Главная » 2011 » Август » 12 » «Сняли» со счетчика (Максим БАЛУЕВ)
10:27
«Сняли» со счетчика (Максим БАЛУЕВ)
Суд поставил точку в споре пенсионерки Екатерины Николаевны Лалетиной и энергоснабжающей организации, которая выставилат к оплате женщине, по сути, разорительный счет за услуги – 59 тысяч тенге за одну только электроэнергию.

С чего всё начиналось

Напомним читателям, что в конце декабря 2010 года в квартире пенсионерки закончился срок эксплуатации счетчика горячей воды. После новогодних праздников женщина пригласила контролера для снятия пломбы и записи показаний счетчика. По словам Лалетиной, к ней домой пришли два контролера «Степногорск-энергосбыта». Один из них занимался счетчиком горячей воды в ванной, а другой решил проверить прибор учета электроэнергии. Потом женщины-контролеры что-то молча писали, вручили плохо видящей пенсионерке бумагу, в которой велели расписаться. А когда женщина и ее дочери получили платежное извещение за январь, то увидели в нем выставленные к оплате 1680 киловатт на сумму 19220 тысяч тенге. Только тогда и выяснилось, что контролеры выписали бабушке акт из-за нарушения пломбы на счетчике – якобы она была перебита пассатижами. Обратившуюся в редакцию дочь Екатерины Николаевны и возмутила эта формулировка – «перебита пассатижами», которая поставила ее престарелую мать в один ряд с ворами электричества и злостными неплательщиками. Нужно отметить, что с 1999 года Лалетина является практически инвалидом: после перенесенного инсульта у нее не до конца восстановилось мозговое кровообращение (из-за этого замедлены движения), а после неловкого падения сломаны оба плеча, так что женщина не может поднять руки выше головы. Бабушка живет в однокомнатной квартире и весьма экономно пользуется электричеством. 
Дочь пенсионерки была просто вынуждена оплатить выставленный счет, так как электричество в квартиру матери в любой момент могли «отрезать» за неуплату.
А в февральской платежке Лалетиной за электроэнергию выставили все по тому же акту еще 5202 киловатт на сумму 59302 тенге. 26 марта старушке отключили-таки свет за неуплату (кто потянет оплату счета в 59 тысяч тенге?). В итоге бабушка, переехавшая из обесточенной квартиры жить к дочери, заболела и подала в суд на ТОО «Степногорск-энергосбыт», потребовав признать действия фирмы неправомерными и обязать пересчитать стоимость выставленных услуг за электроэнергию по среднесуточному потреблению, подключить свет, а также взыскать моральный ущерб в размере 250000 тенге.

Наши действия законны, но мы пойдем на уступки

Естественно, в суде представитель энергоснабжающей организации Ольга Быкова иск не признала. Женщина пояснила, что 6 января при проверке систем энергоснабжения у Лалетиной был поврежден прибор учета. Этот счетчик из-за своей неисправности был выведен из эксплуатации, а потребителю вручили технические условия на установку нового прибора учета. Представительница «Степногорск-энергосбыта» пояснила и то, как был сделан перерасчет за пользование электричеством с даты последней проверки показаний, то есть 24 декабря. Суть этого перерасчета, возможно, понятна только самим энергетикам, потому как здравой логике дочери истицы Татьяны Гателюк не поддалась. 
- Согласно пункту 25 Правил предоставления коммунальных услуг (ППКУ) при обнаружении у потребителя изменения схемы включения прибора учета, то есть его повреждения, срыва пломбы, искусственного торможения диска и других нарушений, делается перерасчет за пользование энергией с момента проведения последней проверки, но не свыше срока исковой давности, - пояснили энергетики в суде. - Перерасчет производится по мощности осветительных токоприемников и числу часов их использования, при наличии у потребителя штепсельных розеток из расчета использования одной розетки мощностью 600 Вт 24 часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более 600 Вт – по фактической мощности находящегося в пользовании электрооборудования из расчета использования его 24 часа в сутки. Таким образом, потребителю был произведен расчет с момента предыдущей проверки 24 декабря: количество киловатт 1686, что в денежном выражении составило 19220,40 тенге, которые пенсионерка добровольно оплатила. Новый счетчик был установлен по истечении 34 дней со дня вывода прибора учета 10 февраля. В виду того что законодательством не определен порядок расчета потребленной энергии при отсутствии прибора учета по вине потребителя, ТОО «Степногорск-энергосбыт» применило аналогию ППКУ - Правила пользования электрической энергией и произвело расчет следующим образом. Из акта нарушения период перерасчета составил 11 дней, количество энергии – 1686 кВт: было выведено среднесуточное потребление электрической энергии 1686кВт/11 дней=153 кВт в день, так как прибор учета был установлен только через 34 дня. Умножив дни на среднесуточное потребление, получили 5202 кВт за 34 дня, в денежном эквиваленте это составило 59302,80 тенге при тарифе 11,4 тенге за 1 кВт. На основании вышеизложенного считаем, что иск потребителя не обоснован и действия ТОО «Степногорск-Энергосбыт» основаны на нормах закона, не нарушая прав потребителя.
То есть немалая сумма, по первоначальному мнению и расчетам энергетиков, была выставлена бабушке совершенно справедливо. А вот в дальнейшем события развернулись куда интереснее. На последующих заседаниях компания «пошла на уступки» пожилой женщине – и согласилась не требовать с бабушки ни много ни мало 57909 тенге, пересчитав электроэнергию в ее квартире по среднесуточному расходу. И сумма к оплате уменьшилась в разы – до 1393 тенге. Почему же энергетики, считая свои действия «основанными на законе», все-таки сжалились над бабушкой?
Конечно, можно предположить, что энергетики безоговорочно правы в своих расчетах и умозаключениях, но в рамках так называемого примирительного гражданского судопроизводства просто были вынуждены пойти на мировое соглашение, фактически потеряв из-за неуемной пенсионерки почти 58000 тенге. Приличная сумма для убыточного предприятия, как сказала сама его директор Нафиса Байбусинова. А если другие жители города, поставленные, как пенсионерка Лалетина, на счетчик, возьмут и обратятся в суд с просьбой об уменьшении суммы, выставленной к оплате? Простит ли фирма другим потребителям немаленькие суммы, учитывая, что все потребители равны в своих правах?
Можно предположить и то, что не все так однозначно в действиях ТОО «Степногорск-энергосбыт». Из протоколов судебных заседаний выясняются очень интересные принципы работы энергоснабжающей организации.

Контролеры зарабатывают на оплаченных полностью актах

К примеру, пенсионерка Лалетина заявляет, что когда контролер залез на стул и стал смотреть электросчетчик, раздался стук, как будто что-то сломалось. Поэтому истица и ее представитель в суде, дочь Татьяна Гателюк не без оснований считают, что в нарушении целостности пломбы могут быть виноваты и сами контролеры. 
- Ваша честь, эта женщина в данный момент клевещет, обвиняя наших контролеров в том, что они сами перебили пломбу на счетчике, - ответила представительница ТОО «Степногорск-энергосбыт» г-жа Быкова. - Где у вас доказательства, что это именно наши контролеры сделали? В их инструментарии нет ничего, что может перебить или перекусить пломбу или проволоку.
- А где доказательства, что это бабушка сделала? – парировала Татьяна Гателюк. - Кроме ваших контролеров туда никто не лазит. Вы утверждаете, что пломба была повреждена и потом пережата пассатижами, но в доме даже молотка нет. А вот ваши контролеры 10% от выставленной в акте суммы имеют.
- Неправда, ничего они не имеют, - ответила г-жа Быкова. - У них заработная плата есть, а не проценты от суммы.
На дальнейших заседаниях суда выяснилось, что контролеры за каждый оплаченный «нарушителем» акт все-таки имеют материальное поощрение от руководства. Это ли не стимул работать более добросовестно?
- У нас заработная плата идет, 32 тысячи, но с актов, если полная оплата проходит, нам тоже добавляют, но это если вся оплата по акту проходит, - сказала вызванная в суд контролер Алтын Смагулова. Это же подтвердила и второй контролер Юлия Лемешева, которая упрекнула истцов в том, что энергетики и потребители «говорят на разных языках».
- Истцы утверждают, что вы пломбу сорвали. Что скажете? – поинтересовалась у Лемешевой судья.
- Я была не одна, моя напарница видела, что оттиск на пломбе поврежден, мы сняли эту пломбу, показали бабушке, я ее не перебивала. Это не в моих интересах.
- В настоящее время инструментальная проверка приборов обязательна, чтобы не было таких случаев, как самовольное подключение, - взяла слово представительница энергоснабжающей фирмы г-жа Быкова. - Контролеры выявляют данные нарушения, но проверка остальных приборов учета проводится только после проведения работы, по которой была сделана заявка. Почему истцы не обжаловали полученные акты своевременно? Они сами добровольно оплатили выставленную сумму за январь. Почему оплатили, если считали, что это не правильно? Да и счетчик поменяли только через 34 дня.
- Мы оплатили, чтобы свет не отключили, - парировала Татьяна Гателюк. – Но уже перебор был, когда нам пришел к оплате счет на 58 с лишним тысяч! И счетчик у нас поставлен спустя 34 дня только потому, что контролеры долго не приходили. Электрик пришел только 10 февраля, хотя я заявку подавала 4 февраля.
- В какой срок должны исполняться заявки? – спросила судья.
- У нас диспетчер создает список, контролеры берут по 5 заявок до обеда и по пять после обеда, - пояснила представительница энергоснаба г-жа Быкова. – Возможно, в связи с тем, что контролеры были заняты, поздно пришли, в феврале было очень много заявок. Ваша честь, мы готовы сделать перерасчет суммы по электроэнергии в связи со сложившейся ситуацией. Для посторонних потребителей мы такого не делаем, мы идем на встречу потребителю, даже если и с нашей стороны нет вины. Мы переговорили с руководством, они согласны сделать перерасчет, готовы заключить мировое соглашение.
- Я категорически не согласна, у меня такое ощущение, что мы работаем только на «Степногорск-энергосбыт», - сказала Татьяна Гателюк.
Что имела в виду представительница энергосбыта, когда говорила о «посторонних потребителях», мы так и не поняли.

Что решил суд

Суд посчитал доводы истца не до конца убедительными. «Во-первых, ежемесячно, до 25 числа, абонент должен передавать показания счетчика в ЭСО, либо показания снимает контролер. Контролер не мог снимать показания, так как прибор был выведен из строя, а истец и представитель истца в любом случае до 25 января должны были снять показания и увидеть, что счетчик выведен из учета. Во-вторых, неознакомление с актом, незнание того, что прибор выведен из эксплуатации, - это упущение самого собственника. 
Ссылка представителя истца о том, что данный прибор умышленно выведен из строя контролерами, что истица в квартире проживает одна, преклонного возраста, не может поднимать руки (счетчик находится высоко) и потому не могла нарушить пломбу, не является достаточным и бесспорным основанием для признания вины контролеров. Доводы представителя истца, что Лалетина плохо понимает, не в полной мере осознает свои действия, необоснованны, так как суду не представлены доказательства невменяемости истца. В судебном заседании истец давала пояснения, не вызывающие сомнения в ее адекватности. Все составленные акты подписаны Лалетиной.
В связи с установленным суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В части признания действий ответчика неправомерными суд считает необходимым отказать. В части снятия общей стоимости выставленных услуг в размере 78523 тенге необходимо удовлетворить частично, к оплате выставить сумму 1393 тенге (отсутствовал прибора учета). Сумма в размере 19 220,40 тенге, выставленная ответчиком и оплаченная истцом, определена правильно в соответствии с п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг. Во взыскании морального вреда необходимо отказать в связи с отсутствием вины ответчика, так как не доказана причинная связь между наступившими событиями и болезнью истца, которой она страдала в течение длительного времени до случившегося».
Таким образом, хоть стороны и заключили мировое соглашение, пенсионерке теперь не придется платить разорительную для ее бюджета сумму. Так или иначе, желаемый результат был потребителем достигнут, а прецедент – создан.

Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1612 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar