Главная » 2010 » Март » 12 » От отсебятины до абсурда (Владимир Потапьев)
13:38
От отсебятины до абсурда (Владимир Потапьев)
Давненько не брал я в руки перо, как говаривал один литературный персонаж, правда, он имел в виду шашки. Впрочем, я и не думал, что снова возникнет такая необходимость. В последнее время и в центральной печати стало больше появляться информации о нарушениях, допускаемых в сфере коммунальных услуг, о взаимоотношениях между услугодателем и потребителем. Сравнивая эти факты, я убедился, что такая проблема существует практически во всех городах Казахстана, но в Степногорске она на порядок выше.

Все дозволено?

Итак, еще раз поговорим о дифференциации, о тарифах, о счетчиках и о взаимоуважении. О дифференциации. Да, такой вопрос на уровне государства существует. Мажилис Парламента обсуждает этот вопрос в качестве поправок в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Но имеется в виду дифференциация тарифов на услуги снабжения холодной водой. Потребители с повышенными условиями комфортности, а также потребители, использующие воду в коммерческих целях (мойки, сауны, бассейны и т.д.), согласно новой редакции законопроекта, должны платить больше. Физические лица должны платить больше, точнее, по повышенной цене только ту часть, которая превышает установленные нормы потребления. О дифференциации тарифа на тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых счетчиков тепла нигде речи не ведется. Это полная отсебятина.
Какая же необходимость заставляла монополиста в Степногорске (в единственном городе Казахстана) повысить цены на отопление только для потребителей, не имеющих общедомовых счетчиков тепла, наплевав на все существующие законы, запрещающие это делать? Только безнаказанность и отсутствие в городе настоящего хозяина, защищающего интересы горожан. Но еще не вечер.
Напомню еще раз общеизвестные истины, поскольку они базируются именно на законных и подзаконных актах. Итак, и «Машзаводмунай», и АРЕМ при подготовке вопроса о повышении тарифа должны были руководствоваться «Правилами повышения или снижения тарифов (цен, ставок сборов) или предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги». Пункт № 4 этих Правил гласит: «Повышение или снижение тарифов или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги не должно ставить потребителей в неравные условия или иным образом ущемлять их права и законные интересы». Этого мало? Тогда обратимся к так любимому монополистом Закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Например, к ст. №5 п. 8: «Субъекту естественной монополии запрещается включать в тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги затраты, не связанные с их предоставлением». Как думаете, уважаемые степногорцы, а также «уважаемый» монополист, вот эта разница тарифа между 3400 и 2800 тенге (в сумме 600 тг.) для потребителей, не имеющих общедомовых приборов учета тепла, связана с «затратами на предоставляемые услуги по теплу» или не связана? Если связана, то, пожалуйста, расшифруйте, что это за затраты, которые ваша организация дополнительно несет потребителям тепловой энергии, не имеющим общедомовых счетчиков? По закону мы имеем право и на такую информацию. Например, п.10 этого же Закона запрещает вам признавать коммерческой тайной информацию, содержащуюся в тарифной смете о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах. Ну и еще одно. Статья 7 п.3-1 Закона обязывает вас «в случае утверждения предельного уровня тарифа предоставлять для всех потребителей регулируемые услуги по единым (!) уровням тарифов, не превышающим предельный уровень». А у нас? Это ведь все равно, что в одном и том же магазине хлеб (к примеру, ярославский) одного и того же веса, испеченный из одной и той же муки, в одной и той же печке, одним и тем же пекарем, продают по разной цене. Абсурд? Но это же Степногорск! Здесь все можно. Достаточно? Или и этого мало? Тогда давайте еще посмотрим Гражданский кодекс РК, который по своему статусу выше всех законов кроме Конституции РК. Итак, ст. 387 «Публичный договор», п. 2 «Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми (!) для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей». Не убедил? Тогда только суд!
У сильного всегда бессильный виноват

Нас, потребителей коммунальных услуг, не нужно убеждать в необходимости и пользе общедомовых приборов учета. И врать, что мы этого не хотим, тоже не надо. Но также должно быть понятно, что только небольшая часть населения города в сегодняшних условиях жизни может позволить себе самостоятельно приобрести и установить такой прибор учета. Монополист же убежден, что это мы, потребители, должны раскошелиться на эти цели. Чтобы попусту не спорить, обратимся опять же к Закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках». В ст. 7 п. 9 говорится: «Субъект естественной монополии обязан: приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг, в соответствии с договорами, заключенными с потребителями». Аналогичные требования существуют и в «Правилах предоставления коммунальных услуг». А потребитель, в свою очередь, «вправе требовать установки приборов учета». Конечно, нам не запрещается и самим приобретать и устанавливать счетчики. Но это право, а не обязанность. А кроме того, немаловажную роль здесь играет и гарантийный срок. Установив свой прибор учета, «МашзаводМунай» будет нести за него ответственность хотя бы на период гарантийного срока. И вообще, ну не хочу я снимать с депозита в швейцарском банке свои доллары, которые накопил, будучи пенсионером. Не хочу - и все! Почему в Астане и Алматы закон выполняется, а в Степногорске нет? Более того, почему нам устанавливают общедомовые приборы учета тепла по цене, установленной ТОО «Техэнерго», созданного «МашзаводМунаем»? Прибор учета стоит 200 000 тенге, и его установка почти столько же – 150 000 тенге! А в соответствии со ст. 6 Закона «О естественных монополиях», п.1-4, субъект естественной монополии должен взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг, согласованную с уполномоченным органом. То есть «МашзаводМунай» обязан приобретать и устанавливать нам приборы учета по фиксированной цене, согласованной с АРЕМом, а у ТОО «Техэнерго» цена свободная. Руководители «МашзаводМуная» говорят, что у них нет денег на приобретение и установку счетчиков. Ну а мне-то что? Вот закон обязывает меня, как потребителя, своевременно оплачивать потребленную энергию. А если у меня вдруг не окажется денег, что тогда будет? Я могу «тянуть волынку» полтора года (ведь «МашзаводМунай» обязан был установить всем счетчики тепла еще до 1 января 2009 года, затем продлили этот срок до 1 августа 2009 года, а сейчас уже до января 2010 года)? Не удастся! Мне на другой же день отрежут свет, да еще в суд подадут. И правильно. Я ведь буду виноват. Ну а если «МашзаводМунай» не исполняет закон, он виноват? Я думаю, что виноват. А если в результате этой вины я терплю материальные убытки (плачу по повышенному тарифу), я имею право на их возмещение? Вот то-то!
Халява, сэр!

А монополисту я могу подсказать один источник денег. Уже всем известно, что за прошлый отопительный период у всех потребителей тепла и горячей воды, за исключением потребителей по адресу 6-31, полученная сумма на 36,6% больше фактических сметных затрат. Учитывая, что жилой фонд вместе с поселком составляет примерно 3441 жилой дом общей площадью 1385144 кв. м, могу представить, сколько сотен миллионов тенге получено с потребителей просто за «красивые глазки». Я что-то не видел в опубликованном отчете «МашзаводМуная» этой халявной суммы. Может быть, я ошибаюсь? Тогда заранее приношу свои извинения. Вот на эти деньги можно было бы приобрести общедомовые счетчики тепла, причем бесплатные и для потребителей. Мы, потребители, наверное, не будем предъявлять иски о возврате нам излишне полученных с нас сумм за прошлый отопительный сезон? А может, и будем. Это ведь все доказуемо. А государство у нас правовое и социально направленное. И по закону интересы потребителей превалируют над интересами монополистов.
Единица – вздор, единица - ноль

На совещании председателей КСК общественности, депутатов и руководителей «МашзаводМуная» и «Джета-7» организатор этого совещания заместитель акима Кайркельды Мусин высказал хорошее пожелание пойти навстречу друг другу, то есть услугодателям и потребителям. Мысль хорошая, нужная, но реализация ее мне лично кажется невозможной, и только из-за позиции услугодателя. Я убедился в этом, заключая договор на услуги по тепловодоснабжению. В половине статей договора есть нарушения закона, и, естественно, в пользу монополиста. А на свой протокол разногласий получил ответ, из которого приведу одну главную строчку: «Так как «Машзаводмунай» является субъектом естественной монополии, в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» обязанностью субъекта естественной монополии является предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ)». В общем, вместо делового ответа получилось «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Я же этот ответ перевел так: «Если мы обманываем всех, то почему Потапьев должен быть исключением?».
Неравный «брак»

И еще кое-что из взаимоотношений. Зная, что в доме №8 установлен один из 10 обещанных приборов учета, я поинтересовался у жителей этого дома, сколько они заплатили за отопление за декабрь. Мне сказали, что по 111 тенге за 1 кв. м. Оказалось, что после установки счетчика тепла полтора месяца в подвал никто не заглядывал: ни КСК, ни услугодатель. В счетчик попала окалина, и он перестал работать. А виновными оказались жители дома, хотя подвалы закрыты на замок, а ключи находятся у председателя КСК. После двух дней хождения, наконец-то, разобрались. Окалину убрали и счетчик запустили в работу. Бухгалтерия «МашзаводМуная» жителям дома начислила по повышенному тарифу, да еще по полторы тысячи тенге сделала корректировку за ноябрь в пользу, естественно, «МашзаводМуная». А между тем, в соответствии со ст. 7 п. 9-1 в случае выхода прибора учета из строя взимать плату за предоставленные регулируемые услуги должны по среднемесячным показаниям приборов учета за предыдущий период. Так сказано в законе. Знал ли об этом монополист? Обязан был знать. Когда спросили: «Как же нам быть?», - ответили: «Платите». Довели людей до стресса и даже не извинились. Но я думаю, что вернут с процентами. Вот такие отношения никак не способствуют взаимному уважению.
Задачка для депутата Казакова

Точно такие же отношения и с «Горводоканалом», и с «Горкоммунхозом», только суммы там поменьше, и потому мы не уделяем им большого внимания. А обратили ли вы внимание, подписывая договоры с «Горкоммунхозом» на вывоз бытовых отходов, на одну деталь, точнее, на установленную ежедневную норму отходов (БТО)? Согласно договору эта норма составляет 88 кг в месяц, или 2 кг 930 гр. в день на одного человека, включая младенцев. Это сколько же надо съесть продуктов, чтобы набрать почти 3 кг отходов? Я себя особенно не ограничиваю в питании, но мне кажется, что даже я не съедаю (не то чтобы набрать еще и столько отходов) такое количество продуктов по весу в день, разве что вместе с водой, но тогда отходы будут жидкими и через «Горкоммунхоз» не пройдут. Хорошо бы получить разъяснения от депутата господина Казакова. Может быть, он подскажет, сколько и чего надо съесть, чтобы получить такое количество именно твердых, а не жидких отходов, особенно детям, а тем более – грудным?
Владимир ПОТАПЬЕВ
Просмотров: 1082 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar