Главная » 2013 » Июнь » 12 » Хранители «черного золота» (Надежда КАХАНОВА)
01:05
Хранители «черного золота» (Надежда КАХАНОВА)

Чем ближе я подходила, тем все более необычный вид приобретала под ногами земля. Ничего удивительного, ведь впереди был цех топливоподачи - первое и одно из самых важных звеньев в цепочке производственного процесса Степногорской ТЭЦ.

Думаю, нет надобности объяснять, что уголь – тот продукт, без которого городская ТЭЦ просто не сможет работать. Станция напоминает огромный, живой организм, дышащий, пышущий жаром, которому для поддержания жизнеспособности постоянно требуется неимоверное количество пищи. И такой пищей для станции является уголь, прием которого, складирование, частичное измельчение и подачу в котельный цех осуществляют сотрудники цеха топливоподачи (ЦТП).

Коллектив, обслуживающий своеобразный «пищеблок» станции, достаточно солидный - 75 человек. Причем, половина из них, как это ни странно, – женщины. Честно сказать, я с трудом представляю себе, как на выгрузке угля, в облаках черной, вездесущей пыли, могут работать женщины, но они здесь работают, и работают годами. Коллектив в цехе, по словам его начальника Станислава Иосифовича Бендеры, очень стабильный, несмотря на непростые условия труда. Каждый сотрудник знает свой участок работы и трудится с полной отдачей. А иначе и нельзя. Если пришли вагоны с углем, хочешь не хочешь, а разгружать их надо, отсидеться не получится. Бывало, что в лютые зимние морозы и по 33 «маршрута» принимали. «Маршрут» на производственном языке означает состав с углем. А если принять во внимание, что в каждом составе 66 полувагонов и его разгрузка занимает всю рабочую смену, то сразу становится ясно, что работа здесь не для слабых духом и телом.

Работа в цехе топливоподачи не прекращается круглые сутки. И хотя процесс выгрузки практически полностью механизирован, у сотрудников цеха забот все равно немало - от обслуживания механизмов до поддержания чистоты на вверенном участке.

Каждый «маршрут» единовременно поставляет на ТЭЦ около 4600 тонн угля, и, конечно же, управиться с такой массой «черного золота» невозможно без помощников. Первый из них – так называемый вагонотолкатель. Этот маленький труженик без устали таскает вагоны с углем сначала на электронные весы, позволяющие точно определить вес поступившего на станцию угля, а потом в помещение, название которого говорит само за себя – вагоноопрокидыватель. Это и есть второй помощник, силе которого могли бы позавидовать древнегреческие герои. Горожанам, не связанным производственными узами с ТЭЦ, трудно представить себе, как механизм, напоминающий гигантскую центрифугу, играючи переворачивает полувагон с углем общим весом примерно 85 тонн.

Кстати, еще несколько лет назад при выгрузке угля в зимнее время сотрудникам цеха приходилось долбить его вручную, поскольку уголь, имеющий при погрузке высокую температуру, за время пути из Экибастуза в Степногорск остывал и примерзал к днищам вагонов. Теперь же специальная технология подогрева вагонов в зимний период существенно облегчила разгрузку угля.

Итак, вагон опустошен, и теперь в работу включается целая армия помощников по транспортировке угля. Это сложная, многоступенчатая система, состоящая из загрузочных и разгрузочных бункеров, мельниц, узлов пересыпки и одиннадцати ленточных конвейеров протяженностью от 48 до 148 метров. По транспортерным лентам конвейеров уголь движется на открытый склад, а оттуда по команде дежурного начальника смены ТЭЦ подается в котельный цех. Вот таким образом производится обработка приблизительно 55 тысяч тонн угля в летние месяцы и около 110 тысяч тонн – в зимние. Впрочем, и это еще не предел. В декабре прошлого года, когда трескучие морозы не спадали целых две недели, на складе ЦТП скапливалось до 140 тысяч тонн угля, и это не считая ежедневного расхода на обеспечение работы котлов. Чтобы было понятно, какое количество угля в течение рабочей смены проходит через руки сотрудников ЦТП, стоит сказать, что суточный расход угля в летний период составляет 1200 – 1600 тонн, а зимой – в 2 - 2,5 раза больше. И если в теплое время года подача угля производится строго два раза в сутки, то зимой количество подач зависит от температуры воздуха «за бортом».

Задача машинистов топливоподачи – а именно так называется персонал, обслуживающий все этапы обработки угля в цехе топливоподачи, – следить, чтобы не было сбоя в работе механизмов, чтобы весь уголь дошел до пункта назначения, а по завершении работы произвести уборку помещений. Разумеется, мне было любопытно посмотреть, как ленточные конвейеры выглядят изнутри, поскольку большая часть этих сооружений является подземной. До этого момента я представляла себе конвейер как большое и светлое производственное помещение, где вдоль движущейся транспортерной ленты стоят миловидные женщины в чистеньких халатиках. На деле он оказался узким, темным тоннелем, уходящим куда-то в недра земли, куда и заглянуть-то страшно. А сотрудницам цеха топливоподачи не страшно. Как сказал Станислав Иосифович Бендера, его подчиненные из той породы, что и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, как, например, Гульбану Коблановна Бекежаева. Ее стаж в цехе топливоподачи степногорской ТЭЦ насчитывает 25 лет. Недавно в числе лучших работников городских предприятий она была отмечена грамотой акима города. Или, например, Ирина Викторовна Николаенко, которая тоже ловко справляется с «черным золотом» уже больше двадцати лет. И пусть это золото не блестит, но для степногорской ТЭЦ оно дороже любых алмазов, о чем хорошо знают старожилы ЦТП, которые учат молодежь так же относиться к своему делу. Это машинист вагоноопрокидывателя Алексей Георгиевич Морин, машинисты автоматизированной топливоподачи Нэлла Валентиновна Локоткова, Татьяна Васильевна Волянская, Ирина Петровна Василенко, Наталья Ивановна Булдакова. Кстати, Наталья Ивановна по случаю 40-летия степногорской ТЭЦ была удостоена особой чести – занесения на Доску почет предприятия.

Впрочем, рассказывая о своих сотрудниках, Станислав Иосифович Бендера, сам работающий на ТЭЦ с 1982 года и прошедший путь от слесаря ремонтно-механического цеха до начальника цеха топливоподачи, никого не хотел особо выделять. «Люди у нас все хорошие, - говорит он, - все работают добросовестно. При необходимости любой может выйти на работу в выходной день, не считаясь с личными интересами». Но при всей своей сдержанности в похвалах, он не мог не сказать несколько добрых слов о своей «правой руке» - заместителе начальника цеха Каиргельды Салимовиче Ахметжанове, который, как сам он шутит, «на ТЭЦ не работает, а живет». И он имеет право так говорить, поскольку за 18 лет работы в ЦТП досконально изучил производственный процесс, эксплуатацию механизмов и из мастера вырос в хорошего руководителя. Добрые слова были сказаны начальником цеха и о тех, от кого зависит организация успешной работы на каждом участке, - о начальниках смен Валерии Васильевиче Лисовском, Виталии Станиславовиче Молодецком, Александре Евгеньевиче Сафронове, Вячеславе Михайловиче Чернышове и Евгении Николаевиче Рыбалко. Под началом каждого из них находится по двенадцати, если можно так выразиться, «хранителей черного золота».

Ознакомившись с тем, где и как работают сотрудники цеха топливоподачи, я уже не удивлялась, увидев на территории цеха молодую женщину с топором в руках (в этот день сотрудники ЦТП занимались благоустройством территории). «Наши женщины могут все», - улыбаясь, сказал по этому поводу начальник цеха. Удивилась я другому – тому, что из мрачного подземелья бункера пересыпки слышалась звонкая песня. А почему бы и не петь, если, как утверждает начальник цеха, для сотрудников ЦТП созданы все необходимые бытовые условия: имеются душевые, комната приема пищи, ежедневно выдаются чистая спецодежда, респираторы, все работники обеспечиваются спецпитанием (молоком). Немалое значение имеет и стабильность в работе ТЭЦ, поскольку от этого зависит благосостояние семей каждого из сотрудников ЦТП и всего предприятия.

А в этом вопросе как раз все в порядке. Давно налажены прочные связи с экибастузским предприятием ТОО «Богатырь Комир», обеспечивающим круглогодичную, бесперебойную поставку угля в наш город. Уже подана заявка на поставку угля в объеме почти 900 тысяч тонн на 2014 год. И если по нормативам положено иметь запас угля только на 20 дней, то на степногорской ТЭЦ имеется его двухмесячный запас. Такие шаги предпринимаются инвесторами и руководством предприятия с учетом сложных климатических условий в нашем регионе для стабильной работы станции. Так что любимый город вполне может позволить себе спать спокойно.

 

Надежда КАХАНОВА

 

 

 

 

 

Просмотров: 1369 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar