Главная » 2012 » Октябрь » 18 » Время собирать камни (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
22:34
Время собирать камни (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Ноябрь, 1 сентября, 20 сентября, 30 сентября, 2 октября - все эти даты связаны с окончанием капитального ремонта 2,6 км улицы Мира. Но вот 4 октября выпал первый снег, а центральная городская дорога так и не была введена в эксплуатацию. Последние скорректированные сроки открытия обновленной улицы сорваны. Возникли даже небезосновательные предположения, что строительство дороги будет приостановлено на стадии укладки крупнозернистого асфальта и завершится лишь с приходом весеннего тепла - укладкой мелкозернистого асфальта. По крайней мере, рассуждают оптимисты, можно будет учесть все недостатки ремонта, которые, возможно, выявятся в ходе зимней эксплуатации незавершенного дорожного полотна, и будет, в условиях сухой и теплой весны, больше гарантий качественной укладки асфальта.
Как бы там ни было, настало время собирать камни – осмыслить, почему у нас укореняется недобрая традиция (вспомните последнюю незавершенку - детский сад в 7 микрорайоне, водные коммуникации на карабулакском направлении, бестобинскую дорогу, два давно обещанных новых дома) – срывать сроки ввода объектов в эксплуатацию. И это при тотальном депутатском, партийном, техническом, административном контроле. Пусть даже и без участия, как сказал Владимир Козейчук, «спрыгнувших» инициаторов дорожных протестов.
Кто виноват и что делать? На эти извечные вопросы читателям газеты «Престиж» отвечают и общественные контролеры, и заказчики, и исполнители. Мы собрали всех.


Галия КОПЕЕВА, секретарь Степногорского городского маслихата:
- Вопрос завершения ремонта улицы Мира начал волновать депутатов уже с середины срока ремонтных работ, когда мы увидели, что идет отставание. И вот наши опасения подтвердились: на сегодняшний день (5 октября. – В.М.) ремонт дорог не завершен. Осталось положить верхний слой – мелкий асфальт, которому нужна сухая погода. Очень надеемся, что подтвердятся прогнозы синоптиков и с понедельника наступят теплые дни.
Тем не менее, можно однозначно сказать: подрядчики - ТОО «Дорсервис-Кокшетау» - свое слово не сдержали. Они объясняют отставание от графика объективными причинами. Связали одну из них с поставкой асфальта из Акколя. Говорят, что изначально в проекте были недоработки, и очень большие. В частности, проектом не предусматривались пандусы. К нам приходили представители общественного объединения «Ерлiк» - обратили внимание на эту проблему. Мы тут же вызвали представителя генподрядчика. Нам пообещали: «Хоть в проекте это и не заложено – сделаем». Положили бордюрный камень, перевернули его, будут ровнять съезды на всех остановках, на подъездах ко всем зданиям.
Есть вопросы и к проектировщикам, конечно. Как этот проект прошел государственную экспертизу с таким большим количеством неучтенных работ? Не учтены особенности наших дорог, в частности, плывуны. В связи с этим есть у нас претензии к законодательству. Надо, чтобы предпочтение отдавалось местным проектировщикам, которые знают все особенности города.
Но ссылаться на одни только объективные, не зависящие от подрядчиков причины – неправильно. Нас не устраивали темпы ремонтных работ, количество занятых на ремонте дороги людей. Если что-то случилось с Акколем, покупайте строительный материал в Буланды, договаривайтесь с другими - ищите варианты.
Я думаю, что должны уже какие-то штрафные санкции применять к подрядчику за нарушение сроков сдачи объекта.
Да и заказчик - отдела ЖКХ - должен быть позубастей: надо с утра до вечера находиться на стройке и контролировать весь процесс ремонтных работ.
Мы, депутаты, постоянно звоним, встречаемся, проверяем. Технадзору покоя не даем. Нас и так упрекают, что мы слишком во все лезем. Куда жестче контроль? Подрядчики, как завидят нас, спешат поскорее от нас отвернуться.
Чтобы подобное не повторилось впредь, я считаю, готовить проекты для Степногорска должна местная проектная организация, нужна своя мощная строительно-дорожная фирма, необходим собственный асфальтный завод.

Эльмира САЛЫКОВА, директор Центральной городской библиотеки, председатель комиссии партийного контроля:
- Комиссия партийного контроля состоит из семи человек и регулирует все вопросы постов партийного контроля. Один из таких постов, который возглавляет Владимир Алексеевич Козейчук, контролирует ремонт центральной улицы.
Основная цель создания поста – контроль за расходованием бюджетных средств. Туда входит контроль и за качеством ремонтных работ, и за сроками выполнения ремонта, и за тем, какие виды работ ведет подрядная организация.
Что касается целевого расходования бюджетных средств, все расходуется согласно смете, финансовых нарушений нет. У нас единственный вопрос к подрядчику – только о сроках завершения ремонта улицы Мира. Однозначных ответов мы не получаем: то набирали рабочих, то техника идет, то материалы вовремя не поставляются. После всех наших рекомендаций увеличивалось и количество рабочих, и техника необходимая появилась.
Этот пост партийного контроля не закроется до тех пор, пока объект полностью не будет сдан в эксплуатацию. В ближайшее время пройдет заседание парткомиссии с участием подрядчиков и технадзора.Мы посмотрим, чем все закончится, и обязательно дадим свою оценку. Если мы выразим недоверие тем или иных подрядчикам, думаю, они сами должны воздержаться в последующем от участия в тендерах.

Хаджимурат ШАКЕНОВ, первый заместитель председателя Степногорского городского филиала НДП «Нур Отан»:
- Мы специально включили в этот пост партийного контроля людей, которые работают в строительной сфере. Мы не только следим за правильным расходованием бюджетных средств, но и осуществляем общественный контроль за стройкой. В первую очередь, контролируем график выполнения ремонтных работ. На начальном этапе нарушений по срокам не было. Все участки дороги были охвачены ремонтом. И трудно было предъявлять претензии к срокам до 30 сентября, когда дорогу должны были сдать в эксплуатацию. До конца месяца работа делалась.
Но на определенном этапе партийная комиссия пришла к выводу, что работы идут медленно. Одна из причин отставания, на наш взгляд, в нехватке рабочих поначалу и техники. Мы с первого дня об этом говорили подрядчикам. Не тем катком щебень укатываете – запустили два катка. Мало одного КамАЗа – добавили еще один. Почему бордюр кладете только с одной стороны? Начали с двух сторон класть. В августе пошел крупный щебень. Подрядчики сказали, что все договоры на поставку щебня у них есть. Но, надо понимать, что завод работает не только на нас. Начались задержки с поставкой материала. И в результате этого всего к сроку, определенному по договору, не успели.
Говоря об уроках этой стройки, я бы добавил один очень важный: тендеры на сезонные виды работ надо проводить раньше.

Владимир КОЗЕЙЧУК, директор ТОО «МСУ-104», председатель поста партийного контроля:
- Я смотрел за порядком укладки. На мой взгляд, основание положили неплохо. Технология очень хорошая. Подрядчики привозят горячий щебень, полностью обработанный битумом, и после укладки катками они его дополнительно поливают битумом. Это хорошая адгезия между слоями. Более точно скажет технадзор, когда шурфы сделают, лабораторные анализы проведут и будет заключение лаборантов.
Главная наша претензия к подрядчику связана с отставанием от срока сдачи объекта.
Обещали депутатам сдать объект в сентябре. И мы, ориентируясь на этот срок, подрядную организацию неоднократно подталкивали.
Я считаю, одна из главных причин отставания в том, что работы ведутся слабой подрядной организацией. В чем ее слабость? Очевидно, ТОО «Дорсервис-Кокшетау» раньше вело трассы в степи, где нет инженерных коммуникаций. Вот и у нас они грубо загнали тяжелую технику без учета городских условий. Мной был задан вопрос, работали ли они где-то в городе. Они ответили: да, работали в Кокшетау. Возможно, они там укладывали асфальт и бордюр, не трогая основания. Но в Степногорск они вошли, не рассчитывая на пересечение инженерных коммуникаций. А у нас их много: и теплосети, и ливневка, и хозканализация. Подрядчики, загнав тяжелую технику, где-то зацепили и ливневые колодцы, и связь. Но, надо сказать, после неоднократных наших замечаний все разрушенное восстановили.
А потом подрядчики столкнулись с плывунами, и тут появились вопросы. Но это же естественно: раз в городе ведутся работы по водоводам, надо было предвидеть, что такие проблемы будут. Да, магистрали у нас поменялись, но есть еще и внутриплощадочные сети – они не обновлялись. Это надо было учитывать. И прежде всего, проектировщикам. Я считаю, сырой проект. Проектная организация тоже многое упустила. У меня создалось впечатление, что они трассировку трассы, как им показали, так и отразили, а геологические шурфы не сделали. Кто заказывал проект, тот и должен был контролировать его исполнение.
Важный фактор, который сказывается на сроках завершения работ, – заключение договоров. К началу наших тендеров договорная кампания на поставку асфальта у ближайших заводов-изготовителей уже была завершена. У нас здесь асфальтобетонного завода, нет и щебзавода. Строительные материалы приходится возить со стороны. Это затратно. Асфальтобетонный завод в Акколе - самое маленькое плечо, но там с ранней весны заключаются договоры с близлежащими заказчиками. А у нас тендер прошел поздно, и теперь, как мне кажется, мы получаем строительный материал по остаточному принципу.
Кроме того, подрядчики не сразу реагировали на замечания об увеличении количества дорожных рабочих, специалистов. Недостаток людей, техники – все это вело к отставанию от графика, к срыву. Сложно потом нагнать упущенное. Надо было гораздо серьезнее отнестись к городу.
При всем при этом, я считаю, что к сроку все работы могли закончить. Надо было не снижать темпы строительства в теплое время. К примеру, субподрядчик - ОАО «Кокшетау жолдары» - работал и в выходные, и в праздники. А работники ТОО «Дорсервис-Кокшетау» в День строителя не работали - праздновали. Ремонтные работы на дорогах ведутся с весны и до осени, и у дорожных организаций в это время выходных нет, работают и по 12 часов, и сутками, когда ведется подготовка оснований.
Я считаю, что, исходя из сроков и городских условий ведения работ, надо было частями делать ремонт - сначала от кольца и до рынка, потом от рынка и до акимата, так до штрафстоянки. Но, очевидно, подрядчики не рассчитали свои силы, загнали на весь участок технику, чтобы дважды потом не загонять. И вот результат.
Теперь же, если будет сухо и тепло, подрядчику нужно одновременно с двух сторон, двумя асфальтоукладчиками, вести асфальтоукладку - от «Болашака» и от кольца. Непрерывно должен работать на них асфальтобетонный завод. А в это трудно поверить.
Мы подошли к тому, что уже можно класть крупнозернистый асфальт. А дальше, на мой взгляд, нужно прекратить работы. И все остальное, что у нас весной вылезет, пусть исправляют, выравнивают мелкозернистым асфальтом, если, конечно, к тому времени никуда не убегут. Температурный режим меняется. И если сейчас подрядчики начнут класть мелкозернистый асфальт, будет брак, так как асфальт кладется при определенных температурных режимах.

Анара ЗИЯТОВА, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог:
- Согласно условиям договора ТОО «Дорсервис-Кокшетау» должно было закончить все работы 2 октября. На сегодняшний день подрядчик отстает от графика – это всем видно.
Срыв пошел в основном из-за несвоевременной поставки материалов – именно черного щебня. Завод, когда нам нужен был щебень, отпускал асфальт для объекта республиканского значения. Дня 3 – 4 ушло, наши подрядчики простаивали. Когда нужен был крупнозернистый асфальт, подрядчики тоже стояли. Многие объекты в Астане, в Кокшетау были на стадии завершения. Заводы были загружены работой. Все спешили сдать свои объекты к холодам. Если бы эти дни не упустили, сегодня была бы другая картина. Это объективные причины отставания. Были, конечно, и субъективные.
Немножко хромает организационная работа на предприятии, многое зависит от руководителя. Изначально у нашего подрядчика было недостаточно дорожной техники, не хватало рабочих дорожных специальностей. Видимо, ТОО «Дорсервис-Кокшетау» взяло параллельно нашему еще какой-то объект в областном центре.
То, что сразу по всей дороге начались работы, на сроки отрицательно не влияет. Подрядчики, когда заключали с нами договор о сдаче объекта до 30 сентября (первоначально значился ноябрь), согласились работать только при таких условиях, что все сразу будет вскрываться. Иначе по участкам, говорили они, не успеют. Мы консультировались в Кокшетау – и нам сказали: намного быстрее работать на всем объекте сразу, чем закрывать участками.
Больше никаких претензий у нас к подрядчику нет. В части технологии, если есть какие-то замечания, все сразу устраняется – например, по установке бордюров, как их укладывать. За всем следит технадхор, наш специалист делал замеры, вырезки из основания на соответствие техническим требованиям. Финансовых нарушений тоже нет.
У самого подрядчика есть претензии к проекту – не все учтено. Но проект прошел госэкспертизу. Идеальных проектов не бывает, и профессиональные дорожники всегда найдут выход из затруднительной ситуации. Все оформляется техническим решением. Из-за недоработок проекта подрядчики не стояли.
Остался неуложенным последний слой – мелкозернистый асфальт. Но синоптики прогнозируют хорошую погоду, и мы в любом случае эту дорогу сделаем.
Еще 10 дней, неделю – и все завершим. От наводнений на перекрестке у базара уйдем, ливневка работает. Ливневые колодцы, которые были разрушены, восстановлены.
Уроки? Многое зависит от проектной организации. На всех этапах проектирования специалисты должны подходить к делу более основательно. Наверное, на уровне республики надо ужесточить контроль по выдаче экспертизы.
Дальше будет легче. В этом году мы не могли раньше, до начала финансирования, объявить тендер на капитальный ремонт дороги. На следующие годы разрабатывается ПСД на капитальный ремонт Лунного проспекта и улицы Ленина. В ноябре мы получим заключение госэкспертизы и до 2015 года будем обеспечены и необходимой документацией, и достаточным финансированием. А это значит, можно будет раньше проводить конкурсы и раньше начинать ремонтные работы.
В следующем году нам будет проще и потому, что не надо трогать основания улицы Ленина и Лунного проспекта. Лишь 3 – 4 слоя предстоит поменять. А здесь, на улице Мира, был плывун – на стадии проектирования это выявили, поэтому и основание полностью меняли. В дальнейшем только на Парковой улице и Целиноградской будет капитальный ремонт с заменой всего основания.

Арлан ДЖУСУГУНОВ, генподрядчик, заместитель директора ТОО «Дорсервис Кокшетау»:
Сегодняшним результатом, конечно же, мы недовольны. В силу определенных обстоятельств, не зависящих непосредственно от нашего предприятия, возникла такая ситуация, что мы к 30 сентября не успели. Могли бы успеть к сроку, где-то нас какие-то обстоятельства подвели, где-то сами оплошали. Оплошали, к примеру, в выборе поставщиков материалов на первоначальном этапе – по поставке щебня. Они нас подвели. Были большие срывы. У нас начались простои, на дня 2 – 3 мы останавливались.
В итоге мы сменили поставщиков, но период отставания, который сложился, нагнать было уже тяжело. Еще один отрицательный фактор с нашей стороны - несвоевременная доставка всей необходимой техники. Большое расстояние сказывалось. Позже это было учтено, техники у нас теперь в достаточном количестве.
При этом мы считаем необоснованными претензии в том, что специалистов было недостаточно. Неправильно говорить, что мы отстаем из-за нашего непрофессионализма, нехватки людей или технических средств. На рынке данных видов услуг в Акмолинской области существует очень большой перечень предприятий, которые не обладают теми техническими средствами, которыми обладаем мы. У нас 22 собственные единицы специализированной автодорожной техники. И помимо того мы сотрудничаем с транспортными предприятиями, которые оказывают нам свои услуги. На этом объекте было задействовано 70 человек, непосредственно рабочих - около 50, из них 32 наших специалиста – этого достаточно для данного объема работ. Да, мы добавляли людей, когда видели, что заказчик недоволен, – шли навстречу его требованиям.
Но не все от нас зависело. Когда мы зашли и начали изучать объект на месте – увидели то, что в проекте не отражено. К примеру, дальность возки всех материалов, минимум 100 км, не была учтена проектом. Не учтены те же плывуны. Не было произведено несколько экспертиз, чтобы получить полную картину. Это очень сильно сказывалось на темпах нашей работы. Надо было принимать решения на ходу, так как в проекте это не предусмотрено. В рамках законодательства приходилось согласовывать очень много вопросов с технадзором, заказчиком и проектировщиками. На это уходило время.
Упрекать нас в том, что мы разрушили коммуникации, - это было нечестно. Судите сами: 40 лет эта улица капитально не ремонтировалась, также не ремонтировались проходящие под ней коммуникации. Мы убирали земляное полотно. Мощная техника прошлась один раз вокруг колодцев, которые держались только за счет этого полотна, - и все посыпалось. И при этом мы внесли в проект изменения по желанию заказчика в целях более длительной эксплуатации дороги: она будет односкатной. Мы оказали содействие местному горкоммунхозу в очистке и подготовке к дальнейшей эксплуатации канализационной линии по левой стороне улицы Мира. Нормальная рабочая обстановка. Делаем же одно дело.
Нам еще 7 – 10 дней надо. Осталось только верхний слой асфальта уложить. Думаю, к 15 октября закроемся. Важно при хорошей погоде именно закончить все работы с дорожным полотном. У нас кроме асфальта будут знаки и другие работы по благоустройству, что можно делать при любых погодных условиях.
В любом случае все работы завершим. Никакой заморозки объекта до весны не будет. Ни в коем случае. Да, есть определенные параметры – техпроцесс должен выдерживаться. Погода обязательно учитывается. Постараемся уложиться в теплые и сухие дни. Производитель асфальтно-бетонных смесей добавляет порошки, которые допускают работу в минусовых условиях и укрепляют асфальт. Но это будет для нас дороже, приведет к увеличению наших расходов. И если погода нас подведет, мы готовы к этому.
Будем ли мы дальше участвовать в ремонте степногорских дорог? Я подумаю, прежде чем прийти сюда. Посмотрю, какой объект и кто составлял проект. Насколько первоначально все будет хорошо подготовлено и где проходила экспертиза. Да и раньше все это надо готовить.

В этом представленном вам калейдоскопе мнений, на мой взгляд, есть немало полезных уроков. Уроков, которые обязательно надо усвоить, чтобы в дальнейшем все делалось в срок и качественно. Хоть и сетует Анара Зиятова на то, что горожане своими протестными настроениями порой отталкивают потенциальных подрядчиков, но нельзя не признать и того факта, что именно голос общественности, при дружной поддержке СМИ, подвиг власть на спешное выделение дополнительных миллионов, позволивших в этом году сделать капитальный ремонт центральной улицы. Правда и то, что не следует доводить ситуацию до той степени критичности, когда поднимается общественность. Надеюсь, этот урок исполнительная власть усвоила хорошо.
Другой урок – опять же для исполнительной власти – в необходимости проявления постоянной инициативы. В государственных делах нужно работать на упреждение возможных проблем, трудиться с опережением, проявлять известную расторопность – чтобы не доходило у нас до аварий на водоводах или митингов на площадях. Была бы готова проектно-сметная документация загодя, так чтобы уже в бюджет 2012 года заложили средства на капитальный ремонт улицы Мира, можно было бы и тендер провести ранней весной. А потом, с первыми сухими и теплыми деньками, начать ремонт. Давно бы уже по асфальтированной дороге ездили.
Правы и те, кто предъявляет претензии к профессионализму: в одном случае – проектировщиков, в другом – исполнителей (в широком смысле этого слова). Сегодняшний наш пример показал, что профессионализма много не бывает и уж точно его бывает недостаточно, что в конечном итоге отрицательно сказывается на результате.
В связи с этим и несколько слов о контроле – общественном, депутатском, партийном. На мой взгляд, он, конечно же, нужен. Он не только раздражает, но и подгоняет, и даже, как нам говорят, в некоторых случаях способствует улучшению хода работ. Другое дело, что брать надо не числом, а умением. Специалистов среди контролеров должно быть больше, они по сути должны стать общественными помощниками исполнителям и в меньшей степени пугалами для них. Чтобы, как в нашем случае, при недостатке опытных дорожно-строительных организаций, имеющиеся не говорили: «Я подумаю, прежде чем прийти сюда».
На самом деле, все сказанное моими собеседниками сводится к одному важному уроку: нужно совестливое отношение к своей работе – на всех уровнях. Трудиться честно и при этом, добавлю от себя, не воровать. Но вот это мое обобщение, хоть и составлено из вполне решаемых частностей, почему-то кажется мне трудноисполнимым. А как вы думаете?


Виктор МОЛОДОВСКИЙ

      

Просмотров: 1107 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
avatar
1
Тут и Гоголь не поможет! (((
avatar
2
Асфальт поставляют с Акколя. Куда девался наш асфальтный завод?
avatar
3
>>Асфальт поставляют с Акколя. Куда девался наш асфальтный завод?
Проебали как его спиздили
avatar