Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Рожденная в СССР (Надежда КАХАНОВА)
14:40
Рожденная в СССР (Надежда КАХАНОВА)
Именно так говорит о себе эта маленькая, хрупкая женщина, которая несколько дней назад отметила свое 80-летие. Поздравить Нагиму Ахметовну Смагулову со столь замечательной датой собралась ее многочисленная семья: дети, внуки, правнуки. С поздравлениями приехали и представители совета ветеранов СГХК, ведь Нагима Ахметовна работала когда-то в этой организации. И кем бы вы думали? Стрелком вневедомственной охраны селетинской плотины. Да, профессия для женщины необычная, но ведь и женщина тоже не совсем обычная.
Нагима Ахметовна родилась в Петропавловске, в семье партийного работника. Она считает, что работа отца очень повлияла на ее воспитание и дальнейшую судьбу. Девочка прошла все положенные ступени развития советского ребенка: пионерка, комсомолка, и при этом, конечно же, только в первых рядах. Позже, в Акмолинском зооветеринарном техникуме, куда Нагима поступила после окончания школы, она стала профсоюзным лидером.
С детства выработанная привычка делать все так, как требуется, очень помогла Нагиме Ахметовне, когда в 1956 году она была направлена на работу в совхоз «Новомарковский» Акмолинской области в качестве зоотехника по овцеводству. Девушке, привыкшей жить совсем в других условиях, нелегко было привыкать к сельской реальности. Тем более что молодому зоотехнику пришлось постигать премудрости профессии, практикуясь не только на овцах. Совхоз объединял пять хозяйств, и, разумеется, здесь содержались все виды домашних животных, включая крупный рогатый скот и птицу. И за всю эту рогатую, хвостатую и пернатую братию отвечала юная Нагима.
Ее день начинался в пять часов утра. А в шесть она уже скакала верхом на лошади от одного отгона к другому, проверяя, не заболела ли какая-нибудь коровка или овечка, не случилось ли за ночь еще какой-нибудь беды. Пастухи ее ждали, встречали как родную, ведь для сельских жителей скотина – это все: пища, деньги, да и просто их жизнь, а Нагима была единственным ветеринаром на всю округу. В этом совхозе Нагима Ахметовна проработала три года, после чего получила назначение в соседний совхоз имени Фрунзе. И снова подъем в пять утра, снова изматывающие скачки от отгона к отгону – и так изо дня в день.
Опыта Нагима Ахметовна набралась быстро. Да и как могло быть иначе, если надеяться не на кого – или ты поможешь несчастному животному выжить, или оно погибнет. А как потом людям в глаза смотреть? Сельчане говорили, что у Нагимы легкая рука. Она умела все: и теленка принять, и прививку поставить, и операцию, если надо, сделать. Причем помогать ей приходилось не только животным. А куда деваться, когда на многие километры вокруг нет ни одного медика, ближайшие больницы в Бестобе и Ерейментау, а тут, в степи, женщина рожает? Хочешь не хочешь - помогать надо. Первые принятые ею роды Нагима Ахметовна не забудет никогда. Трясущимися от страха руками она делала все так, как учили в техникуме, стараясь не думать о том, что перед нею человек, а не парнокопытное. И у нее получилось. На свет появился замечательный, здоровый мальчик. Потом Нагиме еще не раз приходилось принимать роды и делать многое другое, являясь врачом одновременно и для животных, и для их хозяев.
Некоторое время спустя Нагима Ахметовна вновь получила новое назначение – на это раз в совхоз «Селетинский», где она обосновалась на долгие годы, обрела дом и семью. С этого времени жизнь ее круто изменилась. Как говорят дети Нагимы Ахметовны (а их у нее пятеро), она полностью отдалась своему истинному предназначению – быть женой и матерью. Теперь все ее таланты и умения были поставлены на службу семье. Пригодился и приобретенный медицинский опыт – Нагима Ахметовна всегда сама лечила всех своих домочадцев. Правда, работу она не бросила, ведь большую семью нужно было кормить, но стала куда более осторожной. Нагима Ахметовна показывает свои руки, где сегодня красуются всякие женские штучки: кольца, браслеты. Но говорит, что носить все это стала только в зрелом возрасте, а до того вынуждена была отказывать себе в таком невинном удовольствии из опасения принести вместе с ними в дом какую-нибудь инфекцию от совхозных животных. Потом она и вовсе решила сменить профессию и пошла проситься на работу во вневедомственную охрану селетинской плотины, не очень-то веря в то, что ее, женщину, туда примут. Но ее приняли без лишних вопросов. Должно быть, на кадровиков произвело впечатление наличие у Нагимы Ахметовны удостоверения Ворошиловского стрелка. И в этом тоже свою роль когда-то сыграл ее отец, который старался воспитать детей настоящими патриотами. Когда началась война, Нагиме было всего лишь 8 лет, но малышка уже мечтала только об одном – уйти на фронт. Будь она немного постарше, говорит сегодня Нагима Ахметовна, точно ушла бы добровольцем. Но поскольку на фронт ее не брали из-за малого возраста, девочка начала готовить себя к возможным будущим баталиям и поступила в Петропавловское отделение ОСАВИАХИМа. Со временем она стала одним из лучших стрелков общества содействия армии, за что и получила почетный знак «Ворошиловский стрелок». Именно этот знак стал самым весомым аргументом при устройстве на работу во вневедомственную охрану. Кстати сказать, отряд, охранявший селетинскую плотину, сплошь состоял из одних женщин, однако в профессиональных требованиях скидка на пол и возраст не предусматривалась. Нагима Ахметовна вместе с другими женщинами ездила тренироваться на стрельбище и с неизменным успехом сдавала экзамены по стрельбе. За это она была признана лучшим стрелком отряда вневедомственной охраны, и ее портрет в свое время украшал Доску почета ЦГХК.
Работу по охране селетинской плотины спокойной назвать было трудно. Режимный объект требовал неусыпного контроля. Женщины-стрелки, вооруженные пистолетами Макарова, следили за тем, чтобы к плотине не подходили посторонние люди, даже рыбаков сюда не пускали. В любом споре с крепкими мужчинами пистолет придавал уверенности, но применить его, признается Нагима Ахметовна, ей ни разу не довелось. На людей производил впечатление уже один вид строгой синей формы и наличие оружия. Хотя ситуации бывали всякие. Не раз, например, сократить путь через плотину рвались подвыпившие водители грузовых автомобилей, а пропуск на плотину тяжелого транспорта был строжайше запрещен. Но и тут Нагима Ахметовна обходилась единственно силой слова и силой своего характера. А характер ее начал проявляться еще в раннем детстве. Единственная девочка из шести детей в семье, она старалась ни в чем не отставать от братьев. Вместе с отцом ездила на покос, колола дрова, даже дом вместе с мужчинами строила. Мама сокрушалась: «Как ты замуж пойдешь? Ведь женской работы совсем не знаешь. Муж тебя на второй же день из дома выгонит». Мамины прогнозы не оправдались. Нагима Ахметовна и в замужестве быстро научилась всему, что должна делать по дому женщина. Даже на занятия рукоделием время находила. «А куда деваться, - улыбается она. – Жизнь заставит - всему научишься».
Все, что она делала, делала для детей и ради детей. Старалась, чтобы ее дети имели все необходимое, как говорится, были не хуже других. Ее никогда не удовлетворяли детские вещи, продававшиеся в поселковом магазине. За вещами для своих детей Нагима Ахметовна специально ездила в Степногорск. А иной раз брала с собой детей с одной-единственной целью – побаловать их мороженым, поскольку в их поселке мороженое не продавали. О том, насколько Нагима Ахметовна была настроена на волну своих детей, говорит такой случай. Один из ее сыновей – Болат Оспанов – ушел служить в морфлот. Стоит ли говорить, что такое для матери три года разлуки с сыном? В своих письмах Болат обещал, что когда вернется, то придет к маме на работу по парапету плотины. Через три года именно так он и поступил: встал на парапет и пошел к сторожевой будке, где в это время дежурила Нагима Ахметовна. И вдруг ее материнское сердце подсказало, что в эту минуту ей нужно делать. И она сделала: тоже влезла на парапет плотины и побежала навстречу сыну. Так они и встретились – стоя высоко над бездной селетинского водохранилища. Болат Кенесович говорит, что мама всегда была для него примером того, как нужно жить. Например, когда он принял решение пойти работать в милицию, то услышал от матери такие слова: «Раз уж ты выбрал себе такую профессию, то должен быть как зеркало». И пояснила: «Если пьяный мимо пройдет – пусть устыдится запаха своего перегара, неопрятный человек встретится – пусть одежду на себе поправит». И Болат Кенесович не мог обмануть ожидания матери.
После распада Советского Союза жизнь Нагимы Ахметовны снова круто изменилась. Совхоз «Селетинский» разорился и прекратил свое существование. Налаженный семейный быт начал трещать по швам. К этому времени дети Нагимы Ахметовны из поселка разъехались, и в 2000 году она вместе со своим мужем перебралась поближе к детям – в Степногорск. Но городской быт в тесной квартирке уже не прельщал пожилых людей, за долгую жизнь привыкших к степному раздолью, к работе на собственной земле, к хлопотам по хозяйству. Нагима Ахметовна и Кенес Калкенович поселились в поселке Заводском, в просторном доме с огородом и прочими сельскими радостями. Но здесь покой их был недолгим. Вскоре Нагима Ахметовна осталась одна после пятидесяти счастливых лет, прожитых вместе со своим мужем. И все равно, говорит она, даже потеряв любимого мужа, не чувствует себя одинокой. Дети не дают. Ее дом всегда полон гостей. Разговорчивая, улыбчивая, доброжелательная, она является центром притяжения для всей своей многочисленной семьи. Нагима Ахметовна вырастила не только своих детей - через ее руки прошли каждый из пяти внуков и восьми правнуков. Рядом с ними она чувствует себя счастливым человеком. О прошлой жизни теперь напоминают лишь награды: медаль «Ветеран труда», почетный знак «Ударник коммунистического труда», медаль Материнства 2 степени. Близкие считают, что свои награды Нагима Ахметовна, действительно, заслужила. Заслужила всей своей жизнью.
Удивительно, но, прожив такую непростую жизнь, перешагнув 80-летний рубеж, Нагима Ахметовна удивительно хорошо выглядит. При этом она признается, что никогда не пользовалась косметикой. Рецептом своей молодости она называет собственную активность, постоянное движение. Ей ли этого не знать, «накрутившей» сотни километров по степям верхом на лошади. Ко всему прочему, она и спортом с самого детства увлекалась. На лыжах бегать начала еще в родном Петропавловске, а во время учебы в Акмолинске увлеклась коньками. Но главным в жизни Нагима Ахметовна считает не внешность, не почет и не богатство. Главное – просто быть человеком. А что касается женского предназначения, то по этому поводу она высказалась так: «Женщина создана, чтобы быть хранительницей очага. А потому должна уметь и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. А нам, женщинам 20 века, раскисать вообще нельзя, мы - рожденные в СССР».
 
Надежда КАХАНОВА
 
 
 
 
 
 
Просмотров: 884 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar