Главная » 2013 » Март » 15 » Наш ответ на гримасы зимы (Надежда КАХАНОВА)
16:27
Наш ответ на гримасы зимы (Надежда КАХАНОВА)
На прошлой неделе случилось небывалое: в продажу вовремя не поступили популярные городские газеты. Редакционные телефоны захлестнул поток звонков от обескураженных читателей. Сотрудники оправдывались: виновницей всему метель, закупорившая дороги снежными пробками. Заложниками шалостей зимы оказались не то что десятки – сотни наших горожан, по разным причинам оказавшиеся в эти дни в пути.
Но если газеты – предметы неодушевленные - могли терпеливо ждать своей очереди вызволения из плена, то горожанам, вынужденным часами сидеть посреди дороги, слушая зловещее завывание вьюги за окном автомобиля, терпение частенько изменяло. В надежде на помощь они звонили в МЧС, в полицию, в акимат. Тот же круг звонков не один раз повторяли их взволнованные родные, требуя ускорить работы по спасению людей.
Было ли известно заранее об изменении погодных условий? Да, было. Можно сказать, что Казгидрометцентр сработал оперативно: штормовое предупреждение, обещавшее сильную метель 28 февраля, поступило в госструктуры и на сайты социальных сетей заблаговременно - 26 февраля. Однако синоптики, как это нередко бывает, ошиблись - метель началась за два дня до указанной даты, то есть как раз 26 февраля. Уже к утру 27 февраля в городскую пожарную часть начали поступать первые сообщения о застрявших в снежных заторах машинах. Причем сообщения шли чуть ли не со всех дорог области. Одни увязли в снегу на трассе Селеты - Ерейментау, другие застряли в нескольких километрах от Степняка, третьи – неподалеку от Мамая. Но самое большое скопление машин образовалось в районе села Азат (бывший Ивановский). Все автомобилисты знают это коварное место – каждому хоть раз, да приходилось вытаскивать здесь свою машину из снежного сугроба. А к вечеру 27 февраля, после ни на шутку развеселившейся метели, значительная часть дороги перед Азатом оказалась покрытой таким толстым слоем снега, что преодолеть эту преграду не смогли около 90 автомобилей. Телефоны в диспетчерской городской пожарной части раскалились от возмущенных звонков. Люди просили, требовали, кричали, плакали. Они стояли на дороге уже несколько часов, а никто, как им казалось, и не думал их спасать. Кто-то даже позвонил в акимат Степногорска с требованием прислать вертолет (видимо, вертолету метель не помеха). Всем звонившим терпеливо объясняли: помощь будет, нужно подождать. К сожалению, в подобной ситуации ждать приходится достаточно долго.
Дело в том, что пожарная часть, представляющая в нашем городе структуру МЧС (а именно от нее люди ждали быстрого реагирования), не имеет в своем арсенале тяжелой дорожной техники. А пожарным машинам не под силу справиться с серьезными снежными заносами.
Что же в таком случае реально может и должна сделать служба спасения? Обратиться в дорожную службу, осуществляющую контроль над конкретным участком дороги, с просьбой послать к месту снежного заноса снегоуборочную технику. Такие просьбы опираются на инструкции взаимодействия экстренных служб с соответствующими предприятиями. Однако за каждым таким предприятием закреплены несколько участков дорог в разных направлениях, и в экстремальных погодных условиях время их очистки существенно увеличивается, как это и произошло на прошлой неделе на трассе Степногорск - Акколь. Утро 27 февраля сотрудники предприятия ТОО «Кокше - Жолдары», обслуживающего трассу от Карабулака до Азата, начали с уборки снега в направлении Акколь – Минское. Когда стало известно о скоплении машин в районе Азата (поначалу их было не более 20), дорожная техника работала очень далеко от указанного места. Понятно, что людям, сидевшим в снежном заторе, было глубоко наплевать и на то, что этот участок дороги относится не к Степногорску, а к Аккольскому району, и на то, что ее обслуживает частное предприятие, которому степногорские начальники не указ. Людям хотелось одного - поскорее добраться до дома. Главный аргумент в переговорах с диспетчером пожарной части: мы же ваши, степногорские, значит, именно вы должны о нас побеспокоиться. Однако в это время степногорские предприятия, имеющие необходимую дорожную технику, были заняты на других участках: ТОО «Казавтодор» занималось очисткой дороги от Аксу до Мамая, где тоже стояли в заносах автомобили, а ТОО «Степногорск - Тазалык» едва справлялось с очисткой городских дорог (вернее будет сказать - не справлялось, и свидетельством тому многочисленные фотографии городских дорог в эти дни, присланные нашими читателями).
С каждым звонком количество машин, застрявших под Азатом, увеличивалось. Ситуация усугублялась тем, что вслед за очередной машиной подъезжала другая, лишая предыдущие автомобили возможности повернуть назад. В колонне, растянувшейся на несколько километров, стояли «легковушки», междугородные автобусы с пассажирами и даже карета «скорой помощи». Стоявшие неподвижно транспортные средства быстро заносило снегом. По словам очевидцев, толща снега на дороге в некоторых местах превышала человеческий рост, а из-за метели на расстоянии нескольких метров ничего не было видно. Наконец, друг за другом подошли два трактора аккольских дорожных служб, расчищавшие трассу от снега, и автомобиль степногорских спасателей. Но уже на месте элементарное отсутствие водительской культуры у некоторых автомобилистов чуть не свело на нет все усилия трактористов. Водители, стремившиеся как можно скорее выскочить на чистую трассу, начали движение вплотную вслед за работающими тракторами и зажали их между машинами, лишив свободы маневра. Это создало «толкучку» и значительно усложнило работы по ликвидации затора на дороге. Если бы не помощь спасателей, отбуксировавших несколько автомобилей и взявших на себя регулировку движения колонны, неизвестно, когда бы все это закончилось.
Кстати сказать, как раз вот в таких нестандартных ситуациях обнажается все человеческое нутро – плохое или хорошее. Некоторые из водителей и пассажиров, оказавшихся в стихийной пробке на дороге и понимая, что их все равно не бросят, спасут, терпеливо ожидали помощи, а после ее прибытия действовали в соответствии с рекомендациями спасателей. Другие же впадали в панику, истерично обрывали телефоны службы спасения, выкрикивали оскорбления в лицо людям, приехавшим к ним на выручку, за то, что те, по их мнению, работают не так, как надо. Спасатели рассказывают, что некоторые из водителей даже не посчитали нужным выйти из салона, чтобы прицепить к своей машине трос, рассчитывая, что их вместе с машиной спасатели чуть ли не на руках вынесут из снежного заноса (будто это они были виноваты в том, что водители там оказались). Только к четырем часам утра, после тяжелейшего, упорного противостояния с метелью, постоянно заметавшей только что очищенную трассу, удалось освободить автомобили из снежного плена. Последними поле боя покинули степногорские спасатели, заглядывая в каждую брошенную на дороге машину из опасения, что там могли остаться люди.
Но на этом аврал для дорожных и экстренных служб не закончился. Буквально через несколько часов на том же месте стояла новая колонна машин, взывая о помощи. Почему они оказались на трассе, игнорируя запрещающие знаки, – неизвестно. Неизвестно также, как им удалось миновать посты дорожной полиции, которые должны были полностью перекрыть движение на всех направлениях в пяти соседних областях страны (включая Акмолинскую), охваченных разгулявшейся стихией. Значит, не перекрывали? Или пропускали? Немало комментариев по этому поводу можно найти в интернете. Вот одно из них. Некий Арман пишет: «Я тоже попал в этот буран на трассе Астана - Щучинск. Видел много битых, оставленных и застрявших машин. Заметил неорганизованность и несвоевременное реагирование служб: на трассу выпустили, сказали: все трассы открыты (выезжал примерно в 11 утра). Вечером загнали (не могу назвать по-другому) в школу с. Алаколь, где были парты, доска от пинг-понга (на ней мы спали) и один электрочайник советского времени на 60 - 70 человек. Короче, романтика…». Как пояснил начальник Степногорского управления по ЧС полковник противопожарной службы Манарбек Шапагатов, машины, действительно, пропускали, но только после того, как поступала информация о том, что тот или иной участок дороги очищен от снежных заносов. Ведь в некоторых случаях людям срочно требовалось добраться до пункта назначения, например, на похороны или в аэропорт. Однако уже через час дороги снова заметало, в связи с чем приходилось их вновь перекрывать и посылать на расчистку дорожную технику.
Последующие два дня ситуация повторялась словно под копирку. Дороги то открывали, то закрывали, машины на трассах застревали то в одном месте, то в другом. 1 марта в снежном плену под Азатом опять оказалось более ста автомобилей. За трое суток почти непрерывной метели снега намело соответственно месячной норме. Стало ясно, что ТОО «Кокше-Жолдары» в одиночку уже не справится, и по решению городской комиссии по ЧС к Азату была направлена техника ТОО «Степногорск - Тазалык» и ТОО «БАЗИС - СТ». Общими усилиями к 9 часам вечера удалось пробить коридор в снегу, высота которого кое-где достигала 4 метров.
Настоящая драма развернулась неподалеку от поселка Бестобе, где днем 28 февраля на дороге, которая к тому моменту должна была быть перекрытой, застряла в глубоком сугробе иномарка. Водитель и двое его пассажиров почти на двое суток оказались запертыми в снежном плену. Все это время и его близкие, и сотрудники пожарной части пытались найти технику, способную пробиться через заносы к терпящим бедствие людям. Руководство ТОО «Казавтодор», в чьем ведении находится данный участок, отказалось от помощи, мотивировав это тем, что вся техника задействована на трассах по направлению к Мамаю и Тургаю. К очистке дороги на Бестобе было обещано приступить на следующий день (обещание не было выполнено, так как техника этого предприятия не выдержала авральной работы и вышла из строя). Не вызвалось помочь и руководство бестобинского рудника, сославшись на свои, внутренние причины. Удалось договориться с местными строителями, но их «КамАЗ» не смог пробиться через сугробы. Не пройдя до Бестобе и половины пути, вернулся в город трактор К-700, принадлежащий степногорским электросетям. Реальную помощь в первые сутки смогли оказать только местные жители, доставлявшие пленникам еду и бензин на снегоходе (от эвакуации владелец автомобиля отказался, не желая бросать машину без присмотра). Критическая ситуация, сложившаяся на всех окрестных дорогах, заставила руководство города обратиться за помощью к предприятиям, имеющим тяжелую технику, и 2 марта на всех направлениях (в том числе Бестобе) работала техника ГМК «Казахалтын», ТОО «БАЗИС-СТ», СТМЭС, ТОО «Балу 2005», ТОО «Автохозяйство».
Надо сказать, что в борьбе со снежной стихией мы были не одиноки. То же самое творилось на дорогах в соседних областях. У нас, по крайней мере, обошлось без серьезных аварий. А вот на трассе Астана – Петропавловск из-за погодных условий произошло крупное ДТП с участием 11 автомобилей. На трассе Астана – Кокшетау «КамАЗ» зацепил сразу 6 автомобилей. Есть пострадавшие в ДТП.
Как это у нас обычно бывает, гримасы зимы «неожиданно» выявили все недостатки при подготовке к зимнему периоду - главным образом, недостаток специальной техники и ненадежность имеющейся. Неплохо было бы в отдаленных поселках, таких как Бестобе, иметь на вооружении госструктур хотя бы снегоходы, не говоря уже о тяжелой технике. Пока же можно только посоветовать нашим горожанам-автомобилистам в какой-то степени подстраховать себя самим: интересоваться в интернете прогнозом погоды на ближайшие дни, не выезжать из города, когда на выезде стоит запрещающий знак (не стоит рисковать своей жизнью и, тем более, жизнью пассажиров). А если уж решились выехать, то, по крайней мере, не забывайте взять с собой трос и лопату. По словам спасателей, водители все чаще стали пренебрегать такими элементарными вещами, а между тем, во многих случаях это помогает избежать более тяжелых последствий.

Надежда КАХАНОВА







    

Просмотров: 1330 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Евгения • 09:21, 16.03.2013
Ужас! Первое, что я подумала, почему у водителей нет с собой лопат, чтобы помочь спасателям. Второе, почему у нас напрочь отсутствует культура поведения. Никто ведь не заставлял вас пускаться в путь при таких погодных условиях. Так, будьте любезны, раз вы уж поперлись, сидеть и спокойно ждать, когда люди придут на помощь!!!
avatar
0
2 Tanya • 21:30, 19.03.2013
Да тупиковый город наш был,есть и будет. Если у тебя за 2 месяца приобретен билет на самолет из Астаны, то ты поедешь в любой ситуации... А там уж как повезет. И никакая лопата тут не спасет
avatar