Главная » 2013 » Июль » 3 » Родная по сердцу (Надежда КАХАНОВА)
23:13
Родная по сердцу (Надежда КАХАНОВА)
Печальная весть, облетевшая город неделю назад, для многих его жителей была как гром среди ясного неба. Когда из нашей жизни внезапно уходят люди, ставшие частью ее, это всегда нелегко понять и принять. А Нина Александровна Слесарева стала не только частичкой отдельно взятых судеб наших горожан, но и частью единой истории Степногорска. Мы не успели при жизни сказать ей слова признательности, так давайте вместе откроем ее именем летопись любимого города в преддверии его пятидесятилетнего юбилея.
Взрослые горожане за глаза называли ее шутливо - «Вечная пионерка». В каждой шутке, говорят, есть доля правды. По отношению к Нине Александровне Слесаревой так и есть – всю жизнь она чувствовала себя среди городской ребятни своей. Неудивительно, что и много лет спустя, ее подопечные нет-нет да и заглянут в ДДТ. Многие ли работники детских учреждений могут этим похвастать?
Всю свою жизнь она посвятила детям: сначала в качестве музыкального работника детского сада, а потом, когда в девяностые годы детские сады один за другим стали закрываться, – в качестве культорганизатора городского Дома детского творчества. Туда, зная творческий потенциал и неудержимую энергию Нины Александровны, ее пригласила начальник городского отдела образования того периода Вера Николаевна Гребнева. Люди, хорошо знавшие Нину Александровну, рассказывают, что она долго сомневалась, прежде чем принять приглашение, но, как оказалось впоследствии, именно здесь она нашла свое собственное место, смогла полностью реализовать себя в профессии.
Можно сказать, что круг обязанностей Нина Александровна очертила для себя сама, причем в сторону увеличения. Она занималась не только организацией самих детских праздников, но и созданием сценариев к ним, более того, выступала как режиссер и как актриса, неизменно исполняя в собственных мини-спектаклях ведущую роль. И роль эта была многолика - от прекрасной Зимушки-Зимы до нелепой Бабки-Ежки.
Сценарии – это первое, о чем начинают рассказывать люди, как только речь заходит о Нине Александровне Слесаревой. На протяжении 18 лет все праздники и мероприятия, проходившие в Доме детского творчества, были озарены ее талантом. Из каких кладовых своей памяти она выуживала этих Плунтиков, Пузочесов и Сплюх, на каких сказочных картах находила остров Кукобару или страну Игралию? И ведь всякий раз это были абсолютно новые сюжеты и новые герои, для которых декораторы ДДТ шили яркие костюмы, создавая необычные образы и воплощая в реальность задумки Нины Александровны. За долгие годы общения с детьми Нина Александровна выработала свой особый стиль – все ее сценарии были написаны в стихотворной форме и, как правило, в жанре фольклора. По ее мнению, и она была права, этот язык - язык сказок, былин и народных преданий – как никакой другой, понятен и доступен зрителю любого возраста.
Но в чем уникальность Слесаревой, спросит несведущий читатель, мало ли людей, способных сочинять развлекательные стишки? А вот в чем. Научить человека не сочинять, а мыслить стихами, особенно детскими, невозможно. Здесь нужен особый талант. Точно так же далеко не каждому дано умение работать с детьми. Можно, конечно, научиться, чисто технически, организовывать детские мероприятия, но нельзя научить человека чувствовать детей, быть с ними на одной волне, быть им интересным. А Нине Александровне легко удавалось увлечь в свой сказочный мир и детей 3 - 5 лет, для которых она проводила музыкальные занятия в «Школе радости», и подростков 12 - 13 лет, вместе с которыми она ставила музыкальные спектакли в театральной студии «Кудесники».
Впрочем, Нина Александровна писала стихи не только для детей. Удавались ей и стихи для взрослых. Секретарь городского маслихата Галия Банцатовна Копеева рассказывает, что не раз обращалась к ней с просьбой написать поздравление в стихотворной форме к какой-нибудь праздничной дате или юбилею. Нина Александровна просила дать ей только «три точки опоры», то есть три главные вехи в жизни юбиляра, и практически сразу же начинала выдавать такие рифмы, никогда не повторяясь при этом, что окружающим оставалось только удивляться. Между прочим, именно она много лет подряд писала поздравления на общегородской вечер выпускников, как и на многие другие городские мероприятия. «Мне всегда было немного обидно, - говорит Галия Банцатовна, - когда на большие городские праздники приглашались режиссеры со стороны. Нина Александровна могла ничуть не хуже, а может быть, даже лучше приезжих специалистов организовать и провести, к примеру, празднование юбилея города. Она умела мыслить масштабно. Нестандартный был человек».
Но все-таки главным призванием Нины Александровны было приносить радость городским детишкам. Поразительно, но и в 66 лет ее интерес к детям не угас. Будучи уже пенсионеркой со стажем, она продолжала в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства перед детьми, сетуя разве что на чрезмерное количество всевозможной отчетности в последние годы. А что означает возраст в деле организации массовых детских мероприятий, можно проиллюстрировать такими цифрами: попробуйте-ка отыграть 25 новогодних утренников, когда вам уже за шестьдесят. И, что поражало ее коллег, Нина Александровна никогда не пыталась, так сказать, схалтурить, сократить выступление, напротив, не щадила себя, так входила в образ, что не остановить. Даже садясь пить чай в перерывах между спектаклями, она не снимала костюма, чтобы не потерять нужный для спектакля настрой.
Чем больше я узнавала о Нине Александровне Слесаревой, тем больше удивлялась: ну, откуда она черпала силы и вдохновение? Ведь помимо организации детских мероприятий, работы в качестве сценариста и режиссера, помимо музыкальных занятий в «Школе радости» она еще вела индивидуальные занятия по классу фортепиано, а кроме того, была профсоюзным лидером ДДТ. И неспроста общественную работу доверили именно Слесаревой, ведь авторитет и умение Нины Александровны ладить с людьми не раз позволяли добиваться требуемого результата. Лишь одно оставалось загадкой для ее коллег и близких: как в ее-то возрасте да при такой загруженности она находила время для того, чтобы всегда прекрасно выглядеть, ведь даже свои сценарии Нина Александровна писала по ночам – днем просто не хватало для этого времени. Тем не менее, она восхищала всех своим умением следить за собой. Сама была модницей и другим делала комплименты, заметив обновки. Говорила: «Хочу быть не бабой, а королевой».
Однако судьба королеву не баловала. Так получилась, что почти всю жизнь ей, как женщине, не на кого было опереться. В раннем возрасте Нина Александровна потеряла отца, потом, став взрослой, одна растила сына. Научилась всего в жизни добиваться сама и за все самостоятельно нести ответственность. Сибирская закалка, а ее детство и юность прошли именно там, наложила отпечаток на всю жизнь Нины Александровны. Упорство в достижении цели, способность трудиться, невзирая на недомогания или личные обстоятельства, стойкость к жизненным невзгодам – все это делало ее просто незаменимым сотрудником. Непонятно, как этой удивительной женщине удавалось внутренне перестроиться, дистанцироваться от собственных житейских неурядиц, которых у нее хватало с избытком, и с головой окунуться в мир детства? А может быть, как раз это ее и спасало, позволяло, как Золушке, на какое-то время оказаться совсем в другой, счастливой и беззаботной жизни. Из этой другой жизни она приносила с собой в реальный мир фольклор разных народов, прекрасные музыкальные произведения и огромное количество идей, с помощью которых Нина Александровна создавала некий синтез из сказок и мелодий, давая возможность сказочным героям прожить свою жизнь по-новому. Коллеги говорят, что если бы однажды Нина Александровна решила собрать воедино все свои сценарии и стихи, то могло бы получиться вполне солидное собрание сочинений. Но вряд ли эта замечательная женщина думала о славе - она думала лишь о своем маленьком зрителе, увлекая его в мир фантазий, развивая воображение, пробуждая тягу к знаниям. Рассказывают, что даже смех у нее был каким-то детским - неудержимым, заразительным, способным заставить окружающих улыбнуться. Бывало, этот смех и на серьезном педсовете помогал разрядить ситуацию, а шутливое слово Нины Александровны – поднять коллегам настроение. Для Дома детского творчества, по словам его директора Ирины Борисовны Акимовой, уход Нины Александровны Слесаревой – просто невосполнимая потеря. Она называет Слесареву универсальным культорганизатором и своим учителем в искусстве общения с детьми. О потере замечательного педагога скорбят не только коллеги, но и родители воспитанников ДДТ. Они не знают, как сообщить своим детям о такой беде, понимая, что для них это будет очень серьезным стрессом. Может, лучше уж обмануть, сказать, что Нина Александровна просто уехала из нашего города? Так ведь такое не скроешь.
По крохам создавая словесный портрет Нины Александровны Слесаревой, я с удивлением узнала, что она долгие годы поддерживала теплые отношения со своей бывшей невесткой Галиной. Согласитесь, подобное мало кому удается. Галина до сих пор не может поверить в случившееся, ведь Нина Александровна поехала в астанинскую онкологическую клинику всего лишь для того, чтобы провести обследование. Уезжая, прощалась ненадолго, а оказалось, что навсегда. Галина оплакивает бывшую свекровь - как самого дорогого человека. Они шли по жизни рука об руку более двадцати лет. Даже специально поселились поблизости друг от друга. Нина Александровна просто обожала своих внуков, всегда старалась найти время, чтобы побаловать их домашней выпечкой, делилась последним. Ее щедрость не знала границ. Подарки не только родным, но и чужим для нее людям были обычным делом. И к домашним праздникам старалась готовиться профессионально, чтобы такие события были радостными и запоминающимися для любимых людей. «Она была опорой для всех нас, - говорит Галина. – Это человек с большим и добрым сердцем. И сердца этого хватало не только на родных внуков, не только на всех детей, посещающих ДДТ, не только на коллег и друзей, но и на все живое, что встречалось на ее пути. В доме всегда жили кошки и собаки, да еще и не по одной. Всех она жалела, прикармливала, иногда в ущерб собственному кошельку». Но, тяжело переживая боль утраты, Галина благодарна судьбе уже только за то, что она подарила ей встречу с этой прекрасной женщиной, ставшей для нее второй матерью, родной, пусть не по крови, но по сердцу.
Так уж случилось, что хоронили Нину Александровну в ее собственный день рождения. И нужно сказать, что не только сотрудники ДДТ приняли участие в организации похорон. Поддержку оказали педагогические коллективы школ, а также городские предприниматели: А.П. Смагин, В.В. Павлов, А.А. Третяк, Н.А. Морозова, Ж.М. Гурьянова, Б.М. Сагадиев, Т.И. Таганова, администрация ТЦ «Армонд». Причем, среди этих людей оказались и такие, кто ничем не был обязан Нине Александровне, но они сделали это, отдавая должное ее заслугам перед городом, ее вкладу, как бы пафосно это ни звучало, в будущее Степногорска, каковым являются наши с вами дети.

Надежда КАХАНОВА


Просмотров: 1199 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 01:50, 04.07.2013
Очень правильную идею высказала Надежда Каханова о том, чтобы открыть летопись славных имен города Степногорска. Это память, дань, уважение, это достойные судьбы должные быть занесенными в скрижали прошлой, настоящей и будущей истории города.
Помнить и не забывать о тех, кто создавал, строил, трудился и трудится на благо нашего с вами города это наша святая обязанность, это то, что объединяет людей, гордое имя которым СТЕПНОГОРЦЫ!
avatar