Главная » 2013 » Октябрь » 10 » Нет худа без добра (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
11:04
Нет худа без добра (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Степногорский подшипниковый завод – одно из немногих в Степногорске предприятий, состояние дел которого вызывает живой интерес у большинства горожан. И это понятно: с 2450 работниками завода связано благополучие их семей, многие социальные инициативы в городе реализуются с участием заводчан, наконец, СПЗ – один из основных налогоплательщиков степногорского региона (за 8 месяцев завод перечислил в бюджет в виде налогов без малого 45 млн тенге). И приближающийся День машиностроителя – чем не повод поговорить с генеральным директором Степногорского подшипникового завода Анатолием Томиловым о том, как сегодня живет одно из градообразующих предприятий города?
 
По словам Анатолия Томилова, главная задача предприятия – постоянное улучшение качества степногорских подшипников – продиктована временем: с одной стороны, в условиях жесткой конкуренции на подшипниковом рынке без обеспечения надежности и долговечности подшипников просто не выжить; с другой стороны, в ситуации снижения объемов производства, что связано с ограниченными возможностями потребительского кошелька, появляется больше времени на создание условий для кропотливой работы над качеством подшипника. Этим и занимались.
Гендиректор напоминает: последний кризис заявил о себе в мире с конца 2008 года и не спешит отступать – и с этого времени на предприятии ведется непрерывная работа по оптимизации производства. Так уж сложилось на практике, что на многих предприятиях под оптимизацией подразумевают массовое сокращение работников. На многих – но не на СПЗ: здесь оптимизация – это поиск оптимальных форм управления, совершенствование техпроцессов, реструктуризация. Последняя, к примеру, начатая два года назад и продолжающаяся сегодня (в этом году расформировали один цех, убрав промежуточное звено между связанными напрямую друг с другом цехами и сократив штат руководителей) дала заводу большой экономический эффект. Такая оптимизация, подсказанная здравым смыслом, в конечном итоге тоже сработала на улучшение качества заводской продукции: выведение из структуры основных производственных цехов всех механиков, энергетиков, инструментальщиков, плановиков и их объединение в специализированные вспомогательные службы позволило производственникам освободиться от не свойственных им задач и максимально сосредоточиться на главном направлении – производстве подшипников и улучшении их качества.
Работа над улучшением качества подшипников, уточняет Анатолий Томилов, главная, но не единственная задача завода в этом году. Второе необходимое условие для успешного конкурирования на потребительском рынке – снижение затрат при производстве подшипников и, соответственно, уменьшение их цены. Вот как это выглядит в цифрах: за 8 месяцев от 45 мероприятий по программе снижения затрат получен экономический эффект на 99 млн тенге. А вот как в примерах. Объединенная энергослужба выполнила взятые на себя обязательства на 349%. Так, одна только реконструкция освещения в кузнечном корпусе с применением натриевых ламп дала за 8 месяцев экономический эффект на 6 млн тенге. На 232% выполнила собственную программу снижения затрат служба главного механика: от реставрации изношенных колонн на кузнечно-штамповочных линиях получен экономический эффект на 7,5 млн тенге. Служба инструментального производства перешла на изготовление кузнечной оснастки из отработанного материала и за 8 месяцев получила экономический эффект на 17 млн тенге.
Основной акцент при реализации инвестиционной программы предприятия сделан на модернизации технологического оборудования. В частности, переведены на микропроцессоры системы управления двух токарных станков в токарно-термическом цехе, 12 шлифовальных станков в шлифовально-сборочном цехе, двух термопластавтоматов в литейно-механическом цехе. Установлены приборы контроля температуры на автоматических линиях в кузнечно-штамповочном цехе, 10 приборов активного контроля на оборудовании шлифовально-сборочного цеха.
Еще один показатель, который раньше не назывался гендиректором, потому что не всегда обеспечивался, - ритмичность производства. На первый взгляд, показатель в деле второстепенный, а на поверку – максимально работающий на качество подшипников. Стабильность в производственном процессе, работа без срывов и скачков, уход от перепадов в объемах продукции (сейчас заводчане делают ежедневно в среднем 5300 – 5400 подшипников), отлаженное оборудование – все это и есть та ритмичность, которая пришла на смену так называемому «то густо, то пусто». Зависит ритмичность, главным образом, от организации производственного процесса – как поставлено дело, как обеспечивается выполнение суточного задания, как, наконец, подготовлены работники.
Профессиональная подготовка на СПЗ всегда считалась «коньком» предприятия. И сейчас завод не сдает своих позиций в этом направлении: профессиональное обучение только в этом году прошли 953 человека, повысили квалификацию на производственно-технических курсах 282 работника.
Сегодня весь завод – единственный в Казахстане и один из немногих в СНГ - учится работать в условиях международного железнодорожного стандарта IRIS. В августе успешно пройден предсертификационный аудит, в ходе которого была одобрена действующая на СПЗ система менеджмента качества. Сейчас предприятие готовится к заключительному, сертификационному, аудиту системы менеджмента бизнеса. Применение требований IRIS с использованием признанных в мире методов управления бизнесом позволит Степногорскому подшипниковому заводу обеспечить эффективный контроль всех процессов при производстве подшипников и создать такую систему менеджмента бизнеса, которая даст возможность проводить постоянные улучшения, придавая особое значение предотвращению и снижению числа дефектов в цепи поставок железнодорожной продукции.
В этом году второе дыхание на СПЗ получил начавшийся несколько лет назад проект по производству сферических подшипников. Не секрет: предприятие смогло в этом направлении больше, чем дилеры, - наладило выпуск 35 типов подшипников сферической группы. Их высокая себестоимость в условиях жесткой конкуренции заставила заводчан всерьез задуматься над тем, как снизить затраты при производстве сферы. И опять есть результат: себестоимость новой продукции снижена на 25%. А теперь завод активно готовится к освоению на своей производственной площадке всей сферической группы Московского подшипникового завода, который сворачивает производство. По словам Анатолия Томилова, потребителю не принципиально, где производятся подшипники, - дай ему хорошее качество и приемлемую цену. На СПЗ посчитали, что и эта задача заводу по плечу. Предприятие готовится к освоению еще 30 новых позиций сферички. Проект, по последним подсчетам экономистов завода, рентабельный: даст, как минимум, 29,5 млн тенге экономического эффекта. Этих показателей достаточно, чтобы уже сейчас браться за дело. Сегодня на заводе готовятся к монтажу вывозимого из Москвы оборудования для производства сепараторов и шлифовки борта сферических подшипников (они у москвичей с трехбортовым внутренним кольцом). Ежемесячное добавление полутора тысяч новых сферических подшипников к уже освоенным и выпускаемым на заводе позволит предприятию, при прежнем количестве работающих в цехе, обеспечить безубыточное сферическое производство.
Как только заговорили о расширении сферички, сразу же по заводу, а следом и по городу разошлась молва о скором 25-процентном повышении зарплаты работников предприятия (сейчас средняя зарплата на СПЗ составляет 76 543 тенге – это уровень прошлого года). Анатолий Томилов не связывает рост зарплаты напрямую со сферическим производством, но считает этот вопрос актуальным для завода. Зарплата на СПЗ не повышалась уже 2 года, и это, несмотря на сбережение коллектива, не могло не сказаться на кадровой стабильности предприятия: потерь специалистов, в условиях создания в Степногорске новых производств с хорошим зарплатным фондом, избежать не удалось. И на заводе, конечно же, понимают: без роста зарплаты, как бы бережно ни относились к работникам, их не сохранить, ведь каждый человек соотносит содержимое своего кошелька с ценой на дорожающую жизнь и, если едва сводит концы с концами, ищет лучшего для себя применения. Но увеличение зарплаты, как известно, напрямую связано с ростом производительности труда – это одна из основных задач СПЗ на 2014 год.
Сегодня завод практически прекратил прием новых работников с учетом того, что объемы производства сократились на предприятии в среднем на 25% по сравнению с прошлым годом и, скорее всего, останутся на нынешнем уровне не только до конца 2013 года (на оставшиеся месяцы приходится в среднем по 120 тысяч подшипников), но и в следующем году: ограничены возможности главных покупателей заводской продукции; скажется на их потребностях (а основной потребитель продукции СПЗ – российские железные дороги) и замораживание тарифов естественных монополий в России, включая железнодорожные тарифы. Показателен, например, такой факт: Степногорский подшипниковый завод в хорошие времена поставлял на новое вагоностроение в Нижний Тагил до 48 тысяч подшипников ежемесячно, а теперь там не берут больше 20 тысяч степногорских подшипников. Такие же самоограничения и на других предприятиях – потребителях продукции АО «СПЗ». Поэтому завод готовится работать в следующем году хоть и в условиях стабильности (при фиксированных тарифах нетрудно просчитать экономику предприятия и обеспечить ритмичность производства), но и далеко не на уровне своих возможностей: завершить 2013 завод планирует выпуском 1 млн 400 тысяч подшипников, примерно такой же производственный план и на 2014 год.
А это значит, оптимистично заканчивает наш разговор Анатолий Томилов, на СПЗ обойдется без потрясений: производственный план позволит обеспечить ритмичность его выполнения, завод не спешит отказываться от реализации своих социальных проектов. В общем, нет худа без добра.
«То, что удается добиться по себестоимости и качеству подшипников, позволяет нам в непростой ситуации оставаться на нормальном уровне. Поставленные задачи решаются, а это приносит удовлетворение и в конечном итоге дает хороший результат. Совсем неплохо для того, чтобы достойно встретить наш профессиональный праздник – День машиностроителя», - подытожил сказанное генеральный директор АО «СПЗ».
 
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
 
 
 
Просмотров: 1745 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 00:01, 12.10.2013
Читаю статью, радуюсь за людей, а вместе с тем мысли неотступно крутятся об одном, чтобы я мог сказать в лозунге «Мой завод – моя гордость» в отношении другого предприятия города завода ГМЗ ТОО «СГХК» ну, наверное: «Мой завод – мой господин» то бишь захочет, прогнет ниже плинтуса, захочет, пнет ласково на все четыре стороны, одним словом, ничего хорошего.
Слава Богу, что у других людей есть, чем гордиться и дай Бог!
avatar