Главная » 2012 » Март » 24 » Не откажи себе в услугах (Надежда КАХАНОВА)
21:18
Не откажи себе в услугах (Надежда КАХАНОВА)
Уважаемые читатели, наша газета продолжает рассказ о работе подразделений ТОО «Степногорск Энергосбыт», начатый нами два номера назад. На этот раз мы с вами совершим экскурсию в отдел по работе с потребителями, а точнее, входящую в него группу контроля энергоресурсов физических лиц. Наверняка каждый из вас имел возможность лично познакомиться с сотрудниками этой группы, поскольку хоть однажды давал заявку на установку (снятие) пломбы на приборы учета горячей воды или электроэнергии.

Кроме выполнения заявок по вводу и выводу приборов учета электроэнергии и горячей воды сотрудники группы (для удобства будем называть их контролерами) занимаются решением еще одной важной задачи – они проводят в квартирах инструментальные проверки, иначе говоря, выявляют случаи хищения потребителями электроэнергии. Необходимость проведения таких проверок назрела уже давно.
Что же такое инструментальная проверка и зачем она нужна? Представьте, что в квартире, где проживает семья из четырех человек, имеющая достаточное количество светильников и полный набор электроприборов, счетчик показывает потребление электроэнергии 32 кВт в месяц. Вы в это верите? Конечно, нет. Сотрудники энергосбыта тоже не верят - вот и обходят ежедневно квартиру за квартирой, чтобы найти нарушителей и привлечь их к ответу. Задача не из легких, ведь умельцев, как известно, у нас хватает: то скрытую проводку смонтируют, то изобретут прибор, отматывающий киловатты в обратную сторону, то установят иголку или пленку, тормозящие вращение диска. Чаще всего, говорят контролеры, этим занимаются вовсе не те, кому нечем платить за коммунальные услуги, а вполне благополучные горожане.
В первые месяцы после начала проверок возникало немало конфликтных ситуаций между потребителями и проверяющими. И это понятно: кто же добровольно захочет признаться в хищении? Зачастую даже уличенные в хищении жильцы пытались доказать, что их «подставили» сами контролеры. Доходило даже до решения спорных вопросов в прокуратуре или суде. Это заставило руководство ТОО «Степногорск Энергосбыт» проработать правила и инструкции для контролеров таким образом, чтобы максимально исключить сомнение в правильности действий проверяющих, а сам акт, подтверждающий факт нарушения, стал правомочным документом в разрешении конфликтных ситуаций. Как ни странно, зная о проводимых в городе проверках, многие горожане не испугались риска попасть в черный список, а начали искать более хитроумные пути обмана. И доказать хищение подчас бывает очень сложно.
Случается, что жильцы оказываются подписывать акт, ведь штраф за подобные нарушения немаленький. В акте нарушения правил пользования электроэнергией и предоставления коммунальных услуг учитываются три составляющие: освещение, розетки и приборы мощностью более 600 Вт (утюг, электрочайник, стиральная машина, обогреватели и т.д.). На практике это выглядит так: освещение рассчитывается исходя из количества комнат, количества токоприемников и количества часов горения; независимо от числа розеток в помещении за основу берется только одна розетка в расчете на 24 часа непрерывной работы; учитываются все приборы мощностью более 600 Вт в расчете на 24 часа непрерывной работы со дня ввода прибора учета (счетчика) или со дня последней инструментальной проверки. Реально штраф может вылиться в такую сумму, что начисто отобьет всякую охоту ставить перемычку между проводами или делать дополнительный ввод в обход прибора учета. Минимальный штраф за последний год составил 20 тысяч тенге, максимальный – около 1 миллиона тенге. Однако все же находятся такие потребители, которые и после выплаты огромного штрафа начинают продумывать новые способы хищения электроэнергии. Например, один престарелый мужчина, чью фамилию называть мы не будем, после уплаты штрафа в 70 тысяч тенге повторно был «пойман за руку». Только после того как его снова оштрафовали на такую же сумму, мужчина клятвенно пообещал не подключаться больше к электроэнергии в обход прибора учета.
Контролеры ежемесячно выявляют в среднем около 45 нарушений. Конечно, такая работа просто не может обходиться без конфликтов. Например, совсем недавно один из жильцов, уличенный в серьезном нарушении, в нецензурных выражениях переложил свою вину на контролеров, дескать, они сами «подставили» бедного жильца, а затем, отказавшись от подписи в акте, порвал его и бросил контролерам в лицо. Правда, потом, поразмыслив на досуге, мужчина сам пришел к руководителю группы с извинениями.
Нужно сказать, что отказ от подписи в акте не спасает владельцев квартир от уплаты штрафа. В таких случаях контролеры вызывают «на место происшествия» руководителя группы или представителя КСК - и тогда акт, подписанный тремя свидетелями, обретает законную силу. Не спасет и попытка не впустить контролеров в квартиру – они не поленятся прийти повторно, и даже в свой выходной день, но инструментальная проверка все равно будет проведена. Главное - найти, каким образом происходит хищение электроэнергии, а это дело непростое. И тут все зависит от опыта и смекалки контролеров. Я диву даюсь, разглядывая всевозможные приспособления, изъятые у недобросовестных потребителей. Фантазии наших людей нет предела. В одной из квартир, например, контролеры обнаружили дополнительные приборы обогрева, спрятанные за батареями отопления. Но все эти «криминальные» штучки не были уничтожены, а обрели вторую жизнь - теперь они служат наглядным пособием для обучения начинающих контролеров. Эту «школу» проходит каждый новичок, устраивающийся на работу в отдел по работе с потребителями.
Что и говорить, работа у контролеров нервная. А трудятся здесь в основном женщины, и - что скрывать – всякое в их практике бывало. Руководитель группы Наталья Соснина вспоминает, как уже с воскресенья у нее начинала болеть голова – что ее ждет, как начнется понедельник? Но на сегодняшний день коллектив сложился, появились опыт и правильное понимание задач, стоящих перед контролерами. Все сотрудники группы имеют специальное образование, относятся к своей работе очень ответственно, и о каждом из них Наталье Георгиевне есть что сказать.
К примеру, контролера Юлию Лемешеву - «старожила» предприятия - отличает высокая техническая грамотность. Она всегда действует строго по инструкции, ее формулировки при составлении акта о нарушении четкие и ясные - в работе контролера от этого многое зависит. И, что немаловажно, Юлия Лемешева умеет ладить с людьми, особенно пожилыми.
А вот лучшего наставника для молодых практикантов, чем бригадир Виктория Новикова, просто не найти. Эта очаровательная молодая женщина пользуется в коллективе большим уважением за свою душевность, умение понять и поддержать в трудную минуту.
Много добрых слов было сказано и в адрес контролера Марины Швец. Когда в зимние морозы проводилась проверка в поселке Заводском, Марина, несмотря на холод и пренебрегая собственными выходными, обходила дом за домом, находя все новые и новые нарушения.
Но самое теплое отношение в коллективе к единственному в группе мужчине – электромонтеру Каршаге Султанову. Многодетный отец, человек с непростой судьбой, он покоряет всех своей доброжелательностью. По характеру спокойный и уважительный, Каршага никогда не вступает в спор с разгневанными жильцами, он просто делает свою работу. Говорят, у него особое чутье на «поделки» народных умельцев и он лучше всех знает, что и где нужно искать.
Руководит группой контроля Наталья Георгиевна Соснина, чей трудовой стаж в энергетике начинался еще в электроцехе ЖКУ в 1980 году. Ее опыту работы может позавидовать каждый, ведь Наталья Георгиевна сама 27 лет работала контролером - сначала в «Акватрансе», потом в «КазСабтоне», и вот уже шесть лет она возглавляет группу контроля энергоресурсов физических лиц ТОО «Степногорск Энергосбыт».
В группе контроля на учете каждый дом. Самое пристальное внимание тем домам, где в силу особенностей установки электрооборудования существует реальная возможность хищения электроэнергии. Кроме того, здесь ежемесячно проводится сравнительный анализ показаний общедомовых приборов учета и суммарных показаний внутриквартирных приборов учета электроэнергии. Существенная разница в показаниях однозначно указывает на то, что кто-то из жильцов беззастенчиво пользуется услугами за чужой счет. Особенно это развито в частном секторе, где люди имеют большие дома, обогреваемые курятники, бани с электрическими печками и при этом платят за электроэнергию копейки. И если контролеры отвечают за порядок в предоставлении коммунальных услуг горожанам, то у нас с вами задача одна – правильно воспользоваться этими услугами, чтобы нам не было в них отказано.

Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 889 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar