Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Обратной дороги нет (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
15:43
Обратной дороги нет (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Уже как-то и мне самому неловко в который раз писать, что сорван очередной «окончательный» срок сдачи улицы Мира в эксплуатацию. На рабочем совещании 5 ноября аким города Муратбек Такамбаев дал подрядчику последнюю неделю, после которой, как мне представилось, должно было произойти что-то из ряда вон выходящее. Через неделю, 12 ноября, на заседании комиссии партийного контроля, выяснилось, что, в общем-то, ничего особенного не произошло: неделя миновала, установленный акимом срок сорван, объект в эксплуатацию не сдан, незавершенка покрылась снегом.
Что ж, обратной дороги нет – время вспять не повернуть, коней на переправе не поменять, асфальт не переложить. Главное теперь – учиться на собственных ошибках. Ведь впереди еще не одна улица, которую надо довести до ума (я и не думал здесь намекать на две извечные наши беды – о дураках и плохих дорогах).


«Мы здесь тоже не сидим»

Всякий раз, когда я встречаюсь с начальником отдела ЖКХ, слышу среди прочего неизменное: «Мы здесь тоже не сидим».
По словам Анары Зиятовой, вышедший на республиканском канале сюжет об укладке асфальта в условиях снегопада и дождя не отражает всей полноты картины. Сама Анара Зиятова стояла неподалеку, когда велась съемка укладки асфальта в непогоду, и к этому времени уже не раз успела предупредить подрядчика, что такой перекресток, с нарушением технологии дорожных работ, заказчиком приниматься не будет, а значит, и оплачиваться тоже: «Пусть меня уволят, но акт о приемке объекта я подписывать не стану».
Более того, нам была представлена переписка заказчика с подрядчиком, которая велась между отделом ЖКХ и ТОО «Дор-сервис Кокшетау» в самую распутицу.
Директору ТОО «Дор-сервис Кокшетау» Турлыбеку Абулгазинову.
По объекту «Капитальный ремонт центральной улицы Мира» сообщаем, что в связи с повышенной влажностью основания (идет дождь со снегом) укладка 5 ноября 2012 года крупнозернистой асфальтобетонной смеси категорически запрещена.
Начальник отдела ЖКХ Анара Зиятова.
Подрядчик ответил в тот же день.
Начальнику отдела ЖКХ Анаре Зиятовой.
На ваше письмо от 5 ноября сообщаем, что в связи с окончанием работ при неблагоприятных минусовых погодных условиях мы вынуждены были 5 ноября произвести укладку асфальтобетонного покрытия. В случае обнаружения дефектов в течение гарантированного периода обязуемся провести ремонтные работы за свой счет.
Директор ТОО «Дор-сервис Кокшетау» Турлыбек Абулгазимов.

Письмами с тем же содержанием примерно при тех же погодных условиях заказчик и подрядчик обменялись и 6 ноября. Кроме того, в обоснование своих слов о том, что «мы здесь тоже не сидим», Анара Зиятова показала нам акт о нарушениях, выявленных комиссией при укладке асфальтобетонной смеси: «…Несмотря на официальные письма заказчика от 5 и 6 ноября, подрядчиком была произведена укладка крупнозернистой асфальтобетонной смеси порядка 800 квадратных метров. …Подрядчик обязуется в мае 2013 года устранить все выявленные дефекты на перекрестке улиц Мира – Ленина».
На все категорические запреты у подрядчика один, в общем-то, резонный ответ: основание на перекрестке было заложено за несколько дней до распутицы, и не закрывать его крупнозернистым асфальтом, как того требовал заказчик, нельзя – в противном случае основание будет разбито, а образовавшаяся на перекрестке яма не позволит открыть его для движения автотранспорта. Трудно возразить и против такого аргумента подрядчика: «Машины с асфальтом уже пришли, я все равно буду класть. Это мои дополнительные расходы». Ну и не надо забывать, что подрядчик выполнял поручение акима города об окончании дорожных работ в недельный срок.

После драки кулаками… машут

А теперь, в связи с открывшимися обстоятельствами, разберем сюжет республиканского канала об укладке асфальта в Степногорске по принципу «тяп-ляп».
Если бы подрядчик не отмахивался от вопросов журналистов и если бы наблюдавшая за этим Анара Зиятова не стояла в стороне, то в видеосюжете могло бы быть сказано: кладется крупнозернистый асфальт как временное, до весны, покрытие, и делается это не на бюджетные деньги, а исключительно за счет подрядчика. Вот уже и нет сенсации про степногорский дорожный «тяп-ляп». Ради справедливости следует добавить: даже в условиях всеобщего молчания не увидел я повода для подвязки бывшего акима города к сюжету в той его трактовке, в какой он был представлен на всеобщее обозрение. Напротив, именно при Никишове, несмотря на все его упущения, были заложены деньги на капитальный ремонт улицы Мира, который, кстати, тоже начался до прихода в город нового акима. Но подрядчик отмахнулся от видеокамеры, а Анара Зиятова стояла в сторонке, закрытая капюшоном. И наш город в очередной раз ославился на всю страну – этот мой упрек как подрядчику-конспиратору, так и заказчику-молчуну. Последний, правда, посмотрев видеосюжет о ремонте дорог в Степногорске, взялся писать опровержение, как говорит начальник отдела ЖКХ, по поручению акима области. Но много ли толку после драки махать кулаками?
Надо думать, под отправленным в местные СМИ пресс-релизом и кроется то самое опровержение, которое выглядит, скорее, как запоздалое оправдание: «В Степногорске в текущем году проводится капитальный ремонт по улице Мира, протяженность 2,6 км (от Кольца строителей до штрафстоянки). Подрядная организация - ТОО «Дор-сервис Кокшетау», сумма договора - 375,1 млн тенге. На сегодняшний день выполнена укладка основания - 100%, укладка черного щебня - 100%, крупнозернистого асфальта - 85%, мелкозернистого асфальта - 90%. Освоение составляет 85%». Дальше начальник отдела ЖКХ ссылается на уже процитированные мной письма, акт о выявленных нарушениях и заканчивает намерениями заказчика: «Планируется проведение рабочей комиссии, где будут выявлены нарушения, допущенные при капитальном ремонте дорог, с указанием даты устранения. В случае неустранения данных нарушений в указанный срок заказчиком не будут оплачены работы за некачественно выполненный объем».

Перекресток ошибок

Ошибка не только в том, что злополучный перекресток до холодов не сдан в эксплуатацию, и меньше всего в том, что подрядчик, ослушавшись заказчика, при снегопаде закрывал основание грубым асфальтом. Ошибка, на мой взгляд, и в требованиях начальника отдела ЖКХ прекратить укладку крупнозернистого асфальта – до лучших времен. В условиях, как выразилась Анара Зиятова, «горячки» надо было спокойно договариваться с руководством ТОО «Дор-сервис Кокшетау»: дыру закрывайте, но за свой счет, а с теплыми весенними днями вы, поскольку нарушили технологию, уберете крупнозернистый асфальт и сделаете все как положено – с укладкой мелкозернистого асфальта. И уговаривать подрядчика не надо было – он сам, в тех же условиях «горячки», это предложил.
Но заказчик, на мой взгляд, следом делает очередную ошибку. 8 ноября, когда мы разговаривали с Анарой Зиятовой, она сказала: из обещанных подрядчику 375 миллионов остались неосвоенными 70 миллионов тенге, предусмотренные на окончание работ на перекрестке улиц Мира и Ленина. И чтобы деньги не пропали, заказчик предлагает ТОО «Дор-сервис Кокшетау» вместо доделки перекрестка, асфальтные работы на котором вести уже нельзя, например, установку столбов освещения – пусть не всех, так как на это надо примерно 150 млн, а части – такого количества, какое можно установить на оставшиеся 70 млн. Казалось бы, что тут неразумного? Не зарывать же 70 миллионов в землю, укладывая мелкозернистый асфальт под дождем и снегом, - резонно замечает начальник отдела ЖКХ. Конечно, нет. Пусть ставят столбы. Ошибка в том, что «закладывается» порочная традиция: «проштрафившийся» подрядчик, по словам Анары Зиятовой, имеет все шансы получить свои деньги, сделав вместо перекрестка столбы освещения, а вот «злокачественный» перекресток – недоделку ТОО «Дор-сервис Кокшетау» - сделает другой подрядчик, который выиграет в конкурсе госзакупок капитальный ремонт улицы Ленина. Во всяком случае, именно так еще 8 ноября рассуждала начальник отдела ЖКХ Анара Зиятова. Получается: любой нерадивый подрядчик (абстрагируемся от конкретного нашего) может не сделать какой-то проблемный объект, отложив его на потом, - и ему за это ничего не будет. Более того, как в нашем случае, он не только не понесет убытков, но и, при стараниях заказчика, которому важно, чтоб деньги не пропали, получит все сполна, выполнив другой объем работ. Ошибка заказчика в том, что он, пусть и невольно, такой «рокировкой» строительных объектов если и не поощряет безответственность неисполнительного подрядчика, то, по крайней мере, закрывает на нее глаза.
Главный редактор нашей газеты, при таком курсе заказчика на освобождение от ответственности, предлагает (не без иронии, конечно) пойти дальше - объявить благодарность подрядчику за перекресток. И в самом деле, какой замечательный этот «Дор-сервис Кокшетау» - выполнит все предложенные ему, в том числе взамен предложенные, работы и из самых благородных побуждений, не будучи к этому обязанный, пожертвует на центральный перекресток из собственных доходов - укроет яму крупным асфальтом. Вполне мог бы этого и не делать, раз объект ему заменили. Но сделал же. Молодец!
А как, на наш взгляд, было бы правильно? Да, на оставшиеся 70 миллионов дать подрядчику другую работу, но обязать его, поскольку по его вине сорвана сдача запланированного объекта, весной за собственный счет переделать перекресток в соответствии с дорожными технологиями.
К слову сказать, подрядчик оказался не таким уж и нерадивым. Как стало известно на заседании комиссии партийного контроля, директор ТОО «Дор-сервис Кокшетау» взял на себя письменные гарантийные обязательства, от которых еще на прошлой неделе его готовы были освободить, - весной доделать перекресток за свой счет.

Ошибки на дорогах

И во время нашей встречи 8 ноября, и на заседании комиссии партконтроля 12 ноября Анара Зиятова сообщила, что с ТОО «Дор-сервис Кокшетау» было заключено два договора, с учетом выделения средств на ремонт дорог из двух бюджетов, республиканского и областного. Срок окончания первого договора, который исполнялся на республиканские деньги, - 2 октября. Он был сорван, как уточнил заместитель директора ТОО «Дор-сервис Кокшетау» Арлан Джусугунов, на 12 – 13 дней в силу разных обстоятельств. Каких именно - мы уже сообщали в корреспонденции «Время собирать камни» (далеко ездить за строительными материалами, поздно заключен договор – 6 июня) и вскоре снова скажем по итогам заседаний специализированного межрайонного экономического суда. Именно туда 5 октября отдел ЖКХ обратился с иском о признании подрядчика недобросовестным участником государственных закупок и о взыскании неустойки (примерно полтора миллиона) в связи со срывом сроков строительно-монтажных работ по первому договору. Судебное разбирательство началось вчера. Меня же сейчас больше интересует второй, составленный под областные деньги договор, по условиям которого подрядчик должен полностью сдать объект… к 28 ноября. Начальник отдела ЖКХ считает, что пока еще, по сути - до начала зимы, рано за все спрашивать с подрядчика: «…сроки не нарушил, пока идет в графике, но технологию выдержать невозможно. Асфальт класть не будем больше. Что положили, то и останется». При таком договоре – конечно, рано спрашивать. Но вот на мой взгляд, самое время спросить с заказчика: а как вообще можно планировать какие-то асфальтобетонные работы в дождливо-снежном ноябре? Не лучшее это время и для установки дорожных знаков (готовы лишь 60 процентов) со светофорами, и уж тем более для разметки пешеходных переходов и укладки «лежачих полицейских» (размеры которых у секретаря гормаслихата Галии Копеевой вызывают вопросы – но они переадресованы проектировщикам). Это практически все, что еще надо сделать ТОО «Дор-сервис Кокшетау»» до указанного вторым договором срока, хотя подрядчик берет на себя обязательства завершить работы на неделю раньше.
Ни Галие Копеевой, ни мне неясно: что будет со столбами освещения, демонтированными подрядчиком в районе магазина №1 и возле «Казахстана» в связи с предусмотренным проектом расширением дороги. Подрядчик ясности не внес, хотя есть смысл в рассуждениях депутата: кто демонтировал столбы, тот должен вместо них поставить новые. Нельзя не брать в расчет и замечание подрядчика: все сделано в соответствии с проектом. Может быть, есть смысл и заказчику строго спросить с такого проектировщика, который взял огромные деньги (стоимость проектно-сметной документации, по словам Анары Зиятовой, - 1 млрд 67 млн тенге) и создал городу немало новых проблем, которые еще предстоит устранять. Например, по словам начальника отдела ЖКХ, в этом году проектом не предусмотрена укладка тротуара, часть которого «украдена» расширением дороги в 5 микрорайоне, возле мечети. По проекту пешеходный переход напротив «Казахстана» перемещен дальше от остановки, что создает неудобства гражданам. На проект ссылаются и заказчик, и подрядчик, когда объясняют возникшую у горожан проблему с новыми бордюрами: поваленные по одному с обеих сторон улицы, без учета ширины пешеходного перехода, они становятся не только непреодолимым препятствием для инвалидов-колясочников, но и угрозой безопасности всем пешеходам, которые, не имея возможности свободно пройти через узкий «однобордюрный» проход, вынуждены будут задерживаться на проезжей части. Часть бордюров уже повалена или расколота, и это следствие уже другой ошибки, даже двух: не везде бордюры прочно закреплены бетоном, а где-то разрушены, так как затянулось открытие улицы Мира. Последнее особенно волнует депутата Владимира Козейчука, который еще 5 ноября, на совещании у акима, предложил снять социальное напряжение - открыть дорогу, поставив хотя бы самый минимум необходимых дорожных знаков и расставив на опасных участках дорожных полицейских. Подрядчик уже готов был последовать совету депутата и открыть дорогу 13 ноября, тем более что водители сами «открыли» ее неделей раньше, добивая газоны и ломая бордюры. Но после предостережения заместителя акима Гульнур Садвокасовой о том, что компетентное решение должна принять комиссия по безопасности движения, подрядчик взял свои слова обратно и еще раз, по просьбе председателя комиссии партийного контроля Эльмиры Салыковой, обозначил окончание всех работ 20 ноября.
Скорее всего, за пределами этого срока (надеемся, не за «бортом») останутся в дефектах неровная укладка съездов с улицы Мира в микрорайоны, деформированный то ли из-за пережога (версия подрядчика), то ли из-за некачественной укладки (версия заказчика) и заново уложенный асфальт в районе рынка, недоделанный участок в районе ГУВД, огрехи возле магазина «Барс», оставшаяся за бордюрами земля, которая в весенне-осеннюю распутицу может выйти на дорогу через технологические проемы.
Несмотря ни на что, будем надеяться на лучшее. Ведь если даже в чем-то уступит заказчик, которому, по признанию Анары Зиятовой, не хватает рычагов воздействия на подрядчика, последний связан с городом восемью годами гарантии и пока еще не выплаченными ему 80 миллионами тенге.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1805 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar