Главная » 2010 » Июнь » 10 » С лифтом и без лифта? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
15:58
С лифтом и без лифта? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
В одном из подъездов дома 5-14 все живущие в квартирах на третьем этаже отказались от пользования лифтом. Руководство ТОО «Аспан», занимающееся у нас в городе обслуживанием лифтов, и КСК «Содружество», заключившее договор с ТОО «Аспан», такую инициативу жителей не поддержали. Проблема, на первый взгляд, частная, становится общегородской и требует, на наш взгляд, скорейшего разрешения.
Право имею
 
Александр Пономаренко, чья квартира размещается как раз в доме 5-14 на третьем этаже, давно уже отстаивает свое право самому решать, пользоваться ему лифтом или нет. Он и все его домочадцы на семейном совете решили: три этажа не расстояние – можно и без лифта обойтись. Укрепились они в правильности своего решения, когда не получили ясного ответа, какой именно спектр услуг должно оказываться ТОО «Аспан» в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте лифтов (договор заключен между ТОО «Аспан» и КСК «Содружество»), и особенно тогда, когда лифт отработал свой эксплуатационный срок и стал вопрос о дополнительных сборах, в несколько тысяч тенге от каждой семьи, для обследования лифта, прослужившего жильцам отпущенные ему 25 лет. Не то чтобы жалко было Александру Пономаренко денег – дело, как говорится, в принципе: ну не хочет он пользоваться навязанной ему услугой, не считает лифт своей собственностью и не намерен платить за услуги, о которых в договоре ничего толком не сказано.
С таким подходом к делу не согласились городской суд, куда с очередным иском к Пономаренко о взыскании задолженности (10710 тенге) за техническое обслуживание и ремонт лифтов обратилась директор ТОО «Аспан» Нина Буб, и Акмолинский областной суд, куда апелляционную жалобу подал проигравший судебное состязание Александр Пономаренко. Коллегия по гражданским делам Акмолинского областного суда, оставив решение Степногорского городского суда без изменений, исходила из того, что «ТОО «Аспан», предъявляя требование к Пономаренко о взыскании задолженности за техническое обслуживание и ремонт лифтов, основанием указало публичный договор, опубликованный 9 сентября 2004 года». А в публичном договоре шестилетней давности «определена обязанность потребителя своевременно оплачивать потребленные услуги. Пономаренко, как потребитель услуги, обязан производить оплату». На аргумент Александра Пономаренко о том, что он давно уже никакими услугами ТОО «Аспан» (то есть лифтом) не пользуется, коллегия нашла контраргумент: «Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РК «О жилищных отношениях» те части дома, которые находятся в раздельной собственности (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования), принадлежат собственникам помещений на праве собственности, то в силу ст. 35 этого же Закона собственники помещений обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и дома, несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества и помещений, находящихся в раздельной (индивидуальной) собственности».
За пределами судебного разбирательства остались, на мой взгляд, вполне резонные рассуждения Александра Пономаренко: а почему такими же обязательствами не обременены живущие на первом и втором этажах, раз все «собственники помещений обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества»? Не пользуются лифтами? Так ведь и он, Александр Пономаренко, и все члены его семьи, не пользуются лифтом. Мало того, в КСК «Содружество» не зарегистрированы кондоминиумы и никакими документами не подтверждено, что Пономаренко (да и другие жильцы дома) является собственником лифта или какой-то его части. Да и не должно быть подтверждено, считает директор КТ «Спецпусконаладка» Владимир Гулин, так как лифт относится к особо опасным объектам, которые ни в коем случае нельзя приватизировать, - за них должны отвечать специализированные организации, специально предназначенные для работы в опасных производствах.
 
Так чей же лифт?
 
И вот здесь сам собой напрашивается главный вопрос: кому сегодня принадлежат пассажирские лифты в жилых домах Степногорска? Вопрос главный, потому что, если будет дан на него ответ, станет ясно, с кого спрашивать за безопасную эксплуатацию лифтов.
Владимир Гулин, работа которого еще со времен Целинного горно-химического комбината связана с грузоподъемными установками, а в последние годы и с пассажирскими лифтами, ведет отсчет истории последних с ЖКУ, когда все лифтовое хозяйство принадлежало ЦГХК. Кстати сказать, именно тогда, лет 20 назад, была создана в городе централизованная диспетчерская в седьмом микрорайоне, с которой через переговорное устройство сразу же мог связаться всякий в лифте застрявший. И сейчас диспетчерская у ТОО «Аспан» есть, да вот только связаться с ней, если человек оказался в застрявшем лифте, никак не получится (во всяком случае, так в доме 5-14) – переговорные устройства в большинстве пассажирских лифтов не функционируют. Это одно лишь свидетельство бесхозности пассажирских лифтов, которые так и не стали юридически закрепленной собственностью жильцов дома, как не стали они собственностью и ТОО «Аспан» (что, кстати сказать, не освобождает его от обязанности наладить телефонную связь между лифтом и диспетчерской), хотя могли бы стать: «Аспан» - единственная в городе специализированная организация, занимающаяся обслуживанием лифтов.
По мнению Владимира Гулина, все пассажирские лифты в городе – акиматовские, то есть находятся в городской коммунальной собственности, хоть местная исполнительная власть никак этого не хочет признать. Ну, в самом деле, нельзя же считать юридически законным тот факт, что когда-то, в пору массовой приватизации квартир, кто-то из председателей КСК написал расписки, в соответствии с которыми взял на себя добровольные обязательства присматривать за лифтами – так имущество в собственность или на баланс не передается.
Почему власть не хочет признать своей ответственности за пассажирские лифты в жилых домах, понять можно: такая ответственность предполагает немалые затраты, которые должны быть предусмотрены в местном бюджете, в частности, на обследование лифтов, отслуживших отведенный им срок эксплуатации. Лифты, к примеру, могли бы числиться за «Горкоммунхозом», который, при соответствующей поддержке власти, мог бы гораздо больше сделать для их безопасной эксплуатации, чем председатели КСК, у которых для этого, по сути, нет ни полномочий, ни средств, ни специалистов. И трудно не согласиться с Александром Пономаренко, который в союзе ТОО «Аспан» с КСК не видит прочной основы: одна организация прописывает в договоре размытые обязательства, другая, не уполномоченная членами КСК, берется за то, что ей, в общем-то, и не свойственно. Пассажирский лифт, по сути, остается бесхозным.
 
Обследованию лифтов - особый подход
 
И если сдают сегодня жильцы дома свои несколько тысяч тенге на обследование лифтов, то только потому, что никто другой, пусть даже имеющий свой интерес в лифтовом вопросе, этого делать не будет, а лифт большинству живущих в высотных домах, особенно на верхних этажах, особенно пожилым людям, нужен. Может быть, из этого исходят некоторые председатели КСК, когда не особенно себя утруждают правильными подходами в поиске специализированных организаций, имеющих лицензию на обследование лифтов?
В общеизвестном понимании, перед началом обследования лифтов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, должны быть собраны ценовые предложения от специализированных организаций, которые имеют лицензию на обследование лифтов. При окончательном выборе организации, которой будет доверена эта работа, надо исходить, по большому счету, из двух показателей: предпочтение отдается той фирме, которая имеет репутацию надежного партнера, то есть выполняет обследование качественно, и делает его за меньшие деньги. В таком конкурсе ценовых предложений у нас в городе, к примеру, могли бы участвовать степногорская специализированная организация КТ «Спецпусконаладка» и астанинская фирма «Казлифтэнерго» - обе имеют лицензии на обследование грузоподъемных установок, в том числе и пассажирских лифтов, и у той и у другой немалый положительный опыт в этом деле. Вопрос, казалось бы, лишь в цене услуг этих специализированных организаций: не так давно, когда у «Казлифтэнерго» не было конкурентов в степногорском регионе, обследование одного пассажирского лифта этой фирмой стоило подъезду 100 и более тысяч тенге; теперь, с появлением конкурента, стоимость тех же услуг «Казлифтэнерго» в Степногорске снизилась до сорока тысяч; а вот КТ «Спецпусконаладка», по словам Владимира Гулина, готова провести обследование одного пассажирского лифта за 36, а в условиях кризиса даже и 32 тысячи тенге. Казалось бы, понятно, услугами какой организации выгоднее воспользоваться (и было бы патриотично – налоги пошли бы в местный бюджет), но в КСК «Содружество» сотрудничества с КТ «Спецпусконаладка» почему-то не получилось (Владимир Гулин не видит существенных препятствий к такому сотрудничеству). Хотелось бы знать, чем продиктован (вряд ли решением общего собрания) выбор руководства КСК «Содружество» (при этом я нисколько не ставлю под сомнение право «Казлифтэнерго» заниматься обследованием лифтов в Степногорске, как не ставлю под сомнение и качество такого обследования).
Может быть, дело в принципиальности Владимира Гулина, который не поддерживает идею вносить в акт обследования все то, что должно ремонтироваться (к примеру, те же «башмаки») не на дополнительные сборы по результатам обследования, а на те деньги, которые ежемесячно собираются с жильцов дома работниками КСК (излишняя любезность, считает Александр Пономаренко) для ТОО «Аспан» на текущее обслуживание лифтов?
 
Блокировать или не блокировать?
 

При таком подходе к делу, когда лифт становится объектом повышенной опасности, теперь уже не только Александр Пономаренко, но и все его соседи по третьему этажу отказались от пользования лифтом, о чем известили председателя КСК «Содружество», попросив его заблокировать двери лифта на третьем этаже. Любовь Корыстина народную инициативу не поддержала, найдя для этого три основания: «Заблокировать двери лифта КСК не имеет возможности, потому что не занимается обслуживанием лифтов, так как на данный вид деятельности КСК не имеет лицензии. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (п. 30) оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1 и 2 этажей. Лифт является общим имуществом и по Закону РК «О жилищных отношениях» (ст. 35, п. 2) собственники квартир обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и дома, несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества».
Обратившиеся к председателю КСК «Содружество» с коллективным заявлением разъяснили Любови Корыстиной в очередном своем обращении, что для блокировки лифтовой двери не нужны электрогазосварка или гвозди – достаточно отключить кнопку вызова на третий этаж (общеизвестная практика), и вновь повторили свое требование на том основании, что не являются собственниками лифта и не имеют индивидуальных договоров с поставщиком услуг ТОО «Аспан».
Повторюсь: за этой, на первый взгляд, частной проблемой все очевиднее проблема общегородская. И дело даже не в том, что инициатива четырех семей в доме 5-14 может быть подхвачена в остальных подъездах и в других высотках, а в том, что большинство высотных домов в Степногорске оснащено лифтами, чей эксплуатационный срок подошел или подходит к концу. Прибавьте к этим лифтам еще и те, которые уже выведены из строя (а ведь и в таких домах живут немощные старики и инвалиды, для которых лифт – жизненная необходимость). Понятно, что при нынешнем состоянии дел, без участия власти, с лифтами у нас будет то же, что и с дорогами. А вот это уже точно тема круглого стола, за которым, на мой взгляд, должны собраться все заинтересованные стороны, и даже пока не заинтересованные, но от которых, как, например, от местной исполнительной власти, в немалой степени зависит решение лифтовой проблемы. В любом случае приглашаем к продолжению разговора на страницах нашей газеты всех, к кому мы уже обратились, но ответа от кого (ТОО «Аспан», КСК «Содружество») так и не дождались.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 2953 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 musor20099501 • 16:17, 17.06.2010
Интересно про лифты. Вроде бы руководство и забыли, что они в городе есть. Никто не видит дедушек и бабушек, спускающихся или поднимающихся по 40 минут в одном направлении. Обслуживающие организации разобрали половину лифтов на запчасти. Впоследствии списав на жильцов, якобы у них всё разворовали и они не следят за своим добром. Но деньги на обслуживание собирают регулярно и по полной программе. Хотя те лифты которые используются не работают с 24-06 часов(кто такие умные правила придумал, непонятно). На запчасти собирают с жильцов, на обследование то же. Хорошая организация Аспан, деньги берёт, а ответственность не несёт, но свои правила придумывает. И все ломают голову, а кто ответственный за лифты. Да очень просто, кто на этом деньги делает, тот и ответственный. Пусть эта организация заключает договор с потребителями их услуг. И если какой ни будь этаж отказывается от их услуг, то флаг им в руки – заблокируйте кнопку этого этажа. Вот и всё. А если денег мало из-за этого собирается, то пусть обсл.организация берёт кредит в банке и запускает неработающие лифты. Но мне кажется, что у обслуживающей организации мозгов не хватит увеличить свою прибыль (как и у городской администрации). Ведь все только и ждут подачки государства. А там и грудь колесом и в доме прибыль, а может и повышение засветит. В городе с развитым станочным парком, только дебилы не могут справиться с лифтами.
avatar
0
2 Константин • 07:41, 03.12.2010
Во многих городах Казахстана (Астана, Атырау, Семей, Усть-Каменогорск) устанавливают специальные приборы в лифт. После этого чтобы воспользоваться лифтом придется купить чип-ключ (похож на брелок обычный) на нем сохраняется количество поездок. Заходишь в лифт прикладываешь брелок к прибору одна поездка отнимается ты кнопку этажа нажал и поехал. Кто купил брелок - тот пользуется лифтом. Кто не купил - не пользуется, никуда не ходит, ни с кем не судиться! Цена услуги пользования лифтом немного вырастает, но для многих это выход. Дело даже не 3 и 4 этажах. Тут и на 9 может отказаться платить (типа командировочный или на даче все лето жил). А если таких квартир из 4 три. Ты один исправный плательщик. Лифтовики взяли и отключили этаж, типа пока соседи мои не заплатят. Еще мне говорят - иди мол, с ними разбирайся. Ну на фига мне это надо?!! А при такой системе мне будет без разницы платят соседи, ездят или пешком на 9 ходят.
avatar