Главная » 2010 » Июль » 15 » Первый раз в первый класс!
12:34
Первый раз в первый класс!
Сколько тревог и волнений приносят дни последнего дошкольного лета будущим первоклассникам и их родителям! Это время ожиданий, переживаний, связанных с поступлением в школу. Родители в растерянности и неопределенности: куда отдать ребенка учиться – в школу, которая ближе к дому, или в дальнюю престижную? Какого учителя выбрать - доброго или строгого (лучше бы, конечно, чтобы сочетал в себе все в меру)? А может быть, отдать сына или дочь в школу и класс, куда большинство ребят из группы детского сада идут? Стоит ли отдавать малыша учиться с шести лет или подождать, когда исполнится семь? Легко ли будет ребенку привыкать к новой обстановке? Как встретят его? Как он будет учиться?
 
Предполагается, что начинается новый этап жизни ребенка. Однако это лишь отчасти так. Ведь жизнь нельзя начать с утра первого сентября – оно является лишь продолжением, подготовленным каждым предыдущим днем. А в прошлом был родительский опыт школьных лет, опыт старших детей в семье и детей друзей – для кого-то успешный, а для кого-то, может быть, не всегда положительный. И нередко чрезмерные волнения мам и пап делают их воспитательные усилия судорожно-хаотичными: родители бросаются в крайности, пытаясь за оставшиеся 2 - 3 летних месяца пройти всю программу предшколы и первого класса, резко меняя систему требований (ты уже не маленький). В панике не могут определиться в выборе школы, отдают документы на «всякий случай» одновременно в две школы (знакомые напугали: а вдруг не возьмут!), записывают ребенка сначала к одному, потом к другому учителю. Все это создает вокруг будущего первоклассника фон повышенной тревожности. Малыш в такой обстановке становится как бы своеобразной «антенной», улавливающей и усиливающей витающие вокруг настроения и эмоции. Это сбивает с привычного ритма, создает ситуацию стресса. И все чаще при знакомстве с будущими первоклассниками на вопрос: «А ты в школу хочешь?» - можно услышать отрицательный ответ. На мое недоуменное «Почему - нет?» одна будущая гимназистка объясняет: «В школе трудно, а я читаю плохо, вдруг не справлюсь…». Искренне поздравляю другого шестилетнего выпускника детского сада с зачислением в первый класс, а в ответ слышу огорченное: «Эх, не повезло! Лучше бы я еще в садик походил!». Родительские установки уже создали отрицательную мотивацию к учению у этих детей.
Что же следует знать и помнить мамам и папам будущих первоклассников, какие ориентиры поведения выбрать, чтобы преодолеть стресс начала школьной жизни?
Во-первых, нужно успокоиться и понять, что в школу идет ребенок, а не его родители: вам уже не изменить прошлого, и нельзя пугать ребенка своими и чужими ошибками – его путь неповторим и индивидуален.
Во- вторых, отправляясь в школу, ребенок должен точно знать, что он идет учиться, а не отчитываться и экзаменоваться, что его ожидает много интересного и в этом ему помогут учителя и родители.
В-третьих, необходимо убедиться, что будущий первоклассник обладает достаточной школьной зрелостью или психологической готовностью к обучению.
Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний (умении читать, считать, писать), сколько в уровне развития интеллектуальных процессов - наглядно-образного мышления, произвольного восприятия, внимания, памяти, речи, а также эмоционально-волевой сферы (умение целенаправленно в течение длительного времени выполнять работу, требующую волевого напряжения и произвольности поведения) и социальной зрелости, подразумевающей потребность в общении со сверстниками, умении подчинять свое поведение законам коллектива, способности принимать роль ученика, слушать и выполнять указания учителя.
По данным психолого-педагогических исследований готовность к обучению, по средним возрастным показателям с учетом требований школьной программы и нагрузки, можно выразить следующим образом.
6 лет – 49 - 50%. Ребенок «созрел» лишь наполовину, у него преобладает игровая мотивация, он не готов в полной мере к принятию новой социальной роли ученика, не развиты в должной мере высшие психические функции: произвольное внимание, память, речь, мышление.
6,5 лет - 68 – 70%.
7 лет – 87 - 90 %.
7,5 лет – 98 - 100%. Ребенок фактически готов к обучению в школе.
Хочется посоветовать родителям шестилеток: не торопитесь отдавать ребенка в школу рано. Школьные трудности в большинстве случаев дадут о себе знать довольно скоро. Очевидно наступление быстрой утомляемости, потери познавательного интереса, неуспевание за общим темпом класса. Ребенок, отличающийся в детском саду высокими умственными способностями и активностью, в школе может не оправдать высоких ожиданий родителей. Особенно следует отметить детей, которые не прошли предшкольной подготовки в подготовительной группе детского сада. Им особенно трудно привыкать к новым условиям, что нередко приводит к ухудшению здоровья, стрессам. К таким детям необходимы индивидуальный подход со стороны учителя, частая смена деятельности, большее количество минуток отдыха, игровая форма обучения.
Может быть, целесообразнее подождать и оставить ребенка на год в дошкольном учреждении или отдать в класс предшколы, где опытные специалисты хорошо подготовят его к полноценной учебной деятельности?
Но не следует забывать и о том, что путь развития каждого ребенка индивидуален, и допустимы расхождения паспортного и биологического возраста, т.е. развитие может происходить более быстрым или медленным темпом. Поэтому при определении готовности ребенка к школе надо ориентироваться не на год его рождения, а на уровень психологического развития, позволяющий или не позволяющий выдержать требования учебной нагрузки, нового режима жизни.
 
Тест для первоклассника

Самостоятельно оценить, готов ли ваш ребенок к школе, вам помогут вопросы теста:
- Говорит ли ваш ребенок, что хочет в школу?
- Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает и будет интересно учиться?
- Может ли ребенок самостоятельно заниматься делом, требующим сосредоточенности и внимания в течение примерно 30 - 35 минут?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых не стесняется, умеет общаться как с детьми, так и со взрослыми?
- Умеет ли самостоятельно составлять рассказы по картинкам не менее чем из 5 предложений?
- Может ли рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли самостоятельно выделять последовательность звуков в слове?
- Умеет ли читать по слогам?
- Умеет ли он осмысленно считать до 20 и обратно?
- Может ли решать простые задачи и примеры на вычитание и сложение в пределах 10?
- Верно ли, что ребенок имеет твердую руку, уверенно пользуется ручкой?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать?
- При рисовании соблюдает пропорции, четко прорисовывает детали?
- Умеет ли четко воспроизводить узоры по образцу?
- Умеет ли аккуратно пользоваться ножницами и клеем?
- Может ли быстро и правильно собрать разрезанную на несколько частей картинку?
- Достаточно ли ориентирован в пространстве и времени (определяет положения слева, справа и т.д., знает времена года, суток)?
- Умеет ли сравнивать числа и предметы?
- Верно подбирает обобщающие понятия (одежда, мебель, обувь и т.д.)?
- Может ли понимать и четко выполнять словесные инструкции?
За каждый утвердительный ответ начислите по 1 баллу и подсчитайте общее количество. 16 - 20 баллов. Ребенок готов к школе. Вы не напрасно занимались. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10 - 15 баллов. Вы на правильном пути. Ребенок немало знает и умеет, а вопросы, на которые вы ответили отрицанием, подскажут вам, на что обратить внимание.
Менее 10 баллов. Ребенок к школе готов слабо. Школьные трудности неизбежны. С ребенком нужно заниматься. Почитайте специальную литературу. Имеет смысл обратиться за помощью к специалистам – педагогу, психологу, логопеду.
Если результаты вас разочаровали, помните, что готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся развитию. Начните заниматься.
Помните при этом несколько простых правил:
• Ребенка нужно заинтересовать. Занятия должны быть добровольными.
• Задания старайтесь выполнять с ребенком непринужденно, через игру. Длительность занятий не должна превышать 35 - 40 минут. Чередуйте их с отдыхом.
• Не предлагайте ребенку задания, когда он утомлен.
• Постарайтесь, чтобы занятия были регулярными и систематическими. «Мозговой штурм» перед началом учебного года не эффективен.
И ещё: не форсируйте события – не торопитесь заранее пройти программу первого, третьего и десятого класса! В нашей практике известны случаи, когда шестилетний ребенок лихо отчеканивает таблицу умножения, предлагает рассказать «три вида счета», бойко и громко, без остановок, прочитывает сложный текст, не понимая при этом смысла и содержания сказанного. Такие усилия могут только затруднить обучение ребенка!
Полезнее уделить внимание общеразвивающим упражнениям, направленным на укрепление восприятия, памяти, внимания, логики, речи, тонкой моторики рук.
Для развития памяти хорошо запоминать расположение предметов, их количество (игра «Что изменилось?»), последовательность цифр (номера телефонов, адреса).
Для развития речи учите ребенка слушать, как звучат слова, повторять слова сложной структуры (электрификация, милиционер), разучивайте скороговорки, стихи, сочиняйте сказки, просите пересказать текст.
Для развития внимания хорошо использовать игры-лабиринты, где нужно проследить дорожку движения, задания на сравнение двух почти одинаковых картинок и подбора пар одинаковых предметов и т.д.
Для развития логического мышления - задания: подбери слова – противоположности; исключи лишний предмет; назови одним словом группу предметов; продолжи узор; определи, что было в начале, что потом; сравни предметы (что общего, чем отличаются?).
Для развития моторики полезно выполнение штриховок, обведение фигурных линий, собирание конструктора, мозаики, рисование, лепка, аппликация.
Для развития восприятия – игры «Опиши предмет», «Угадай по описанию», складывание пазлов.
Приобретите развивающие практические пособия для будущих первоклассников - прописи, тетради на печатной основе.
Во избежание ухудшения здоровья заранее позаботьтесь о том, чтобы приучить будущего первоклассника вставать в 7 часов утра и ложиться не позднее 21часа вечера, к активному отдыху на воздухе, выполнению поручений по дому, физкультуре.
А для создания положительного психологического настроя оставшиеся дни лета посвятите совместной подготовке к школе. Вместе выберите ранец, учебные принадлежности и, конечно, самую красивую форму. Оборудуйте рабочее место первоклассника. Поупражняйтесь, как нужно сидеть на уроке, поднимать руку, обращаться к учителю. Заранее сходите вместе в школу, познакомьтесь с учителем, кабинетом. И тогда ожидание первого сентябрьского утра станет приятным и радостным!
И в будущем не забывайте: какими бы ни были успехи вашего ребенка, старайтесь всегда создавать положительный настрой перед школой, чтобы ваш малыш не боялся плохих оценок, стремился к знаниям и был уверен, что для вас он самый лучший и самый любимый!
Алла БАЛЫКО,
педагог-психолог ПМПК,
учитель начальных классов ШГ №6
Просмотров: 1273 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar