Главная » 2023 » Январь » 7 » Каким будет соседство? (Владимир КРАСНИКОВ)
19:41
Каким будет соседство? (Владимир КРАСНИКОВ)

Проезжающие по трассе Степногорск – Заводской ви­дят слева за речкой Аксу, далеко в степи, объемное строение синего цвета. Это обогатительная фабрика компании «Adelya Gold». Она построена для переработки золотосодержащей руды, которую будут добывать от­крытым способом. Карьер разместится южнее фабри­ки, по направлению к дачному кооперативу «Рассвет». Видимо, этой относительной близостью к садоводству и встревожена часть собственников участков. Есть ли основания для беспокойства дачников о сохранности своих земельных наделов, не пострадает ли от хозяй­ственной деятельности компании река, не выльется ли ведение горных работ в экологические проблемы для жителей поселка Аксу и дачников, любителей рыбной ловли и отдыха у водоема? На эти вопросы мы попы­таемся найти исчерпывающие ответы. А помогут нам в этом заместитель директора ТОО «Adelya Gold» Алек­сандр Брык и независимый эксперт по горным вопросам Нурлан Абраров.

Планы компании

Замдиректора компании пер­вым делом заострил внимание на том, что все работы ведутся и будут вестись в дальнейшем согласно разработанному и ут­вержденному проекту – плану горных работ (ПГР). Ему предше­ствовали геологическое, гидро­геологическое изучение контура горного отвода, были проведены все необходимые обширные ис­следовательские работы.

В технологии переработки руды на фабрике предусматривается только использование грунтовых вод из карьера, забора воды из реки Аксу производиться не бу­дет. К тому же, фабрика еще не запущена, так что ни о какой свя­зи между обмелением реки и хо­зяйственной деятельностью ТОО «Adelya Gold» ни сегодня, ни да­лее не может быть и речи.

Влияет ли карьер на судьбу садоводства?

Чтобы снять большинство озвученных перед золотодобыт­чиками вопросов жителей Аксу и опасений владельцев садо­водческих участков, представим общую картину расположения объектов на месторождении. Ко­оператив «Рассвет» находится гораздо южнее карьера, но дач­ников все же волнует вопрос, будет ли он расширяться и на­носить им какой-либо ущерб в виде пыления и сейсмического воздействия от взрывных работ. Скажем прямо, что тут же воз­никли предположения о неми­нуемом поглощении карьером части дачных участков. И чтобы не просто бросить их, а в случае такого развития событий полу­чить какую-то компенсацию, кто- то стал оформлять их в ЦОНе, так сказать, легализовывать.

- Есть под опасениями поте­рять участки какие-то основа­ния? – спрашиваю у Александра Брыка. Он поясняет, что террито­рия, занятая сегодня дачным ко­оперативом, для горных работ не представляет никакого интереса, так как здесь нет запасов полезных ископаемых. В результате изыска­ний установлено, что они сосре­доточены в границах карьера. А он будет развиваться в противопо­ложном направлении, на север, в сторону обогатительной фабрики, то есть от речки Аксу и дачного коо­ператива соответственно.

- Население, местное сообще­ство уже обратило внимание на серьезность наших подходов. Все наши проекты заказываются у ли­цензированных организаций.

- Если можно, скажите, кто выполнял конкретно этот план горных работ по откры­той добыче руды?

- Автором плана горных работ является кандидат технических наук Арон Анварович Жанторов. Очень именитый в горном деле специалист, человек с огромным опытом. У него немало разрабо­ток именно в части буровзрыв­ных работ. Он специализировал­ся конкретно на горной части.

Чтобы снимать возможные вопросы от населения, мы еще привлекаем независимых экс­пертов. Вот, например, мы при­гласили для оценки в части горных работ, технологии буров­зрывных работ независимого эксперта Нурлана Абрарова. Он имеет стаж горных открытых и подземных работ 25 лет.

- Нурлан Ильясович, с точ­ки зрения экологии насколько проблемным можно считать этот проект карьера?

- В этом проекте применены все технологии, которые призва­ны максимально снизить вредное воздействие на окружающую сре­ду сейсмических волн, ударной волны и пыления. В результате воздействие всех факторов будет в разрешенных границах.

В ожидании канонады

- Более детально об этом можете рассказать?

- Для снижения сейсмического воздействия будет применяться ко­роткозамедленное взрывание. То есть сейсмическое воздействие на здания, сооружения ощущается при многократном колебании почвы. При короткозамедленном взрыва­нии это колебание будет одиноч­ным, а не многократным.

- А разве взрыв одного за­ряда не может привести к раз­рушениям?

- По проекту ГПР максималь­ный единовременный взрывае­мый заряд – это 21 тонна. Для снижения мощности ударной волны и пыления приняты сле­дующие меры: заряд будет дро­биться до мощности в 4 тонны. То есть мощность снизится в пять раз, тогда и ударная волна, и разлет осколков будут значи­тельно меньше.

- О каком расстоянии воз­действия ударной волны мож­но говорить при максималь­ном заряде?

- Максимальное воздействие ударной волны составляет 125 метров.

- А какое минимально рас­стояние от карьера до дачного массива?

- Ближайшие дачи находятся на расстоянии более 500 метров от зоны взрывов. То есть воздей­ствия никакого не будет. А разлет осколков даже при максимальном заряде в 21 тонну взрывчатки со­ставит не более 100 метров. То есть и по этому показателю воз­действие на дачный массив будет исключено.

Для снижения пылеобразова­ния будет применяться гидроза­бойка. То есть в скважину будет устанавливаться рассредоточен­ный заряд, а в середине, в поли­этиленовой рукаве, будет, так ска­жем, водяной мешок. Он позволя­ет снизить выброс пыли и в то же время улучшает технологические свойства взрыва. То есть при взрыве сила идет не на выстрел вверх, а распределяется по гори­зонтали, на разрушение массива. При этом снижается пылеобра­зование, снижается ударное воз­действие, снижается сейсмика. Все это сделано с учетом заме­чаний и пожеланий, высказанных местными жителями на встрече в феврале. То есть они уже отраже­ны в этом проекте.

- Что за взрывчатые веще­ства будут применяться?

- Аммонит 6ЖВ, плюс грану­лит, а также эмульсия с грану­лами АС или игданит. То есть все они – на основе аммиачной селитры. Это обычная взрывчат­ка, которая применяется на всех карьерах.

- А нельзя ли вообще отка­заться от взрывов? Использо­вать какую-нибудь другую тех­нологию?

- Первые два-три года разра­ботки карьера так и будет. Так как грунты здесь мягкие, от 4 до 8 ка­тегории крепости, добыча будет производиться механизирован­ным способом, спокойно выни­матьсяэкскаватором. А потом, с понижением от 40 метров и более, – буровзрывным способом. Тут и масса единовременно взрыва­емого ВВ будет меньше и, соот­ветственно, борта карьера сами станут защитным барьером от воз­действия ударной волны. То есть с этой точки зрения буровзрыв­ные работы призваны полностью минимизировать воздействие на населенные пункты, ближайшее сооружение. Пыление на дачный массив по розе ветров при разра­ботке карьера также исключается.

- Какой будет площадь и глубина карьера, где будет до­бываться золотосодержащая руда?

- На госбалансе запасы стоят до глубины 140 метров. Конеч­ный контур карьера – это отра­ботка всех его запасов. Они и будут согласно контракту отра­ботаны. За его контур мы никог­да не выйдем.

- А если не считать дачи, какие ближайшие объекты к карьеру еще можно назвать?

- До поселка Аксу около двух тысяч метров, до подшипникового завода тоже где-то 2,5 – 3 кило­метра, – дает справку Александр Брык. А на фабрике вредности свои, но она рассматривается от­дельным проектом. А то, что каса­ется плана горных работ, то бли­жайшим объектом будут дачи. А о степени этого воздействия я уже сказал. Оно минимальное.

Производство

без опасности

- А не будет ли при разра­ботке месторождения про­блем, связанных с выпасом скота на этой территории? Не станет ли он жертвой взры­вов?

- Рядом с карьером есть паст­бищные земли южнее, но и они находятся дальше сейсмиче­ского воздействия ударной вол­ны, более 100 метров. Поэтому это опасности не представляет. А здесь есть объекты предпри­ятия: различные сооружения, линия электропередачи, техно­логические трубопроводы будут.

На время ведения буровзрыв­ных работ предусмотрены опре­деленные мероприятия, разрабо­танные по Правилам обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объ­ектов, согласно приказу МИИР РК от 30 декабря 2014 года №343. При каждом взрыве, чтобы кто- то случайно не зашел на терри­торию, по периметру объекта на безопасном расстоянии, согласно вышеуказанным Правилам, будут выставляться аншлаги, посты. По требованиям промышленной безопасности до взрыва весь персонал знакомится с правила­ми проведения массовых взры­вов, он знает, какие сигналы по­даются, когда будет произведен взрыв. Уже за полчаса до подачи предупредительного сигнала по периметру на всех возможных подъездных путях выставляются посты. А после сигнала «Отбой» все приступают к своей работе.

- То есть всякого рода слу­чайные появления людей и скота на территории, где мож­но стать жертвой взрыва, ис­ключены?

- Да. Во-первых, территория карьера будет обвалована. Во- вторых, на территории есть по­сты охраны. Но в любом случае при производстве массовых взрывов по границе территории карьера и намного дальше будут выставляться посты.

- Буровзрывные работы будут производиться не нашими сила­ми, – поясняет Александр Брык. – Это будет специализированная организация, имеющая необходи­мые разрешительные документы и опыт в этом деле. Все вопросы безопасности будут закрыты.

- Не ручаюсь за соответ­ствие действительности, но слышал, что в Аксу, напри­мер, бывали случаи, когда сразу после взрыва сюда сбегались предприимчивые люди, наполняли кварцевой рудой мешки, чтобы потом где-то в домашних условиях извлечь из нее металл. Здесь подобное возможно?

- Знаю, что в Аксу, Бестобе очень высокое среднее содержа­ние золота было, и люди риско­вали. Не секрет, что содержание золота на этом месторождении в районе 1,5 граммов на тонну. Поэтому оно не представляет ин­тереса. Но и напомню об ограж­дении и постах. Сюда просто фи­зически никто попасть не сможет.

Александр Анатольевич до­полняет:

- Это во-первых. А во-вторых, у нас нет видимого и легко из­влекаемого золота. То есть даже представим, что люди побегут в карьер и попытаются что-то найти, то они просто ничего не найдут. Ну и надо понимать, что компания сюда пришла не ба­ловаться с законодательством, пренебрегая требованиями к до­быче полезных ископаемых. У нас к работе серьезный подход.

- Этот проект на месторожде­нии не первый, на территории месторождения уже несколько проектов прошло с получением всех необходимых экспертиз и за­ключений госорганов. И к предсто­ящим общественным слушаниям тоже все подготовлено, как и для прохождения всех необходимых экспертиз. Проект ПГР уже нахо­дится на сайте, вся информация по плану горных работ открытая, по экологическому воздействию, по технологическим работам...

- По законодательству Респу­блики Казахстан мы обязаны провести общественные слуша­ния по каждому проекту в зоне интересов населения. Вот как раз мы находимся на нейтраль­ной зоне, захватывающей инте­ресы и поселка Аксу, и дачного кооператива, который офици­ально относится к черте города Степногорска. Поэтому мы бу­дем проводить общественные слушания и в городе, и в посел­ке. Будем представлять план горных работ и оценку воздей­ствия на окружающую среду.  

Просмотров: 193 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar