурную жизнь города Благодарственным письмом Президента РК. 
Да, немногие городские объекты культуры смогли удержаться на плаву в лихие годы. Из шести библиотек, к примеру, в настоящее время продолжают работать только две. Из всех городских клубов и Домов культуры единственными, кому удалось выжить, стали ДК «Горняк» и бывший кинотеатр «Юность», преобразованный в 1993 году в ДК «Мирас».
Между прочим, свое нынешнее название ДК «Горняк» получил уже после его передачи на баланс степногорского акимата в 1994 году, тогда же перед зданием была установлена скульптура шахтера. Таким образом,  городское руководство решило закрепить в памяти горожан тот факт, что изначально Дворец культуры принадлежал Целинному горно-химическому комбинату и стал своеобразным подарком горожанам от руководства комбината. Вместе с потерей объектов культуры город потерял и многие творческие коллективы, обогащавшие культурную жизнь Степногорска.  До наших дней дожили лишь десять из них. И хотя в последние годы развилась обширная сеть домашнего досуга - от спутникового телевидения до интернета, подменившая собою живое общение, но,  слава Богу, не перевелись еще в Степногорске любители «живой музыки» и трепетного контакта  с артистом – глаза в глаза.
Начальник отдела культуры Иван Ковцур считает, что существующих ныне основных объектов культуры - а их в городе четыре: ДК «Горняк», ДК «Мирас», Дом дружбы и творчества и Дом детского творчества - вполне достаточно, чтобы удовлетворить духовные потребности населения. Ведь если в  1994 году население города составляло 68000 человек, то сейчас едва набирается 44000 человек. И, тем не менее, с вместимостью  некоторых из них уже возникают серьезные проблемы. Во всяком случае, в тех, где занимаются дети. А как было бы здорово в бывшем  кинотеатре «Айгуль» разместить, к примеру, Дом детского творчества, а существующее ныне и давно ставшее тесным здание ДДТ отдать под станцию юных техников и станцию юных натуралистов. Ведь были же они когда-то в нашем городе. А то посмотришь вокруг, и как-то неловко становится перед городской детворой. Ну всем место нашлось  в бывших культурных учреждениях: ресторанам, саунам, магазинам, нетрадиционным религиозным объединениям - только детям там места нет.
 
Надежда КАХАНОВА   
 
 
 
Просмотров: 1554 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
1
Читаю и зачитываюсь и невольно думаю, как важно опереться на прошедшие страницы истории, чтобы оценить разницу прошлого и настоящего подсказывающей правильное направление будущего!
И в этом огромная заслуга автора прекрасного эпоса статей Надежды Кахановой, ярко повествующих об исторических вехах сравнительно молодого, но уже убеленного сединами минувших дней города Степногорска.
Многим степногорцам памятно, то время, когда город переживал эпоху своего расцвета, был по-настоящему любим и дорог каждому и с ним связывались надежды на долгую светлую незыблемую перспективу, увы, теперь это только в прошлом…
Спасибо, что остается хоть это…
avatar
2
самое что есть печальное, что никогда уже не будет так хорошо в Степногорске как раньше angry
avatar