Главная » 2010 » Февраль » 12 » Неоправданно долгий путь от сбора денег до установки счетчиков (Нана АНТИДЗЕ)
14:32
Неоправданно долгий путь от сбора денег до установки счетчиков (Нана АНТИДЗЕ)
Январь для степногорцев стал месяцем показательным. Горожане наглядно смогли убедиться, насколько, при утвержденном департаментом по регулированию естественных монополий тарифе, возросли коммунальные платежи. Первая после шока мысль: необходимо найти возможность как-то сэкономить. Как?

Сразу вспомнилась схема, предложенная еще летом на каком-то из совещаний, - рекомендовать потребителям как можно скорее изыскать возможность для установки общедомовых приборов учета тепловой электроэнергии (ОДПУ). Для этого КСК/КСП должны были, определившись с подрядчиком, организовать сбор целевых средств с жильцов, которым, в свою очередь, неоднократно объяснялись преимущества контроля за потреблением тепла и оплаты за учтенную услугу. Конечно, лучшим вариантом для населения была бы установка счетчиков тепла непосредственно монополистом за счет собственных средств или кредитов, с их последующим возвратом теперь уже за счет потребителей (как и оговаривалось законодательством). С учетом кризисного периода, вложения монополистом немалых средств в ремонтную кампанию и вследствие упущения сроков реализации закона стала очевидной невозможность этого оптимального варианта в настоящее время, что, конечно же, очень печально. Но хорошо уже то, что в какой-то критический момент цели потребителя и законотворцев совпали – потребители продемонстрировали готовность получить общедомовые приборы учета тепла за счет вложения собственных денег.
Схема с виду предельно проста: КСК/КСП заключает договор с ТОО «МашзаводМунай» на предоставление услуг по сбору денег с собственников. Сумма сборов с каждого дома рассчитывается выбранным подрядчиком и раскидывается на трехмесячный срок на каждую квартиру. «МашзаводМунай», собрав платежи, переводит их, в соответствии с договором, подрядчику, который, в свою очередь, получив деньги, приобретает приборы учета и сразу же устанавливает их потребителю. В итоге все должны быть довольны: ЭСО наконец-то выполняет требование закона, подрядчик - при заработке, КСК/КСП лоббирует интересы своих жильцов, а потребитель реально экономит.
Надо сказать, что потребитель-то давно уже готов начать экономить и установить прибор учета, только вот не все КСК/КСП готовы оперативно реализовать это желание членов кооперативов. Этого нельзя сказать о ТОО «KWAR– TAL»: жильцы 13 домов названной обслуживающей организации начиная с сентября 2009 года уже произвели три платежа в «МашзаводМунай» и с нетерпением ожидают установки теплосчетчиков подрядчиком – ТОО «СтепногорскТехЭнерго».
Наглядным примером того, что ожидание затянулось, стал рассказ Веры Петровны Менжулеевой, жительницы одного из «кварталовских» домов (2-40): «Деньги за счетчик, выставленные нам в платежках «МашзаводМуная», мы сдали в течение трех месяцев – последний платеж был в декабре (за ноябрь). Но воз и ныне там – счетчика как не было, так и нет. Спрашиваем Евгения Нама – он отправляет нас в «МашзаводМунай», говоря, что деньги подрядчик не получил в полном объеме, а господин Мыльников из «МашзаводМуная» говорит, что «наше дело деньги собрать, а установка – это не к нам». Замкнутый круг получается, где наши деньги и когда нам счетчик установят?».
Подобная информация была получена и из других источников: на 10 января 2010 года подрядной организации «МашзаводМунай» перечислил лишь два платежа из трех - общей суммой, без предоставления реестров-перечней квартир, обслуживаемых ТОО «KWAR– TAL» и оплативших установку счетчиков. Такое положение вещей более чем непонятно, ведь жильцам домов, находящихся на обслуживании ТОО «KWAR– TAL», было обещано: как только дом соберет сумму стоимости самого теплосчетчика, подрядчик, не дожидаясь полного поступления средств, будет приобретать прибор учета и не затягивая его установит.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации и найти ответы на заданные вопросы, мы выслушали все стороны так называемого трехстороннего договора – «МашзаводМунай», «СтепногорскТехЭнерго» и ТОО «KWAR– TAL».
Генеральный директор ТОО «МашзаводМунай» Нафиса Байбусинова, вникнув в суть проблемы, пояснила следующее.
- Каждый месяц сторонами подписываются акты о произведенной нами передаче собранных оплат на общедомовые приборы учета тепловой энергии по домам 2 микрорайона (№24, 33, 39, 40 и 43) и 3 микрорайона (№10а, 12, 13, 14, 16, 19, 21, 22), к которым прилагаются и реестры по накопительному фонду на установку ОДПУ по каждому абоненту.
В октябре жители названных домов произвели платеж за сентябрь, в ноябре мы перечислили эти деньги «СтепногорскТехЭнерго». В декабре же, получив в ноябре от потребителей платеж за октябрь, мы перечислили подрядчику и второй платеж. Его передача происходит с некоторой задержкой (в следующий после оплаты месяц) в связи со спецификой бухгалтерского учета. Ведь платежи проходят не только наличным расчетом, но и по взаиморасчету – чтобы избежать неразберихи в бухгалтерии, необходимо закрыть все расчеты календарного месяца и после этого производить операции по перечислению. Так, 13 ноября в «СтепногорскТехЭнерго» поступил первый платеж в сумме 1153619 тенге (за сентябрь), второй - 1290582 тенге (за октябрь) - был перечислен 14 декабря, а на этой неделе будут переданы деньги населения за ноябрь (оплаченные ими в декабре).
Из слов генерального директора «МашзаводМуная» следует, что и директор ТОО «KWAR– TAL» Евгений Нам, и директор ТОО «СтепногорскТехЭнерго» Екатерина Фахразиева, подписывая акты о произведенной передаче собранных оплат на ОДПУ с приложенным реестром, имеют представление о схеме перечисления, как и владеют информацией по каждому конкретному дому. Со своей стороны, Нафиса Байбусинова заверила, что никакого преднамеренного затягивания процедуры по передаче собранных с населения денег нет, как нет и умышленного затягивания установки счетчиков. Более того, после перечисления всех платежей «МашзаводМунаем» будут намечены дальнейшие мероприятия по контролю за установкой счетчиков потребителям подрядной организацией – ведь ответственность законом возложена и на монополистов. Напомним: на сегодня в городе лишь в 24 домах установлены счетчики тепловой энергии (1 – в 2008 году, 23 – в 2009), а еще в двух домах города приборы, установленные также в 2009 году, из-за недоделок пока не сданы в эксплуатацию. В 2010 году «МашзаводМунай» своими средствами установит 5 приборов учета тепловой энергии, в 15 домах это сделают подрядные организации по схеме сбора средств через «МашзаводМунай» (из них 12 домов - ТОО «KWAR– TAL»).
Высказали свою точку зрения на сложившуюся ситуацию директор ТОО «KWAR– TAL» Евгений Нам и директор ТОО «СтепногорскТехЭнерго» Екатерина Фахразиева. Загвоздка в установке счетчиков, по их мнению, в несвоевременном предоставлении реестров и затягивании перечисления собранных средств со стороны ТОО «МашзаводМунай», то есть собранные потребителями деньги на протяжении полумесяца «где-то висят впустую». Предъявив заключенный в сентябре с ЭСО договор, Евгений Нам обратил внимание на следующий пункт: «3. Обязанности и права сторон.
3.1.3. По письменному указанию полномочного представителя перевести накопления стоимости прибора учета, оплаченные потребителями на расчетный счет подрядной организации, с которой у полномочного представителя имеется отдельный договор на установку ОДПУ за минусом платы услуг ЭСО». О письменных указаниях «МашзаводМунаю» полномочным представителем (то есть ТОО «KWAR– TAL») провести оплату упоминается и в договоре с ТОО «СтепногорскТехЭнерго». ТОО «МашзаводМунай», объясняет Евгений Нам, получая эти ежемесячные письменные указания, данный пункт договора попросту игнорирует, проводя платежи почти с месячным опозданием после оплаты потребителем. Вот последнее письмо директора ТОО «KWAR– TAL» на имя Нафисы Байбусиновой, зарегистрированное в «МашзаводМунае» 28 декабря 2009 года: «ТОО «KWAR– TAL» просит вас предоставить реестр собранных средств за период с 1.11.2009 г. по 31.11.2009 г. на установку общедомовых приборов учета тепла согласно Договору, а также перечислить собранные средства на расчетный счет ТОО «СтепногорскТехЭнерго» до 7.01.2010 г. и предоставить реестр собранных средств за период с 1.12.2009 г. по 31.12.2009 г. до 7.01.2010 г. Убедительно просим вас не затягивать с передачей средств и реестров». На 11 января третий платеж ТОО «СтепногорскТехЭнерго» так и не получило.
Как же так? Ведь все три стороны подписывают акты о произведенной передаче собранных средств, да и реестры к ним прилагаются! Какие тут могут быть взаимные недопонимания? По информации Евгения Нама и Екатерины Фахразиевой, акты по передаче средств и реестры «МашзаводМунай» предоставляет сторонам на подпись только через некоторое время после проведения перечисления. Екатерина Фахразиева уверяет, что, получив второй платеж 14 декабря, она подписала и получила реестр лишь спустя 7 - 10 дней. А Евгений Нам реестр по второму платежу вообще в глаза не видел. Вот и получается, что погрешности в схеме работы «МашзаводМуная» явно присутствуют: при специфичности «машзаводмунаевского» бухучета не лучше ли было бы в договоре с ТОО «KWAR– TAL» отразить, что платежи подрядчику будут производиться в месяц, следующий за поступлением оплаты от потребителя? Подписавшись же под условием договора о переводе накоплений по письменному указанию ТОО «KWAR– TAL» и не выполнив его, энергоснабжающая организация нарушила данный пункт договора. И совсем непонятно, по каким причинам, задержав перечисление средств подрядчику примерно на 20 дней, еще неделю «МашзаводМунай» отводит себе на составление реестра и предоставление его сторонам.
А подрядчик? В полной ли мере исполнил «СтепногорскТехЭнерго» свои, пусть некоторые и устные, обязательства перед заказчиком? Получив второй платеж 14 декабря, подрядчик вполне мог хотя бы к сегодняшнему дню уже приобрести приборы учета, ведь у 9 из 12 домов собранных денег на это вполне хватает. И пусть реестр был получен «СтепногорскРемЭнерго» спустя неделю после перечисления – по словам Екатерины Фахразиевой, приблизительно неделю нужно будет затратить на поездку в Россию для приобретения счетчиков. Такое промедление госпожа Фахразиева мотивирует «форс-мажорными» обстоятельствами – морозами и чередой декабрьских праздников, но поспешила успокоить «кварталовцев»: реестр на третий платеж ей «МашзаводМунаем» уже предоставлен, на этой неделе будут перечислены и деньги, после чего счетчики будут приобретены. На 21 января запланировано начало их установки (если не помешает погода).
Мечта потребителей об экономии денежных средств и энергоресурсов, наконец-то, после неоправданно долгих ожиданий, станет явью. Да, неоправданно долгих, ведь если бы ТОО «KWAR– TAL» было настойчивее, более жестко контролировало договорные обязательства с подрядной организацией, этот долгожданный для жильцов момент наступил бы значительно раньше.
Эта нестандартная ситуация наглядно показала степень ответственности каждой из заинтересованных сторон, где, несомненно, самыми ответственными оказались лишь потребители. Но не зря же говорят, что на ошибках учатся, - будем надеяться, дальнейшая практика этой трехсторонней схемы станет функционировать уже без сбоев и помех. Конечно, было бы очень неплохо, чтобы эта история ТОО «KWAR– TAL» сподвигла на хорошее дело и остальные КСК/КСП города и, главное, стала хорошим уроком для всех, кто искренне заинтересован в экономии энергоресурсов, тем более что к этому нас обязывает закон.

Нана АНТИДЗЕ

Справка "Престижа"
Нафиса Усмановна Байбусинова в сфере энергетики работает с 1988 года. В августе 2009 года была принята на должность советника генерального директора ТОО «Джет-7», до этого назначения в течение семи лет являлась начальником планово-экономического отдела энергоремонтного предприятия г. Павлодара.
Просмотров: 1335 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar