Главная » 2013 » Май » 18 » От религии до фанатизма – один шаг (Максим БАЛУЕВ)
20:05
От религии до фанатизма – один шаг (Максим БАЛУЕВ)
Все ли спокойно на религиозном фронте в Степногорске? Какие нетрадиционные религиозные течения действуют в городе? Безопасны ли они для человека? Об этом и многом другом мы беседовали с представителем Акмолинского религиоведческого информационно-консультативного центра «САНА» Оксаной Атамась.

- В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали читателям о скандале, произошедшем в степногорской церкви «Новая жизнь». В том материале упоминалось и ваше имя - якобы именно вы написали заявление в полицию. 
- Действительно, я присутствовала там. 30 и 31 марта в церкви «Новая жизнь» города Степногорска состоялась проповедь пастора «Новой жизни» из Темиртау Игоря Андрейкина, которого в наш город пригласил местный пастор, господин Медведев, так как в уставе религиозной организации предусмотрено приглашать на собрания пасторов других регионов. Обсуждалась тема «Печаль, депрессия и что сказал Господь о счастье». Проповедь длилась два часа, присутствовало около 80 человек, 20 из которых – молодые люди от 17 до 25 лет. Не секрет, что именно молодежь – самая уязвимая в психологическом плане часть населения, которая поддается внушению. Я сама человек верующий и уважаю веру других, свою работу как представителя центра основываю на принципах уважения, толерантности и веротерпимости, но слова «Иисус, возьми мою жизнь как подарок» в молитвах участников проповеди насторожили меня. С каким энтузиазмом произносят эти слова прихожане, которые, закрыв глаза и размахивая руками, превращаются в обезумевшую толпу! Даже для меня, человека психически уравновешенного, это было эмоционально тяжело. Когда я покинула церковь, чувствовала себя как выжатый лимон, а ведь там присутствовали дети... Именно это я считаю опасным для молодежи, которой приходится получать образование, искать свое место в жизни, а тут еще им внушают какие-то каноны, по которым нужно посвящать себя кому-то и отдавать душу. Страшно это или нет, конечно, решать каждому. Но ради интереса поройтесь в Интернете - и узнаете, какую может таить в себе опасность данное невинное увлечение подростков и является ли такое внушение психологической атакой на еще не окрепшее подсознание молодежи. 
- Вы считаете, что проповедь приезжего пастыря была незаконной? 
- Устав уставом, но есть и Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Согласно ему миссионерская деятельность – это деятельность граждан Республики Казахстан, направленная на распространение вероучения. При этом регистрация миссионеров производится территориальными подразделениями уполномоченного органа в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. В данном случае никто никуда не обращался – пастор Игорь Андрейкин, проигнорировав закон, занимался именно миссионерской деятельностью. Проверить именно законность данного служения попросила я в своем заявлении сотрудников УВД. Да и на служение никто не врывался, как утверждают представители «Новой жизни». Когда оно закончилось и прихожане стали расходиться, в зал зашла начальник отдела внутренней политики Орынбасар Бейсенбина в сопровождении одного сотрудника УВД и корректно поинтересовалось, на каком основании проходит миссионерская деятельность.
- А вам после этого случая не угрожали?
- Спустя неделю после произошедшего мне позвонил некий Феликс Антонович из международной правозащитной организации Forum 18, который настойчиво интересовался, кто я такая, чтобы вмешиваться в деятельность РОО «Новая жизнь». Ему я корректно попыталась объяснить о существовании закона, но он настаивал на том, что я действовала по наводке «чиновников» или «спецслужб». Я пояснила, что это моя гражданская позиция и личная инициатива, однако наш разговор перерос в неконструктивный диалог, и дальше с навязчивым собеседником я отказалась говорить. Затем последовали звонки с угрозами, с предупреждениями «не совать свой нос не в свои дела». Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Кто-то же должен этим заниматься? И теперь наверняка каждый, кому вздумается приезжать в наш город и проводить миссии, встречи и другого рода мероприятия, пройдет законную процедуру регистрации.
- Какие цели и задачи у центра «САНА»?
- Мы несем в массы информацию о деятельности религиозных организаций. Конечно, есть и частные случаи, когда просят помочь. В прошлом году ко мне обратились с просьбой помочь девушке из Щучинска. Она носила хиджаб, ее брат-степногорец разлучил девушку с мальчиком и хотел отправить в Атырау. Девочка была психологически «забитой», было видно, что ею постоянно управляли. Я приобщила ее к молодежным делам и добилась успехов: девочка сняла хиджаб и вернулась к нормальной жизни, сегодня встречается с парнем, посещает дискотеки. Другой случай. Студентка из Степногорска, которая учится в столице, связалась там чуть ли не с ваххабитом, который был замечен в определенных кругах и пытался вывезти девушку в Саудовскую Аравию (он там раньше обучался). В связи с этим девушка просила от матери разрешение на выезд за рубеж. Неделю я обивала пороги этого дома, родители поначалу воспринимали меня в штыки, но потом я «достучалась» до них. По крайней мере, мы предотвратили вывоз девушки за границу неизвестно для чего. Я давно предлагаю создать в городе, к примеру, молодежную группу, привлечь на сцену и в творчество ребят, которые посещают нетрадиционные религиозные объединения, чтобы они выплескивали свои таланты в более традиционной обстановке. 
- Я заметил, что часто в нетрадиционные церкви попадают еще и пожилые люди.
- Да, это так. Но я более лояльно отношусь к посещению таких церквей пожилыми, ведь они прожили жизнь и уже сформировали свои убеждения. Зачастую бывает так, что старикам нет разницы, где молиться Богу. Может, для них идти в эту церковь ближе, нежели в другую? 
- Оксана, вы сами по долгу службы бывали в каких-то нетрадиционных церквях?
- Приходилось сталкиваться с общиной «Свидетелей Иеговы». Там основной упор делают на ораторское мастерство прихожан и технику убеждения. Да и главная деятельность этого объединения – проповедническая. Поэтому очень часто можно встретить членов общины на улицах, они стучатся в квартиры, хотя законом заниматься такой деятельностью вне установленного помещения запрещено. Они призывают спасти себя и своих близких, а в каждом, кто не посещает их объединение, могут увидеть сатану. Запрещают близость с супругом, раз он не посещает их общину. При этом, если пропустишь службу, тебе начинают звонить домой и интересоваться, почему ты не пришел. 
Особенно осторожно отнеслись ко мне в баптистской церкви. Где-то дома я нашла брошюрку с адресом и направилась туда. Здесь меня встретили с агрессией и подозрением, «общупали», нет ли у меня чего-то звукозаписывающего. Несколько раз поинтересовались, как я узнала об этой церкви. «Спасла» меня именно эта брошюра, благодаря которой баптисты «оттаяли». Если в «Новой жизни» или в общине «Свидетелей Иеговы» тебе могут улыбнуться и пошутить, то у баптистов все строго. Я бы даже назвала этот режим тоталитарным. Они садятся по кругу, изучают Библию, а в конце отчитываются, как прожили день – не смотрели ли телевизор, не выпивали ли... Ни разу я не видела у них сотовых телефонов. Лично мне там было немного жутковато. 
- Помнится, в Степногорске разразился скандал, когда баптисты не отпускали своих детей в субботний день в школу.
- Да, я была в специальной комиссии и общалась с родителями-баптистами. Они считают непозволительными для своей веры уроки самопознания. К примеру, когда дети закрывают глаза и пытаются услышать ветер, баптисты видят в этом медитацию, культ солнца и света. А одна мама запретила дочери-третьекласснице, чтобы на подобных уроках ее трогали мальчики-одноклассники. Мы попытались этих родителей убедить в обратном и позволить своим детям получить среднее образование, не навязывать свое религиозное мнение, но так и не пришли к общему знаменателю. А в субботу баптисты отказались пускать своих детей в школу, так как у них в этот день богослужение. Хотя глава их церкви сказал, что не заставляет детей пропускать занятия – это воля их родителей.
Стоит отметить, что «Церковь Евангельских христиан баптистов» уже в течение 10 лет уклоняется от регистрации. Решением суда в 2000, 2002 годах и в июне 2007 года данному религиозному объединению вынесены административные штрафы и приостановлена деятельность церкви на 4 месяца. В 2011 году прокуратура еще раз объяснила необходимость регистрации церкви баптистов в органах юстиции, однако все обращения к руководителю общины Петру Ткаченко и ее членам не находят никакого понимания. Баптисты неохотно идут на контакт с представителями власти, неоднократно привлекались к административной ответственности. На все увещевания они лишь отвечают, что законы Божьи для них важнее и они живут, руководствуясь только Библией. 

Справка «Престижа»
По состоянию на декабрь 2012 года, в регионе действуют три мусульманских религиозных объединения, два православных, одно католическое и семь протестантских церквей (в их числе Церковь Христиан Веры Евангельской «Новая жизнь», «Поместная церковь христиан-адвентистов седьмого дня города Степногорска», «Объединение христиан-пятидесятников «Радость- Степногорск», «Христианская община Свидетелей Иеговы Акмолинской области», «Миссия благотворения и евангелизации «Эммануил», две «Церкви Евангельских Христиан Баптистов», одна из которых не зарегистрирована). 

Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 2011 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar