Главная » 2010 » Август » 26 » С чего начинается ТЭЦ (Максим БАЛУЕВ)
14:46
С чего начинается ТЭЦ (Максим БАЛУЕВ)
Как театр начинается с вешалки, так и Степногорская ТЭЦ начинается с цеха топливоподачи. Корреспондент газеты «Престиж», на себе испытавший, каким нелегким и нужным трудом занимаются в ЦТП, застал сотрудников цеха за заготовкой угля для станции.

Переодевшись в спецодежду и защитив голову каской, отправляюсь в поход по цеху в сопровождении заместителя начальника цеха топливоподачи Каиргельды Ахметжанова. 
Основной материал, с которым работают в цехе, - это уголь, поступающий на ТЭЦ из Экибастуза. Производственно-технический отдел рассчитывает суточный расход угля – в зависимости от количества работающих на станции котлов. Чтобы зимой обеспечить город теплом, водой и электричеством, в сутки уходит максимум до 4 тысяч тонн угля. В месяц на станцию поступает до 25 маршрутов угля (маршрут состоит из 66 полувагонов).
Для начала вагоны нужно разгрузить. Делается это, конечно же, не вручную. Вагоны с углем подаются вагонотолкателем, которым управляет машинист, на вагоноопрокидыватель или, как его просто называют рабочие, «опрокид». Это огромная железная конструкция, на которую загоняют вагон, а потом при помощи ротора переворачивают и высыпают из него уголь. После десяти минут возле «опрокида» хочется быстрее выйти на улицу и вдохнуть свежего воздуха, потому что угольная пыль везде - в носу, в ушах, во рту, в глазах… Но машинисты Владимир Емельянов и Ринат Закирзянов, осмотрщик вагонов Татьяна Шпилевая на свою работу не жалуются – по меткому замечанию руководства цеха, на выгрузке работают наиболее ответственные и выносливые сотрудники. Дабы к минимуму снизить запыленность, на тракте подачи угля работают специальные установки, которые поглощают пыль.
Высыпанный уголь дальше просыпается через решетки на дискозубчатую дробилку, где измельчается, и поступает на конвейеры. С конвейеров часть угля уходит на открытый склад, а оставшаяся часть, если того требует процесс, может сразу подаваться на энергокотлы в котельный цех.
- Бывает, что уголь приходит кусками до двух метров! – говорит начальник цеха Николай Рыбалко. – Тогда приходится измельчать отбойным молотком, чтобы уголь провалился через решетки.
- А уже на молотковых дробилках, - продолжает замначальника ЦТП Каиргельды Ахметжанов, - происходит измельчение угля до фракции 10 – 20 мм. Одновременно работают и магнитные сепараторы, которые при необходимости отделяют от угля металл – иногда бывает и такое, если в вагоне до этого перевозили железную руду.
Но и это не все. В третий раз уголь измельчается уже до состояния пыли в шаровых мельницах котельного цеха.
После прошедшего отопительного сезона на складе ТЭЦ был сделан запас угля в 90 тысяч тонн, а тракт разгрузки остановился на ремонт. Собственными силами были отремонтированы дробилки, бункеры, конвейеры, заменена лента на них, проверены металлоконструкции вагоноопрокидывателя. К слову, рабочие цеха, старожилы, сами заинтересованы отремонтировать максимум оборудования летом, чтобы зимой спокойно работать.
- Зимой, в отопительный сезон, ответственности больше – за нами город, - говорит Каиргельды Ахметжанов. – Мы воспринимаем это как долг. Вот в прошлом году «опрокид» в декабре ломался, так люди сутками работали, чтобы исправить эту проблему.
Следующий важный объект в цехе – это щит управления ЦТП. Конечно, это не главный щит управления ТЭЦ, но, как мне показалось, здесь – словно в центре управления полетами в космос: куча всевозможных лампочек, рычагов и кнопок. Дежурная щита – Татьяна Волянская. Перед ее глазами мнемосхема, где указаны все находящиеся в цехе конвейеры, дробилки, дренажные насосы. При включении в работу оборудования производится оповещение голосом и включается звуковая сигнализация. Когда мы вошли в кабинет дежурной, здесь готовились к заполнению бункеров углем. За два часа бункеры наполнятся, в среднем сюда поступает 320 тонн в час.
- Включается в работу нитка А, - скомандовала диспетчер Татьяна Волянская. Заверещала сигнализация, оповещающая о включении конвейера и дробилок. Процесс заполнения пошел.
Сегодня в цехе топливоподачи трудятся 78 человек. Из 12 человек состоит ремонтная бригада. Остальные – оперативные работники: машинисты вагоноопрокидывателя, осмотрщики вагонов, машинисты топливоподачи, мотористы, слесари по обслуживанию. Кроме начальника цеха Николая Рыбалко еще 9 ИТРовцев. Сам он руководит цехом с 1995 года.
На особом счету в цехе машинисты топливоподачи Лариса Белова – слесарь по обслуживанию оборудования, Евгений Волянский, Мейрамбек Тукенов, машинисты вагоноопрокидывателя Александр Жидков, Василий Савченко, Ерик Шайхин, мастер Евгений Цишевский, слесарь по ремонту оборудования Иван Рыбаков, начальники смены Виталий Молодецкий, Валерий Лисовский, Евгений Рыбалко.
- Добрыми словами можно отозваться обо всех, - говорит Николай Иванович. – Наш цех должен работать бесперебойно – ведь с нас начинается ТЭЦ. Если встанет наш цех, то остановится и все производство. Запас прочности и надежности оборудования есть, а ответственности коллективу не занимать.

Максим БАЛУЕВ

От редакции

А чтобы у читателей сложилось целостное представление о том, как в конечном итоге в наших домах зажигается свет и появляется горячая вода, мы пройдем по всей технологической цепочке городской ТЭЦ. В следующем номере вместе с вами побываем в котельном цехе.
Просмотров: 1721 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar