Главная » 2010 » Июль » 1 » Медлительные дети. Мы делаем их больными, а можем помочь (Алла БАЛЫКО)
11:46
Медлительные дети. Мы делаем их больными, а можем помочь (Алла БАЛЫКО)
В психолого-медико-педагогическую консультацию часто обращаются за помощью родители и педагоги детей с различными проблемами в обучении, воспитании, развитии. Мне хочется поговорить об отдельной категории детей, чьи трудности требуют особого внимания и индивидуального подхода со стороны учителей и родителей. Это – медлительные дети.

На приеме первоклассник Дима с мамой. Предлагаю задание:
— В каждую клеточку ставь точку и громко считай: одна, две, три...
Мальчик усердно выводит точки и, растягивая, медленно считает.
— Хорошо, молодец! А теперь сделай то же самое, только побыстрее.
Мальчик испуганно смотрит и говорит: «Быстрее я не смогу...». Рука дрожит.
Со слов мамы, мальчик рос нормально, болел редко, только ел плохо, делал все медленно, но она не обращала на это внимания, так как сама помогала сыну одеваться, собирать вещи. А когда пошел в детский сад, появились жалобы воспитателей на то, что Дима долго одевается, задерживая всех, долго сидит над тарелкой. Но мальчик был спокойным, тихим и особых проблем в саду не доставлял. Проблемы начались с приходом в школу. Сначала буквы не могли выучить, потом читать не мог долго научиться, уроки делали по 4 часа, исписали не одну тетрадь... А сейчас с письмом все хуже, не выполняет норму скорости чтения, и с изучением казахского языка проблемы. У мамы вопрос: как заставить сына стараться учиться?
Из разговора с Димой выясняю: его тревожит то, что он в классе отстает от ребят, а родители ругают его за плохие оценки, за неаккуратность, за то, что ничего не успевает... Теперь у него часто плохое настроение, плохой сон, болит голова, особенно когда уроки нужно делать...
Тестирование показало, что интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие ребенка соответствует возрасту, запас знаний достаточный, школьная программа усвоена удовлетворительно. Но индивидуальный темп деятельности медленный. Делает все неуверенно, нервничает. На слова «не торопись», «все получится» реагирует с недоверием, как на подгонку. У Димы занижены самооценка и уровень притязаний, снижена учебная мотивация, высокий уровень тревожности. Ребенок медленно пишет, читает с трудом. Задумывается, теряется при ответе. Однако, когда работает в своем темпе, почти не делает ошибок, пишет аккуратно. Почувствовав доверие, раскрепощается, становится общительным. Выясняю, что у Димы хорошо развиты мышление, воображение, он неплохо рисует, имеет широкий круг интересов, но из-за того, что устает в школе, едва успевает выполнять домашние задания, кружки и секции не посещает. Результаты обследования показали: Дима - медлительный ребенок.
Другой пример.
Саша - ученик гимназического класса, где обучение ведется быстрым темпом, с «опережением», с первого класса изучается английский язык. Успевает слабо. Чтобы «подтянуть» учебу, наняли репетиторов. Со слов мамы, из-за медлительности сына на выполнение домашних заданий уходит до 6 часов в день. Начинают с «трудных» предметов, часто заканчивают в 12 часов ночи, встают в 6 часов утра, чтобы повторить (у ребенка плохая память). В школе учителя стыдят за нерасторопность и леность. Чтобы активизировать сына, родители записали его в секцию карате, что привело, однако, к еще большей утомляемости ребенка. У мальчика совсем нет времени на отдых. Первый год обучения Саша не жаловался, хотя очень уставал от постоянного переписывания заданий, дополнительных занятий. А во втором классе не смог справиться с возрастающими нагрузками и темпом работы. Стал агрессивным, конфликтным, игнорировал требования учителя, дома стал отказываться от выполнения уроков. Встал вопрос о направлении ребенка в ПМПК. Однако взрослые ещё ждали, что «все пройдет», требовали, наказывали. В результате мальчик доведен до невроза. Мама в отчаянии. Агрессивность Саши - следствие эмоционального напряжения, психологической перегрузки, результат стресса ограничения времени, непонимания и неадекватных требований взрослых.
Такие случаи не единичны. Медлительных детей примерно 10 — 20% от общего количества. Это дети, у которых медленный темп речи, движений, низкая скорость письма и чтения, затруднена переключаемость. Медлительные дети — особая группа риска, школьные проблемы которых связаны с более медленным, чем у других детей, темпом деятельности, обусловленным особенностями их нервной системы.
Доказано, что даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. Медлительный ребенок не успевает за общим темпом работы класса, вынужден все время догонять, торопиться. Еще сложнее, когда его вызывают к доске. Времени на обдумывание, включение в работу нет. Но самое трудное — быстро ответить на вопрос с места. Ребенок может прекрасно знать то, что его спрашивают, но подстегивания «Садись, не знаешь!» создают не только стрессовую ситуацию ограничения времени, но и ситуацию эмоционального дискомфорта, напряжения, страха неудачи и унижения. Теряется уверенность. Если при этом ребенка наказывают: учитель - плохой оценкой, а родители - порицанием или физически, то желание учиться «отбивается», ребенок начинает считать себя неспособным, а все старания бесполезными.
Учебная нагрузка, объем информации от класса к классу увеличиваются, растут объем и интенсивность учебных заданий. Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок сам «растягивает» его. А если время ограничено? Тут два варианта: одни выполняют все, жертвуя качеством и делая большое количество ошибок, другие выполняют качественно лишь часть задания.
Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка и ограничение времени на отдых. Ребенку, который многое не успевает сделать на занятиях, приходится наверстывать упущенное дома. Нередко домашняя работа по продолжительности во много раз превышают все нормы. В результате ребенок поздно ложится, рано встает, недосыпает, не гуляет, просто не отдыхает.
Ещё одна особенность медлительных детей - это трудность быстрого переключения на новый вид деятельности. Если на уроке математики вдруг спросить медлительного ребенка, как пишется та или иная орфограмма, он, скорее всего, не ответит, так как не смог переключиться. На первый взгляд, эта трудность переключения может показаться «непониманием», «низкими учебными способностями», но это не так: ребенок просто не слышит, о чем его спрашивают, так как выполняет предыдущее задание. Новая обстановка, новые лица, новые требования или просто быстрый темп опроса и подачи информации непосильны для ребенка, он теряется, «столбенеет», когда к нему обращаются с вопросом, а в ответ чаще молчит или начинает плакать.
Часто мы советуем родителям медлительного ребенка «выбрать учителя». Учитель с быстрым темпом не подходит такому ребенку. У обычных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние, и они воспринимают больше информации, у медлительных детей, наоборот, происходит снижение количества ее усвоения.
Особо следует отметить трудности чтения медлительных детей. Форсирование скорости приводит к формированию неравномерного темпа, нарушению связности чтения. Из-за низкой переключаемости и медленного темпа ребенок не успевает «следить» при коллективном чтении, теряет строку, вызывая недовольство учителя и одноклассников. Известны случаи, когда форсирование скорости чтения, проверки ее «на время», неудачи и боязнь получить плохую отметку вызывают запинки в речи и даже заикание.
Медлительные дети часто не могут программировать свои действия, могут иметь задержки моторики, не позволяющие им четко управлять своими движениями. Они путают, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разные по величине, наклону. Медлительный ребенок, стараясь не отстать, стоит перед дилеммой - либо писать красиво, но медленно, либо быстро, но некрасиво. Из-за дефицита времени осложняется звукобуквенный анализ, что приводит к ошибкам. Любые задания, требующие записи, заставляют ребенка волноваться — вдруг не успеет.
В нашей практике есть пример медлительного четвероклассника, который предпочитает математические вычисления делать в уме, так как на запись и решение вместе ему не хватает времени. У этого же ребенка конфликт с учителем английского языка, который считает быстрый темп работы важным показателем эффективности урока. С пяти лет изучая английский язык, ребенок редко получает в школе по английскому больше «тройки»: быстро ответить на уроке он не может, а на раздумывание времени не дают. «Если знаешь — думать нечего», — считает учительница. Домашние задания она «принципиально» не оценивает (родители помогают), а в классе он почти ничего не успевает.
Учителя и родители задают одни и те же вопросы: как заставить ребенка работать быстрее? Пройдет ли медлительность?
Медлительного ребенка заставить работать быстрее нельзя. Исследования доказывают, что индивидуальный темп деятельности является врожденной особенностью, существенно изменить которую практически невозможно. Конечно, с возрастом темп любой деятельности увеличивается. Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда буде ниже, чем у детей с высокой подвижностью. При этом качество выполнения медлительными детьми всех действий в своем темпе может быть очень высоким.
Медленный темп нельзя оценивать в категории «хорошо — плохо». Это не болезнь, не нарушение развития, а просто индивидуальная особенность человека, с которой необходимо считаться. Медлительные дети при сохранном интеллекте – это нормальные дети, которые требуют к себе особого, индивидуального подхода со стороны учителей, родителей.
К сожалению, часто ни учителя, ни родители не понимают состояния ребенка - ставят «двойки», ругают за них, упрекают в лени, не обращая внимания на страдания, тревожность, страхи. Постепенно у ребенка растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон. Заканчивается все, как правило, резким ухудшением здоровья, и нужна уже не только психолого-педагогическая коррекция, но и лечение.
Поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в состоянии здоровья, а с первых дней учебы в школе.
О том, как помочь медлительным детям преодолеть стресс дефицита времени, дискомфорт и создать ситуацию успешности обучения, мы расскажем в следующей публикации.
Алла БАЛЫКО,
педагог-психолог ПМПК г. Степногорск
 
Просмотров: 1701 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar